Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент в психодиагностическом исследования. Виды экспериментов. Основные понятия дифференциальной психометрики в психодиагностике




Основные понятия дифференциальной психометрики в психодиагностике. Понятие об измерении.

Психометрика -область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Первоначально под психометрией понимали измерение временных характеристких психических процессов, затем добавилось измерение и более сложных психических функций.

Появились общая психометрия (измерения общепсихиологического характера) и дифференциальная психометрия (измерение индивидуальных различий).

· представление о психодиагностической методике:

предмет, объект, метод, методика; операционализация и интерпретация, тесты, опросники, проективные методы, контентанализ;

· надежность психодиагностических методик: внутренняя согласованность, воспроизводимость, надежность шкалы, процедуры факторного и регрессионного анализа;

· валидность психодиагностической методики: внешняя валидность; конвергентная, дискриминантная и конструктная валидность; валидность и достоверность;

· тестовые нормы и репрезентативность методики: метрические и психометрические шкалы; тестовые нормы, процентили, квантили; линейная и нормальная стандартизация, т-баллы, стэны, станайны, - шкалы и т.п.

Измерением называется операция установле­ния взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как част­ный случай — чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.

В естественных науках следует различать, как предлагает С. С. Паповян, три вида измерения:

1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых от­ношений из эмпирической системы.

2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закономерно­стей, связывающих эти переменные с другими. Для производного измерения тре­буется установление законов, описывающих связи между отдельными парамет­рами реальности, позволяющих вывести «скрытые» переменные на основе непо­средственно измеряемых переменных.

3. Измерение «по определению» производится тогда, когда мы произвольно пред­полагаем, что система наблюдаемых признаков характеризует именно это, а не какое-либо другое свойство или состояние объекта.

 

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект.

Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению.

Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях с применением сложной аппаратуры.

Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях.

Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей.

Недостаток этого метода- его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам.

Важным преимуществом метода эксперимента является то, что исследователь не должен здесь занимать пассивную позицию и ждать появления интересующего его психического явления.

При использовании метода эксперимента специально создаваемые условия могут нарушить естественное протекание изучаемого психического явления, что в свою очередь приведет к искажению получаемых фактов. Это является отрицательным в методе эксперимента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.