Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика профессионально важных качеств педагога




Билет 40.

 

Личностные качества – один из факторов успешной деятельности педагога

 

К важным качествам по Марковой относятся:

–пед.эрудиция;

–пед.целеполагание;

–пед.мышление;

–пед.наблюдательность;

–пед.оптимизм и т.д.

 

Можно выделить 3 основные характеристики труда учителя, обуславливающие эффективность пед. деятельности в целом:

1. Направленность.

2. Компетентность.

3. Эмоциональная гибкость.

 

Направленность – в ней выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в своей профессиональной деятельности. У наиболее «эффективных учителей» она становится мотивацией совершенствования.

 

В пед.направленность включаются: интерес к учащимся, к творчеству, к пед. профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

 

В более узком смысле – пед.направленность – это профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обуславливает его индивидуальное и типичное своеобразие.

В более широком смысле – пед.направленность – это система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в пед. деятельности и общении.

 

Иерархическая структура пед.направленности:

1. направленность на ребенка.

2. направленность на себя.

3. направленность на предметную сторону профессии.

 

3 типа направленности:

1. Истинно-педагогическая (мотив – интерес к содержанию пед. деятельности) – состоит в устойчивой мотивации формирования личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог.

2. Формально-педагогическая.

3. Ложно-педагогическая.

 

Компетентность – гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) пед.общения.

*уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности, от степени развития профессионально-педагогического мышления. Пед. творчество эффективно, когда оно опирается на высокую пед. компетентность.

Составление и проведение урока – это уже творчество.

 

Можно выделить 2 подструктуры пед. компетентности:

– деятельностная (ЗУНы и способы осуществления пед. деятельности).

– коммуникативная (ЗУНы и способы осуществления пед. общения).

Звено проф.компетентности…

Пед.мастерство – системное качество личности педагога, которое приобретается в процессе его профессионального становления в виде пед.умений.

–система знаний, необходимых для реализации целей деятельности;

–умение подать знания.

Уровни пед.мастерства:

1.Репродуктивный.

2.Адаптивный.

3.Локально-моделирующий.

4.Системно-моделирующий.

5.Формирование, моделирование системы знаний и управление учащимися.

* наиболее благоприятным для профессионального роста является их сочетание.

Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий как во внешних формах активности, так и во внутренних (психических).

3 вида пед. гибкости (структура):

1. Интеллектуальная.

2. Поведенческая.

3. Эмоциональная – сочетание личностных качеств: эмоциональная устойчивость, позитивная эмоциональная экспрессивность (отзывчивость).

Психологические условия развития эмоциональной гибкости – осознание учителем ролей и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, физического и психического здоровья учителя и учеников.

 

Педагогические способности как условие эффективной педагогической деятельности.

Левитов выделяет основные педагогические способности:

–способность к передаче знаний в краткой или интересной форме;

–способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

–самостоятельный и творческий склад мышления;

–организаторские способности и т.д.

 

по Крутецкому:

1. Дидактические способности – передача учебного материала, делая его доступным.

2. Академические способности – способность к соответствующей области наук.

3. Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика.

4. Речевые – способности ярко и четко выражать свои мысли при помощи речи.

5. Организаторские – способность организовывать деятельность (эффективную).

6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

7. Коммуникативные.

8. Пед.воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последних своих действий, в воспитательном проектировании личности учещегося.

9. Способность к распределению внимания.

+ Наблюдательность; Требовательность; Пед.такт; Эмпатия.

 

Структура способностей:

1. Перцептивно-рефлексивные – включают 2 вида чувствительности: 1) чувство объекта; 2) чувство причастности.

2. Проективные – включают: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские.

 

Методики на изучение профессионально важных качеств педагога.

(см. картотеку)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.