Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе. 2 страница




 

Функциональная система организма – единица целостной деятельности организма. Функциональные системы организма представляют собой динамические саморегулирующиеся органи­зации, формирующиеся на метаболической основе или под влиянием факторов окружающей среды, а у человека (в первую очередь) – социальной среды. Подробно это изучают на кафедре нормальной физиологии, но сейчас разрешите акцентировать ваше внимание на том, как с помощью физических упражнений можно управлять функциональными системами своего организма. Каждая функциональная система с помощью нервной, гуморальной, иммунной и энергетической регуляции избирательно объ­единяет различные органы и ткани для обеспечения полезных для организма приспособительных результатов. С позиций теории функциональных систем утрачивается традиционный орган­ный принцип построения физиологических функций, поскольку одни и те же органы и ткани объединяются различными функ­циональными системами для обеспечения специфических ре­зультатов их деятельности. Например, чтобы успеть на занятия студент мобилизует систему опорно-двигательного аппарата, это, в свою очередь, включает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а когда студент идет обедать, то включаются пищеварительная система и, опять же, система кровообращения и т. д.

Полезными приспособительными для организма человека ре­акциями, формирующими функциональные системы различ­ного уровня, являются, например, гомеостатические реакции (определяющие оптимальное для нормальной жизнедеятельно­сти течение различных метаболических процессов в тканях орга­низма); результаты поведенческой деятельности (удовлетворяющие их ведущие метаболические и биоло­гические потребности) и т. д. Многообразие полезных для организма приспособительных реакций указывает на то, что число функциональных систем, составляющих различные стороны жизнедеятельности целого организма, может быть чрезвычайно велико. Одни функцио­нальные системы своей деятельностью определяют различные показатели внутренней среды организма (мы будем рассматри­вать это явление ниже в разделе «Гомеостаз»), другие – поведен­ческую деятельность и взаимодействие с окружающей средой. Некоторые функциональные системы, детерминированы, то есть явля­ются врожденными, другие складываются по мере формирова­ния отдельных потребностей человека – особенно поведенческих.

Каждая функциональная система различного уровня органи­зации строится по принципу саморегуляции: отклонение резуль­тата деятельности функциональной системы от уровня, обеспе­чивающего нормальный метаболизм орга­низма, является стимулом к мобилизации необходимых элементов систем для обеспечения нормального результата.

Принцип иерархии состоит в том, что в каждый данный мо­мент времени деятельность организма определяется функцио­нальной системой, доминирующей в плане выживаемости или адаптации к окружающей среде. По отношению к доминирую­щей все другие функциональные системы организма выстраива­ются в иерархическом порядке в соответствии с их биологиче­ской значимостью и необходимостью для социальной деятельно­сти человека. Например, когда студент готовится к зачету по анатомии, у него работают больше те функциональные системы, которые улучшают умственную деятельность, когда сдает норматив на 100-метровке – работают функциональные системы, обеспечивающие скоростную выносливость, а когда сдает норматив на силовые показатели (отжимание, подтягивание, подъем туловища) – включаются функциональные системы, которые обеспечивают силовую выносливость. (Демонстрация слайдов или фильма).

После удовлетворения ведущей потребности деятельностью организма овладевает очередная по биологической и социальной значимости потребность, формирующая доминирующую функциональную систему. По отношению к этой функциональной системе другие также выстраиваются в иерархическом порядке т. д. Например, когда Вы после занятий пошли в столовую, там уже доминирует функциональная система, обеспечивающая пищеварение, мышечная система работает с учетом Вашего аппетита (сколько раз Вам придется поднести ложку ко рту), а функциональная система, обеспечивающая умственную работоспособность, отдыхает.

В единую обобщенную функциональную систему могут входить отдельные функциональные системы, обеспечивающие различные показатели гомеостаза внутренней среды организма (например, функциональная система поддержания оптимальных величин гемодинамических показателей, функциональная система поддержания оптимального уровня дыхательных показателей организма; функциональная система обеспечивающая водно-солевой обмен; регулирующая свертываемость крови, поддержания оптимальной температуры тела и т. д.).

Таким образом, с точки зрения функциональных систем, целостный организм представляет собой иерархию множеств функциональных систем, действующих по принципу многосвязного взаимодействия.

В отличие от рефлекса, который в любой его форме является реакцией организма на тот или иной стимул, функциональные системы не только реагируют на внешние стимулы, но и по принципу обратной связи отвечают на различные смещения контролируемого ими жизненно важного результата.

Саморегуляция и самосовершенствование жизнедеятелъности организма – один из механизмов поддержания жизнедеятельности организма на относительно постоянном уровне в меняющихся условиях внешней среды. Представление о функциональной системе (введенное П.К.Анохиным в 1935 г.) является конкретным аппаратом саморегуляции физиологических функций на всех уровнях жизнедеятельности для всех приспособительных функций организма

Гомеостаз [hотеоstasis; греч. hотоios – подобный, тот же самый + stasis – состояние, неподвижность] относительное динамическое постоянство внутренней среды (крови, лимфы, тканевой жидкости) и устойчивость основных физиологических функций организма человека и животных (кровообращения, дыхания, терморегуляции, обмена веществ и т. д.). Регуляторные механизмы, поддерживающие физиологическое состояние или свойства клеток, органов и систем целостного организма на оптимальном уровне, называются гомеостатическими. Например, нормальные цифры АД – от 100 до 130 мм рт. ст. для систолического и от 60 до 80 мм рт. ст. для диастолического давления, ЧСС (частота сердечных сокращений) в покое у лиц студенческого возраста колеблется в норме от 60 до 70 ударов в минуту. Есть такой хороший тест на проверку функционального состояния сердечно-сосудистой системы: измеряем ЧСС сидя в течение 1 минуты после 3-х минут отдыха, если Ваша ЧСС не превышает 55 ударов в минуту, то у Вас здоровая тренированная, отличная сердечно-сосудистая система, если ЧСС до 65 ударов в минуту – хорошая, если до 75 ударов в минуту – средняя, до 80 ударов в минуту – не тренированная, более 80 ударов в минуту – следует обратиться либо к кардиологу, либо к эндокринологу, чтобы обследоваться и получить конкретные рекомендации. (Демонстрация со студентами в аудитории).

Особое значение для жизнедеятельности организма имеет постоянство состава крови – жидкой основы организма. Так, например, РН крови, как правило, не выходит за пределы 7,35-7,47; сохраняется постоянство осмотического давления, соотношения электролитов (натрия, кальция, хлора, магния, фосфора, содержания глюкозы, числа форменных элементов и т. д.

Особо важное значение имеет постоянство внутренней среды для деятельности центральной нервной системы.

К наиболее совершенным гомеостатическим механизмам в организме высших животных и человека относятся процессы терморегуляции. Так, вы знаете, что нармальная температура тела – от 360С до 36,90С.

Резистентность [от лат. resisterе – противостоять, сопротивляться] – устойчивость организма к действию патогенных факторов. В настоящее время термин «резистентность» охватывает широкий круг явлений (значительно больший, чем, например, иммунитет). Согласно Селье (Н. Selye), «неспецифическая» резистентность представляет собой устойчивость организма скорее к повреждению вообще, чем к какому-либо отдельному повреждающему агенту или группе агентов. Г. Селье рассматривает резистентность к патогенному действию различных стрессоров (повреждающих агентов): механических, физических, психических и др.

Различают резистентность целостного организма и отдельных его частей или (по Г. Селье) общую и местную неспецифическую резистентность. Однако фактически общая и местная неспецифическая резистентность взаимозависимы, так как резистентность зависит от анатомо-физиологических особенностей организма. Например, устойчивость черепах к механическим воздействиям обусловливается наличием панциря, а устойчивость лиц с темной кожей к солнечному облучению, – наличием повышенного количества пигмента меланина в коже и т. д. Резистентность варьирует в весьма широких пределах в зависимости от вида организма, его породы, конституции, возраста, степени адаптации к повреждающему агенту, а также его тренированности и физического совершенства

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлекторный акт в строгом смысле этого слова появляется на этапе филогенетического развития, одновременно с появлением сегментарного билатерально-симметричного строения тела. Поэтому в наиболее элементарной форме рефлекс представляет собой сегментарную реакцию на внешнее раздражение. Но поскольку вся эволюция нервной системы состоит в надстройке новых элементов (надсегментарный аппарат) над старыми, то с функциональной точки зрения сегментарный рефлекс является основой, над которой в процессе эволюции надстраивались более сложные механизмы нервных функций. С другой стороны, следует признать, что сегментарный рефлекс представляет собой основной тип реакции на внешние раздражения и что все более высшие формы этих реакций являются не чем иным, как постепенным усложнением и превращением простого рефлекторного акта в более сложный.

Сложный рефлекс протекает с подключением разного числа вставочных (коррелятивных) нейронов, подключающих надсег­ментарные механизмы. Более подробно это изучают на физиологии.

Адаптация [от лат. adapto – приспособляю] – морфофункциональные приспособительные реакции животных и растительных организ­мов к конкретным условиям существования во внешней среде.

Под термином «Адаптация» часто понимается комплекс физиологических реакций, обеспечивающих приспособление к изменяющимся условиям внешней среды, направленных на поддержание относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза. Устойчивость гомеостаза определяется надежностью систем организма, способных к адаптации. При этом различают кратковременную адаптацию, которая основывается на рефлекторных реакциях, и адаптацию долговременную, для формирования которой необходимы продолжительные или неоднократные воздействия, приводящие к структурно-функциональным изменениям в различных системах организма.

В процессе адаптации, например, организм спортсмена может проходить три фазы: напряжения, стабилизации и срыва. Важнейшим критерием положительного воздействия физической нагрузки на организм является оптимальная степень напряженности адаптации.

Фаза напряжения сопровождается признаками умеренной гемодинамической перегрузки желудочков сердца, гипертензией в малом круге кровообращения; увеличением размеров и объема сердца. Спортивная работоспособность при этом может не изменяться или возрастать.

Фаза стабилизации характеризуется постепенной адаптацией системы кровообращения целостного организма к нагрузке или серии нагрузок субмаксимального объема или интенсивности; формированием рабочей гипертрофии миокарда; стабилизацией на новом уровне физической работоспособности.

Фаза срыва возникает при превышении индивидуального предела функциональных возможностей организма и отличается симптомокомплексом в связи с типом и степенью декомпенсации регуляторных механизмов. Спортивная работоспособность и результативность при этом снижается.

В физической культуре, как правило, используются две фазы адаптации: фаза напряжения и фаза стабилизации, которые позволяют повышать физическую работоспособность, тренированность организма и спортивную результативность. В спорте, особенно при неправильных методах введения организма в нагрузку, чередования нагрузки и отдыха, вывода организма из нагрузки и восстановительного периода, да еще когда идёт бездумная погоня за очками, голами и секундами, а девиз «Выиграть любой ценой» доминирует над здравым смыслом и правильными методами тренировки, может наступить фаза срыва.

Чтобы не было вреда для организма следует все в жизни делать по правилам трех «П»: правильно, постепенно, постоянно.

Правильно - означает правильно выполнять физические упражнения; правильно подбирать их дозировку; правильно строить учебно-тренировочные занятия: вводить организм в работу, давая адекватную и оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку и обязательно выводить в конце занятия организм из рабочего состояния; научить правильному дыханию во время исполнения физических нагрузок и в период восстановления; адекватно подбирать средства физической культуры для развития и поддержания физических качеств и коррекции имеющихся физических и функциональных нарушений и т.д.

Постепенно - означает “от простого к сложному” и “от меньшего к большему”: постепенно усложнять физические упражнения; постепенно увеличивать объем, а затем только интенсивность физических нагрузок; постепенно вводить организм в режим, сопровождающийся переключением на новый уровень биохимических реакций; постепенно приучать к потребности в ежедневных физических нагрузках, будь то физическая работа или физические упражнения; постепенно формировать физическую культуру личности.

Постоянно - означает ежедневно, ежегодно развивать физические и функциональные возможности организма, постоянно поддерживая все то, что он приобрел в результате тренировочных занятий.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Анохин П.К., Судаков К.В. «Функциональные системы». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т. 26, стр.1375-1378.

Геселевич В.А. «Медицинский справочник тренера». Москва, «Физкультура и спорт», 1981, изд. 2, стр.12-13.

Голубева Е.Л. «Саморегуляция физиологических функций». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т.22. стр.1381-1390.

Кассиль Г.Н. «Гомеостаз». Москва, БМЭ, 1985, изд.3, т.6, стр.907-911.

Лебединский А. «Адаптация к высоте». Москва, БМЭ, 1963, т.1, изд.2, стр. 193-195.

Лисицин Ю.П. «Здоровье населения и современные теории меди­цины». Москва, «Медицина», 1982, 325 с.

Овчаров В.К. «Труд и здоровье медицинских работников». Москва, «Медицина», 1985, 208 с.

Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Москва, 1952, т. 1, стр. 197-281.

Селье Г. Неспецифическая резистентность. Патофизиоло­гия и экспериментальная терапия, т.5, в.3, с.3, в.4, стр.3, 1963.

Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга». Москва, Избранные труды, 1935, стр.167.

Щедрина А.Г. «Онтогенез и теория здоровья». Методические аспекты. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1989, стр.6-15.

 

 

II часть (2 часа)

 

Основные понятия: социально-биологические основы физической культуры, экологические факторы, гиподинамия и гипокинезия, гипоксия, максимальное по­требление кислорода, двигательные умения и навыки.

Социально-биологические основы физической культуры. Физическая культура благотворно воздействует на организм в течение всей жизни человека начиная с первых дней жизни – это прежде всего организация двигательного режима и закаливания дома, в яслях, детском саду, школе и далее вплоть до конца жизни.

Физическая культура ценится в общественном (социальном) аспекте прежде всего как проявление активной деятельности.

Основным средством физической культуры являются физические упражнения – специально подобранные движения и их комплексы, применяемые для укрепления здоровья, физического развития и физического совершенствования. Физические упражнения используют в массовой физкультурно-оздоровительной работе, в гигиенической, производственной и других формах гимнастики, при занятиях физической культурой и спортом. Кроме основного средства – физических упражнений – в физической культуре применяются также дополнительные (вспомогательные) средства – массаж и закаливание с помощью факторов внешней среды (солнце, вода, воздух, климат, пейзаж и т. д.).

Однако положительное воздействие физической культуры на организм человека может быть обеспечено лишь при определенных условиях: адекватных нагрузках, рациональном режиме труда и отдыха, правильном питании, регулярном врачебном контроле и самоконтроле.

Экологические факторы [греч. oikos – дом, место обитания] это факторы окружающей природы (среды, места обитания). С превращением человечества во второй половине ХХ века в новую «биогенную силу» на планете особенно отчетливо стал выявляться диалектический характер социально-экологических процессов, происходящих в современном обществе. С одной стороны, условия научно-технической революции создают объективные предпосылки для все большего удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, а с другой – происходит обострение противоречий между человеком и природой. Появились глобальные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества. Основные из таких проблем современности – предотвращение деградационных изменений биосферы, мирового океана и самого человека.

Основным путем для решения экологических проблем современности является экологическое образование и воспитание населения, начиная с детского возраста.

Гиподинамия и гипокинезия [hypodynamia; греч. hyро + dynamis – сила – уменьшение мышечных усилий; hypokinesia; греч. hyро + kinesis – движение] – термин, употребляемый в двух значениях: 1) симптом двигательных расстройств, выражающийся в понижении двигательной активности, силы и скорости движений; 2) ограничение подвижности, обусловленное образом жизни, особенностями профессиональной деятельности.

Распространенность гиподинамии и гипокинезии в современных условиях возрастает в связи с процессами урбанизации, широкого внедрения в повседневную деятельность человека средств передвижения, автоматизации и механизации труда. Сокращение доли ручного немеханизированного труда, улучшение бытовых условий, возрастание роли современных средств коммуникации (телефон, радио, телевизор, компьютер) объективно способствует распространению более пассивных форм труда и проведения досуга, поскольку социальные и интеллектуальные потребности населения все полнее удовлетворяются в условиях относительно менее подвижного образа жизни. Гиподинамия и гипокинезия ведут к детренированности прежде всего гомеостатических механизмов, к снижению приспособительных и компенсаторных реакций, к преждевременному старению, предрасположенности к ряду заболеваний и приобретению их в более молодые годы.

В литературе термины «гиподинамия» и «гипокинезия» часто применяются как синонимы (например, для описания состояния иммобилизации, постельного режима, пребывания в замкнутых помещениях малого объема), однако значение этих терминов не одинаково. Гипокинезия означает ограничение пространственных характеристик движения, не обязательно связанное с уменьшением мышечных усилий. Так, например при полетах на больших космических орбитальных станциях состояние гиподинамии не сопровождается гипокинезией, так как там сохраняется свобода передвижений и полный объем движений. Целесообразность разграничения понятий гиподинамия и гипокинезия вызывается и различием форм проявления ответных реакций организма. Последствия гипокинезии проявляются преимущественно в развитии таких структурных изменений и функциональных перестроек как тугоподвижность суставов, на рушение двигательного стереотипа, координации движений и др. При гиподинамии же (вследствие уменьшения мышечных усилий) в организме развиваются функциональные и морфологические изменения, которые представляют собой разновидность адаптационных сдвигов (адаптация к сниженным нагрузкам) и выражаются преимущественно в явлениях детренированности мышечной системы и ее атрофии от бездействия. К наиболее специфическим из них можно отнести следующие: уменьшение энергообмена и потребности в пище, развитие детренированности сердечно- сосудистой системы, в частности миокарда; дистрофию мышечной ткани; перестройку жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела; атеросклеротические процессы и деминерализацию костной ткани.

Гипоксия [hypoxia: греч. hyро + лат. оху(gеniuт) – кислород; синоним: кислородная недостаточность; кислородное голодание] состояние возникающее при недостаточном снабжении тканей организма кислородом или нарушении его утилизации в процессе биологического окисления.

В нормальных условиях эффективность биологического окисления (являющегося основным источником богатых энергией фосфорных соединений, необходимых для функции и обновления структур) соответствует функциональной активности органов и тканей. При нарушении этого соотношения возникает состояние энергетического дефицита, приводящее к разнообразным функциональным и морфологическим нарушениям, вплоть до гибели ткани (некроз).

Согласно современным представлениям, гипоксии могут подразделяться в зависимости от причин, их вызывающих, на: 1) гипоксии вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе (экзогенная гипоксия), 2) гипоксия при патологических процессах, нарушающих снабжение тканей кислородом при нормальном содержание его в окружающей среде или утилизацию кислорода из крови при нормальном ее насыщении кислородом; сюда относятся следующие типы: дыхательный (легочный), сердечно-сосудистый (циркуляторный), кровяной (гемический), тканевой (гистотоксический) и смешанный.

Максимальное потребление кислорода (МПК) – это физиологический показатель, характеризующий максимальное количество кислорода (в мл/кг массы тела), которое организм в состоянии усвоить за 1 минуту. Данный показатель является выражением содружества многих систем организма, но в первую очередь, дыхательной, сердечно-сосудистой и кровеносной.

Установлено, что между МПК и предельной продолжительностью работы организма существует прямая взаимосвязь. Поэтому в процессе спортивной тренировки на выносливость, прежде всего идет процесс повышения МПК, которая находится в зависимости от веса спортсмена. Поэтому при оценке МПК следует ориентироваться не только на абсолютные показатели, но, главным образом, на относительные, т е. рассчитанные на 1 кг массы тела спортсмена.

Таким образом, МПК характеризует максимальный уровень аэробных возможностей организма (т. е. когда кислорода достаточно, чтобы покрыть все необходимые потребности в нем, связанные с увеличением объема двигательной активности). Вместе с тем природа «разрешила» человеку работать не только в условиях достаточного снабжения кислородом, но и «подарила» изумительную способность работать в долг, т. е. при остром дефиците кислорода, в условиях кислородного голодания тканей. Это возможно благодаря анаэробным источникам энергии.

Надежным тестом анаэробной производительности является величина так называемой максимальной кислородной задолженности.

Обычно в общем кислородном долге различают две фракции: алактатную и лактатную. Первую связывают с ресинтезом АТФ и креатинфосфата, а также с восстановлением израсходованных кислородных резервов организма (оксигемоглобин, кислород крови и т. д.). Эта часть кислородного долга оплачивается очень быстро (не более чем за 1-1,5 мин). Вторая фракция отражает окислительное устранение лактатов (молочной кислоты). Ликвидация этой фракции кислородного долга происходит значительно медленнее (от нескольких минут до 1,5 часов).

Двигательные умения и навыки. Всякий произвольный двигательный акт человека характеризуется двумя взаимосвязанными сторонами: двигательной и смысловой. Произвольным движением является такое, в управлении смысловой частью которого возможно вмешательство сознания человека.

Приобретенная, на основе знаний и опыта, способность неавтоматизированно управлять движениями в процессе двигательной деятельности является умением.

Умение выполнять двигательные действия формируется на основе определенных знаний о технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок, в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания.

Большое количество разнообразных двигательных умений является хорошей предпосылкой для эффективного технического совершенствования. В процессе их освоения у спортсменов вырабатывается способность к творческому мышлению, анализу выполняемых движений, совершенствуются специализированные восприятия, способность объединять простые движения в более сложные двигательные действия и др.

Многократное (стереотипное) повторение движений посте­пенно приводит к автоматизации основных элементов их коор­динационной структуры, к образованию двигательного навыка.

Двигательный навык – это автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии. При этом автоматизированным движением становится такое, в котором двигательная часть выполняется за счет управления низшими отделами ЦНС, а смысловая – высшими. Особенно­стью навыков является слитность движений, проявляющаяся в эффективной координационной структуре, легкости их выполне­ния, рациональной координации. Двигательные навыки спорт­сменов характеризуются высоким уровнем совершенства специа­лизированных восприятий – чувства темпа, скорости, «чувства» льда, воды, снега, снаряда и т. п. Не менее существенными чер­тами является надежность и вариативность двигательного навы­ка. Они характеризуются способностью к достижению цели дви­гательного действия при воздействии неблагоприятных факторов – излишнего возбуждения, утомления, изменения условий внешней среды и др.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Волков В.М. «Восстановительные процессы в спорте». Москва, «Физкультура и спорт», 1977, стр. 12-20.

Зимкин Н.В. (ред.) «Физиологические основы физической культуры спорта». Москва, «Физкультура и спорт», 1985, стр.35-65.

Лосев Н.И., Беголепов Н.Н. «Гипоксия». Москва, БМЭ, 1977, т.5, изд.3, стр.491-492.

Панов А.Г. «Гипокинезия». Москва, БМЭ, 1977, т.5, изд.3, стр.489-490.

Пестов И.Д. «Гиподинамия». Москва, БМЭ, 1977, т.5, изд.3, стр. 486-488.

Платонов В.Н. (ред.) «Теория спорта». Киев, «Вища школа», 1987, стр. 174-181.

Соколов А.А. «Профессионально-прикладная подготовка сту­дентов медицинских вузов в процессе физического воспитания». Москва, «Медицина», 1966, стр.33-40.

Шилов И А., Лось В.А. «Экология». Москва, БМЭ, 1986, т.27, изд.3, стр.571-573.

 

 

Тема III. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ (2 часа)

Основные понятия: здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, здоровый стиль жизни, дееспособность, трудоспособность, самооцен­ка.

Здоровье определяется, согласно представлениям ВОЗ, как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физического недостатка. Применительно к физическому здоровью – это по­тенциальные возможности организма, обусловленные геноти­пом и фенотипом, способность к мобилизации функциональных резервов и напряжению регуляторных механизмов в ответ на различные на­грузки.

Отношение к здоровью как целостному состоянию организма делает реальной проблему его прогнозирования. Прогнозирова­ние состояния здоровья означает достаточно раннее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с таким временем упреждения, которое было бы достаточным для про­ведения соответствующих профилактических или защитных ме­роприятий.

Чтобы дать количественную оценку состоянию здоровья, на­до оценить отдельные его элементы и выявить степень взаимо­связи между ними. Чем выше функциональное состояние каж­дого элемента системы, чем слаженнее они взаимодей­ствуют, тем выше уровень здоровья.

Есть люди, которые, имея то или иное заболевание или де­фект развития, в то же время отличаются высокой работоспособностью, социальной активностью, являются долгожителями.

По-видимому, это происходит потому, что другие системы организма у них достаточно развиты, в ходе онтогенеза реализованы на­следственные потенциальные возможности, позво­ляющие компенсировать имеющиеся дефекты или заболевание

Всякий действующий на организм внешний фактор вызывает определенные (позитивные или негативные) изменения в элементах живой системы. Если воздействие внешнего фактора остается в границах физиологических норм (или в пре­делах адаптации организма), то оно не только не снижает уровень здоровья (а уж тем более не развивает болезнь), но и форми­рует новый (более высокий) уровень здоровья в конкретных условиях среды.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» или «норма», отклонение от границ которых можно считать бо­лезнью, патологией. Некоторые авторы считают, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек пред­ставляет собой «отклонение от нормы» или же потому, что «все люди – инвалиды разного рода, и все их благополучие держится на огромной сети больниц и госпиталей». Другие исследователи слишком широко определяют понятие «нормы», что не вызыва­ет возражения с философской и биологической точек зрения, но затрудняет использование определения в практической медици­не. Поэтому-то и в практической, и в теоретической медицине приходится исходить из среднестатистического представления о норме. Но такой подход предполагает определенную степень субъективизма, а установленная таким путем норма не может быть постоянной в течение длительного времени, она должна углубляться и уточняться в связи с новейшими достижениями медицинской и биологической науки. Так, исследования био­ритмов, проведенные в 70-е годы XX века показали, что даже на протяжении суток ряд важных физиологических показателей (например, количество тромбоцитов, лейкоцитов и др.) подвер­жен столь значительным колебаниям, что они могут маскировать появление патологии. Не менее существенно влияние сезонных и метеорологических факторов. Для органов, «жестко» запрограммированных» в рамках циклической активности, например для сердца, определение многих показателей, в частности критериев метаболизма должно проводиться применительно к фазам этого цикла. Поэтому по мере расширения медицинских и биологических знаний понятие «норма» уточняется.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.