Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синдромы нарушений речи




ГОЛОВНОГО МОЗГА

ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ

ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЙ

Представленные ниже описания основных нейропсихологи-
ческих синдромов не претендуют на исчерпывающие характе-
ристики, но вместе с тем они достаточно полно отражают сущ-
ность феноменов нарушений ВПФ и могут являться критери-
ями для выделения и квалификации дефектов речи, гнозиса,
праксиса и др. ВПФ.

Топическое значение данных, получаемых с помощью ней-
ропсихологического исследования, оценивается, как уже гово-
рилось, при детальном анализе совокупности связанных друг
с другом симптомов и операций, каждые из которых, внося
свой «специфический» вклад в реализации) определенной фун-
кциональной системы ВПФ, могут быть относительно «жестко»
связаны с теми или иными мозговыми структурами.

Надежность такой диагностики может определяться, веро-
ятно, только на основе мгюгомерпости нейропсихологического,
комплексного клинического и параклинического исследований,
в том числе: при сравнительном анализе результатов выпол-
нения разнородных психологических проб и выделении общих
факторов, укладывающихся в единый синдром (Лурия А. Р.,
1973; Хомская Е. Д., 1986), при соотнесении данных нейроп-
сихологической диагностики с результатами клинического,
электрофизиологического, лучевого, морфологического и др.
исследований мозга.

Речевые расстройства в виде различных форм афазий
встречаются в практике нейропсихологов и дефектологов наи-
более часто, особенно в клинике сосудистой патологии мозга.
Поэтому их описания даются более развернуто по сравнению
с другими синдромами нарушений высших психических фун-
кций.


Речь идет только об афазиях, как наиболее сложно струк-
турированных нейропсихологических синдромах. Вопросы
диагностики дизартрий, заикания здесь не рассматриваются,
хотя в нейропсихологической практике нередко возникают
вопросы дифференциальной диагностики нарушений речи, в
частности функционального и органического генеза. Класси-
фикация афазий дается в двух вариантах: традиционном
психофизиологическом (по А. Р. Лурия) и клиническом (по
И. М. Тонконогому, 1968).

Следует помнить, что тщательный нейропсихологический
анализ структуры нарушений ВПФ адекватно проводить вне
острого периода заболевания, когда компенсированы расстрой-
ства общемозгового характера (отек мозга, выраженный гипер-
тензивный синдром и др.). Опыт показывает, что дифферен-
циальная диагностика афазий, уточнение структуры дефекта
других высших функций мозга наиболее рациональна в период
восстановительного лечения больных, когда данные психоло-
гического исследования являются основанием для направлен-
ной коррекции и восстановительного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.