Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема V. Общая физическая и спортивная подготовка




В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (4 часа)

I часть (2 часа)

Основные понятия: методические принципы и методы физического воспитания, физические качества, пси­хические качества, формы занятий, учебно-тренировочное занятие, общая и моторная плотность занятия, двигательные навыки.

Методические принципы и методы физического воспита­ния. Одним из главных принципов физического воспитания в вузе является принцип оздоровительной направленности, что обеспе­чивается всем содержанием и организацией работы по физиче­скому воспитанию, в частности обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля.

К принципам физического воспитания относятся также прин­ципы сознательности и активности, требующие от каждого за­нимающегося осмысленного отношения к физическим упражне­ниям, осознания необходимости занятий ими и заин­тересованности в этих занятиях.

Принцип систематичности заключается в непрерывности про­цесса физического воспитания и оптимальном чередовании на­грузок с отдыхом, а также в постепенном увеличении физических на­грузок. Соблюдение этого принципа позволяет совершенство­вать автоматизацию двигательного навыка, ведет к уменьшению затрат энергии на выполнение мышечной работы, совершенст­вование физических качеств и функциональных систем организма.

Принцип доступности и индивидуальности выражает не­обходимость организации занятий физическим воспитанием в соответствии с возможностями конкретного студента (с уче­том возраста, пола, уровня предварительной подготовленности и развития индивидуальных физических качеств, уровня здоровья и т. д.). Соблюдение этого принципа является залогом оздорови­тельного эффекта физического воспитания. Физические упражнения, не соответствующие возможностям занимающихся, влекут за собой непра­вильное их выполнение, а неправильно закрепленный двига­тельный навык значительно труднее исправить, чем сформиро­вать новый.

Доступность на занятиях физическим воспитанием (как впрочем и на любых других занятиях) вовсе не означает отсутствия трудностей на них. Речь идет о создании таких трудностей, которые могут быть преодолены без чрезмерного напряжения физических и духовных сил.

Индивидуальный подход имеет особое значение, так как функциональные возможности каждого занимающегося весьма различны.

Поскольку функциональные возможности организма при ме­тодически правильно проводимых занятиях физическим воспи­танием повышаются постепенно, то и требования, предъявляе­мые к ним должны повышаться также постепенно

Не менее важное значение на занятиях физическим воспита­нием должен занимать принцип наглядности. Реализация этого принципа на том или ином конкретном занятии зависит от по­ставленных (для данного занятия) задач, характера движений и особенно от контингента занимающихся. Поэтому на одном за­нятии на первое место может быть поставлен показ, на другом – объяснение, но всегда одно дополняет другое.

Создавая чувственные предпосылки освоения движений, приходится преодолевать известные методические трудности. Дело в том, что для того чтобы по-настоящему «прочувствовать» движение, его необходимо правильно выпол­нить, но это сделать невозможно, если предварительно не иметь о нем двигательных представлений. В современной теории фи­зического воспитания данное противоречие рекомендуется ре­шать двумя путями. Во-первых, путем соблюдения рациональ­ной последовательности обучения, когда двигательный опыт, приобретенный на предыдущих ступенях, естественно подводит к новым двигательным умениям. Во-вторых, путем комплексного использования разнообразных форм наглядности, воссоздаю­щих отдельные стороны этих действий в сочетании с образным словом, идеомоторными упражнениями, а также имитационны­ми и другими подводящими упражнениями. (Демонстрация примеров).

Следующий принцип – принцип динамичности и рассеивания нагрузки – заключается в том, что ставятся и выполняются все более трудные новые задания, в постепенном нарастании объема и интенсивности нагрузок на различные мышечные группы, ор­ганы и системы. По мере роста тренированности снижаются от­ветные реакции организма на одну и ту же нагрузку, возросшие функциональные возможности позволяют ему более экономно справляться с той же работой. (Демонстрация примеров).

Таким образом, степень положительных изменений, проис­ходящих в организме под воздействием физических упражнений, зависит от объема и интенсивности нагрузок. Как только нагрузка становится привычной, орга­низм работает экономно и обеспечено дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо повышать нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность.

Вместе с тем не надо забывать о принципе рассеивания нагрузки. Нельзя давать несколько упражнений подряд на одни и те же мышцы, так как это может привести к их утомлению. Следует обязательно чередовать нагрузку на разные мышцы организма. Если же давать упражнения на одну и ту же мышцу, то резонно будет сначала дать упражнения на сокращение данной мышцы, а потом – на ее растягивание.

Современная наука предлагает также многообразные и кон­кретные методы физическою воспитания. Структура методов физического воспитания зависит от того, какой характер в про­цессе занятий носит нагрузка – непрерывный или интервальный. Отдых как составной элемент методов физического воспитания может быть пассивный и активный. Активный отдых дает луч­ший эффект восстановления, чем пассивный. И. М. Сеченов писал: «…». (Демонстрация примеров).

Используя многообразие конкретных методов физического воспитания, важно исходить из того, что ни один из них, взятый сам по себе, никогда не может быть оценен как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое применение все­го комплекса научно и практически оправданных методов с уче­том особенностей используемых средств и условий занятий.

Метод строго регламентированного упражне­ния. Этот метод применяется на всех этапах развитияия физических ка­честв. Он требует точной дозировки нагрузок и строго установ­ленного чередования их с отдыхом, четкого порядка повторения упражнений, их связи друг с другом. Смысл такой регламента­ции заключается в том, чтобы обеспечивать оптимальные усло­вия для приобретения новых двигательных умений, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие фи­зических качеств.

В последние десятилетия детально разработаны специальные методические формы занятия, обеспечивающие комплексное ис­пользование различных физических упражнений. Особое распро­странение получила так называемая круговая тренировка, основу которой составляет серийное (слитное или с интервалами) по­вторение специально подобранных и объединенных в комплекс упражнений, выполняемых в порядке последовательной смены «станций». На каждой «станции» (обычно их 8-10) повторяется один вид движений, воздействующих на определенную мышечную группу тела.

Игровой метод. Игра являет­ся одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо спортивными играми (футболом, волейболом и т п.), он может быть применен при проведении любых занятий физическими упраж­нениями, которые поддаются организации в соответствии с осо­бенностями этого метода. Можно применять любые подвижные, народные, национальные игры, или преподаватель сам придумывает какие-либо игровые ситуации или эстафеты. Игровой метод следует применять только в середине основной части занятия.

В процессе физического воспитания игровой метод используется широко (за исключением специаль­ного отделения, где этот метод следует использовать с большими ограничениями), поскольку фактор соперничества в про­цессе состязания создает особый эмоциональный фон, действующий на организм в плане мобилизации его ре­зервных возможностей. У лиц с отклонениями в состоянии здоровья, имеющих сниженные функциональные возможности, повышенный эмоциональный фон может снизить самоконтроль, что может повлечь чрезмерное перенапряжение функциональных систем и срыв на адаптационном уровне.

Физические качества.

Физические качества играют важнейшую роль в процессе всесторонней подготовки студента. Для достижения гармоничного развития первостепенное значение имеет уровень физической подготовленности и развитие физических качеств студента (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости). В настоящее время считается, что развитие качественных сторон двигательной деятельности обусловлено совокупностью возникающих в организме при тренировочных занятиях морфологических, биохимических и физиологических изменений. Только изменения во всех этих системах дают возможность успешно развивать физические качества человека, которые проявляются взаимосвязанно и взаимообусловленно. Основа этой взаимосвязи в том, что каждое из качеств, хотя и имеет специфические особенности, является функ­цией нервно-мышечного аппарата человека. Физиологический механизм образования двигательного навыка – механизм вре­менных связей. Поскольку совершенствование физических ка­честв происходит в процессе формирования двигательных навы­ков, то и в их основе лежит механизм временных связей. Таким образом, физические качества человека развиваются в течение индивидуальной его жизни по типу временных связей. Они за­висят друг от друга в своем развитии и отражают возрастно-половые особенности развития организма.

Значительное место в системе физического воспитания долж­но быть отведено фундаментальному физическому качеству выносли­вость, которая характеризует способность человека совершать двигательные дейст­вия в течение продолжительного времени без снижения темпа и амплитуды движений. Различают так называемую общую вы­носливость (которая повышает функциональные возможности вегетативных систем организма) и специальную выносливость (которая направлена на совершенствование механизмов локаль­ной выносливости определенных мышечных групп). Основным средством воспитания выносливости являются цикличе­ские физические упражнения: ходьба, бег, плавание, гребля, ходьба на лыжах, ката­ние на коньках, велосипеде, работа на тренажерах и т. д.

Другим важным физическим качеством является сила. Сила – это способность человека преодолевать сопротивление или про­тиводействовать ему путем мышечного напряжения. Мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины (статический или изометрический режим), при уменьшении длины (преодо­левающий или миометрический режим), при удлинении (усту­пающий или плиометрический режим).

Выделяются следующие виды силовых способностей: собст­венно силовые (статический режим, выполняемый без движений или с помощью медленных движений), скоростно-силовые (проявляются в быстрых движениях), которые подраз­деляются на преодолевающие, уступающие (амортизационная сила) и «взрывную силу» – способность проявлять большую величину силы в наи­меньший отрезок времени. Одним из важнейших видов силовых способностей является динамическая сила или силовая выносливость, которая является не только необходимым профессиональным качеством для врача, но и жизненно необходимым качеством. (Демонстрация примеров).

Мышечная сила зависит от многих факторов, даже от таких как: о чем человек думает, как он заканчивает упражнение, какие он носит украшения, достаточно ли у него в организме воды, много ли пережито стрессов и т. д. (Демонстрация примеров).

Развитие мышечной силы, имеет большое значение не только для растущего организма, но и играет большую роль в подготовке к производственному труду и в повыше­нии спортивного мастерства. По мнению многих отечественных и зарубежных авторов, к силовой подготовке следует приступать сразу же с первых занятий, т. к. улучшение си­ловой подготовленности способствует росту уровня развития других физических качеств у занимающихся (кроме гибкости).

Одним из важнейших физических качеств для врача являет­ся быстрота. Быстрота –способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени. Физиологической основой быстроты является лабильность нерв­но-мышечного аппарата (скорость возвращения к первоначаль­ному его состоянию после предшествующего раздражения, на­рушающего состояние нормального равновесия). Развитие скорости имеет место в период самой высокой лабильности нервно-мышечной ткани – между 6 и 15 годами жизни человека, но это не значит, что после 15 лет человек не должен развивать физическое качество быстрота, потому что именно это качество повышает и поддерживает умственную работоспособность, оперативную память и увеличивает скорость принятия правильного решения.

Развитие ловкости и гибкости осуществляется в тече­ние всего периода физического воспитания. Для этого использу­ются любые упражнения, включающие элементы новизны и координационной сложности. Развитие ловкости начинается с разучивания упражнений на внимание, координацию, гибкость и равновесие.

Психические качества это наиболее значимые факторы, обуславливающие уровень спортивных (и иных) достижений ин­дивидуума. С другой стороны, сами эти факторы формируются в процессе занятий конкретным видом спорта, а также тем или иным видом человеческой деятельности. Так, например, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях циклических видов спорта, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независи­мость, высокий уровень мотивации к достижению поставленной цели, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избегать подчи­ненной роли, упрямство.

Спортсменов, специализирующихся на длинные дистанции в циклических видах спорта, связанных в основном с аэробным энергообеспечением работы, отличает активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинить личные инте­ресы общественным, отсутствие мнительности. Вместе с тем они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нужда­ются в лидере.

Следует указать, что спортсмены высокого класса (независи­мо от вида спорта) обладают, как правило, высоким интеллектуальным уровнем, позволяющим им осознать свое место в спорте, социальную значимость спортивных достижений, творчески подойти к решению тренировочных задач. Кроме того, их отли­чительными чертами являются уверенность в своих действиях, четкое представление о своих возможностях, способность пре­дельно мобилизовать эти возможности в борьбе не только с рав­ными, но и с более сильными соперниками, эмоциональная ус­тойчивость и способность к самоконтролю.

Психофизическая подготовка. В структуре подготовленности физкультурников и спортсменов, наряду с технической и тактической подготовленностью выделяют также физическую и психическую подготовленность. Каждая из перечисленных сторон подготовленности физкультурника и спортсмена в известной мере является следствием применения узконаправленных методов и средств. Поэтому одной из задач спортивной тренировки является оптимальное сочетание в тренировочном процессе как аналитического, так и синтезирующего подходов. Первый из них предполагает целенаправленную работу над совершенствованием отдельных качеств или сторон подготовленности, а второй – обеспечение слаженности комплексных проявлений всех сторон подготовленности к соревновательной деятельности. В данном разделе мы рассмотрим лишь две, из упомянутых выше сторон подготовленности, а именно физическую и психическую.

Физическая подготовленность тесно связана со спортивной специализацией. В одних видах спорта спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других – аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих – скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых – равномерным развитием различных физических качеств.

Специфика различных видов спорта накладывает существенный отпечаток на требования к волевым качествам и особенностям их проявления в соревновательной деятельности. При этом, как установил А.Ц. Пуни (1984), у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие и
объединяющие всю структуру качество – целеустремленность (см. рис.1).

 

  целеустремленность     целеустремленность  
  смелость       инициативность    
    инициативность           настойчивость      
      выдержка               Выдержка        
      настойчивость упорство               Смелость решительность        
      самообладание             самообладание      
    самостоятельность         Упорство    
      решительность         самостоятельность  
            А               Б
                             
целеустремленность   целеустремленность    
  инициативность       выдержка    
    настойчивость           смелость      
      смелость               настойчивость        
      выдержка самообладание               инициативность самостоятельность        
      решительность               упорство        
    упорство           решительность      
самостоятельность   самообладание  
  В               Г  
                                             

Рис. 1. Структура волевых качеств (по А.Ц.Пуни, 1984)

А – бегун-стайер; Б – прыгун на лыжах с трамплина;

В – гимнаст; Г – футболист.

 

Формы занятий. Физическое воспитание студентов осущест­вляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные занятия проводятся в форме:

• теоретических и практических занятий, которые делятся на методико-практические, тренировочно-оздоровительные, контрольные, а также профессионально-прикладную физическую подготовку;

• элективных занятий (по выбору), которые могут проходить в виде семинаров, теоретических и практических занятий;

• индивидуальных и индивидуально-групповых дополни­тельных занятий (консультаций);

• спортивно-массовых мероприятий: спартакиады, кроссы, спортивные праздники, дни здоровья и т. д.;

• самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

• выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме дня;

• занятий в спортивных клубах, секциях, группах по инте­ресам;

• самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

• массовых оздоровительных, физкультурных и спортив­ных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных за­нятий создает условия, обеспечивающие студентам использова­ние научно-обоснованного объема двигательной активности (не менее 8 часов в неделю), необходимой для нормального функ­ционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Тренировочно-оздоровительные занятия входят в систему практи­ческих занятий каждого семестра. Указанная система строится как законченный модуль, соответствующий прохождению раз­личных разделов программы. Каждый модуль завершается вы­полнением студентами на контрольных занятиях соответствую­щих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Общая и моторная плотность занятий. Под общей плотностью занятия в современной теории и практике физи­ческого воспитания понимают отношение времени, используе­мого педагогически оправдано, ко всей продолжительности за­нятия.

К педагогически оправданным относятся объективно необходимые затраты времени на такие процессы или стороны дея­тельности, как выполнение физических упражнений и связанный с этим необходимый отдых, восприятие и осмысление занимающимися объяснений, демонстраций, указаний преподавателя; анализ своих действий или действий других занимающихся, вспомогательные действия (перестроения, установка снарядов и т. п.).

К неоправданным затратам времени относятся его потери вызванные организационными или другими неполадками: опозданиями на занятие и преждевременным завершением его: «простоями» между подходами к снаряду из-за недостатка оборудования, перерывами в занятии, вызванными нарушениям дисциплины, поломкой инвентаря, отсутствием преподавателя.

Под моторной плотностью понимают отношение времени занятия, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений и других видов двигательной активности ко всей продолжительности занятия.

Моторная плотность один из показателей продуктивности занятий. Однако не следует переоценивать ее значение: ведь главное – качество решения учебно-воспитательных задач, а это требует определенного времени на объяснение, демонстрацию и другие элементы содержания занятия, не связанные непосредственно с движением. Умение эффективно использовать время на объяснение, показ и выполнение упражнения – существенное условие методически рациональной организации занятия. Опытный преподаватель дает пояснения и показывает правильность выполнения движений занимающимися по ходу его выполнения. Целесообразность такого приема зависит от сложности упражнений и подготовленности занимающихся.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Виленский М.Я., Ильинич В.И., Масляков В А., Щербаков В. Г. «Физическая культура». Примерная учебная про­грамма для высших учебных заведений. Инст­рукция по организации и содержание работы ка­федр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом Государствен­ного комитета Российской Федерации по высше­му образованию от 26 июля 1994 г. №777. Москва, 1994, стр. 38-46.

Иванов С.М. «Физическое воспитание». Москва, БМЭ, 1983, т.33, изд.2, стр.757-759.

МатвеевЛ.П., Новиков А.Д. «Теория и методика физического воспитания». Москва, 1976, т. 1, стр.7-24.

Михайлов В.В. «Моторная плотность и интенсивность мышеч­ной нагрузки на академических занятиях по фи­зическому воспитанию». В кн.: «Физическое воспитание и спорт». Москва, 1976, стр.6-22.

Платонов В.Н. (ред.) «Теория спорта». Киев, «Вища школа», 1987, стр. 170-172.

Филин В.П. «Воспитание физических качеств у юных спорт­сменов». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр.7-45.

Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. «Физическое воспитание в реабилитации студен­тов с ослабленным здоровьем». Москва, «Высшая школа», 1986, стр.59-97.

 

II часть (2 часа)

 

Основные понятия: общая физическая подготовка (ОФП), специальная физическая подготовка (СФП), спортив­ная подготовка (СП), зоны и интенсивность физических на­грузок.

 

Общая физическая подготовка (ОФП). Физическая подго­товка студента – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на реабилитацию студента после информационных и эмоциональных перегрузок на теоретических предметах; подготовку студента к профессиональной деятельности и при необходимости к защите Роди­ны.

Известно, что хорошо подготовленный человек – сильный, выносливый, гибкий, ловкий и быстрый, владеющий многообразием двигательных умений и навыков, – более успешно освоит любую новую профессию, чем слабый, физически неподготовленный человек.

Физическая подготовка подразделяется на общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку (профессионально-прикладную физическую подготовку – ППФП), а также спор­тивную подготовку.

Общая физическая подготовка это фундаментальная и много­гранная физическая подготовка, которая, как правило, предше­ствует специализированной (т. е. специальной физической) под­готовке. В современной спортивной практике наиболее часто ис­пользуется именно этот путь направленности начальных заня­тий, т. е. от общей подготовки к специальной. Как правило, об­щая физическая подготовка (занятия ею) приходится на так на­зываемый базовый этап в структуре учебно-тренировочных занятий.

Специальная физическая подготовка, к которой относится и профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)главным образом приходится на этап специальной подготовки, который следует за базовым этапом, в структуре учебно-тренировочных занятий. В отличие от общей физической подготовки, которая направ­лена на разностороннее (общее) развитие, специаль­ная физическая подготовка преследует цель по преимуществен­ному развитию именно тех качеств и систем, кото­рые способствуют достижению наилучших результатов в выбранной профессии или виде спорта. Особенно повышается удельный вес специальной физической подготовки на старших курсах вуза. Вслед за этапом углубленной специальной подготовки наступает этап демонстрации наивысших достижений, во время которого специальная физическая подготовка сохраняет свое ведущее значение.

Спортивная подготовка подразделяется на физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовку и зависит от выбранного вида спорта.

Интенсивность и зоны физических нагрузок. Под интенсивностью физической нагрузки (работы) следует понимать степей напряженности деятельности различных функциональных систем организма, необходимых для ее успешного выполнения. Обобщенным показателем, характеризующим интенсивность работы, являются энергетические затраты на ее выполнение в единицу времени.

Интенсивность работы в значительной мере определяет величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере усиливать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

Интенсивность работы тесно связана со скоростью передвижения в циклических видах, плотностью игры в спортивных играх, поединках, схватках, в единоборствах. Эта зависимость определяется рядом факторов. В первую очередь к ним следует отнести особенности энергообеспечения работы, вид спорта, характер упражнений.

В зависимости от относительной мощности выделяют четыре уровня (зоны) интенсивности работы:

• максимальная анаэробная мощность, соответствующая наибольшей скорости преобразования энергии в алактатном анаэробном процессе;

• мощность истощения, где отмечается наибольшая интен­сификация анаэробного гликолиза;

• критическая мощность, при которой достигается наи­большая скорость аэробного образования;

• пороговая мощность, на уровне которой локализуется по­рог анаэробного обмена (эта мощность обычно составляет 50% критической).

Первый уровень (зона) интенсивности более всего способству­ет развитию алактатных анаэробных свойств организма. Второй уровень связан с преимущественным воздействием на гликолитический механизм анаэробного обеспечения и стимуляцией адаптации тканей к работе в условиях значительного дефицита кислорода. Работа на третьем уровне стимулирует процессы аэробного обмена и одновременно активизирует анаэробные процессы. Когда интенсивность работы не превышает порога анаэробного обмена (четвертый уровень), энергообеспечение осуществляется преимущественно за счет аэробного процесса.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Головин В.А. и др. (ред.). «Физическое воспитание». Москва, «Высшая школа», 1983, стр.11-15, 201-221.

Гриненко М.Ф., Саноян Г.Г. «Труд, здоровье, физическая культура». Москва, «Физкультура и спорт», 1974, стр. 229-235.

Платонов В.Н. «Теория спорта» (ред.). Киев, «Вища школа», 1987, стр.123-125.

«Физическое воспитание». Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва, «Высшая школа», 1983, 391 с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.