КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое положение транснациональных корпораций
Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах. Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов /»Еврохемик»/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /»Еврофирма»/, Банк международных расчетов /БМР/. В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ – Международному банку экономического сотрудничества ДЛБЭС/ и Международному инвестиционному банку /МИБ/. В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся «Дженерал моторз» /США/, «Фольксваген» /ФРГ/, «Филипс» /Нидерланды/. Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются. Не являются международными юридическими лицами и так называемые «смешанные общества». Под «смешанными обществами» в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств. Термин «транснациональная корпорация» впервые был использован Организацией Объединенных Наций для обозначения предприятия, не зависимого от страны своего происхождения и формы собственности (частные, государственные или смешанные), имеющего отделения в двух или более странах, которые функционируют в соответствии с такой системой принятия решений, которая позволяла бы проводить согласованную политику и общую стратегию. В современной юридической и экономической литературе термином ТНК обозначают крупные образования, преимущественно корпоративного типа, как правило, высокоразвитых стран, обладающих многоступенчатой сетью либо имеющих местонахождение или осуществление основной деятельности в различных странах мира. Как головная (материнская) компания или корпорация, так и ее различные дочерние структуры (предприятия, образованные в соответствующих требуемых законом каждого конкретного государства организационно-правовых формах, определяемых индивидуально), являются национальными юридическими лицами разных государств. При этом с формальной точки зрения материнская компания будет выступать по отношению к созданному ею дочернему предприятию в другой стране как иностранное юридическое лицо. Выведение определения было обусловлено тем, что законодательство – ни гражданское, ни налоговое – не содержит определения транснациональной корпорации и как следствие не предусматривает норм налогообложения ТНК. Существующие подходы к определению транснациональных корпораций, применяемых ООН, в частности ЮНКТАД, также имеют целый ряд недостатков, главными из которых являются следующие: 1) категория корпорации имеет различное содержание в национальных правовых системах (либо не используется вовсе при определении форм юридических лиц); 2) отношения, содержанием которых являются права участников организации, могут возникать не только в организациях, называющихся корпорациями; 3) в тех юридических лицах, которые носят название корпораций, корпоративные отношения возникают не всегда. Основные признаки транснациональной корпорации как субъекта гражданского права: 1) наличие либо группы взаимозависимых юридических лиц, различных организационно-правовых форм и форм собственности, являющихся налоговыми резидентами нескольких государств, либо юридического лица, обладающего разветвленной сетью обособленных подразделений в нескольких государствах; 2) наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, находящегося на территории двух и более государств; 3) наличие устойчивых экономических связей между участниками группы и осуществление совместной коммерческой деятельности; 4) наличие единой системы управления и принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию участникам группы. Классификация транснациональных корпораций: 1) транснациональная корпорация первого типа (ТНК I) – юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в двух и более государствах через сеть обособленных подразделений, в них расположенных; 2) транснациональная корпорация второго типа (ТНК II) – группа взаимозависимых юридических лиц, образованная по законодательству одного государства, осуществляющая коммерческую деятельность в двух и более государствах, функционирующая в соответствии с такой системой принятия решений, которая позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию; 3) транснациональная корпорация третьего типа (ТНК III) – группа взаимозависимых юридических лиц, образованная по законодательству различных государств, осуществляющая коммерческую деятельность в двух и более государствах, функционирующая в соответствии с такой системой принятия решений, которая позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию; 4) транснациональная корпорация четвертого типа (ТНК IV) – юридическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в двух и более государствах как через свои обособленные подразделения, так и через свои зависимые и дочерние компании; 5) транснациональная корпорация пятого типа (THKV) – группа взаимозависимых юридических лиц, образованная по законодательству различных государств, осуществляющая коммерческую деятельность в двух и более государствах как через свои обособленные подразделения, так и через свои зависимые и дочерние компании, функционирующая в соответствии с такой системой принятия решений, которая позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию. До недавнего времени все аспекты проблемы функционирования транснациональных корпораций рассматривались только в спектре экономических проблем. Видные экономисты пытались обобщить, систематизировать, а главное, адаптировать к нашим реалиям зарубежный опыт целого ряда родственных наук. Разнообразные подходы к решению поставленной проблемы (анализ опыта организации интеграционных процессов в промышленности) просматриваются в работах Э.А. Грязнова, Е.В. Ленского, Э.А. Уткина, В.А. Цветкова, М.А. Эскиндарова. В работах В.Д. Андрианова проводится сравнительный анализ развития внешней торговли, инвестиционного сотрудничества, формирования транснациональных корпораций, выявляются сильные и слабые стороны российской экономики через призму сравнительной конкурентоспособности на мировом рынке. В работах Ф.И. Шахмалова рассматриваются основополагающие принципы, механизмы и особенности взаимодействия государства и экономической системы, власти и предпринимательства. Параллельно данная проблема рассматривалась философами, но уже с точки зрения социальной детерминированности интеграционных процессов. Так, в работах В.Л. Иноземцева дается подробный философский анализ постиндустриальных теорий и постэкономических позиций в современном мире. В работах К.С. Гаджиева впервые дается систематическое изложение политической философии как самостоятельной научной дисциплины, с одной стороны, и подробный анализ интеллектуальной деятельности человека, куда ученый относит и предпринимательскую деятельность, с другой. Нельзя не упомянуть также работы М.М. Богуславского, В.В. Долинской, Т.В. Кашаниной: на основе анализа практики и обзора законодательства России, стран СНГ и Балтии рассматривается правовой режим иностранных инвестиций, государственно-правовое регулирование деятельности корпораций в России, этапы формирования, основополагающие принципы, категории и сущностные характеристики транснациональных корпораций[11]. Основные положения, касающиеся правового регулирования, создания и деятельности транснациональных корпораций в России, не отражены во внутреннем законодательстве Российской Федерации. Единственным нормативным актом, регулирующим деятельность транснациональных корпораций в Российской Федерации, является Конвенция от 6 марта 1998 года «О транснациональных корпорациях», подписанная Российской Федерацией наряду с Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной. На момент написания данного исследования Российская Федерация не ратифицировала данный международный договор, поэтому, строго говоря, он пока не может считаться источником правового регулирования деятельности ТНК в РФ. Кроме того, сразу следует отметить, что данный документ не представляется достаточным, так как предполагает наличие внутренних нормативных актов: в Конвенции лишь закреплены общие положения, касающиеся деятельности транснациональных корпораций в странах-участницах конвенции (определено понятие «транснациональная корпорация», установлены общие основы сотрудничества сторон в области создания и деятельности транснациональных корпораций, подчеркнут принцип добровольности создания ТНК и т. п.). Естественно, такое положение нельзя считать нормальным: для создания и успешного функционирования корпорации любого типа необходимы специальные нормы, регулирующие частные вопросы ее деятельности. Потому необходим законодательный акт, устанавливающий механизм регистрации, особенности гражданско-правового статуса, специфику правоспособности ТНК. Необходимо также создание на этой базе пакета предложений по изменению и дополнению к Налоговому кодексу РФ, который бы с учетом особенностей гражданско-правового статуса ТНК позволил выработать единые подходы к налогообложению доходов ТНК, полученных на территории РФ, имущества ТНК, находящегося на территории РФ. Этот перечень можно продолжать достаточно долго. Но при изучении множества современных нормативных актов в этой области становится ясно, что их количество никак не переходит в качество, а, скорее, наоборот. Правомерно ли говорить о системности законодательства по транснациональным корпорациям, если даже действующие нормативные акты содержат не соответствующие друг другу положения, что подтверждается многочисленными примерами из правоприменительной практики. Кроме того, в законодательных актах нет обоснованных решений по многим проблемным вопросам, активно обсуждающимся юристами-практиками. Достаточно вспомнить о том, что Гражданский кодекс не предусматривает возможности группе коммерческих юридических лиц выступать в качестве единого субъекта гражданского права, тогда как Конвенция фактически признает транснациональную корпорацию отдельным юридическим лицом. Более того. Страной происхождения основной массы транснациональных корпораций, действующих в РФ, не являются страны СНГ, соответственно, на них не распространяется действие упомянутой Конвенции. Создание специального нормативно-правового документа позволило бы упорядочить систему налогообложения иностранных и российских ТНК. Наконец, многие нормативные правовые акты по транснациональным корпорациям не отличаются высокой юридической техникой, что вызывает на практике значительные сложности, связанные с их толкованием. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на внешние атрибуты, система отечественного налогового законодательства находится в стадии формирования, и изучение на этом этапе результатов деятельности транснациональных корпораций интересно не только в познавательном плане, но и в плане практическом: это окажет положительное влияние на процесс разработки нормативных актов в этой сфере.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |