КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Способы оценивания результатов обучения. Организация физкультурного образования учащихся
Как отмечалось ранее, наряду с федеральным, региональным и муниципальным уровнем организации физкультурного образования учащихся существует и ее конкретный уровень, т.е. уровень конкретной школы. В свою очередь, школьный уровень организации процесса физического совершенствования учащихся можно подразделить на следующие уровни: - общешкольный, затрагивающих организационные процессы физического совершенствования учащихся в масштабах всей школы; - уровень организации учебной деятельности на отдельном занятии по физической культуре: на уроке физической культуры, в учебно-тренировочном занятии и т.п. Организационная система физкультурного образования учащихся в масштабах всей школы предполагает наличие следующей иерархической «лестницы» субъектов управления процессом их физического совершенствования: совет школы, директор, его заместитель по учебной, воспитательной (внеклассной), научно-методической и другими видами работы, учитель физической культуры, классные руководители и учителя по другим учебным предметам (учителя-предметники), воспитатели группы продленного дня, врач и медсестра. «Должностную» организацию физкультурного образования школьников дополняет его «общественная» организация, т.е. по линии общественно-самодеятельного управления процессом их физического совершенствования. В этом отношении следует выделить такие органы управления, как совет коллектива физической культуры и педагогический (методический) совет школы. Совет школы выступает в роли высшего органа самоуправления школы. Наряду с другими совет школы выполняет следующие функции: - по представлению педагогического (методического) совета школа определяет профили обучения, а так же устанавливает компоненты содержания образования, в том числе место и роль физкультурного компонента; - устанавливает режим работы школы, определяя, в частности, продолжительность учебной недели и учебных занятий; - проводит аттестацию педагогических работников школы, а также вносит предложение в соответствующие органы управления о присвоении учителям квалификационных категорий; - контролирует рациональное расходование бюджетных средств школы. Непосредственным руководителем школы, «везущим» на себе воз повседневной, зачастую рутинной, организации всей ее деятельности, является директор. К числу его основных обязанностей относятся: - планирование и организация учебно-воспитательного процесса в школе; - обеспечение регулярного контроля за работой по физкультурному образованию школьников; - посещение уроков физической культуры, наблюдение и проведение физкультурных мероприятий в режиме учебного дня и т.д. - создание необходимых условий для проведения всего комплекса мероприятий по физическому совершенствованию школьников; - подбор своих заместителей, в том числе и по физкультурной работе, и наделение их функциональными обязанностями; - осуществление приема, расстановки и, в случае необходимости, увольнения педагогического и иного персонала школы; - организация регулярных медицинских осмотров школьников в соответствии с установленными сроками; - обеспечение учебно-воспитательного процесса по физической культуре необходимым инвентарем и оборудованием, строительство и совершенствование спортивной базы школы и т.п. Вслед за администрацией школы (директор и его заместители) основную нагрузку по организации физкультурной и спортивной деятельности школьников несет на себе учитель физической культуры. Круг его должностных обязанностей широк и включает в себя следующее: - несение конкретной ответственности за выполнение учебной программы по физической культуре: за овладение школьниками необходимыми физкультурными знаниями, умениями и навыками, за обеспечение необходимого уровня физической и функциональной их подготовленности, за формирование физкультурных потребностей и интересов учащихся; - соблюдение на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре санитарно-гигиенических норм и требований; - проведение занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; - планирование физкультурного образования учащихся в рамках обязательных занятий: составление годовых планов-графиков, планов учебной работы на четверть и т.д.; оказание помощи в составлении планов по другим сторонам физкультурного образования школьников: внеклассной работы, режиму учебного дня школы и т.д.; - непосредственная организация коллектива физической культуры школы и его работы с привлечением школьников к работе кружков физической культуры, групп общей физической подготовки, спортивных и туристических секций, а также к участию в массовых спортивных мероприятиях; - оказание организационной и методической помощи воспитателям групп продленного дня в проведении занятий физической культуре с учащимися; - организация внутришкольных соревнований и физкультурных праздников совместно с советом коллектива физической культуры, а также проведение подготовки учащихся к внешкольным физкультурно-спортивным мероприятиям; - участие в организации групп начальной (предварительной) спортивной подготовке, создаваемых детско-юношескими спортивными школами; - осуществление учета не умеющих плавать и при содействии администрации школы организация обучения их плаванию. Помимо учителя физической культуры, непосредственными организаторами физкультурной и спортивной работы в школе выступают классные руководители и учителя – предметники. Естественно, объем их организационной деятельности по сравнению с учителем физической культуры меньше, но тем не менее их вклад в дело физического совершенствования учащихся может и должен быть достаточно весомым. В этом убеждает перечень их должностных обязанностей по организации физкультурных и спортивных мероприятий: - обеспечение соблюдения учениками режима дня и правил личной гигиены; - личное участие в проведении физкультурных мероприятий в режиме школьного дня: гимнастики до занятий, физкультурных пауз и минуток и т.п.; - участие в проведении ежемесячных дней здоровья и спорта, - оказание помощи в организации и проведении массовых внутришкольных соревнований; - содействие вовлечению школьников в спортивные секции, физкультурные группы, кружки, клубы и другие организационные формы физкультурно-спортивной работы внутри и вне школы; проветривание помещений, соблюдение учениками требований по сохранению правильной осанки, профилактики утомления глаз и т.д. Воспитатель группы продленного дня организует в течение часа физкультурные занятия с использованием подвижных и спортивных игр, физических и других оздоровительных средств, а также обеспечивает необходимые гигиенические условия на этих занятиях и следит за выполнением учениками правил личной гигиены. Значителен вес в деле сохранения и укрепления здоровья школьников труда медицинского персонала школы (врачей и медицинских сестер). В его обязанности входит следующее: - медицинское обследование учащихся и распределение их по медицинским группам по состоянию здоровья; - комплектование совместно с администрацией школы к началу учебного года специальных медицинских групп для организации занятий с ними; - оказание помощи в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в школе, - проведение контроля за психической и физической наукой учащихся; - оказание помощи педагогам в приобретении школьниками знаний о правилах личной гигиены, об оказании первой медицинской помощи; - проведение анализа процесса физкультурного образования учащихся. Как ранее отмечалось, на уровне школы в целом рассмотренную выше «должностную» организацию физкультурного образования учащихся дополняет его «общественная» организация, прежде всего, деятельность в этом отношении методического (педагогического) совета школы и школьного коллектива физической культуры. Совершенствование учебео-воспитательного процесса по физической культуре в школе в той или иной мере связано с деятельностью методического (педагогического) совета школы – коллегиального органа, объединяющего педагогических работников. При методическом совете школы создаются предметные комиссии, объединение, в том числе и по физической культуре. Применительно к предмету «Физическая культура» методический совет обсуждает и рекомендует тот или иной вариант содержания физкультурного образования учащихся (учебных планов, программ и т. п.), а также форм и методов учебно-воспитательного процесса. Помимо этого, он организует работу по повышению квалификации учителей, в том числе и по физической культуре, развитие их творческих инициатив, распространению передового опыта и другим вопросам профессиональной деятельности педагогов. Основную «общественную нагрузку» по организации физкультурного образования учащихся в школе несет коллектив физической культуры, деятельность которого основана на принципах самодеятельной организации физического совершенствования учащихся, а основной целью является способствование их духовному и телесному развитию на основе усвоения ценностей физкультурной и спортивной деятельности. Общую ответственность за организацию коллектива физической культуры в школе несет директор, а методическую помощь в организации его деятельности обеспечивают заместитель директора по воспитательной (внеклассной) работы, и учитель физической культуры. Непосредственное руководство работой коллектива осуществляет его совет. Содержание работы и организационная структура коллектива физической культуры определяются задачами его деятельности, основными из которых являются следующие: - удовлетворение потребностей школьников в физическом совершенствовании через привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом; - организация физкультурных мероприятий в режиме учебного дня школы; - осуществление внеклассной (внеурочной) физкультурной и спортивной работы в школе; - организация и проведение совместно с администрацией массовых внутришкольных спортивных и физкультурных мероприятий: дней здоровья и спорта, спартакиад, соревнований по отдельным видам спорта и т.п.; - подготовка из числа учащихся физкультурно-спортивного актива; - ведение агитации и пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся; - оказание помощи в сохранении и укреплении школьной учебно-спортивной базы; - участие в организации физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков по месту их жительства. Организационная структура школьного коллектива физической культуры. Главным органом ученического самоуправления физкультурной и спортивной работы в школе является конференция учащихся, на которой избирается совет коллектива физической культуры. Из своего состава совет избирает председателя, его заместителя и секретаря при совете создаются комиссии по различным направлениям физкультурно-спортивной работы, руководство которыми возлагается на членов совета, а в их состав включается физкультурный актив школы. Чаще всего при совете школьного коллектива физической культуры создаются следующие комиссии: - по физкультурной работе, которая помогает администрации школы, классным учителям и учителям физической культуры организации и проведении физкультурных мероприятий в режиме учебного дня и ежемесячных дней здоровья, в организации занятий в физкультурных группах и кружках; - по спортивной работе, задачами которой являются оказание помощи учителю физической культуры в проведении занятий спортивных секций, организации внутришкольных соревнований, комплектование команд классов и школы для участия в различного уровня соревнованиях, оформление спортивных рекордов школы, ведение учета школьников, выполнивших нормативы спортивной классификации; - по подготовке физкультурного актива: общественных инструкторов, судей и физоргов; - по хозяйственной работе, содействующая администрации школы в благо устройстве учебно-спортивной базы, хранении спортивного инвентаря и оборудования; - по организационной работе, в состав которой, как правило, председатель совета коллектива физической культуры и один два члена совета. Содержание работы данной комиссии – это проведение заседаний совета, инструкторов физоргов, организация семинаров по подготовке инструкторов и судей, проведение конференций (общих собраний) коллектива физической культуры, создание новых кружков и секций. Члены школьного коллектива физической культуры имеют право: - заниматься в спортивных и физкультурных секциях, группах, кружках, клубам по интересам; - избирать и быть избранным в органы и комиссии коллектива физической культуры; - пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием, использовать спортивные сооружения школы для спортивных и физкультурных занятий; Наряду с правом член коллектива обязан: - успешно сочетать учебу в школе с физкультурными и спортивными занятиями; - оказывать содействие в работе коллектива физической культуры; - участвовать в организуемых в школе физкультурно-спортивных мероприятиях; - беречь и благоустраивать школьные спортивные сооружения, оборудование и инвентарь; - принимать участие в пропаганде и агитации физической культуры и спорта; Школьный коллектив физической культуры и спорта может иметь свою атрибутику, спортивную форму одежды, эмблемы и т.п. Рассмотренные выше «должностная» (по государственной линии) и общественно самодеятельная формы организации физкультурного образования учащихся в школе является ведущими, что не исключает возможность использования и других форм организации их физического совершенствования, например, на кооперативных началах. Возможны различные варианты создания таких кооперативов, целью которых является организация внеклассной физкультурно спортивной деятельности школьников. Возможен такой вариант: учителя физической культуры создают кооператив по оказанию платных услуг по оздоровлению учащихся во внеучебное время, арендуя у администрации своей школы необходимые спортсооружения, инвентарь и оборудование. Источником финансирования деятельность такого может быть оплата родителями занятий своих детей, спонсорство и т.д. Другой вариант создания кооператива – его членами могут быть приглашенные администрацией специалисты со стороны, которые проводят платные занятия со школьниками. По договору с администрацией школы члены кооператива могут использовать учебно-спортивную базу на арендных условиях или бесплатно. Наконец, возможен и следующий вариант – создание кооператива силами учителей физической культуры школы, но спортивная база арендуется у расположенного вблизи школы какого-либо спортивного клуба, физкультурно-оздоровительного центра, культурно-спортивного комплекса. Высокой эффективностью обладает следующая форма организации внеклассной (а зачастую – совместно с ней учебной) физкультурно-спортивной деятельности учащихся: тесная кооперация школьной физкультурно-спортивной деятельности с деятельностью детско-юношеских спортивных школ. Например, на спортивной базе школы тренеры детско-юношеской спортивной школы проводят занятия с учащимися данной школы, одновременно оформляя их как членов группы начальной подготовки. Возможен и обратный вариант, когда занятия с данными учащимися ведут учителя физической культуры этой же школы, но оформленные в детско-юношеской спортивной школе на ставки тренеров.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |