КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Многолетней подготовки
В некоторых видах спорта
Такое деление позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, наиболее точно определить период напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов. Замечено, однако, что примерно 15-20% из общего числа одаренных спортсменов оказывается в зоне оптимальных возможностей несколько раннее указанной границы (обычно на 1-3 года). Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Таким образом, при перспективном планировании наивысших результатов спортсмена, следует ориентироваться на оптимальный возраст, который, как было указано, является различным у мужчин и женщин, а также у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс у юных спортсменов в пубертатном периоде, когда закладывается фундамент для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, этот период сопровождается диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, что приводит к ухудшению адаптационных процессов, снижению работоспособности, замедлению восстановительных процессов после тренировочных и соревновательных нагрузок.
Многолетняя спортивная подготовка подразделяется на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений (см. таблицу 2).
Таблица 2. Возрастные границы спортсменов на различных этапах
Задачами этапа начальной подготовки являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений. Основными задачами тренировки на этапе предварительной базовой подготовки являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устой-чивого интереса спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке. Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования, чем специальная тренировка. Вместе с тем на этом этапе уже в большей степени, чем на предыдущем, техническое совершенствование строится на разнообразном материале вида спорта, избранного для специализации. В результате работы на этом и последующем этапах многолетней подготовки спортсмен должен достаточно хорошо освоить технику многих десятков специально-подготовительных упражнений. В начале этапа специализированной базовой подготовки основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовки, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной. Здесь, как правило, определяется предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смежных номерах программы. Например, будущие марафонцы вначале часто специализируются в беге на более короткие дистанции. Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей предполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика. Основная задача этого этапа – максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы достигает максимума, широко планируются занятия с большими нагрузками, возрастает объем специальной психической, тактической и интегральной подготовки. Для этапа сохранения достижений характерно стремление по возможности поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы.Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена. Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном! этапе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым разнообразным средствам тренировочного воздействия. И, как правило, ранее применявшимися вариантами планирования тренировочного процесса, методами и средствами не удается добиться не только прогресса, но и удержать спортивные результаты на прежнем уровне. Поэтому на этом этапе, как никогда ранее, следует стремиться к изменению средств и методов тренировки, применению комплексов упражнений, не использовавшихся ранее, новых тренажерных устройств, неспецифических средств, стимулирующих работоспособность и эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут также способствовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Например, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффективным может оказаться планирование ударных микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой. Структура подготовленности занимающегося. В многолетней тренировке выделяют две стороны: ее структуру и динамику направленности занятий, которые учитываются при планировании. Структура многолетней тренированности состоит из 4 циклов начального, предрекордного, рекордного и завершающего (см.рис.1).
Рис. 1. Структура многолетней тренировки спортсменов
Как видно из рисунка, предрекордный цикл делится в свои очередь на два этапа. Установлено, что самыми важными циклами многолетней тренировки являются начальный и предрекордный. Если тренеры форсируют подготовку своих воспитанников на этих циклах, то вначале результаты быстро растут, но затем где-то на уровне I разряда, наступает стабилизация роста квалификации спортсменов. С другой стороны, в каждом виде спорта есть своя возрастная граница, раньше которой невозможно звание мастера спорта. Например, в мужской гимнастике этот рубеж равен 18 годам, в плавании – 13-14 годам для девочек и 15-16 годам у мальчиков и т. д. Исходя из этих положений, в каждом виде спорта может быть определен оптимальный начальный возраст для специализации и лучший вариант направленности занятий в первых двух циклах многолетней тренировки.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Васильева В.В. «Гигиена спортивной тренировки». В кн.: «Очерки по гигиене физических упражнений и спорта». А.А.Минх. Москва, «Медицина», 1976, стр. 189-216. Головин В.А. и др. (ред.). «Физическое воспитание». Москва, «Высшая школа», 1983, стр.200-223. Гритченко Н.В. «Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры». Москва, «Медицина», 1972, стр.34-41. Запарожанов В.А. «Планирование и учет в спорте». В кн.: «Теория спорта», ред. В.Н.Платонов. Киев, «Вища школа», 1987, стр.372-386. Лехтман Я.Б. «Тренировка» В кн.: «Физиологические основы физической культуры и спорта». Москва, «Физкультура и спорт», 1955, стр.217-216. Платонов В.Н. (ред.). «Теория спорта». Киев, «Вища школа», 1987, стр.295-310.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |