Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое положение иностранных юридических лиц, их филиалов и представительств в России




В России иностранными юридическими лицами признаются те, которые учреждены в иностранном государстве. Такого же подхода придерживаются США, Великобритания и другие страны, в которых за основу определения национальности юридического лица принят критерий инкорпорации. Скажем, в странах Западной Европы применяется критерий оседлости. Соответственно иностранными юридическими лицами в этих странах признаются те юридические лица, органы управления которых находятся за рубежом.

Участвуя в гражданском обороте на территории России, иностранная компания подчиняется одновременно двум правопорядкам. С одной стороны - нормам российского гражданского законодательства: согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Никаких изъятий или специальных требований (регистрации или какого-либо разрешения на участие в гражданском обороте на территории России) по сравнению с требованиями для российских юридических лиц для иностранных организаций не предусмотрено.

С другой стороны, ряд вопросов статуса иностранной организации регулируется законом того государства, где эта организация учреждена. В соответствии с п. 2 ст. 1202 ГК РФ личный закон юридического лица определяет:

1) статус организации в качестве юридического лица (иначе – является ли организация юридическим лицом);

2) организационно-правовую форму данного юридического лица;

3) требования к наименованию;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности;

6) порядок приобретения гражданских прав и несения гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность отвечать по своим обязательствам. Те нормы права, которые регулируют указанные вопросы, образуют статут юридического лица.

Законодательство России позволяет участвовать в гражданском обороте иностранным организациям, которые не являются юридическими лицами по иностранному праву. Например, английское товарищество (partnership) не является юридическим лицом по английскому праву, равным образом как в Германии не признаются юридическими лицами полные товарищества'. Личным законом таких организаций признается право той страны, где они учреждены, и к их деятельности на территории России применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц (ст. 1203 ГК РФ). Как отмечает А.С. Комаров, поскольку данные организации «создаются на основе договора, заключаемого их учредителями, местом учреждения можно считать место, где совершен учредительный договор». При этом такие организации, созданные для предпринимательской деятельности, как правило, подлежат также торговой регистрации. «В этом случае местом учреждения организации можно было бы считать место, где она зарегистрирована и тем самым приобрела право участвовать в торговом обороте».

Как показывает практика, вопрос о правоспособности компании, с которой российская организация вступает в договорные отношения, имеет важное значение для признания контракта действительным. В частности, российская сторона должна знать о том, кто вправе вести переговоры и подписывать контракт от имени иностранной компании, какова возможная ответственность компании и/или ее учредителей. Ответы на указанные вопросы можно найти в учредительных документах компании, а также в законодательстве соответствующего государства о юридических лицах.

Правовой статус иностранной компании, как правило, подтверждается выпиской из торгового реестра государства или иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых в соответствующем государстве. При этом документы, исходящие из иностранного государства, должны быть надлежащим образом легализованы или апостилированы.

В соответствии с п. 3 ст. 1202 ГК РФ при совершении сделки в России иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой была совершена сделка, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении (принцип «извинительного незнания» иностранного закона).

Так, согласно учредительным документам одной из фирм контракты, заключаемые от имени фирмы, признаются действительными только в случае, когда они подписаны двумя ее коммерческими директорами совместно. Однако президент фирмы в нарушение положений учредительных документов единолично выдал доверенность от имени фирмы на заключение контракта. МКАС, рассматривавший дело о взыскании задолженности по контракту, отметил, что даже если в учредительных документах фирмы установлены ограничения в полномочиях президента, то при совершении сделок иностранное юридическое лицо не может на них ссылаться, поскольку они не известны праву России (дело № 493/1993, решение от 17 ноября 1994 г.).

Вопросы создания филиалов и открытия представительств решаются как по личному закону юридического лица, так по законодательству того государства, на территории которого создаются данные структуры. Иностранные юридические лица вправе действовать на территории России как непосредственно, так и через свои филиалы и представительства. Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории России той деятельности, которую ведет за пределами РФ его головная организация, и ликвидируется на основании решения головной организации (ст. 20).

Закон предусматривает аккредитацию филиала в федеральном органе исполнительной власти, под которым имеется в виду Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ. Головная организация представляет для аккредитации филиала Положение о филиале и другие документы. В Положении необходимо указать сведения о филиале (наименование, местонахождение, цели создания и виды деятельности, порядок управления, состав и сроки вложения капитала в основные фонды филиала), а также сведения о головной организации (наименование, организационно-правовая форма и юридический адрес). С момента аккредитации филиалу выдается свидетельство на право осуществления деятельности в России. Ответственность по долгам филиала несет головная организация (ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»).

Так, между российской организацией и расположенным на территории России филиалом бельгийской фирмы был заключен контракт на поставку товара. Поскольку продавец (филиал бельгийской фирмы) нарушил условия договора, российская организация предъявила в МКАС иск к филиалу. Рассмотрев вопрос о надлежащем ответчике, МКАС признал таковым бельгийскую фирму - учредителя филиала, директором которого был подписан контракт. При этом арбитраж исходил из того, что указанный филиал не имеет статуса юридического лица и согласно Положению о нем полную юридическую и финансовую ответственность за его деятельность несет учредитель – бельгийская фирма (дело № 305/ 1998, решение от 31 января 2000 г.).

Иностранные юридические лица вправе открывать в РФ свои представительства. Порядок открытия представительств регламентируется Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. (в ред. от 11 июля 1991 г.). Согласно Положению инофирмы могут открывать свои представительства не иначе, как с особого разрешения, выдаваемого в зависимости от характера их деятельности Министерством внешнеэкономических связей (в настоящее время – Министерством экономического развития и торговли РФ), Центральным банком РФ, Министерством юстиции РФ и другими министерствами.

Инофирма, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление, в котором излагается цель открытия представительства, дается описание деятельности инофирмы, информация о деловых связях с российскими организациями и т.п. К заявлению должны быть приложены документы (устав инофирмы, выписка из торгового реестра, для банка – выписка из банковского реестра или документ, подтверждающий наличие разрешения на занятие банковской деятельностью), а также информация об уставном капитале, рекомендательное письмо банка, услугами которого она пользуется, и т.п.

Разрешение выдается на срок не более трех лет с правом продления. В разрешении указываются: цель и условия открытия представительства; срок действия разрешения; количество сотрудников из числа иностранных граждан. Свою деятельность представительство осуществляет в соответствии с законодательством РФ. Как и филиал, представительство не является юридическим лицом, и ответственность по его обязательствам несет создавшая его иностранная компания. Отношения «иностранное лицо-представительство» определяются с точки зрения соответствующего иностранного права.

На Государственную регистрационную палату в соответствии с Положением об этом органе 1994 г., а также приказом Минюста РФ от 25 ноября 1999 г. № 341 возложены функции по аккредитации представительств иностранных юридических лиц, а также ведение сводного реестра представительств иностранных компаний, аккредитованных в РФ (аккредитацию проводят многие государственные органы, которые затем представляют в Палату соответствующие сведения). Есть точка зрения, что аккредитация – это частный случай выдачи разрешения.

Иностранные кредитные организации вправе открывать свои представительства в России с разрешения ЦБ РФ. Представительство создается иностранной кредитной организацией в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе России, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. При этом представительство не является юридическим лицом, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью и выступает от имени и по поручению представляемой им кредитной организации. ЦБ РФ дает разрешения на открытие представительств сроком на три года в соответствии с поступившими заявками тем иностранным кредитным организациям, которые функционируют в своей стране не менее пяти лет и хорошо зарекомендовали себя в банковской системе своей страны, имеют устойчивое финансовое положение. Представительство организует свою работу в соответствии с требованиями российского законодательства и указаниями ЦБ РФ. Деятельность представительства прекращается:

1) по истечении срока, на который выдано разрешение;

2) в случае отзыва лицензии на деятельность иностранной кредитной организации;

3) по решению иностранной кредитной организации, открывшей представительство;

4) в случае, если деятельность представительства противоречит законодательству РФ;

5) по решению ЦБ РФ без указания причины.

Из действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предпринимательскую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур. Статус предпринимателя (соответствующей структуры) приобретается посредством государственной регистрации предприятия.

Анализ российского законодательства показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует. Интернационализация международной хозяйственной жизни приводит к использованию различных организационных форм совместной деятельности субъектов из разных государств.

1. Договорные формы – отношения сторон в таких формах совместной деятельности определяются договорами о производственной либо научно-технической кооперации, договорами о консорциумах, предусматривающими обычно совместное выступление сторон на том или ином рынке или в отношении определенного объекта деятельности.

2. Организационные формы – приводят к созданию юридических лиц. Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Общим для них является то, что происходит объединение капиталов, принадлежащих участникам из различных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет место совместное несение рисков и убытков.

3. Консорциум – одна из возможных организационно-правовых форм. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциум создается на договорной основе для реализации крупномасштабных проектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций. Консорциумы в нашем законодательстве как правовая форма не урегулированы.

Виды консорциумов, существующие на практике:

1. Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера (юридическими лицами не являются):

а) закрытый – контракт с иностранным заказчиком подписывается одной внешнеторговой организацией, принявшей на себя обязанности руководителя и несущей перед ним ответственность за выполнение всего комплекса обязательств, предусмотренных в контракте;

б) открытый – контракт с иностранным заказчиком подписывается всеми партнерами по консорциуму и каждый из них несет свою долю имущественной ответственности непосредственно перед иностранным заказчиком.

2. Консорциумы, создаваемые для внешнеэкономической деятельности на длительный срок. К таким консорциумам можно было отнести советский внешнеторговый консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений. Развития такие консорциумы не получили.

В отношении всех форм совместной деятельности за рубежом наше законодательство опосредованно (через таможенное и валютное законодательство) определяет, какие организации и в каком порядке могут принимать участие в деятельности такого рода. Круг российских участников совместных и иных предприятий за рубежом не ограничивается.

Правовое положение иностранных юридических лиц обычно определяется на базе принципа национального режима и режима наибольшего благоприятствования, который формулируется, как правило, в международных договорах (второй из принципов преобладает).

Внешнеэкономическая деятельность иностранных юридических лиц подчинена действию режима наибольшего благоприятствования.В практике заключения двусторонних и многосторонних международных договоров предоставление этого режима часто формулируется как «принцип наиболее благоприятствуемой нации».

Содержание режима наибольшего благоприятствования в двусторонних торговых договорах составляет обязательства государства предоставить договаривающейся стороне режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен этим государством в отношениях с любым третьим государством. В многосторонних договорах формулировка режима наибольшего благоприятствования означает: если одно государство предоставило преимущества в отношениях с другим государством – участником, то указанное преимущество должно быть, согласно рассматриваемому принципу, распространено на остальных участников.

При применении формулировки «национальный режим» за базу сравнения берется режим деятельности, которым пользуются национальные физические и юридические лица. При этом национальный режим может быть сформулирован или как общий принцип недискриминации, или в формулировке, сходной с формулировкой режима наиболее благоприятствуемои нации, например, как режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным, то есть национальным юридическим и физическим лицам.

Правовой режим иностранных юридических лиц всегда составляет предмет регулирования международных торговых договоров и соглашений. Предоставляя на условиях взаимности те или иные уступки в реализации юридическими и физическими лицами своих прав, а также договариваясь о порядке принятия мер регулирования, государства на основе международных договоров реализуют свою внешнеэкономическую политику.

В российском законодательстве положение, предусматривающее предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, содержится в ГК РФ. Так, в ст. 2 предусматривается, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются и к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Одним из таких законов является ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г. В соответствии со ст. 4 этого закона правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставленный российским инвестором. В российской науке нет однозначной концепции в оценке данной формулировки закона касательно правового режима иностранного инвестора. Судебная практика в РФ склоняется к оценке данной новеллы как режима наибольшего благоприятствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.