Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционный курс ДИСЦИПЛИНЫ




Атомная физика.

Квантовая физика и теория относительности.

Оптика

Электромагнитные волны.

Упругие волны.

Переменный ток.

Затухающие колебания.

Сложение колебаний.

, при 1=2

- период пульсации.

,

Z=ZR+ZL+ZC- полный импеданс цепи.

ZR=R, ZL=iL,

- модуль полного импеданса цепи.

, - действующие значения.

Скорость волны в газе: , в твердом теле:

,

уравнение плоской волны:

Отражение
Преломление =0 lim пад=arcsin(c2/c1)

Интерференция: ,

фазовая v и групповая u скорости: , ,

- эффект Доплера.

- фазовая скорость

Отражение
Преломление =0 lim пад=arcsin(c2/c1)

- разность хода.

- скорость света в среде

- закон преломления.

- формула линзы.

- увеличение линзы.

- энергия фотона. h- постоянная Планка

- фотоэффект

- полная энергия.

- закон распада

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

 

Ишим 2014

Лекция 1. Цель, содержание и формы организации учебного процесса Общая характеристика предмета ТиМОФК

 

Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к будущей профессиональной деятельности;

· знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Курс «Теория и методика обучения физической культуре» ориентирован на формирование частнодидактической подготовки специалистов с квалификацией «Педагог по физической культуре» с прочными знаниями основ теории и методики обучения, владеющих методическими навыками и умениями проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в учреждениях общего образования.

Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» призваны выполнить функцию интеграции теоретических знаний и практических умений, приобретенных студентами при изучении разных учебных курсов и дисциплин, в профессионально-педагогическую компетенцию специалиста физической культуры с квалификацией «Педагог по физической культуре».

Содержание курса разработано и структурировано с учетом его цели, задач, места и функций в подготовке специалистов – педагогов по физической культуре. Последовательность представ-ления разделов и тем основывается на системно-структурном подходе к его построению. Учебный материал описан с использованием понятий и терминов, появившихся в последние два десятилетия. Содержание курса и характер структурирования учебного материала этим отличаются от традиционных методики урока физической культуры и порядка его изучения в учреждениях профессионального физкультурного образования нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Курс состоит из учебного материала в виде теоретических сведений, педагогических задач и методических упражнений. Теоретические знания содержат конкретную информацию о сущности учебного предмета «Физическая культура», его функциях в структуре общего образования, цели и задачах дисциплины, содержании образования, педагогических процессах, педагогической системе школьной физической культуры и технологии ее реализации в учреждениях общего образования.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование у студентов методических навыков и умений, составляющих основу профессионального мастерства учителя физической культуры. Методические навыки и умения объединены в компоненты преподавательской деятельности учителя физической культуры:

- целеполагание, отбор и обоснование оптимальных содержания обучения, форм организации деятельности учащихся на уроках, методов учебно-воспитательных воздействий;

- программирование целей, задач, содержания обучения, форм организации и методов реализации учебного процесса по циклам учебно-воспитательного процесса;

- практическая реализация учебного процесса на уроках физической культуры;

- контроль и коррекция в процессе взаимодействия учителя и учащихся на уроках, оценка результатов взаимодействия;

- обоснование рекомендаций для начала нового цикла учебно-воспитательного процесса.

Цель курса, его задачи, своеобразие содержания, назначение, а также материалы об опыте работы учреждений профессионального физкультурного образования потребовали следующих форм организации учебного процесса:

- лекционные, семинарские, практические, самостоятельные занятия;

- учебная практика;

- индивидуальная самостоятельная письменная работа.

На лекционных занятиях излагаются основные научно-теоретические сведения (научные факты, понятия, закономерности), элементы опыта педагогической практики, концепции, правила и др.

Семинарские занятия предназначены для углубления, расширения и закрепления научно-теоретических сведений и иной информации курса, а также развития познавательных, творческих способностей студентов, текущего контроля за качеством усвоения учебного материала, организации учебных дискуссий, деловых игр.

На практических занятиях анализируются и оцениваются отдельные аспекты обучения предмету «Физическая культура», выработки у студентов методических навыков и умений, формирования у них элементов дидактического мышления, освоения ими методов научно-методической работы, использования научных данных в практике преподавания данной учебной дисциплины.

Содержание самостоятельных занятий составляют такие виды учебной деятельности студентов, как изучение (конспектирование, реферирование) литературы, разработка учебно-методической документации учителя физической культуры, руководителей учреждений образования, дневников учащихся и других источников информации по организации учебно-воспитательного процесса (самостоятельный просмотр и анализ уроков разными методами, ознакомление с самостоятельными занятиями учащихся физической культурой, изучение режима дня школьника, подготовки учителя к уроку и т.д.). Они предназначены для закрепления знаний по дисциплине, формирования умения решать методические задачи, создания дидактического комплекса, комплекса частно-дидактических навыков и умений, их трансформации в компоненты технологии учебного процесса, интеграции учебной деятельности студента с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой по курсу теории и методики обучения предмету «Физическая культура».

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» – это относительно новая и все еще формирующаяся учебная дисциплина. Она представляет специальную область педагогического знания и отрасль педагогической науки в сфере теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Понятия, рассматриваемые в содержании данного курса, возникли в ходе формирования данной учебной дисциплины, они будут уточняться и конкретизироваться в процессе совершен-ствования ее теоретико-методологических основ.

К основным понятиям относятся: «предмет "Физическая культура"», «физкультурное образование», «педагогическая система предмета "Физическая культура"», «педагогический процесс по предмету "Физическая культура"», «технология учебного процесса».

Проблема понятий рассматривается многими науками, в основном логикой – наукой о человеческом мышлении, которая изучает мышление как средство познания. В логике понятие определено как форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.

В логике описан порядок определения понятий: 1) определение должно быть соразмерным;
2) определение не должно заключать в себе круга; 3) определение должно быть ясным;
4) определение не должно быть отрицательным. Один из наиболее распространенных приемов формирования определения понятия – определение через род и видовое отличие:

- подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

- указание его видового отличия, т.е. выявление существенных признаков определяемого, отличных от других понятий.

Обратимся к понятию «предмет "Физическая культура"». Для его определения необходимо конкретизировать исходные ключевые понятия: «физическая культура», «физическое образо-вание», «физическое воспитание», «физическое совершенствование», «учебный предмет», «учебный предмет "Физическая культура"», «система физического воспитания», «национальная система физического воспитания», «школьное звено национальной системы физического воспитания» и др.

Рассмотрим два более широких по объему понятия – «учебный предмет» и «физическая культура». Учебный предмет определяется как дидактически обработанная в учебных целях система теорий, законов, фактов, понятий, идей и методов соответствующей науки, воплощенная в определенном отрезке учебного материала, удовлетворяющая требованиям учебной программы и подлежащая усвоению учащимися с целью овладения всеми компонентами содержания образования. Другое определение: целостность, включающая часть содержания, которую нужно усвоить, и средства для усвоения содержания учащимися, для их развития и воспитания. Третье: дидактически обусловленная система знаний, умений и навыков, отобранная из соответствующей отрасли науки или искусства для изучения в учебном заведении. Четвертое: особое образование, специально создаваемое для обучения и воспитания, учебный предмет – педагогически адаптированная совокупность знаний и умений из какой-либо отдельной области действитель-ности и соответствующей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений в процессе учебного взаимодействия.

Анализ первого родового понятия «учебный предмет» не дает достаточного материала для определения понятия «предмет "Физическая культура"». Поэтому необходимо обратиться к понятийно-терминологической системе теории и методики физического воспитания, где анализируется другое родовое понятие – «физическая культура».

Его сущность передается словами, используемыми в качестве ключевых: «процесс», «вид», «форма», «предмет», «совокупность», «часть», «единство», каждое из которых обозначает различные явления и предметы.

Здесь, как и в случае с определением понятия «учебный предмет», очевидны разноречивые толкования.

Определить понятие «учебный предмет "Физическая культура"» корректно возможно, если в формулировках дефиниций (определений) будут учтены следующие обстоятельства.

1. Физическая культура – это учебный предмет, представляющий инвариантную и одноимен-ную область содержания базовой части федерального компонента государственного стандарта общего образования.

2. Учебный предмет выражает специфическую часть общечеловеческой культуры – физиче-скую культуру.

3. Ориентация учебного предмета на реализацию социально значимой функции в содержании общего среднего образования.

4. Признание в качестве составляющей результатов учебно-воспитательного процесса – сформированность физической культуры личности учащегося.

5. Необходимость отражения в содержании определения связи учебного предмета с отраслями наук, которые он представляет, педагогической теорией и методикой физического воспитания.

Таким образом, учебный предмет «Физическая культура» это часть базовой физической культуры, ориентированная на обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Образование по предмету «Физическая культура» – понятие, которое дополнило понятийно-терминологический аппарат науки теории и методики физического воспитания сравнительно недавно.

Ранее вместо данного понятия применялось другое – «физическое образование». Оно рассматривалось как одно из основных в теории физического воспитания.

Понятие «физическое образование» обязано своим возникновением основателю учения о физическом образовании детей школьного возраста, известному российскому ученому
П.Ф. Лесгафту. Сущность данного вида образования П.Ф. Лесгафт видел в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. Считают, что П.Ф. Лесгафт вкладывал в понятие «физическое образование» идею обучения двигательным действиям.

Идеи П.Ф. Лесгафта о разложении движений воспринимали как тенденцию приблизить физическое образование к образованию, которое получают учащиеся по предмету «Физика».

Вместе с тем, современники П.Ф. Лесгафта, включая и поборников идей физического воспитания учащейся молодежи, высоко оценивая его научно-педагогическую деятельность (например известный русский педагог П.Ф. Каптерев), критически высказывались об отдельных аспектах теории физического образования. Особой критике подвергались позиции П.Ф. Лесгафта по части уравнивания методов физического и умственного образования.

В настоящее время под понятием «физическое образование» рассматривается система научно-педагогической подготовки специалистов высшей квалификации к исследовательской и педагогической деятельности в области физики и смежных с ней отраслях науки и техники.

Педагогические процессы, в том числе и их результаты по предмету «Физическая культура» могут быть выражены понятием «физкультурное образование».

Физкультурное образование в зависимости от его направленности и содержания может условно подразделяться на три разновидности – общее, дополнительное и профессиональное.

Общее физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы по предмету «Физическая культура», ориентированные на формирование физической культуры личности школьников.

Общее физкультурное образование может подразделяться на ступени в соответствии со структурой учреждения общего образования: начальное, основное, среднее (полное). Оно регламентируется государственным образовательным стандартом общего образования.

Дополнительное физкультурное образование – это процесс и результат учебно-воспитательной работы учреждений дополнительного образования в сфере физической культуры с ориентацией на формирование спортивных резервов.Это – детско-юношеские спортивные школы (специализированные, олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля и др.)

Профессиональное физкультурное образование – процесс и результат учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, с ориентацией на подготовку педагогов в сфере физической культуры.

Оно дифференцируется на среднее, высшее и послевузовское и осуществляется в училищах олимпийского резерва, педагогических колледжах (отделение физической культуры), техникумах и колледжах физической культуры, институтах, академиях и университетах физической культуры, факультетах физической культуры, классических и отраслевых (например педагогических) университетов.

Физкультурное образование базируется на соответствующей педагогической технологии.

Функционирование педагогической системы учебного предмета направляется учителем с учетом условий конкретного учреждения общего образования.

Разработка, обоснование иреализация педагогической системы предмета «Физическая культура» составляет технологию учебного процесса по данной дисциплине.

Основные понятия теории и методики обучения предмету «Физическая культура» будут детально рассмотрены в последующих главах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.