КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика профессионально важных качеств педагога
Билет 40.
Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога
К важным качествам по Марковой относятся: –пед.эрудиция; –пед.целеполагание; –пед.мышление; –пед.наблюдательность; –пед.оптимизм и т.д.
Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом: 1. Направленность. 2. Компетентность. 3. Эмоциональная гибкость.
Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.
В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие. В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.
Иерархическая структура пед.направленности: 1. направленность на ребенка. 2. направленность на себя. 3. направленность на предметную сторону профессии.
3 типа направленности: 1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. 2. Формально-педагогическая. 3. Ложно-педагогическая.
Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения. *уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность. Составление и проведение урока – это уже творчество.
Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности: – деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности). – коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения). Звено проф.компетентности… Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений. –система знаний, необходимых для реализации целей деятельности; –умение подать знания. Уровни пед.мастерства: 1.Репродуктивный. 2.Адаптивный. 3.Локально-моделирующий. 4.Системно-моделирующий. 5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися. * наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание. Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических). 3 вида пед. гибкости (структура): 1. Интеллектуальная. 2. Поведенческая. 3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость). Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.
Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности. Левитов выделяет основные педагогические способности: –способность к передаче знаний в краткой или интересной форме; –способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; –самостоятельный и творческий склад мышления; –организаторские способности и т.д.
по Крутецкому: 1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным. 2. Академические способности – способность к соответствующей области наук. 3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика. 4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи. 5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную). 6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 7. Коммуникативные. 8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося. 9. Способность к распределению внимания. + Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.
Структура способностей: 1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности. 2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.
Методики на изучение профессионально важных качеств педагога. (см. картотеку)
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |