Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций




В процессе жизни человек получает информацию посредством одного или другого анализатора, при том последовательно и отражаемая реальность становится доступной для восприятия только в случае её дискретного (по частям) предъявления, что наиболее ярко проявляется в восприятии речи. Аналогичная закономерность реализуется и в самостоятельном высказывании. Двигательные акты тоже реализуются во времени и происходят поэтапно (по частям).

 

20.02.14

Фактор симультанности или одновременности – одновременная обработка информации, которая поступает в кору головного мозга.

Фактор межполушарного взаимодействия – говорит о том, что оба полушария работают только в паре.

Общемозговой фактор – описывает процессы кровообращения, биохимические и прочие процессы.

Фактор глубинных подкорковых структур (таламус и прочие).

 

ТЕМА: ПРОБЛЕМА МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ МОЗГА И МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Проводились исследования, которые показали неравнозначность левого и правого полушария.

В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям (анатомические, физиологические и т.д.)

В 30-е – 40-е годы 20 столетия в Институте мозга Российской Академии Наук были обнаружены следующие структурные различия полей левого и правого полушарий:

1. Общая площадь нижней лобной извилины у правшей слева больше, чем справа.

2. В нижнетеменных областях коры слева увеличены размеры коры в глубине борозд.

3. Островковая область слева больше, чем справа.

4. Зона Вернике в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом.

5. Наблюдается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях.

6. Длина левого полушария превышает длину правого почти в 50% случаев;

Удалось установить, что доминантность левого полушария у правшей, вовсе не так уж абсолютна, как это считалось раньше. Существует парциальная зависимость (доминантность) левого полушария и люди, у которых левое полушарие доминантно по функциям речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям.

Известно, что практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, потому что они совершаются по разным уровням (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредованном). Это позволяет предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий. В настоящее время установлены несколько основных положений, касающихся межполушарной асимметрии мозга, их условно сформировано 4:

1. Межполушарная асимметрия головного мозга относительно психических функций имеет не глобальный, а парциальный характер и в различных системах мозга характер функциональной асимметрии может быть разным. Выделяют моторные, сенсорные и психические асимметрии, при том, каждая из них подразделяется ещё на другие виды.

1) К моторной асимметрии относятся:

· ручная (мануальная) – считается ведущей;

· ножная;

· оральная;

· глазодвигательная и другие виды.

2) К сенсорным:

· зрительная;

· слуховая;

· тактильная;

· обонятельная и другие.

3) К психическим относится асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций:

· перцептивные,

· мнестические,

· интеллектуальные.

2. Учитывая три вида асимметрии (рука-глаз-ухо), выделили 8 видов межполушарной асимметрии мозга. Представления о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно, так как существуют «чистые» правши с ведущими правой рукой, ухом и глазом и праворукие, у которых при ведущей правой руке, ведущими ухом и глазом являются левые.

3. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется различной степенью или мерой, т.е. для этого нужны количественные показатели (электроэнцефалограммы, эхограммы), учитывая эти количественные показатели можно говорить о сильной или слабой асимметрии. Для более точной характеристики существует так называемый коэффициент асимметрии.

4. Межполушарная асимметрия головного мозга у взрослого человека – это результат действия биосоциальных механизмов. Основы функциональной специализации полушарий головного мозга являются врождёнными, но по мере развития человека происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия.

 

Также в современной нейропсихологии создано два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия:

1. Экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий головного мозга. Если сравнить конкретные формы нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах, можно выявить нейропсихологические симптомы, которые являются характерными для поражения только левого или только правого полушарий. Например, различные составные мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. Такая часть мнестической деятельности, как сохранение и воспроизведение долговременной информации связана с работой левого полушария, а запоминание и воспроизведение текущей информации – связано с работой правого полушария.

Произвольный уровень управления психическими процессами реализуется, чаще всего, структурами левого полушария, а непроизвольный автоматизированный – структурами правого полушария (у правшей).

2. При сравнении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий головного мозга, можно увидеть, что существуют различия и это зависит от трёх комиссур (нервные волокна, которые соединяют левое и правое полушария (самая большая комиссура – мозолистое тело)). Мозолистое тело состоит из клюва, колена, ствола, валика, передних и задних щипцов. Оно соединяет все области коры левого и правого полушарий.

Нарушения межполушарного взаимодействия можно наблюдать в клинике локальных поражений головного мозга при различных поражениях мозолистого тела (опухоли, кровоизлияния и т.д.). Так у больных с частичным поражением передних, средних и задних отделов мозолистого тела обнаружены различные нарушения высших психических функций (это явление аномии – игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства, а также можно обнаружить нарушения в области дископии – дисграфии).

При нарушении только передних отделов мозолистого тела, можно увидеть нарушения в координации движений человека. При повреждении передних и средних отделов мозолистого тела, нарушается слух, а именно: человек не может воспроизвести слова, которые воспринимает левым ухом.

Симптоматику поражения мозолистого тела можно сравнить с синдромом «расщеплённого» мозга, который был открыт американскими нейрохирургами при хирургическом лечении эпилепсии.

Проявления речевых феноменов заключаются в том, что больной может правильно прочесть и написать правильно слово, которое попадает в правое поле зрения (левое полушарие), но прочесть или же написать то же слово, которое попадает в левое поле зрения (правое полушарие), он не может.

Относительно сенсорных феноменов больные (правши) ни при ощупывании предметов левой рукой, ни при предъявлении в левое поле зрения (правое полушарие) не «замечают» и не могут узнать предметы, хотя зрение у них сохранено (реагируют на свет).

Конструктивно-пространственные феномены можно заметить у больных при выполнении ими заданий с кубиками, пазлами и другими предметами. То есть они лучше выполняют всё левой рукой, чем правой.

При частичной перерезке мозолистого тела возникают синдромы, которые быстро восстанавливаются, а это говорит о нестойкости возникшей симптоматики. Что касается динамики по восстановлению психических функций, то сначала восстанавливаются вербальные функции, тактильные и дальше двигательные.

(Всё это относится ко второму направлению)

 

 

27.02.14

Как показали нейропсихологические исследования здоровых и больных людей, в ходе развития (аутогенеза) изменяются как функциональная специализация полушарий, так и механизмы их взаимодействия. Это говорит о том, что парная работа полушарий формируется под воздействием и генетических, и социальных факторов. Из этого вытекает, что

1. Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия разрабатывается с позиции теории системной динамической мозговой организации высших психических функций

2. Информация о специфике работы левого и правого полушарий головного мозга и закономерностях их взаимодействия подтверждают основное положение теории, которое гласит, что в осуществлении любой психической функции принимает участие весь мозг в целом. При этом разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различную работу в обеспечении ВПФ.

3. Ни одно из полушарий не может рассматриваться как доминирующее по отношению к любой психической деятельности или функции в целом. Но каждое полушарие является доминирующим лишь по свойственному ему принципу работы. То есть это та деятельность, которая необходима для общемозговой организации.

 

Установлено, что ВПФ могут нарушаться на разных уровнях и существует 2 основных типа нарушений:

· 1й тип – нарушения, которые относятся к элементарному уровню, которые можно компенсировать

· 2й тип – нарушения, которые не подлежат компенсации и требуют иных методов коррекции (компенсации)

 

Как известно, чувствительные и двигательные зоны мозга составляют лишь часть коры ГМ, но почти 2/3 её (в основном вторичные и третичные поля) с точки зрения неврологии являются «немыми», так как их поражение не приводит к нарушениям чувствительности, рефлекторной сферы, мышечного тонуса и самих движений, но при поражении этих областей ГМ возникают дефекты в виде нарушений ВПФ (речи, восприятия, памяти, мышления и прочего).

Именно для целей диагностики локальных поражений мозга и были разработаны нейропсихологические методы для изучения ВПФ, которые позволили с большей точностью определить зону поражения мозга.

 

Нейропсихологические симптомы в детском и взрослом возрасте различны, резко отличаются друг от друга. Это относится к симптомам, прежде всего, возникшим при поражении левого полушария мозга. Так у детей 6-7летнего возраста нарушение речи наблюдается не так отчётливо, как это бывает у взрослых. Но вербально-мнестические функции в детском возрасте являются более уязвимыми. Различные симптомы и синдромы возникают у детей и у взрослых при поражении правого полушария. У детей наблюдаются нарушения перцепции в основном, у взрослых же – эти нарушения мало менее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.