Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Связь асимметрии мозга с полом




Организация речи

Распознавание цветов

Логика и распознавание образов

Основные функции полушарий и связь между ними

Современные представления о межполушарной асимметрии

ДОМИНИРОВАНИЕ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный).

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;

2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

Синдром «расщеплённого мозга»

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Асимметрия мозга тесно связана с полом.

У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей.

В настоящее время подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий.

 

Нейропсихологической модели мозговой организациисознания

1. Принцип системной организации всех психических явлений, в соответствии с которым сознание обеспечивается сложными системными мозговыми механизмами. Можно думать, что сознание как психологическая супер- или метасистема (система систем), как высшая интегративная деятельность мозга осуществляется с помощью особых суперсложных мозговых функциональных систем (второго или более высокого порядка), объединяющих относительно частные системные мозговые механизмы, ответственные за отдельные психические функции (функциональные системы первого порядка).

2. Принцип факторной мозговой организации психических явлений, означает, что разные параметры, аспекты сознания связаны с работой разных мозговых структур. Сознание как особая, высшая форма отражения определяется огромным числом параметров (сенсорных, моторных, перцептивных, мнестических, интеллектуальных, аффективных и др.), каждый из которых обеспечивается соответствующими мозговыми механизмами. Их совместное функционирование создает общую смысловую структуру сознания, т. е. тот обобщенный «образ мира» и целостный «образ самого себя», которые составляют содержание сознания.

3. Принцип иерархической организации психических явлений, который по отношению к сознанию означает множественную вертикальную представленность мозговых аппаратов сознания на разных его уровнях – полностью осознаваемых, частично осознаваемых и бессознательных форм психической деятельности. Взаимодействие этих уровней создает возможность перехода одной формы в другую в определенных условиях.

4. Принцип опосредованности психических явлений речевой и другими знаковыми системами означает неравноценное отношение правого и левого полушарий головного мозга к явлениям сознания, качественно различные формы их участия в обеспечении сознания («речевое» и неречевое, «образное» сознание).

5. Принцип прижизненного постепенного формирования психики человека под влиянием социокультурной среды указывает на динамический характер мозговых механизмов сознания, их хроногенную изменчивость и зависимость от разных этапов формирования психических функций в онтогенезе

6. Принцип произвольного управления психическими явлениями (высшими психическими функциями) по отношению к сознанию означает особую роль лобных префронтальных отделов в мозговой организации сознания, в механизмах произвольного управления процессами сознания (переключения сознания с одного объекта на другой, актуализации в сознании тех или иных образов, воспоминаний и т. д.).

7. Принцип участия в реализации любого психического явления всего мозга как целого – и левого, и правого полушарий –Нормальное сознание – результат деятельности мозга как парного органа. Асимметрия полушарий – частный случай их взаимодействия – не означает асимметрии нормального сознания. Сознание едино и является результатом совместной работы обоих полушарий, сознание – целостная интегративная деятельность всего мозга.

. Разные структуры мозга вносят свой дифференцированный вклад в мозговую организацию сознания, в обеспечение различных его аспектов.

 

 

УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭМОЦИЙ.

Эмоционально личностная сфера имеет три уровня:

1. эмоциональная реактивность/эмоциональное реагировние (базальные эмоции);

2. эмоциональные состояния (настроение и эмоциональный фон), (отношение человека к какой-либо ситуации, более долговременное);

3. эмоционально-личностные качества (эмоциональные способности человека: пессимизм, пассивность и т.д.)

Эмоции могут существовать в виде осознанных и неосознанных состояниях или ситуациях. Осознание собственных эмоций необходимо осознавать для наличия критичности.

Основные параметры эмоций:

1. качественная характеристика (модальные связи с базальной потребностью)

2. знак (+/-)

3. интенсивность

4. длительность

5. реактивность

6. степень осознанности

7. степень произвольного контроля

Патологии.

Эмоциональные нарушения как обязательный симптом в лобном синдроме. Нарушение настроение, апатия, эмоциональный паралич. При нарушении правого полушария ГМ – изменения заметны наиболее выразительно, свойственны более позитивные эмоции, вроде эйфории, патологического смеха, удовлетворение всеми окружающими ситуациями, при поражении левого полушария головного мозга – свойственны более негативные эмоции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.