КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика изучения эмоционального отношения к учению А.Андреевой
Билет 45.
Автор: Андреева А.Д. Цель: изучение познавательной активности, тревожности и негативных эмоций в ходе учебной деятельности. Область применения: от 13 до 16 лет. Оборудование: бланки опросника, содержащие инструкцию и тексты опросника, лист ответов, ручка или карандаш. Описание методики: методика представляет собой модификацию личностного опросника Ч.Спилбергера. Вопросник делится на две части (по 30 вопросов). 1 часть – оценивает обычное состояние подростка: шкалы учебно-познавательной активности, тревожности, негативных эмоций, характеризующие личностные свойства субъекта. 2 часть – описывает или оценивает самочувствие подростка на уроках в школе: эти же шкалы, но в отношении состояния учащегося в конкретный момент (на уроке). Вторую часть можно использовать для изучения эмоционального отношения к определенному предмету или, после усреднения нескольких измерений, для изучения общего эмоционального отношения к учению. * На каждый вопрос (утверждение!) предполагается 4 варианта ответа: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда».
Организация обследования: индивидуальная или групповая. Процедура обследования: Каждый испытуемый получает по 2 индивидуальных расходных бланка (для ответа по шкалам ЭОУ-1 и ЭОУ-2). После заполнения регистрационных данных (на каждом из бланков!) учащихся знакомят с инструкцией. Заполнение бланков идет в следующей очередности: сначала заполняется бланк ЭОУ-1 (более устойчивые, личностные аспекты отношения к учению), затем бланк ЭОУ-2 (эмоциональные, ситуативные аспекты отношения школьника к конкретным обстоятельствам «здесь и теперь»). Инструкция: ЭОУ-1: «Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком на бланке ответов одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы». ЭОУ-2: «А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе».
Обработка результатов: проводится по ключу. 3 шкалы: 1. Тревожность. 2. Познавательная активность. 3. Негативные эмоции. Для подсчетов используется четырехбалльная шкала: Почти никогда = 1 балл Иногда = 2 балла Часто = 3 балла Почти всегда = 4 балла !!! В тесте присутствуют инвертированные пункты: (т.е. вес баллов считается в обратном порядке (1=4, 2=3, 3=2, 4=1))
Интерпретация: анализируется 6 показателей. Средние значения: 10 – 20 баллов – низкие показатели; 20 – 30 баллов – средние показатели; 30 – 40 баллов – высокие показатели.
1) Сравниваются попарно показатели первой части и показатели второй части. ** пр: если тревожность в жизни высокая, а в школе низкая, то это может значить, что школа ребенку безразлична, школа не является значимой ситуацией. Если наоборот, то, скорее всего, в школе ребенок чувствует себя некомфортно, и т.п. 2) Сравниваются показатели внутри частей. 3) Сравниваются: комбинация показателей 1 части с комбинацией показателей 2 части.
Билет 46. Шкала социально-психологической адаптивности.
Автор: Снегирева Т.В. Цель: изучение особенностей личностной саморегуляции. Область применения: с младшего школьного возраста (6–7 лет) до 17–18 лет (проводится только на школьниках). Организация обследования: с младшими школьниками – только индивидуально; с более взрослыми – можно в группе. Описание методики: Шкала социально-психологической адаптивности (шкала СПА) разработана К.Роджерсом и Р.Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за собственное поведение. Шкала состоит из 101 утверждения с 7 вариантами ответа: 1 – совершенно ко мне не относится. 2 – не похоже на меня. 3 – пожалуй, не похоже на меня. 4 – не знаю. 5 – пожалуй, похоже на меня. 6 – похоже на меня. 7 – точно про меня. → 37 утверждений соответствуют критериям социально-психологической адаптивности личности (в каком-то смысле они совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе – чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними и пр.); → 37 утверждений соответствуют критериям дезадаптивности (неприятие себя и других, наличие защитных «бырьеров» в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся «решение» проблем, т.е. решение их на субъективном психологическом уровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкость психических процессов); → 28 высказываний – нейтральны. В их число включена также контрольная шкала («шкала лжи»).
Инструкция: «На следующих страницах напечатаны высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к Вам, и обведите кружком одну из цифр, в зависимости от того, в какой степени оно характерно для Вас». Обработка результатов: проводится по ключу, в 2 этапа. 1 3 шкалы: 1. Показатель адаптивности (i(+)) 2. Показатель дезадаптивности (i(–)) 3. «Шкала лжи»: критическое значение = 5 ** Остальные вопросы – фоновые. Вычисляется: - коэффициент социально-психологической адаптивности: Kа = ∑i(+)5,6,7 + ∑i(–)1,2,3 (1) При вычислении ∑i(+)5,6,7 ответы 1,2,3,4 = 0 баллов; ответы 5,6,7 = 1 балл. При вычислении ∑i(–)1,2,3 ответы 1,2,3 = 1 балл; ответы 4,5,6,7 = 0 баллов.
- коэффициент дезадаптивности: Kд = ∑i(+)1,2,3 + ∑i(–)5,6,7 (2) (Баллы высчитываются аналогично)
При подсчете Kа и Kд за каждое совпавшее с ключом утверждение ставится 1 балл.
2 Подсчитываются результаты по каждому фактору: 1. Приятие себя (i(+)) ––– Неприятие себя (i(–)) (max=54 балла) 2. Приятие других (i(+)) ––– Конфликт с другими (i(–)) (max=39 баллов) 3. Эмоциональный комфорт (i(+)) ––– Эмоциональный дискомфорт (i(–)) (max=42 балла) 4. Ориентация на внутренний контроль (i(+)) ––– Ожидание внешнего контроля (i(–)) (max=66 баллов) 5. Доминирование (i(+)) ––– Ведомость (i(–)) (max=27 баллов) 6. Уход от проблем (i(+)) (max=15 баллов)
При подсчете факторов используется формула (1), но за ответы… - для i(+) в позиции 5 начисляется 1 балл; 6 – 2 балла; 7 – 3 балла. - для i(–) в позиции 1 начисляется – 3 балла; 2 – 2 балла; 3 – 1 балл.
Интерпретация результатов: 1 Средний индекс… Kа ( и Kд) для старшеклассников – от 39 до 44 баллов. Более 44 баллов – высокая адаптивность/дезадаптивность. Менее 39 баллов – низкая.
2 Факторы интерпретируются качественно, т.е. необходимо вычислить выраженность того или иного фактора в процентах (от максимума для данного фактора). + строится профиль.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |