Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий отборочный тест




Билет 43.

Автор: Краткий отборочный тест (КОТ) является российской адаптацией теста Вандерлика, вы­полненной В.Н.Бузиным.

Краткая история создания методики и общие теоретические положения: Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывав­шихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса". Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должность клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями тес­та и успешностью в работе была небольшая.

Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А.Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна".

Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей. Исходной предпосылкой при анализе структуры теста было следующее определение обучаемости:

Обучаемость это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исклю­чает возможность индивидуального подхода.

Данные о валидности и надёжности методики:

Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. Коэффи­циент альфа, рассчитанный по формуле Кьюдера—Ричардсона, составил α = 0,86. Надежность рассчитывалась по двум выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ (60 человек) и лица с высшим образованием, в основном инженеры связи (140 человек).

В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Г.Ю.Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68, а с IQ по вербальному 0,61 (уровень значимости p<0,001).

Успешность выполнения КОТ слабо коррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте притязаний; коэффициент корреляции – 0, 22, уровень значимости: p<0,1.

Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По 2 исследованным выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при более высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий и увеличения средней, решающей 18-24 задания. «Сильная» группа, решающая свыше 30 заданий, и в той и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности (5-7%).

Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования.

Цель: определение интегрального показателя "об­щие способности".Тест предусматривает диагностику способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертности мышления, отвлекаемости внимания, грамотность, ориентировку, пространственное воображение, математические способности.

Область применения: Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению.

Организация: Групповое и индивидуальное обследование: тест может проводиться в групповом варианте. При этом желательно, чтобы испытуемые работали за отдельными столами. Сначала раздаются и подписываются индивиду­альные бланки. Затем раздаются индивидуальные тестовые тетради.

Краткое описание теста: тест состоит из 50 заданий с 3–5 вариантами ответа, из которых только один верный. Кроме того, есть открытые задания (без вариантов ответа).

 

Процедура обследования: инструкция в рамках текста, приведенного на первой странице. Все примеры разбираются. Экспериментатор отвечает на вопросы испытуемых. Особо отмечается то, что во время выполнения теста вопросы по его содержанию не допускаются. Кроме того, акцентируется, что время выполнения теста строго ограничено - 15 минут. По команде: «Стоп! Время вышло» - все бланки переворачиваются и сдаются экспериментатору.

Во время проведения теста экспериментатору желательно убедиться в том, что бланки ис­пытуемых подписаны.

Обработка результатов: фиксируется общая сумма совпав­ших с ключом ответов. Обработка одного бланка занимает 15—20 секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части и оценка результатов идет по принципу «по­пал — не попал». Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специа­листов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы). Либо, в зависимости от ПТ, испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную груп­пу, если тест используется для обоснования дифференциации учащихся по уровню обучаемо­сти/

Краткое описание шкал:

КОТ предназначен для определения интегрального показателя "об­щие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" интеллекта:

1. Способность обобщения и анализа материала:При выполнении заданий на пословицы не­обходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смы­слов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фра­зам.

2. Гибкость мышления. Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа (задания: найти противоположное по смыслу слово; определить сходны или различны по значению 2 слова), можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются.

3. Инертность мышления. Переключаемость. Расположение заданий предусматривает спо­собность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции.

4. Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость. Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель теста у лиц, склонных к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания: достаточно сложные). Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте «уровень притязаний» эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успехи и неудачи.

5. Скорость и точность восприятия.Распределение и концентрация внимания. Часть зада­ний теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания: сравнить пары рядов чисел или слов). Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

6. Употребление языка. Грамотность. Часть заданий теста рассчитана на умение правильно пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка (в пределах алфа­вита) (задания: определение отношений, поиск лишнего слова, различий в фигурах и т.д.).

7. Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка. Согласно инструкции, тест допускает ре­шение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировав этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

8. Пространственное воображение. В тесте представлены четыре задания, связанные с опе­рациями в двумерном пространстве.

9. Математические способности.

 

Таким образом, показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.

Алгоритм построения диагноза и особенности интерпретации методики.

КОТ позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.