КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности современного образования
1. Демократизация 2. Многоукладность 3. Альтернативность 4. Открытость 5. Опережающего развития 6. Гуманизация 7. Гуманитаризация 8. Дифференциация 9. Непрерывность 10. Развивающий характер Принципиальные особенности системы непрерывного образования: 1. Демократизация. Представление каждому человеку права на свободный выбор того или иного вида образования с учетом его способностей, склонностей, а также права на обеспечение равных условий для получения образования применительно к его способностям. Последнее означает ликвидацию характерной для нашей системы образования так называемой конъюнктивной стратегии оценки успеваемости, ориентированной на принцип «усредненной всесторонности», проще говоря, на подготовку «троечников». Демократизация образования означает также организацию работы и вообще всей жизни учебных заведений на принципах самоуправления, т.е. широкого привлечения учащихся к решению всех проблем. 2. Многоукладность. Означает разнообразие учебно-воспитательных заведений как по их содержательной направленности (базовое, специализированное и т.д. образование), так и по организационным формам (государственные, общественные, кооперативные или иные учебные заведения). Например, применительно к сфере физической культуры и спорта выделяют общеобразовательные формы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивные школы, кооперативные физкультурно - оздоровительные центры и комплексы, училища олимпийского резерва и т.п. 3. Альтернативность. Процесс образования немыслим без введения конкурентных начал в деятельность различных учебных заведений. Конструктивная борьба между ними за наиболее эффективное удовлетворение физкультурных потребностей населения есть гарантия против застоя и догматизма в их деятельности. Например, проявлением альтернативности в сфере физкультурного образования можно считать решение одной и той же социальной проблемы – удовлетворение потребностей учащихся в досуговой физической активности различными учебно-воспитательными заведениями: Детско-юношеским клубом физической подготовки и кооперативным физкультурно-оздоровительным центром. В конечном итоге выживает то из них, которое сможет наиболее эффективно, в том числе и привлекательно, удовлетворить данные потребности учащихся. 4. Открытость. Наиболее «живучи» те системы, которые являются не закрытыми, т.е. «варящимися в собственном соку», а открытыми, способными к активному восприятию нового, или, выражяась научно, инноваций, это в полной мере относится и к непрерывному образованию, поскольку оно есть не что иное, как ярко выраженная социальная система. Больше того, без такого свойства, так открытость, система непрерывного образования не сможет выполнить своего предназначения, так как она превратится в свой антипод – систему «конечного» образования. Физкультурная практика представляет собой яркий пример постоянной необходимости введения новшеств, например, оперативной организации секций или групп по новым, престижным в данный момент видам физических упражнений (восточные единоборства, бодибилдинг, скейтборд и др.) или новым организационным формам. 5. Опережающее развитие образования. Постоянное развитие народного хозяйства как условие социального прогресса, а следовательно, и благополучия людей, немыслимо без предварительной подготовки специалистов. В противном случае значительная часть огромных расходов на него истратится вхолостую. Те страны, которые после второй мировой войны быстро вышли в ряд ведущих держав мира (Япония, ФРГ, и др.), постоянно вкладывали и вкладывают в образование значительные доли бюджетных расходов. Эти затраты сполна окупились по истечении небольшого времени. 6. Гуманизация. Как отмечалось ранее, данная особенность непрерывного образования означает его кардинальный поворот к нуждам и интересам учащихся и вообще человека. Главное – не достижение однородных планово-количественных показателей, а свободное и творческое развитие человека, развертывание его сущности сил, задатков и способностей. Если говорить о физкультурном аспекте данной проблемы, то это означает большую дифференциацию программ по физической культуре и спорту, больший учет конкретных физкультурных потребностей учащихся и т.д. 7. Гуманитаризация. Антиподом технократического «бездушного» отношения к действительности является гуманитаризация образования, т.е. ориентация содержания образования преимущественно на человека в целом, иными словами, человековедение, в той или иной степени пронизывающее практически все учебные предметы. Например, даже в технических колледжах и университетах ведущих западных стран гуманитарный цикл предметов занимает одно из ведущих мест в учебном плане. Говоря же о физической культуре как учебном предмете, можно отметить, что она является, по строгому счету, ярко выраженной гуманитарной дисциплиной, гармонично соединяющей в себе изучение практически всех сторон человеческой деятельности: от социальной до природной, биологической. 8. Дифференциация. Люди различаются между собой по многим характеристикам: возрастным, половым, уровню способностей и подготовленности, по подготовленности, по потребностям и интересам и многому другому. Понятно, что не может быть единой для всех программ обучения. Выход один – в разнообразии программ (содержания) обучения, т.е. в дифференциации образования. Оснований для нее много: степень фундаментальности преподаваемых предметов (базовое и специализированное образование), формы его организации (государственные, общественные, кооперативные и др.), одаренность учащихся (обычные общеобразовательные школы, гимназии, профессионально-технические училища, колледжи и т.д.). 9. Непрерывность, т.е. тесная временная связь различных звеньев системы образования. Например, в ДЮСШ выделяют по этому признаку такие группы юных спортсменов, как группа начальной подготовки, учебно-тренировочные, спортивного совершенствования. В свою очередь, ДЮСШ предшествует такому звену спортивного образования, как училища олимпийского резерва. 10. Развивающий характер. Означает целевую направленность на развитие человека во все периоды его жизни. Необходимо отметить, что постоянное развитие человека является системообразующим фактором непрерывного образования, т.е. определяющим все остальные его принципиальные особенности. Вышеперечисленные принципиальные особенности непрерывного образования тесно связаны с характеристикой его содержания. Под содержанием образования в узком смысле этого слова понимается множество изучаемых учебных предметов, т.е. «что» изучается. В более широком смысле в содержание образования входит не только «что» изучить, но и «для чего» изучить, т.е. задачи образования. Итак, «для чего» и «что» изучать. Рассмотрим вначале особенности непрерывного образования с позиций его целевых задач, «для чего» изучать. Сравним в этом отношении особенности «конечного» образования, задачи которого – формирование у обучаемых знаний и умений по тому или иному учебному предмету, например, по физике, химии, физической культуре и др. Закончив курс обучения, учащийся усваивал круг определенных знаний и умений практически до конца своей жизни. Яркий пример, к сожалению негативный, показывает в этом отношении преподавание физической культуры в школе, да и в любом другом учебном заведении: по окончании учебного заведения большинство выпускников не в состоянии в дальнейшем организовать самостоятельные занятия физическими и иными оздоровительными упражнениями с учетом возрастных, половых и других изменений своего организма. Строго говоря, в большинстве учебных заведений вместо предмета «физическая культура», преподается предмет «физическая подготовка», ориентированный в основном на бездумное выполнение указаний педагога. Совсем иные целевые задачи призвано решать непрерывное образование, направленное преимущественно не на формирование узкого круга знаний и умений по тому или иному предмету, а на умение учиться. То есть образование должно быть ориентировано не на прошлое, а на будущее. Человек должен быть не пассивным объектом, а активным субъектом образования, не только усваивать знания, но и уметь с их помощью преобразовать действительность, в том числе самого себя. Образно говоря, обучение это не сосуд, в который наливают воду, а горящий факел, освежающий путь познания и преобразования окружающего мира. В чем особенности непрерывного образования с позицией «что» изучать? Как отмечалось ранее, в этом отношении его содержание составляют взаимосвязанные между собой учебные предметы, т.е. комплекс наук, подлежащих изучению и освоению. Существуют различные подходы к классификации наук, а следовательно, и учебных предметов. Ограничившись одним из самых простых подходов, все науки можно подразделить на общественные, естественные, технические и гуманитарные. В свою очередь, вышеперечисленные основные группы наук (учебных предметов) можно разбить по признаку фундаментальности на общее (базовое) содержание образования и специализированное, в том числе и профессиональное. Тем самым обеспечивается единство инвариантной (через базовое) и вариантивной (через специализированное) сторон образования. Например, в сфере физического образования тесное единство может обеспечиваться базовой подготовкой на уроках физической культуры и специализированной на тренировочных занятиях в спортивной секции. Таким образом, в процессе развития человека происходит органическое слияние усвоения опыта предшествующих поколений (процесс социализации) и формирования его неповторимого облика (процесс индивидуализации). Причем последнему, т.е. процессу индивидуализации человека, в системе непрерывного образования придается исключительное значения, в отличие от «конечного» образования. Отсюда иной будет стратегия оценки успеваемости – не конъюнктивной, как в «конечном» образовании, а альтернативной, ставящей во главу угла сильные стороны человека. Кстати, гениальный физик Альберт Энштейн в школе явно не относился к числу круглых «отличников». С целью наиболее полного раскрытия природных задатков учащихся в систему непрерывного образования широко внедряется его дифференциация по различным направлениям.
Лекция 4. Виды деятельности. Назначение и содержание профессии «Преподаватель ФК» На протяжении всей истории человечества тяжкий, но одновременно благородный труд Учителя высоко ценился людьми, считался одним из наиболее престижных. Люди понимали, что Учитель является основным хранителем и передатчиком подрастающему поколению бесценных крупиц человеческого опыта, знаний и ценностей. О степени культурного уровня и цивилизованности общества судили по отношению в нем к Учителю, по его социальному и экономическому положению. Один из плеяды блестящих русских философов и мыслителей конца прошлого и начала нынешнего столетий В.В. Розанов пророчески отметил, что «каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает». К сожалению, научно-технический прогресс породил парадоксальную ситуацию; будучи в высшей степени зависим от состояния науки и образования, он в то же время на определенном этапе своего развития способствовал снижению авторитета и престижности преподавательского труда. Особенно ярко это проявилось в нашей стране. Наконец-то в сознании все большего числа людей укрепляется мысль о том, что главный рычаг перевода нашего больного общества на рельсы цивилизованного, культурного развития – это подъем, прежде всего, уровня нашей духовности, а значит уровня образованности и воспитанности. В ряду педагогических профессий профессия преподавателя физической культуры постепенно начинает занимать подобающее ей место. Чего греха таить, в несколько пренебрежительном отношении к данной профессии, существовавшем до недавнего времени, в какой-то мере были виноваты и мы, представители этой профессии. Как ранее отмечалось, в преподавании физической культуры, к сожалению, упор делался на физическую (точнее, биологическую) сторону данного учебного предмета и в забвении оставалась его духовная сторона. Отсюда и соответствующий уровень требований к личностной стороне подготовки преподавательских кадров по физической культуре. В настоящее время наметился поворот к личностной окраске труда преподавателя физической культуры. Преподавательский труд – это труд сложный, тяжкий, творческий, зачастую выматывающий до конца, но в то же время приносящий огромную радость от одной мысли о том, что твои ученики сделали хотя и небольшой, но все же шажок на длинном пути превращения их в Человека. «Жестокий, глупый, несправедливый, - отмечал в этой связи В.В. Розанов, - он же и умный, изболевший в сердце человек – вот учитель». Материал данной главы подробно ознакомит со спецификой и содержанием труда преподавателя физической культуры, в частности, будут раскрыты: назначение профессии преподавателя физической культуры, особенности педагогической деятельности, основы мастерства преподавателя физической культуры, а также научная организация его труда. Назначение профессии преподавателя физической культуры Итак, для чего предназначен труд педагога? Думается, не вызовет возражения мысль о том, что на протяжении всей истории развития человечества с его многочисленными подъемами и упадками ведущее назначение представителей педагогической профессии, в том числе и преподавателя физической культуры, состояло в развитии личности подрастающего поколения, в способствовании ее гармоническому и всестороннему развитию, разумеется, применительно к конкретным социально-историческим условиям. Практически во все времена одной из ведущих составляющих процесса формирования гармонически развитого человека быть, есть и будет физическое (телесное) совершенствование. Отсюда способствование достижению физического совершенства подрастающим поколением является целевой установкой, главным предназначением физической культуры. Через физическое совершенствование, понимаемое как культурный процесс, оно способствует гармоническому развитию человека. Эта ведущая целевая установка в деятельности преподавателя физической культуры подразделяется на ряд взаимосвязанных характеристик: 1. Формирование у учащихся и студентов физкультурных потребностей и мотивов. Данная задача является одной из наиболее важных, т.к. физкультурные потребности и мотивы выступают своеобразным ключом зажигания физической активности учащихся, на их основе формируются положительные ценностные ориентации на непреходящую оздоровительную значимость физкультурных занятий. Данный раздел в работе преподавателя физической культуры наиболее трудный, поскольку связан с воспитанием «физкультурной» духовности учащихся и студентов. 2. Формирование у учащихся и студентов ценностей ориентации на здоровый образ жизни в целом, в том числе и на базе физкультурных потребностей и мотивов. Физкультурные элементы здорового образа жизни (занятия физическими, дыхательными и др. упражнениями) относятся к числу ведущих. Из этого преподаватель физической культуры может извлечь двойную пользу: с одной стороны, физкультурные занятия в той или иной степени способствуют формированию других элементов здорового образа жизни, например, навыков психической саморегуляции, с другой, наблюдается обратная связь: укрепляющиеся ценности здорового образа жизни усиливают тягу человека к физической активности. 3. Рациональное заполнение досуга, являющееся актуальной проблемой для подрастающего поколения. Трудности биологического, психологического и социального развития учащихся выступают зачастую предпосылки их асоциального поведения: курение, употребление алкоголя, наркотиков, хулиганство и т.д. В этот период необходимо «столкнуть» эти антисоциальные интересы детей и подростков с социально приемлемыми и в то же время привлекательными для них потребностями и мотивами. К числу ведущих в этом возрасте относится потребность в движениях. Поэтому преподаватель физической культуры может и должен решить задачу социальной профилактики среди учащихся. 4. Раскрытие и дальнейшее развитие потенциальных способностей подрастающего поколения. Детский, подростковый и юношеский возраст является наиболее благоприятным для раскрытия потенциальных сил и задатков человека: в биологическом и психическом развитии в этот период наблюдаются фазы ускоренного формирования (сенситивные) различных свойств и качеств человека. Если в это время целенаправленно не воздействовать на его организм и психику, то в последующем не удастся раскрыть полностью потенциал заложенных природой способностей. Богатые возможности по решению этой гуманной задачи предоставляются в процессе преподавания физической культуры. 5. Оптимизация физического развития, укрепление здоровья в целом. Проблема укрепления слабого здоровья современных школьников является архиважной. По статистике, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, 63% имеют нарушения осанки, 22% - реакцию на гипертоническую болезнь, 18% старшеклассников повышенное артериальное давление. Мощнейшее профилактическое средство в этом возрасте – физкультурные занятия, использование богатого арсенала оздоровительных средств. 6. Физкультурное образование, т.е. формирование и укрепление у учащихся на базе физкультурных потребностей необходимых знаний по организации здорового образа жизни, а также разнообразных умений и навыков, не только двигательных, но и интеллектуальных, организаторских и др. 7. Подготовка подрастающего поколения к трудовой, оборонной и семейной деятельности. Вступающим во взрослую жизнь надежной опорой послужат приобретенные за годы учения физкультурные знания и навыки: во время армейской службы, работы на производстве и в семейных отношениях. Чтобы достичь вершин педагогического мастерства, необходимо вкладывать всю без остатки душу в благородное дело воспитания Человека. Л.Н. Толстой писал по этому поводу: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Деятельность преподавателя физической культуры: ее сущность, структура и функции Без любви к делу (шире – деятельности), как совершенно верно отметил Л.Н Толстой, нет и не может быть совершенного учителя. Чтобы достичь или хотя бы приблизиться к вершинам педагогического мастерства, необходимо быть деятельным. Как тут не вспомнишь хотя и избитую, но на удивление точную и живучую народную поговорку «без труда не вынешь и рыбку из пруда». Кстати, это характерно не только для профессии педагога, буквально для любого вида профессии деятельности имеет фундаментальное значение. Так в чем же заключается ее фундаментальность, ничем незаменимое значение для становления человека? Вначале ответим на вопрос, в чем сущность деятельности? В философском энциклопедическом словаре (1983) на него дается следующий ответ: деятельность есть «… специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование». Исходя из этого определения к числу основных характеристик деятельности относятся: 1. Активность, т.е. такое отношение к окружающему миру, которое способствует его изменению. Причем это изменение окружающего мира может носить как стихийный, хаотический характер (например, активность животных), так и целенаправленный, целесообразный (деятельность человека). 2. Целесообразность, включающая в себя постановку цели и продуманное ее выполнение. А. поскольку сознательную постановку цели может осуществлять только человек, то выходит, что деятельность может быть только человеческой. С учетом вышесказанного можно дать следующее, наиболее краткое и одновременно не совсем строгое определение понятия деятельности: деятельность – это целесообразная активность человека. Насколько многообразны формы активного отношения человека к окружающему миру, в том числе, кстати, и к самому себе, настолько многообразны виды его деятельности. К числу ведущих из них относится и педагогическая деятельность. В двух словах, педагогическая деятельность есть целенаправленное формирование человека. Учли ли мы при ее определении основные характеристики деятельности? – Вполне, т.к. формирование подразумевает активное отношение к человеку как объекту педагогической деятельности. Далее, целенаправленность прямо включена в данное определение. Итак, сущность педагогической деятельности выявлена. Теперь необходимо перейти к рассмотрению ее структуры, т.е. к анализу ее состава (частей и элементов) и порядка взаимосвязей между ними. Чаще всего в состав деятельности вообще, в том числе и педагогической, включают следующие элементы: • субъект деятельности как источник целенаправленной активности; • объект деятельности как то, что противостоит ее субъекту; • средство деятельности как то, с помощью чего субъект воздействует на объект деятельности; • процесс (процедура) деятельности как последовательность способ использования средств деятельности ее субъектом; • наконец, результат (продукт) деятельности как измененный объект вследствие воздействия субъекта. Далее вышеназванные элементы в зависимости от вида деятельности соединяют в различные, но обязательно взаимосвязанные между собой ее части (подсистемы). В полной мере это относится и к педагогической деятельности, общая структура которой отражена на рис. 2, из которого видно, что педагогическая деятельность складывается из двух ведущих блоков (подсистем): - воспитания как процесса и результата целенаправленного формирования направленности личности человека, т.е. его влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений. Проще говоря, воспитание направлено на формирование духовности (души) человека, т.е. преимущественно его моральных качеств. Направленность личности является ее «ядром», которое формируется практически полностью социальным путем, т.е. через воспитание; - обучения как процесса и результата целенаправленного формирования знаний, навыков, умений и привычек: интеллектуальных, волевых, двигательных, сенсорных и других. По определению известного советского психолога К.К. Платонова, формируемая в результате обучения подструктура личности называется индивидуальной культурой, или подготовленностью, а еще лучше – опытом. Таким образом, обучение есть целенаправленное формирование опыта человека, но, в отличие от воспитания, уже с заметным влиянием биологических, генетически обусловленных свойств человека. Кстати, последнее утверждение достаточно четко проявляется в сфере физкультурного образования. А теперь – внимание! Важный для становления педагогического мастерства вопрос «Каково соотношение между рассмотренными частями (подсистемами) педагогической системы?» Иными словами, они, т.е. воспитание и обучение, равноценны или же из них что-то является более главный и ведущим в процессе формирования человека? Как вы понимаете, от правильного ответа на этот вопрос во многом будет зависеть эффект педагогического труда. Достаточно ясно отвечает на этот вопрос К.К. Платонов, который отмечает, что «… поскольку первая подструктура (направленность личности – авторы) доминирует над остальными и завершает их, воспитание также является видом формирования, не только доминирующим над обучением, укреплением и тренировкой и завершающим их, но и основным видом формирования личности в целом». Таким образом, воспитание как процесс направленного формирования направленности (души) человека доминирует и определяет содержание обучения и других видов его формирования. Обратите внимание на их соотношение на рис 2: обучение полностью включено в воспитание, является, тем самым, подчиненным ему. В свою очередь, обучение складывается из двух видов учебной деятельности: • учение как деятельность обучаемых по усвоению знаний, навыков и умений и т.д., т.е. деятельность по формированию самого себя; • преподавание как деятельность обучающих по руководству учением, направленная на обеспечение условий для его лучшего осуществления. Естественно, учение и преподавание связаны между собой самым тесным образом. Итак, применительно к физической культуре воспитание – это формирование физкультурных потребностей, интересов, идеалов и убеждений, а обучение – формирование физкультурных знаний, навыков и умений, иначе, физкультурного опыта. Наконец, осталось рассмотреть «первопричины», элементы педагогической деятельности в целом, а также ее составляющих частей – воспитания, обучения и, обратите внимание на рис. 2, таких частей последнего, как учения и преподавания. Как видно из данного рисунка, элементы педагогической деятельности одновременно «захватывают» и учение, и преподавание, имея, правда, в каждом из них специфические особенности. С учетом всего вышесказанного элементами физкультурного воспитания и обучения, в частности педагогической деятельности преподавателя физичес5кой культуры, являются: • Субъект, т.е., источник, побудитель физкультурной активности. Субъектом преподавания является, прежде всего, сам преподаватель физической культуры, а также те занимающиеся, которым он передает часть своих функций, на пример, дежурный по классу во время урока физической культуры, старшие в группах (групповоды), когда они помогают учителю в руководстве классом. • Субъектом учения выступает сам занимающийся, получается интересная картина: будучи объектом в процессе преподавания, учащийся является одновременно субъектом учения. Вроде бы формальное равенство: объект преподавания = субъект учения. Конечно же, с точки зрения содержания они неравноценны, т.к. объект (учащийся) преимущественно воспринимает указания учителя, а как субъект активно преломляет в своем сознании сказанное учителем, ищет и пробует различные варианты исполнения задуманного, анализирует выполненное и т.д. Кстати, педагогика сотрудничества основывается, в частности, на стремлении превратить учащегося из объекта преимущественно в субъект обучения. • Объект как первичный, исходный «материал», на преобразование которого направлена активность субъекта. По аналогии с субъектом выделяют объект преподавания и объект учения. Вроде бы понятно, что следует понимать под первым, т.е. объектом преподавания, конечно же, непосредственно учащихся. А кто является субъектом учения? Сам учащийся?! Но он же является, как выше отмечалось, субъектом учения? Опять получается с формальной точки зрения парадоксальное равенство: субъект учения = объект учения = учащийся! Если формально, то да. Если же содержательно, диалектично, то – нет! Дело в том, что в последнем случае целенаправленная активность учащегося (как субъекта) ориентирована на изменение, преобразование самого себя как объекта. В качестве яркого примера, как субъект и объект учения тесно сплетены между собой в одном человеке, можно привести уникальный случай из жизни экс – чемпиона Советского Союза по прыжкам в высоту Р. Ахметова: будучи низкорослым по генетическим задаткам для прыгунов в высоту, он задался целью в подростковом возрасте «обмануть» природу на 20 сантиметров, достигнув тем самым приемлемого для прыгуна в высоту роста. В результате целенаправленных, зачастую изнурительных специальных занятий на «растяжку» он добился своего! Причем программу этих занятий он составил преимущественно сам. • Средство физкультурного воспитания и обучения. Под средством учебной деятельности вообще понимаются виды человеческой деятельности, способствующие достижению цели и задач воспитания и обучения. Если коротко, то педагогическое средство – это то, с помощью чего достигается поставленная цель. Опять же, педагогические средства подразделяются на средства преподавания и средства учения. И те, и другие многообразны, поскольку многообразны проявления человеческой деятельности. В процессе преподавания педагог использует такие средства, как рассказ, описание, объяснение и т.д., т.е. все то, что относится к словесно-логической деятельности (речь); мимика, пантомимика, жесты и т.д. (экспрессивно-двигательная деятельность); собственно двигательная (моторная) деятельность в процессе показа техники движений и т.д. Учение требует от учащихся использования, прежде всего, такого ведущего специфического средства, как двигательная деятельность, т.е. физических упражнений, а также дыхательных, закаливающих и других оздоровительных упражнений. А познавательная (гностическая) деятельность разве не является средством учения? Кстати, и речевая деятельность также относится к этому средству, хотя ее содержание в данном случае будет несколько иным по сравнению с ее значимостью в преподавании. Широко используется в последнее время и предметно-вещественная деятельность, т.е. технические средства обучения, в частности, тренажеры. • Процесс педагогической деятельности как технология (способ, метод) получения желаемого результата. Применительно к преподаванию под процессом понимается такая последовательность действий педагога, которая должна способствовать созданию наилучших условий для освоения учащимися учебной задачи, иначе говоря, для создания условий для учения. Например, при обучении движению с относительно простой структурой преподаватель должен вначале раскрыть его предназначение, затем произвести его реальный показ, далее раскрыть основные характеристики техники данного движения и т.д. Процесс же учения в данном случае будет совершенно иным: формирование интереса к этому движению (через рассказ о его назначении), затем ориентировочной основы данного движения (посредством показа и описания техники), далее осваивается исполнительная часть движений и т.д. • Результат (продукт) воспитания и обучения, или измененный в соответствии с поставленной целью объект педагогической деятельности. Результатом преподавания является изменение в нужном направлении внутренних (например, психической готовности) и внешних условий деятельности учащихся. Тогда результатом учения станет уже не изменение этих условий, а изменение самого учащегося, точнее тех или иных элементов его направленности или опыта в соответствии с поставленной целью.
Прогнозирование планирование
организация планирование, регулирование исполнение
общение
контроль Рис.2. Функции педагогической деятельности • Целеопределение. Данная функция является ведущей, системообразующей в деятельности преподавателя, поскольку она задает содержание других функций. Цель физкультурного воспитания и обучения – формирование физического совершенства учащихся, а вместе с ним их всестороннего и гармонического развития. Данная цель является стратегической для преподавателя физической культуры. Эта ведущая цель подразделяется на ряд тактических целей, а те, в свою очередь, на оперативные. • Прогнозирование – предсказание степени достижения результатов воспитания и обучения. Применительно к физкультурному воспитанию и обучению это выражается в определении, например, процента учащихся, которые смогут выполнить нормативные требования, к их физической подготовленности с учетом возрастных и половых особенностей. • Планирование – определение на основе поставленной цели и возможной степени ее достижения конкретной программы реализации. В содержании планирования входят постановка поставленных задач, подбор под них средств и методов, организационные формы обучения, сроки и виды контроля, нормативные требования, обеспечение необходимых, в том числе материально-технических условий. Планирование бывает: перспективное – на длительный срок (например, школьная программа по физической культуре); текущее – на средний по продолжительности отрезок времени (применительно к школьной программе на семестр или вид практического раздела) и оперативное – на короткий промежуток времени, например, на отдельное занятие. • Организация – как процесс упорядочения действий между людьми за счет наделения их определенными правами и обязанностями. Формы организации физкультурного воспитания и обучения могут быть различными. Так, в учебном заведении к ним относятся: государственная – по линии Министерства образования (например, проведение обязательных занятий по физической культуре); общественная, например, деятельность школьного коллектива физической культуры, кооперативная – занятия в платных группах физкультурно-оздоровительного кооператива при учебном заведении. Появляются и частные учебные заведения. К способам организации совместной деятельности занимающихся непосредственно на занятии по физической культуре относятся: фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, попарный, раздельный и т.д. • Общение – обмен информацией между людьми в процессе их непосредственного взаимодействия. Необходимо отметить, что данная функция преподавательского труда играет важнейшую роль в педагогическом процессе. Дело в том, что обмен информацией – это ведущая, но не единственная функция общения. Большое значение в этом процессе играют и такие его функции, как регулятивная, связанная с упорядочением отношений между занимающимися или между ними и преподавателем, а также эффективная функция, благодаря которой эти отношения принимают ту или иную эмоциональную окраску. Кстати, благодаря этой окраске происходит гораздо более полное усвоение информации. С проблемой педагогического общения связаны такие вопросы, как лидерство в коллективе и группе, социальный статус занимающихся, психологические способы воздействия на них, стиль руководства преподавателя и т.п. • Исполнение – такое звено в деятельности преподавателя физической культуры, которое направлено на непосредственную реализацию поставленной цели и вытекающих из нее задач. Со стороны преподавателя эта функция проявляется в реализации запланированной технологии (способа) использования: речи, экспрессивно-двигательных, собственно-двигательных (походка) и других. Занимающиеся, следуя указаниям, объяснениям, показу и т.д. преподавателя, также реализуют запланированную им технологию использования, но уже других средств, а именно: средств учения – физических и других оздоровительных упражнений; познавательных, речевых, рече - двигательных и т.д. • Контроль – действия преподавателя по сбору обратной информации о состоянии занимающихся в результате реализации ими его заданий, а также сравнение полученной информации с запланированным состоянием на данный период. К разновидностям педагогического контроля относят: этапный контроль – определение изменения состояния занимающихся за достаточно длительный промежуток времени, например, за учебную четверть; текущий контроль за более короткий отрезок времени (после серии занятий) и оперативный в течение занятия. • Регулирование. В процессе занятий на состояние учащихся могут влиять различные сбивающие факторы, например: болезнь, непогода, отсутствие необходимого инвентаря и оборудования, эмоциональные стрессы, конфликты и многое другое. Естественно, преподавателю физической культуры практически невозможно осуществить реализацию цели и задач строго в соответствии с учебным планом. Всегда будет отклонение в той или иной степени от запланированного, которое определяется с помощью контроля. Если рассматривать регулирование применительно к деятельности преподавателя физической культуры в полном ее объеме, то можно выделить следующие его уровни (Н.В. Жмарев, 1986): социальное регулирование, включающее в себя административное, правовое, экономическое, правовое, экономическое, нормативное и социально-психологическое; функциональное регулирование – регулирование технологии деятельности преподавателя, функционального состояния занимающихся и взаимодействия занимающихся со спортивным оборудованием и внешней средой.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 11217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |