КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синдромы нарушений речи
ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ Представленные ниже описания основных нейропсихологи- ческих синдромов не претендуют на исчерпывающие характе- ристики, но вместе с тем они достаточно полно отражают сущ- ность феноменов нарушений ВПФ и могут являться критери- ями для выделения и квалификации дефектов речи, гнозиса, праксиса и др. ВПФ. Топическое значение данных, получаемых с помощью ней- ропсихологического исследования, оценивается, как уже гово- рилось, при детальном анализе совокупности связанных друг с другом симптомов и операций, каждые из которых, внося свой «специфический» вклад в реализации) определенной фун- кциональной системы ВПФ, могут быть относительно «жестко» связаны с теми или иными мозговыми структурами. Надежность такой диагностики может определяться, веро- ятно, только на основе мгюгомерпости нейропсихологического, комплексного клинического и параклинического исследований, в том числе: при сравнительном анализе результатов выпол- нения разнородных психологических проб и выделении общих факторов, укладывающихся в единый синдром (Лурия А. Р., 1973; Хомская Е. Д., 1986), при соотнесении данных нейроп- сихологической диагностики с результатами клинического, электрофизиологического, лучевого, морфологического и др. исследований мозга. Речевые расстройства в виде различных форм афазий встречаются в практике нейропсихологов и дефектологов наи- более часто, особенно в клинике сосудистой патологии мозга. Поэтому их описания даются более развернуто по сравнению с другими синдромами нарушений высших психических фун- кций. Речь идет только об афазиях, как наиболее сложно струк- турированных нейропсихологических синдромах. Вопросы диагностики дизартрий, заикания здесь не рассматриваются, хотя в нейропсихологической практике нередко возникают вопросы дифференциальной диагностики нарушений речи, в частности функционального и органического генеза. Класси- фикация афазий дается в двух вариантах: традиционном психофизиологическом (по А. Р. Лурия) и клиническом (по И. М. Тонконогому, 1968). Следует помнить, что тщательный нейропсихологический анализ структуры нарушений ВПФ адекватно проводить вне острого периода заболевания, когда компенсированы расстрой- ства общемозгового характера (отек мозга, выраженный гипер- тензивный синдром и др.). Опыт показывает, что дифферен- циальная диагностика афазий, уточнение структуры дефекта других высших функций мозга наиболее рациональна в период восстановительного лечения больных, когда данные психоло- гического исследования являются основанием для направлен- ной коррекции и восстановительного обучения.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |