КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поражений мозга
Для диагностики локально-органических Применение некоторых тестовых методик В течение многих десятилетий (начинал с конца XIX в.) и в разных психологических школах было разработано большое количество относительно простых, нестандартизованных мето- дик психологического исследования, прицельно направленных на изучение конкретных нарушений психической деятельности преимущественно в психиатрической клинике. Эти методики основаны на наблюдении, беседе, естественном эксперименте, результатах экспериментального исследования, моделирующе- го различные виды деятельности и психической активности больных, но оцениваются, главным образом, качественно, вне стандартной процедуры исследования и без жесткого учета нормативов. В медицинской психологии они традиционно на- зываются патопсихологическими и широко используются в 1 Из исследования исключались больные с наличием клинически вы- являемых зрительно-гностических расстройств. 4-1559 97 диагностической практике1. Ряд известных приемов исследова- ния внимания, памяти, мышления, умственнои работоспособ- ности входят в «схему нейропсихологического исследования», разработанную А. Р. Лурия и его учениками, и хотя примене- ние патопсихологических методик в целях топической диагно- стики очаговых поражений мозга ограничено, некоторые из них весьма адекватны и полезны для уточнения особенностей нарушения психической деятельности по «органическому» ти- пу, особенно при целенаправленной модификации методиче- ских приемов исследования и оценки их результатов. В каче- стве примера приводим вариант использования в нейропсихо- логии цифровой корректурной пробы для исследования активного внимания, разработанной в Институте им. В. М. Бех- терева (Аматуни В. Н., 1969). Помимо учета всех особенностей качественного выполнения заданий этой методики (ряд из них был описан еще сотрудником В. М. Бехтерева В. Я. Анфимо- вым в 1908 r.), в цифровой корректурной пробе В. Н. Аматуни и И. М. Тонконогим использованы подходы теории информа- ции, что позволяет ее приблизить к тесту при условий ее стан- дартизации, т. е. учитывать задачи оценки успешности и со- поставимости результатов при статистической обработке. Тех- нология разработки варианта и структурные особенности этой корректурной таблицы позволяют ее использовать для изуче- ния асимметрии внимания в левом поле зрения, проявляю- щейся, в частности, при оценке феномена односторонней про- странственной агнозии у больных с поражением правой темсн- ной доли (у праворуких). Экспериментально асимметрия внимания доказана у здоровых людей, однако, она носит ди- намический характер (Беспалько И. Г., 1969). Корректурная таблица позволяет при специальной оценке результатов успеш- ности выполнения заданий в левом или правом поле зрения выявить скрытые дефекты игнорирования левого поля зрения. Краткая инструкция и методика приводятся в Приложении (рис. 31). В настоящее время в психодиагностике преобладают стан- дартизованные (психометрические) методы исследования — те- сты, значимость которых определяется не только необходимо- стью решения теоретических фундаментальных проблем пси- хологии индивидуальных различий, но и практических задач в различных областях прикладной психологии. В медицинской 1 Описание патопсихологических методик достаточно полно изложено в руководствах С. Я. Рубинштейн (1970), Б В. Зейгарник (1986), В. М. Блейхера и И. В. Крук (1986), материалах практикума по патопсихологии МГУ и др. психологии это связано прежде всего с потребностями учета уровня, степени выраженности, особенностей и динамики той или иной психологической характеристики, популяционных и скрининговых исследований и т. п. (Вассерман Л. И. и др., 1985). Не затрагивая вопросов истории и теории применения те- стовых методик, отметим, что многие из них (тесты Векслера, Рейвена, Роршаха, Бентона, культурно независимого теста Кет- телла и др.) при умелом использовании дают богатый мате- риал для диагностики органических поражений мозга, диффе- ренциации симптомов общемозгового и локального пораже- ний, отграничения органической патологии от сходных по клинико-психологическим проявлениям нарушений познава- тельной деятельности при эндогенных психозах, неврозах или психопатиях, оценке уровня психического развития детей и подростков. Для этой цели наиболее валидными и удобными представляются стандартизованные методики исследования интеллекта, прежде всего в связи с тем, что позволяют пол- учить количественно определенные признаки (коэффициенты, индексы и пр.), которые могут являться критериями диффе- ренциальной диагностики1. Так, если обратить внимание на особенности выполнения заданий методик Векслера больными с органическими поражениями мозга, то, в частности, отме- чаются затруднения в субтестах: «конструирование из куби- ков», «повторение цифр», «складывание фигур», «расположение картинок», «арифметика», характерные для поражения темен- ных и теменно-затылочных структур обеих гемисфер. Больные с поражением височной доли доминантного по ре- чи полушария (например, при височной эпилепсии) испыты- вают затруднения в понимании и удержании в памяти вер- бальных заданий, расстройства счетных операций и повторе- ния цифр в прямом и обратном порядке преимущественно за счет неудержания условий задачи, предъявляемой устно. У больных могут наблюдаться дефекты экспрессивной речи в ви- де парафазий, персевераций и др. При лобных поражениях на- блюдаются общее снижение активности, расстройства плана действий, импульсивность в принятии решении и действий, нарушения интенций и др. В ответах больных на вербальные задания методики Векслера встречается много случаи ных ас- социаций. Особенно трудной пробой для больных с любой па- тологией является проба «расположение картинок». Корригиру- 1 Л.И.Вассерман‚ И.Н.Гильяшева, 1989 4• 99 ющие и наводящие вопросы экспериментатора мало способст- вуют успешности выполнения задания. Тест Рейвена построен на визуальном материале и требует, как известно, весьма дифференцированного его анализа. Боль- ному дается изображение графической структуры с пропуском одного из элементов, который он должен заполнить, отобрав единственно правильный из нескольких образцов со сходным набором признаков. Решение этой задачи возможно посредст- вом операций, лежащих в основе оптического и оптико-про- странственного гнозиса, что отмечалось А. Л. Лурия (1962, 1969), включавшего тест Рейвена в свой набор нейропсихоло- гических методик. Более часто наблюдаются затруднения у больных с органи- ческой патологией при выполнении ими теста «зрительной ре- тенции» Бентона (A. Benton, 1960, 1994), где больной должен воспроизвести фигуры, предъявляемые ему во время короткой экспозиции, зарисовав их по памяти. Геометрической абстрак- тностью предъявляемого материала эта методика напоминает субтест «конструирование из кубиков», представляющий собой модифицированную Векслером пробу Коса. Вместе с тем, в отличие от «конструирования из кубиков», выполняемого по образцу-схеме, методика Бентона предполагает существенную нагрузку прежде всего на память испытуемого, особенно, когда одновременно в поле зрения предъявляется не одна, а несколь- ко фигур. Это делает задание по Бентону особенно трудным для больных с височными, височно-теменными и диффузны- ми органическими поражениями, сопровождающимися сниже- нием памяти. Специфическое же требование конструирования в пространстве или запоминания расположения элементов фи- гур в пространстве делает обе эти пробы особенно чувстви- тельными к органической патологии теменной и теменно-за- тылочной области, обусловливая не только общее снижение оценки по этим методикам, но и типичные ошибки в виде характерной деформации или ротации (поворот фигур на 45°, 90° и 180°), а также преимущественной локализации ошибок в правом и левом поле зрения. Так, например, ошибки в вос- произведении рисунка чаще связаны с элементами конструк- тивной апракто-агнозии или апраксий при преимущественном поражений левой гемисферы у праворуких в теменной и те- менно-затылочной областях, а игнорирование фигур в левом поле зрения —при поражений симметричных областей правого полушария. Отмеченные особенности методики позволяют ее использовать особенно эффективно для получения дополни- тельной информации относительно функциональной асиммет- рии полушарий и дифференциации поражений левого и пра- вого полушарий в случаях слабовыраженной симптоматики. Следует добавить, что тест Бентона, как относительно простой и портативный психодиагностический инструмент, весьма по- лезен в качестве дополнительной методики к «нейропсихоло- гической батарее» не только для исследования больных невро- логического и нейрохирургического профиля, но и больных с диффузными органическими поражениями сосудистой) или атрофического генеза, например, в диагностике начальных проявлений деменции у больных в геронтопсихиатрической клинике. Собственно, первоначально именно для этих целей он и был предложен автором. Несомненно, что в этих и других случаях существенную роль играют психометрические харак- теристики методики, в частности, позволяющие косвенно оце- нивать и интеллектуальный уровень испытуемых. Учитывая сказанное, представляется целесообразным привести эту мсто- дику в нашем руководстве (см. рис. приложения). Следует отметить, что признаки поражения теменно-заты- лочной области могут проявиться в методике Векслера и на других субтестах невербальной части, задания которой адресо- ваны к зрительному восприятию, в частности, при выполне- нии субтестов «недостающие детали» или «расположение кар- тинок», когда субъект не может вычленить существенные эле- менты изображений и их изменения от картинки к картинке, что необходимо для установления их последовательности, и потому не справляется даже с относительно простыми задани- ями. Для выявления тонких случаев органических поражений при теменной и теменпо-затылочной локализациях может быть полезным и сопоставление результатов выполнения ме- тодики Векслера с методикой Бентона, которая позволяет со- относить результаты ее выполнения с уровнем интеллекта, что наряду с общей оценкой или особенностями выполнения ме- тодики Бентона предусмотрено конструкцией теста. Сходный смысл может иметь и сопоставление результатов выполнения больным методик Векслера и Рейвена. Таким образом, особенности выполнения испытуемыми за- даний тестовых методик имеют существенное значение для предположении не только о наличии органического поражения мозга, но и о локализации очагов поражения. Однако, окон- чательное принятие топико-диагностического решения может быть принято лишь при более целенаправленном и дифферен- цированном нейропсихологическом исследований. Глава III
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |