Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Контроль за деятельностью преподавателя




В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

1) подготовка к процессу физического воспитания;

2) практическая деятельность на уроке;

3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности.

Первый этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

— основных, подводящих и специальных упражнений;

— определение количества повторений каждого упражнения;

— определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

— выбор общепедагогических методов — словесного, наглядного и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств.

Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

— целостного учебно-воспитательного процесса;

— каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить, возможно, более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке:

— подготовка предстоящих мест занятий;

— подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря.

В процессе физического воспитания практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

— организационные мероприятия на уроке;

— непосредственно педагогические воздействия;

— текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

— построение класса;

— сообщение учащимся задач урока;

— проведение перестроений, необходимых для руководства классом;

— выбор места для руководства классом;

— организация дисциплины;

— установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря;

— организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий;

— рациональное распределение учебного времени;

— уборка мест занятий;

— подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся:

— объяснение учебного материала;

— показ упражнений;

— демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т. п.;

— непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий.

Слово и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т. п.

Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности, организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся.

Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых.

Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т. п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления.

В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово.

Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения.

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока. Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности.

Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т. п., т. е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана.

На этапе контроля за эффективностью педагогического процесса деятельность учителя физической культуры направлена на анализ и оценку результатов обучения, положительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наиболее рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педагогического решения.

В структуре профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры важное место занимает конструктивная деятельность, направленная на выработку программы деятельности на уроках физической культуры.

Рассматривая конструктивную деятельность учителя физической культуры, необходимо отметить, что она направлена на:

1) формирование личности учащихся, характера и объема их теоретических знаний, двигательных умений и навыков;

2) отбор и последовательное расположение учебного материала;

3) составление программы деятельности учащихся на уроке физической культуры;

4) программирование учителем своей роли по управлению учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся.

Конструктивная деятельность включает в себя поиск и создание оптимальной методики урока физической культуры, поскольку каждая предлагаемая специалистами методика дает максимальный положительный эффект лишь при определенном сочетании условий.

Элементы конструктивной деятельности учителя наглядно проявляются в рамках отдельного урока физической культуры. У опытных педагогов они реализуются следующим составом умений:

— заранее определять и формулировать цель и задачи предстоящего урока физической культуры;

— заранее подбирать упражнения по обучению технике двигательных действий и определять последовательность их выполнения;

— заранее подбирать упражнения, направленные на воспитание физических качеств с учетом сенситивных периодов;

— заранее подбирать подвижные игры, игровые задания, эстафеты, направленные на закрепление и дальнейшее совершенствование двигательных действий и на воспитание физических качеств;

— заранее подбирать к уроку разнообразные и наиболее эффективные упражнения по общей физической подготовке, продумывать последовательность их выполнения и дозировку;

— подбирать и использовать на уроке полезные упражнения из других видов спорта;

— заранее обдумывать последовательность этапов обучения и воспитания физических качеств, чтобы после каждого этапа получать ожидаемый эффект;

— заранее определять характер своего руководства уроком при выполнении учащимися различных видов деятельности;

— рационально распределять время между отдельными частями урока;

— переходить от одного вида деятельности к другому, не вызывая организационного беспорядка или нежелательного состояния у учащихся;

— подводить учащегося в случае необходимости к выполнению основного задания через вспомогательные и подводящие упражнения;

— оптимально сочетать на уроке показ со словесным объяснением;

— рационально использовать имеющийся инвентарь, технические средства обучения, подручные средства, нестандартное оборудование, различные ориентиры и т. п.;

— в процессе урока осуществлять воспитательную работу;

— в процессе урока изменять запланированный ход работы, упражнения, нагрузку и т. п.;

— соединять в оптимальном отношении техническую и физическую подготовку учащихся;

— координировать в процессе урока деятельность всего класса и выполнение индивидуальных заданий;

— предусматривать возможные у учащихся затруднения и намечать в связи с этим несколько вариантов упражнений;

— развивать активность школьников, делая их активными участниками организации урока физической культуры.

Деятельность учителя физической культуры может осуществляться на следующих уровнях эффективности.

1 Минимальный уровень — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

2 Низкий уровень — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить конкретное содержание осваиваемого материала к возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физической подготовленности.

3 Средний уровень — учитель может формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

4 Высокий — учитель умеет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам их двигательной деятельности.

Анализ урока физической культуры (Назаркина Н.И.)

Общие требования к анализу урока физической культуры

- Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубо­ким. Необходимо проанализировать все стороны методики проведения урока, описать все разделы схемы.

- Все увиденное в уроке должно оцениваться.

- Субъективная оценка должна быть обоснованной, доказатель­ной, аргументированной.

- В уроке обязательно должны быть вскрыты недостатки и даны конкретные практические рекомендации по их устранению.

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УРОКЕ

1.Дата проведения урока____________________________________________

2. Вид урока ______________________________________________________

3. Тип урока______________________________________________________

4. Задачи урока:___________________________________________________

Образовательные__________________________________________________

Оздоровительные__________________________________________________

Воспитательные___________________________________________________

Класс____________________________________________________________

Вел урок учитель физической культуры:_______________________________

 

Структура анализа урока физической культуры

 

 

2. АНАЛИЗ КОНСПЕКТА УРОКА

2.1. Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану и программным требованиям.

2.2. Оценка задач урока:

- взаимосвязь задач данного урока с задачами предыдущего;

- соответствие задач программным требованиям;

- соответствие задач стадиям обучения (ознакомление, разучива­ние, совершенствование);

- разносторонность поставленных задач;

- конкретность поставленных задач;

- соответствие поставленных задач уровню подготовленности занимающихся;

- грамотность постановки задач урока.

2.3. Оценка содержания конспекта

Общая оценка планируемого содержания (знаний по предмету, основных физических упражнений и т.д.).

2.4. Правильный подбор СРЕДСТВ для каждой части урока:

-соответствие средств поставленным задачам;

-оригинальность подобранных средств;

-учет психологических, физиологических и педагогических закономерностей обучения;

-учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся;

-оптимальная дозировка упражнений;

-целесообразность распределения времени по частям урока и виды упражнений.

2.5.. Оценка МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ в каждой части урока:

-соответствие методов задачам урока;

-соответствие методов стадиям обучения;

-соответствие методов уровню физического развития и физической подготовленности учащихся.

2.6. Содержательность организационно-методических указаний.

2.7. Соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.

 

3. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Подготовительная часть урока.

Оценка ОРГАНИЗАЦИИ подготовительной части урока:

- своевременная подготовленность дидактических материалов и ТСО к уроку;

- подготовленность мест занятий, необходимого оборудования и инвентаря;

- санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала;

- внешний вид учителя;

- подготовленность учащихся к уроку;

- своевременность начала урока;

- первоначальная организация учащихся;

- оценка постановки задач урока перед учащимися;

- рациональность размещения и передвижений учащихся;

- целесообразность использования площади спортивного зала;

- правильность выбора преподавателем места при руководстве де­ятельностью учащихся;

- проявление учителем должной требовательности при выполне­нии учащимися заданий;

- контакт педагога с классом.

Характеристика СРЕДСТВ подготовительной части урока:

- соответствие средств подготовительной части урока ее задачам;

- содержание общей разминки, эффективность подобранных средств;

- наличие специально-подготовительных упражнений;

- эффективность комплекса ОРУ для общей и специальной функциональной подготовки организма учащихся к основной части урока;

- правильная последовательность упражнений в комплексе ОРУ, оригинальность подобранных упражнений;

- соответствие средств подготовительной части урока задачам, контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения.

Характеристика МЕТОДОВ подготовительной части урока.

- Целесообразность применения методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный) при выполнении упражнений подготовительной части урока.

- Качество владения словесными методами обучения (команда, указание, распоряжение, оценка, объяснение, беседа, описа­ние, дидактический рассказ и т.д.)

- Соответствие словесных методов: задачам урока; контингенту занимающихся.

- Использование методических приемов усиливающих словесные методы:

- Сравнение;

- Остановка в объяснении;

- Изменение громкости слов (нарастание и убывание силы звука);

- Сочетание слов с мимикой;

- Сочетание слов с жестами;

- Тональность;

- Эмоциональный характер звучания слова (радостно, восторженно, с огорчением, взволнованно, вкрадчиво, задорно, таинственно и т.д.);

- Применение образных выражений, метких крылатых слов, пословиц.

Использование большого количества таких примеров свидетельствует об уровне мастерства педагога.

- Культура речи педагога

- Целесообразность использования наглядных методов обучения (обычный показ упражнения, использование наглядных пособий, технических средств обучения, имитационный показ, методы на­правленного "прочувствования движений").

- Качество использования методических приемов усиливающих действие наглядных методов обучения.

- Использование сочетания словесных и наглядных методов обучения.

3.2. Основная часть урока

ОРГАНИЗАЦИЯ основной части уро ка

- Подготовка занимающихся к восприятию информации;

- Качество владения педагога содержанием;

- Целесообразность распределения времени на виды упражнений основной части урока;

- Продолжительность основной части урока;

- Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, обеспечение страховки и помощи;

- Рациональное использование площади спортивного зала, разме­щение инвентаря и оборудования;

- Правильный выбор педагогом места в спортивном зале;

- Использование дополнительного, нестандартного оборудования;

- Как организована смена одного вида деятельности другим;

- Деятельность групповодов;

- Организация взаимообучения;

- Обеспечение дисциплины на уроке.

Характеристика СРЕДСТВ основной части урока.

- Соответствие средств основной части урока:

- решаемым задачам;

- возможностям занимающихся;

- условиям проведения урока.

- Наличие подводящих упражнений для решения задач обучения.

- Многообразие и оригинальность средств используемых в основной части урока направленных на решение поставленных задач.

Характеристика МЕТОДОВ основной части урока.

- Целесообразность применения методов организации деятельности учащихся (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный).

- Целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений (поточный, поочередный, одновременный).

- Качество применения на уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного).

- Соблюдение структуры обучения при использовании методов целостного разучивания:

Ознакомление со всем упражнением

Освоение упрощенной основы техники

Освоение рациональной техники

Освоение вариативных основ техники.

- Соблюдение структуры обучения при использовании методов расчлененного разучивания:

Ознакомление с упражнением

Освоение элементов и соединений

Соединение частей в целое упражнение

Освоение вариативных основ техники.

Соблюдение структуры обучения при использовании методов це­лостно-расчлененного разучивания:

Ознакомление с упражнением

Освоение упрощенной техники

Освоение и соединение элементов

Освоение рациональной техники

Соединение частей в целое упражнение

- Формирование и освоение вариативных основ техники.

Качество применения методов предупреждения и исправления ошибок:

- методов подводящих упражнений;

- методов изменения техники (акцентирование, утрирование, за­медление выполнения упражнения);

- метода ориентиров.

- Качество применения словесных методов обучения.

- Качество применения наглядных методов обучения.

- Методические приемы, усиливающие действие словесных и наглядных методов обучения.

- Знание учителем техники двигательного действия.

Реализация ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ в основной части урока физической культуры.

- Реализация принципа наглядности;

- Реализация принципа доступности;

- Реализация принципа прочности;

- Реализация принципа систематичности и последовательности;

- Реализация принципа сознательности и активности;

- Реализация индивидуального подхода к занимающимся на уро­ке физической культуры.

3.3. Заключительная часть урока.

ОРГАНИЗАЦИЯ заключительной части урока физической культ уры.

- Решение задач заключительной части урока

- Подведение итогов урока

- Домашнее задание (его правильность, соблюдение основных требований при выполнении)

- Своевременное окончание урока.

Характеристика СРЕДСТВ заключительной части урока.

- Подбор средств заключительной части урока:

- С учетом работы в основной части урока;

- Обеспечение правильного постепенного восстановления организ­ма занимающихся;

- Оригинальность в подборе средств.

Характеристика МЕТОДОВ заключительной части урока.

- Методы организации деятельности учащихся;

- Методы выполнения физических упражнений;

- Наглядные и словесные методы обучения.

4. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

4.1.Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.

4.2.Содержание работы по воспитанию физических качеств:

- какие физические качества развивались на уроке

- какие задания для этого предлагались

- какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой). Их целесо­образность и соответствие возрасту, задачам, условиям проведения урока.

5. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА НА УРОКЕ

5.1. Как осуществлялось регулирование физической нагрузки на уроке.

- использование нестандартного оборудования;

- применение многопропускных снарядов;

- правильный выбор методов организации работы учащихся;

- правильный выбор методов выполнения упражнений;

- за счет применения ориентиров, указателей, ограничителей.

Средства:

- упражнения в сопротивлении;

- применение игр и эстафет;

- использование ритмической гимнастики;

- за счет изменения любой черты техники (положение тела, напра­вление движения, форма траектории, скорости, темпа, ритма).

Методы:

- применение активного отдыха чаще, чем пассивного;

- чередование полного, жесткого, экстремального отдыха;

- за счет усложнения условий.

Принципы:

- повышение интереса к занятиям (принцип сознательности);

- организация взаимообучения и взаимопомощи (принцип актив­ности);

- правильное распределение материала (принцип доступности);

- достаточное количество повторений и вариативности заданий (принцип прочности).

Рациональность используемых приемов регулирования нагрузки.

Соответствие нагрузки:

- возрастным особенностям занимающихся;

- задачам урока;

- стадиям обучения;

- условиям проведения.

Оценка общей и двигательной плотности урока по частям и на уроке в целом, ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности, используемые в каждой части урока. Их эф­фективность и недостатки.

6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА

Какие задания предлагались на уроке для решения 3-ей (воспитательной) задачи.

Как решались на уроке задачи:

- Умственного воспитания:

• развитие сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения и т.д.

- Нравственного воспитания:

• формирование навыков культурного поведения, воспитание дис­циплинированности, организованности, коллективизма, товари­щества, взаимопомощи.

- Эстетического воспитания:

• чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красо­ты движений, красоты поступка и т.д.

- Трудового воспитания:

• трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д. Какие мето­ды при этом применялись (убеждение, поощрение, наказание и т.д.)? Дать примеры и рекомендации.

Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.

7. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Образовательная ценность урока:

- как решена 1-я (образовательная) задача урока.

Оздоровительная ценность урока:

- как решена 2-я (оздоровительная) задача урока.

Воспитательная ценность урока:

как решена 3-я (воспитательная) задача урока?

Основные положительные стороны деятельности учителя.

Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению.

Оценка урока в баллах.

Примерная схема подготовки анализа-заключения по уроку, как ориентир для единого подхода к обследованию содержания и оценки уроков физической культуры в общеобразовательных школах (Харабуга Г.Д., Залетаев И.П,)

1. НАЛИЧИЕ ПЛАНА-КОНСПЕКТА, ЕГО КАЧЕСТВО, ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧ.

Полнота и качество методической разработки плана-конспекта урока. Оформление конспекта: соответствие установленной форме (рис. 2), правильность используемой терминологии, соблюдение правил записи упражнений, аккуратность оформления. Наличие в плане- конспекте элементов графики (рисунков упражнений, схем размещений учащихся и др.).

Целесообразность распределения времени на части занятия, и виды упражнений основной его части. Задачи, намеченные на урок, и оценка правильности их постановки (конкретность, соответствие программе и рабочему плану на четверть, подготовленности учащихся и условиям ведения занятия). Взаимосвязь задач данного урока с задачами предыдущего.Вопрос формирования задач урока теоретически еще мало разработан, и часто учителя, тренеры испытывают определенные затруднения в формулировках задач уроков.

Составляя конспект урока, необходимо дача всей системы уроков физического воспитания состоит в подготовке всесторонне развитого человека. Но есть частные задачи, которые решаются на протяжении ряда уроков или на отельных занятиях. Например, для воспитания двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости) необходимо продолжительное время, поэтому каждый урок, в котором применяются соответствую­щие средства, будет помогать решению этой задачи. На уроках можно различными способами периодически контролировать степень развития двигательных качеств. Например, количество подтягиваний, поднимание определенного веса, время прохождения дистанции и другие показатели помогут понять, насколько успешно решались поставлен­ные задачи.

Длительный период необходим и для воспитания моральных и волевых качеств, поэтому далеко не всегда можно сделать заключение после одного отдельного урока о степени приобретения этих качеств. Но и на отдельных уроках время от времени можно создавать такие условия (включая в занятия те или иные действия, требующие проявления смелости, решительности, воли и других качеств), которые помогут проверить, как решались эти задачи.

Проще обстоит дело с обучением и совершенствованием навыков, знаний и умений. Во многих случаях сразу после урока можно ответить на вопрос, как решена поставленная задача. Например, занимающийся не умел лазать по канату в три приема, но научился; не умел выполнять подъем разгибом на брусьях, теперь делает его самостоятельно; преодолевал способом "перекидной" высоту 1 м 40 см, теперь стал прыгать выше и т.п.

Таким образом, при определении задач урока необходимо всегда иметь в виду, будет ли это продолжение работы над воспитанием тех или иных качеств (двигательных, моральных, волевых) или это будет проверка степени их развития; будет ли это обучение каким-то конкретным знаниям, умениям, навыкам или же их углубление, совершенствование, применение приобретенного в более сложной обстановке.

 

Рис.1. Схема анализа-заключения по уроку

При определении задач урока с использованием игр неправильно говорить о совершенствовании или изучении тех или иных игр, об их повторении; следует говорить о конкретных действиях, навыках, качествах, на основе которых строятся игровые действия (прыжки, перебежки, попадание в цель, преодоление препятствий, проявление лов­кости, коллективных действий и т.п.).

Рекомендуется все задачи, которые могут быть поставлены не уроке, делить на 3 группы: образовательные, воспитательные и оздоровительные.

К образовательным задачам надо отнести формирование и совершенствование разнообразных двигательных навыков в ходьбе, беге, Прыжках, лазании, плавании и др.

 

План-конспект урока №_______________месяц, год проведения______________________

По__________________________________для_____________________________________

(вид физической подготовки) (юношей, девушек и др.)

Класс, год обучения и др.______________________________________________________

Продолжительность урока__________________место занятий_______________________

Части урока, их продолжительность Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
       

Задача урока:________________________________________________________________

Инвентарь, учебные пособия___________________________________________________

Замечания по итогам урока_____________________________________________________

Подпись преподавателя__________________

Указания по составлению конспекта:

- подготовка конспекта начинается с определения задач, которые должны быть разрешены на уроке. Задачи формулируются конкретно, так, чтобы было легко определить средства для их разрешения и осуществить целенаправленное обучение;

- содержание занятий определяется вначале для основной части урока, затем подготовительной и, наконец заключительной;

- формулировать содержание занятий нужно кратко в той последовательности, как это будет проведено на уроке. При описании упражнений пользуются терминологией, характерной для того или иного вида спорта. Упражнения могут быть изображены в конспекте графически (рисунками);

- дозировка упражнений определяется в зависимости от их вида, характера и разрешаемых задач в единицах времени, расстояния, веса, количеством повторений и др.;

- в разделе "Организационно-методические указания" рекомендуется указывать способы построения занимающихся для выполнения упражнений, методы обучения и воспитания, индивидуальные задания для отдельных учащихся и другие вопросы, связанные с проведением занятий;

- в разделе "Замечания по итогам занятий" следует отмечать в какой мере разрешены поставленные задачи, что не выполнено на занятии.

 

Одна из других возможных форм ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (рекомендовано Л.П. Матвеевым)

Занятие № (порядковый номер занятия в поурочном плане)_______________

Дата_____________________________________________________________

Контингент_______________________________________________________

Основная задача (задачи)____________________________________________

 

 

Сюда же следует включить приобретение различных знаний, судейских и инструкторских навыков, то есть все, что обогащает двигательную деятельность занимающихся и расширяет их кругозор в области специальных знаний.

Примерами постановки образовательных задач могут быть такие, как: "ознакомить с техникой плавания способом кроль", "продолжить обучение опорному прыжку согнув ноги через козла", "закрепить ранее разученный низкий старт в беге на короткие дистанции", "сообщить знания о значении режима и самоконтроля спортсмена".

Воспитательные задачи включают формирование нравственных качеств и навыков поведения в коллективе, а также воспитание двигательных качеств - силы, ловкости, быстроты, выносливости, гибкости; воспитание воли, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности и других волевых качеств.

Примерами воспитательных задач могут служить следующие: "обучение согласованным коллективным действиям в игре "Мяч ловцу", "воспитание смелости во время спуска с гор на лыжах", "провести бег в усложненных условиях с целью приучить занимающихся к ма­ксимальным волевым усилиям (бег в гору, по песку)", "продолжить воспитание выносливости - прохождение дистанции 1000 м", "совершенствовать быстроту и ловкость в игре "Охотники и утки", "прове­рить" степень развития качества силы - проведение соревнований на число "подтягиваний".

К оздоровительным задачам относятся: укрепление осанки, закаливание организма, развитие органов дыхания и кровообращения, то есть все, что способствует укреплению здоровья.

Оздоровительные задачи могут иметь следующую формулировку: "укрепить мышечные группы, определяющие правильную осанку", "провести ряд упражнений для укрепления свода стопы", "в конце занятия в целях закаливания провести обтирание холодной водой", "добиваться при выполнении общеразвивающих упражнений и во время бега глубокого и ритмичного дыхания".

Указанное подразделение задач является условным, так как в процессе решения образовательных задач урока в той или иной степени достигаются и оздоровительный, и воспитательный эффект.

Задач в уроке может быть несколько. Число их зависит от подготовленности группы и направленности занятий.

Примерный план конспект урока.

КОНСПЕКТ УРОКА №22

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (РАЗДЕЛ ГИМНАСТИКА)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

 

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ -19 ноября

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ –спортзал

ИНВЕНТАРЬ - гимнастические скамейки, акробатическая дорожка (маты),козел, бревно, мостик.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УРОКА: 40 минут

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Обучение опорному прыжку через козла.

2. Девочки: продолжить обучениям в равновесии на гимнастическом бревне. Поворот на носках в полуприседе.

Мальчики: продолжить обучение элементам акробатики. Два кувырка вперед слитно.

3. Развитие координационных способностей.

Часть урока Частные задачи Учебный материал Дозировка Организация и методика
         
Подготовительная часть 10-12 мин. Вводная часть. Организация учащихся Построение, приветствие, сообщение задач урока.   2 мин   Проверить форму учащихся  
  Функциональная и физическая подготовка учащихся Комплекс общеразвивающих упражнений без предмета 1.И.п. стойка, ноги врозь правой 1)руки к плечам 2)с поворотом направо опуститься на носки, руки вверх, подтянуться (вдох) 3)с поворотом направо опуститься на полную ступню, руки к плечам 4)руки вниз (выдох) 5-8) тоже в другую сторону   4-6 раз Вес тела равномерно распределить на обе ноги
    2.И.п. о.с. 1)упор присев 2)упор стоя согнувшись (выдох) 3)упор присев 4) О.с. (выдох)     4 раза Выпрямляя ноги из упора присев, не отрывать руки от пола
    3. И.п. стойка ноги вместе пальцы рук сцеплены за спиной 1)отвести руки назад и подняться на носки 2) И.п. 3-4)то же     3-4 раза Движение руками выполнять энергично, но не резко, слегка прогибаясь, дыхание равномерное
    4. И.п. стойка ноги вместе, руки к плечам, кисти сжаты в кулаки 1)энергично выпрямить руки в стороны, широко разводя пальцы 2)с силой согнуть к плечам, кисти в кулак 3-4)то же руки вверх 5.И.п. о.с. 1)мах правой в сторону, руки в стороны (выдох) 2)выпад правой в сторону, руки скрестно перед грудью (выдох) 3)мах правой в сторону, руки в стороны 4)И.п. 5-8)то же в другую сторону     4-6 раз     4 раза Можно выполнять вперед и вниз, меняя очередность   Фиксировать стойку на правой в начале и в конце упражнения, не отклоняя туловище в сторону
    6.И.п. сед ноги врозь, руки в стороны 1)наклоны вперед- влево, правую руку вперед, левая рука назад (выдох) 2)И.п.(вдох) 3-4)то же к правой ноге     3-4 раза Ноги широко. При наклоне ноги не сгибать
    7.И.п. лежа на спине, руки внизу 1)энергично поднимая туловище и сгибая ноги, принять положение плотной группировки сидя (выдох) 2)держать 3-4)И.п. (вдох)     4-6 раз Во время группировки, прижимая ноги за середину голени к груди, немного развести колени (чтобы можно было убрать голову)
    2.И.п. руки на поясе Прыжки на двух ногах, чередуя три прыжка на месте и четыре с поворотом на 1800   8-10 прыжков Прыгать мягко на носках Прыжок с поворотом выше вытянувшись «в струнку»
Основная часть 20-25 мин. 1. Проверить умение выполнять вскок на козла и соскок прогнувшись а)учить конечному положению при приземлении 1)выполнение вскока на козла в упор стоя на коленях 2)выполнение вскока в упор присев 3)выполнение соскока прогнувшись   1 раз   1 раз 1 раз Отталкивание от мостика двумя ногами
  2. научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла. а)создать двигательные представления о разгибании туловища в полете после отталкивания руками И.п. упор лежа на руках Толчком ног и рук стойка ноги врозь, руки вверх. Тоже на гимнастической скамейке. Выполнять соскок в полуприсед, руки вперед – в стороны     2 попытки     2 попытки Выполняется из построения в 1 шеренгу всей группой фронтально
  б)учить прямому положению ног после отталкивания от мостика в) учить умению активно отталкиваться руками при опорном прыжке Прыжки. Ноги врозь на мостике с опорой на козла     Прыжки. Ноги врозь через козла с разбега 3 попытки   2 попытки Выполняется поочередно-раздельным методом.   Выполняется поочередно-раздельным методом.  
  3.Бревно:повороты на носках в полуприседе а)закрепить навыки в упражнениях в равновесии б)учить поворотам на носках в полуприседе 1.Ходьба по бревну на носках 2.ходьба по бревну выпадами 3.повороты на носках и соскок произвольно 1 попытка   1 попытка   2-3 попытки Метод организации поочередно-разделенный. Ноги прямые, смотреть прямо.
  4.Акробатика. Два кувырка вперед слитно а)повторить навык группировки б)учить 2 кувыркам вперед слитно   Развитие координации 1.выполнить положение группировки стоя 2.выполнить перекаты вперед назад 3.выполнить ва кувырка вперед слитно     Эстафета с элементами равновесия по 2 раза по 2 раза по 2 раза     5-7 мин. Построение в 1 шеренгу перед акроб. дорожкой. Вдоль акробатической дорожки   Команды строятся в колонну по одному. Перед каждой ставиться гимнаст. скамейка (рейкой вверх) По сигналу головные игроки пробегают по рейке, добегают до ограничительных стоек огибают их и возвращаются обратно. Второй игрок выбегает вперед после касания его вернувшимся игроком. Выигрывает команда, игроки которой меньше число раз опустятся и быстрее закончат эстафету
Заключительная часть 2-3 мин. Подведение итогов урока   Задание на дом: Развивать силу мышц плечевого пояса Построение. Упражнение на внимание. Игра «запрещенное движение». Объявление оценок отдельным учащимся   Сгибание разгибание рук в упоре лежа Организовать уход из зала       Делать «до отказа», записав затем данные в дневник самоконтроля кол-во выполненных раз

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.22 сек.