Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Концептуальные подходы к физкультурному образованию учащихся. Общие и частные методики




- Что лучше для практики физкультурного образования учащихся: наличие единой и обязательной к исполнению учебной программы по физической культуре на всей огромной территории нашего государства или многообразие данных программ, содержание которых построено с учетом региональных, национальных, социально-демографических и других особенностей? Конечно же, последнее, что подтверждает практика передового мирового опыта физкультурного образования школьников. В принципе, не исключена возможность использования нескольких учебных программ по физической культуре в отдельной школе, что позволит учесть конкретные особенности учащихся именно этой школы, а также индивидуальные вкусы и предпочтения учителей физкультуры.

- Правда, при этом необходимо учесть одно существенное «но»: наличие государственного образовательного стандарта по предмету «Физическая культура», который обеспечивает обязательный базовый уровень достижения физического совершенства, благодаря чему выпускники общей школы смогут безболезненно «влиться» во взрослую жизнь.

- Наглядное изображение существующих подходов к построению учебно-воспитательного процесса по физической культуре в общеобразовательных школах в настоящее время представлено на рис. 3.

- Комплексный подход. Данный подход одновременно является и традиционным, поскольку практика школьной физической культуры в последнее десятилетие по существу развивались преимущественно в его рамках. Комплексная программа физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы включает в себя следующие части:

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, к которым относятся гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, в том числе и «час здоровья», ежедневные спортивные занятия в группах продленного дня («спортивный час»);

- уроки физической культуры как основная форма физкультурного образования учащихся. Основной материал для уроков физической культуры составляют основы знаний, различные двигательные умения и навыки, развитие физических качеств и требования к учащимся;

- внеклассные формы занятий физической культуры и спортом, включающие в себя занятия в кружках физической культуры, в спортивных секциях и различных физкультурно-оздоровительных группах;

- - общешкольные физкультурно - массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья и спорта, внутришкольные соревнования, туристические слеты, походы и т.д.

- Исходя из философской позиции, что не было, нет и, вероятно, не будет идеального концептуального подхода к физкультурному образованию учащихся, следует назвать положительные и негативные стороны комплексного подхода. К числу первых следует отнести, прежде всего, устремленность данного подхода на всестороннее и гармоническое развитие учащихся. Отсюда вытекают такие положительные моменты, как достаточно широкий круг формируемых знаний, двигательных умений и навыков, комплексное развитие физических качеств и т.д.

- К сожалению, практика преподавания физической культуры в школе показала, что прямым продолжением данных положительных сторон комплексного подхода явились и достаточно многочисленные негативные моменты. Наиболее общая причина – несоответствие, несовпадение цели и средств ее достижения, прежде всего, малый объем учебных часов, выделяемых в учебном году на освоение предмета «Физическая культура». За 2 урока физической культуры в неделю практически невозможно решить задачи всестороннего и гармонического физического развития школьников. Поэтому разделы учебной программы по физической культуре по сути осваиваются поверхностно. Кроме того, в рамках данного подхода не сделан акцент на учет сенситивных периодов в процессе обучения двигательными действиями, развития физических качеств. Далее, отсутствует методический материал по распределению и регулированию физической нагрузки по годам обучения в школе и в течение каждого учебного года. Наконец, к «минусам» данного подхода следует отнести не учет таких важных факторов, как влияние региональных, климатогеографических, социально-демографических и национальных особенностей на степень эффективности физкультурного образования учащихся.

- • Базово-вариативный подход. Его основная идея покоится на диалектическом принципе единства общего и особенного. Иными словами, где бы ни росли и ни развивались учащиеся, будь то Калининград или Владивосток, в процессе достижения ими физического совершенства будет нечто общее, а именно: базовый уровень, стержень их физического совершенства. Необходимость формирования данного уровня физического совершенствования школьников обусловлена следующими причинами: во-первых, социальным заказом со стороны общества, которое объективно заинтересовано в наличии определенного базового минимума физкультурной грамотности и подготовленности его членов, благодаря которому обеспечивается успешное выполнение тех или иных видов социальной деятельности; во-вторых, необходимость формирования базового уровня физического совершенствования школьников вызвана педагогической причиной: необходимостью обеспечения непрерывного физкультурного образования человека вообще, благодаря которому связываются последовательно между собой различные возрастные звенья процесса физического совершенствования человека на протяжении всей его жизни.

- Наконец, следует отметить и биологическую причину необходимости формирования базового уровня физического совершенствования школьников: единство, взаимосвязь деятельности разнообразных морфофункциональных систем организма человека, что поневоле обуславливает выделение тех или иных моментов в данной деятельности.

- Таким образом, необходимость выделения базового уровня в физическом совершенствовании учащихся не вызывает сомнений, в то же время не вызывает сомнений необходимость выделения и вариативного, дифференциального уровня в данном процессе, о чем говорилось при характеристике негативных сторон комплексного подхода. На лицо явное противоречие. Как же оно разрешается?

- Например, в средних школах США в содержании учебных программ по физической культуре включены такие обязательные разделы, как упражнения на развитие физических качеств, танцы и ритмика, подвижные игры, состязания и эстафеты, гимнастика и акробатика, индивидуальные и парные виды спорта, водные виды, единоборства, легкая атлетика и командные виды спорта. Лишь после получения разрешения Центра здоровья и физического воспитания программа по физической культуре дополняется вариативной частью, в которой учитываются местные особенности и склонности преподавателей.

 

Базово-вариативный
«Инструкторский»
Дифференцированный
Региональный
Образовательный
Тренировочный
Спортивно-видовой
Комп- лексный
«Ежедневный»

Рис. 3. Концептуальные подходы к построению учебного процесса по физической культуре в общей школе

- В Китае школьная программа по физической культуре на 70-80% включает в себя обязательное, базовое содержание: спринтерский бег, бег на выносливость и барьерный бег, легкоатлетические эстафеты, прыжки в высоту, в длину и с шестом, метание гранаты, толкание ядра, акробатические упражнения, упражнения на перекладине и параллельных брусьях, баскетбол и ушу. А на занятия по выбору приходится 20-30% учебного времени.

- В процессе реформирования системы образования в нашей стране ведущим становится принцип дифференциации образования, затрагивающий многие его стороны, в том числе и содержание образования. Помимо базового компонента, должного обеспечить базовый минимум грамотности учащихся, выделяется и вариативный компонент, учитывающий региональные и местные особенности обучения школьников. Все это в полной мере относится и к преподаванию физической культуры в общей школе.

- Одним из вариантов базово-вариативного подхода к преподаванию физической культуры в общей школе является следующий: базовый (обязательный) компонент составляет 70-80, 60-70 и 50-60%, а вариативный 20-30, 30-40 и 40-50% соответственно в начальной, основной и средней школе. Ведущими блоками базового компонента содержания физической культуры являются основы знаний и способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

- Следует отметить, что базово-вариативный подход к построению физкультурного образования школьников в теоретическом отношении достаточно солидно обоснован и, в случае успешного практического его осуществления, будет иметь много преимущества и положительных сторон, прежде всего, в гарантии формирования базового уровня физического совершенствования подрастающего поколения. В то же время необходимость обеспечения государственного образовательного стандарта в физическом развитии детей и подростков в той или иной степени сдерживает проявления творческой свободы со стороны преподавателей-новаторов и исследователей. Например, практически невозможно соединить возможности базово-вариативного и спортивно-видового подхода.

- • Региональный подход. К числу наиболее крупных регионов России с ярко выраженными особенностями относятся северные, центральные и южные районы европейской части России, а также сибирский и дальневосточный регионы и регионы Севера и Заполярья. Наиболее благоприятные условия для физкультурного образования учащихся в центральных и южных районах европейской части России и южных районах сибирского и дальневосточного регионов.

- Наличие очень жаркого и холодного климата резко отражается на содержании учебных программ по физической культуре в школе. Например, в районах с жарким климатом при построении процесса физкультурного образования учащихся следует учитывать следующие факторы:

- - длинное, жаркое и сухое лето;

- - короткая и сравнительно теплая зима;

- - низкая влажность в течение всего года.

- Вышеперечисленные климато – географические особенности накладывают отпечаток на функционирование организма человека, проживающего в районе с жарким климатом, в частности на деятельность мышечной и терморегуляционной систем. При продолжительных мышечных нагрузках наступает своеобразная конкуренция за поставку крови между работающими мышцами и кожей. Дело в том, что для активного функционирования мышц необходим адекватный приток крови. В то же время резко возрастает необходимость отдачи тепла во внешнюю среду, что так же требует увеличения кожного кровотока, что, в конечном итоге, препятствует выполнению значительной физической работы в условиях высокой температуры среды.

- Следствием конкурентных отношений между деятельностью мышечной и теплорегуляционной систем является резкое снижение двигательной активности детей и подростков в жаркое время года.

- Наибольшая величина двигательной активности как девочек, так и мальчиков наблюдаются преимущественно зимой, сохраняясь достаточно высокой практически на протяжении всего учебного года. Отсюда и особенности планирования учебного материала по физической культуре для районов с жарким климатом. По мнению Ш.Х. Ханкельдиева (1991), к их числу следует отнести:

- - преимущественное проведение уроков физической культуры на свежем воздухе в течение всего учебного года;

- - в период с ноября по март преимущественное развитие силовых способностей и общей выносливости, а в сентябре-октябре и в апреле-мае – скоростных - силовых, скоростных и координационных способностей.

- Ярко выраженными особенностями обладают регионы с холодным климатом. В частности, в районах Крайнего Севера действуют такие неблагоприятные для здоровья человека факторы, как:

- - резкие перепады температуры, влажности, силы ветра и атмосферного давления;

- - низкая температура атмосферного воздуха: средняя температура воздуха в течение года, например, в Норильске равняется минус 7ºС;

- - большая продолжительность зимы, до 9-10 месяцев;

- - наличие полярной ночи и полярного дня.

- Совокупное воздействие вышеуказанных факторов отрицательно действует на организм детей и подростков, поскольку резко снижена двигательная активность школьников практически на протяжении всего учебного года. Из-за плохих погодных условий физкультурные занятия большей частью проводятся в помещении, достигая иногда объема в 90 и более процентов всего учебного времени.

- Как следствие всего вышесказанного, у детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере, в физическом развитии, функциональной и физической подготовленности отмечается отстаивание.

- Поэтому в числе ведущих задач физкультурного образования учащихся в экстремальных условиях Крайнего Севера – оздоровительные задачи, способствующие повышению уровня их физической и функциональной подготовленности. Основной же путь решения этих задач – ликвидация дефицита двигательной активности школьников за счет преимущественного использования относительно простых по двигательной структуре и легко дозируемых упражнений также подвижных и спортивных игр, обеспечивающих высокую моторную плотность уроков.

- • Образовательный подход. Его суть в том, что акцент в преподавании физической культуры делается на решение образовательных задач, т.е. преимущественно на формирование знаний и двигательных умений и навыков, что не исключает, естественно, попутного решения и других задач физического совершенствования школьников: развития физических качеств, укрепления здоровья, воспитания физкультурных потребностей и интересов и т.д.

- Одной из разновидностей образовательного подхода является подход, основанный на идее опережающего обучения двигательным умениям и навыкам (В.П. Рябинцев, 1990). Суть данного подхода заключается в том, что процесс обучения различным двигательным умениям и навыкам (за исключением особо сложных упражнений) в основном заканчивается в VI классе, а в последующих классах происходит совершенствование техники ранее изученных движений и продолжение развития физических качеств учащихся.

- Данный подход к физическому совершенствованию школьников учитывает следующую закономерность их развития: возраст с 6 до 12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей и, соответственно, для обучения разнообразным двигательным действиям. Кроме того, этот возраст характеризуется достаточно высокой психологической устойчивостью к обучению.

- Естественно, опережающее обучение знаниям и двигательным действиям требует использования специализированной методики обучения. В частности, обучение движениям производится преимущественно целостно с последующим усложнением и углублением упражнений. Это позволяет выработать у учащихся прочный двигательный стереотип в основных упражнениях из различных разделов программы. В рамках образовательного подхода требуется дополнительная классификация используемых упражнений, в соответствии с которой они подразделяются на общеразвивающие, имитационные, подготовительные и специальные упражнения, а также общеразвивающие и специальные игры.

- Перечисленные виды упражнений реализуются в практике обучения на материале традиционных разделов учебной программы по физической культуре: легкой атлетики, кроссовой, лыжной, конькобежной подготовки, а также спортивных игр (баскетбола, волейбола, ручного мяча). А такой ведущий раздел учебной программы по физической культуре, как гимнастика, лишь частично «вписывается» в идею опережающего обучения за счет использования тех упражнений, которые не требуют значительных силовых и скоростно-силовых проявлений: висов, махов, соскоков, упражнений на бревне, акробатических упражнений.

- К преимуществам образовательного подхода следует отнести, прежде всего, учет сенситивных периодов обучения двигательным действиям. Как следствие этого, быстрое формирование основного фонда движений у учащихся с последующим закреплением и совершенствованием двигательных навыков. Но это своеобразие «перетягивание одеяла на свою сторону», т.е. акцент на решение образовательных задач несколько снижает возможности решения задач: оздоровительных, по развитию физических качеств и др.

- • Дифференцированный подход. К числу негативных моментов современной практики использования физической культуры в общей школе относится неучет индивидуальных возможностей школьников и, как следствие этого, нивелировка, «усреднение» учебного материала по физической культуре. Это относится, прежде всего, к дозированию физической нагрузки на уроках и к приему контрольных нормативов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.