КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В 2- мерном пространстве
Проба 4. Проба мысленного вращения изображения Проба 2. Узнавание изображений с неполным силуэтом Проба 1. Мысленное сложение фигур из частей Испытуемому предъявляются последовательно элементы формы, которые должны быть им мысленно сложены в цело- стные фигуры (рис. 26-Б и А). Здоровые испытуемые выпол- няют эти задания, допуская лишь единичные ошибочные от- веты. Наибольшие затруднения возникают у больных с пора- жением задних отделов левого полушария — они допускают 2 и более ошибочных ответов на 6 предъявлений. Каждое из 3 изображений (рис. 27-А, Б, В) предъявляется для опознания испытуемому вначале в реализации, содержащей 5% элементов силуэта, затем, если оно не опознается, предъявляются реализации, включающие 10 % или 20 %элементов силуэта. Здоро- вые испытуемые в 10-15% случаев опознают изображения с 5% элементов контура и в 75 % и более — изображения на основе ана- лиза 10% элементов силуэта. Рисунки с 20% элементов силуэта опознаются практически безошибочно. Наибольшие затруднения испытывают больные с поражением задних отделов правого пол- ушария. Такие больные способны опознать лишь 1—2 изображе- ния при шестикратном предъявлении каждого из 3-х рисунков с 10% элементов силуэтов. Кроме того, каждое третье изображение не может быть опознано и при 20 % элементов силуэтов. Больные с поражением левой гемисферы (при отсутствии элементов пред- метной зрительной агнозии) в 50% случаев опознают изображе- ния с 10 % и в 80 % и более — 20 % элементов силуэта. Здесь надо отметить, что при поражений левой височной доли могут отме- чаться нарушения называния, которые надо отличать от рас- стройств узнавания. Больные в этом случае достаточно уверенно показывают полноценные аналоги на соответствующих рисунках. Проба 3. Сопоставление изображений плоскостных и объемных фигур Испытуемому последовательно предъявляются изображения плоскостных фигур (развертка — рис. 28-Б), каждую из кото- рых требуется идентифицировать с соответствующими этало- нами (рис. 28-А). Здоровые испытуемые допускают при вы- полнении этого задания в среднем 1 ошибку на 6 прсдъявле- 1 Предлагаемые приемы исследования разработаны и эксперименталь- но апробированы на нормативнои и клинической выборке в Институте им Бехтерева (Затьцман А Г‚ 1983. и др) ний. Наибольшие затруднения испытывают больные с пораже- ниями задних (теменно-затылочных) отделов левого полуша- рий, допуская 4—6 ошибочных ответов. Испытуемому предъявляют эталон — «мальчик с забинто- ванной ногой». Требуется, совершив мысленный переворот в горизонтальной плоскости, найти аналог среди 6 изображений (рис. 29). Опыт повторяют 6 раз, меняя эталоны. Здоровые испытуемые правильно выполняют 5—6 заданий. Больные с поражением левой гемисферы (при правильно понятой инст- рукций) делают не более 1—2 ошибок. Наибольшие трудности испытывают больные с поражением правого полушария (пре- имущественно теменных отделов), допуская 4—5 ошибочных ответов. Проба 5. «3-й лишний» Испытуемому одновременно предъявляют 3 изображения (рис. 30). Каждая триада содержит 2 изображения, сходных в перцептивном отношений (лампочка-груша; ложка-ракетка; ав- торучка-ракета) и 2 изображения, сходных в категориальном отношений (лампочка-свеча; ложка-тарелка; воздушный шар- ракета). Испытуемому предлагается указать, какой объект яв- ляется, с его точки зрения, лишним в каждой триаде. Здоро- вые испытуемые и больные с поражением правого полушария (работает стратегия левого полушария) объединяют объекты на основе их категориальных свойств, выделяя существенные признаки. Больные с поражением среднезападных отделов ле- вого полушария (работает преимущественно стратегия правого полушария) объединяют объекты, сходные в перцептивном плане. К представленным выше приемам исследования для уточ- нения преимущественной латерализации очагов поражения це- лесообразно добавить пробы № 102—105 основного набора субтестов. Следует отметить, что приведенные варианты проб могут быть дополнены многими другими, разработанными на основе отмеченных выше принципов: классификации предметных изображений на основе рис. 1 основного набора, классифика- ции и идентификации углов, предметов, отличающихся рядом индивидуализированных (но вербализуемых) признаков и др. (см. раздел «аппаратурные методы...»). Оценка успешности выполнения всех этих проб и заданий условна, она не отвечает тем признакам относительной стро- гости, которые отличают основной набор нейропсихологиче- ских методик. Здесь речь идет скорее о критериях, основанных на частоте встречаемости тех или иных выборов. Повторяем, что пробы на латерализацию очагов полушарного поражения только дополняют основной набор нейропсихологических за- даний, отдельные блоки и субтесты которого при профессио- нальном их использовании несомненно позволяют проводить топическую диагностику очагов поражения не только в преде- лах левого или правого полушария, но и уточнить межполу- шарную локализацию с учетом функционального состояния глубоких структур мозга и наличия признаков диффузной (общемозговой) патологии при динамическом наблюдении за больными. 2.5. Аппаратурные методы исследования в нейропсихологии Для решения задач топической диагностики локально-ор- ганических поражений мозга, как известно, широко использу- ются методы исследования, связанные со сложными техниче- скими системами и современной компьютерной техникой: электрофизиологические, рентгено-радиологические, ультра- звуковые и др. Вместе с тем, представления о мозге как о системе, восп- ринимающей, перерабатывающей и хранящей информацию, об операциях, реализующих отдельные компоненты в сложных функциональных системах узнавания, памяти, мышления спо- собствовали разработке и внедрению в нейропсихологическую диагностику принципиально новых методов исследования. Эти исследования стали широко проводиться с конца 60-х годов в Институте им. В. М. Бехтерева, их результаты хорошо извест- ны по специальной литературе—сборникам трудов института и монографиям. Следует отметить, что разработка новых ап- паратурных методов исследования в нейропсихологии оказа- лась возможной благодаря многолетнему сотрудничеству лабо- ратории клинической психологии Психоневрологичсского ин- ститута им. В. М. Бехтерева с Институтом физиологии им И. П. Павлова РАН, Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, со специалистами по нейрокибернетике, теории информации и распознавания об- разов (Тонконогий И. М., 1973; Вассерман Л. И., 1983; Ме- ерсон Я. А., 1986 и др.). Вместе с тем в нейропсихологиче- ской литературе эти методы приводятся относительно редко, по-видимому, из-за их кажущейся сложности. Мы намеренно не описываем детально ставшие уже «классическими» методи- ческие приемы топической диагностики локально-органиче- ских поражений мозга, реализуемые с помощью акустической или тахистоскопической аппаратуры, однако, считаем весьма целесообразным упомянуть об их высокой эффективности, а подчас и незаменимости прежде всего в связи с тем, что в настоящее время технические возможности применения аппа- ратурных нейропсихологических методик (можно считать это название условным) неизмеримо выше. Доступность создания дополнительных приборов, приставок к существующим стаци- онарным или переносным аппаратам (например, аудиометрам, что уже делается за рубежом), возможности современных пер- сональных компьютеров и т. п. позволяют рекомендовать ряд принципиально новых для нейропсихологии методов исследо- вания в качестве необходимого дополнения к традиционным диагнастическим приемам (некоторые из которых, как уже го- ворилось, разработаны также в сотрудничестве со специалиста- ми в области теории информации и распознавания образов), особенно в случаях необходимости использования сенсибили- зированных методик, в частности, у лиц с трудностями в ре- чевых контактах. Так, например, известно, что традиционные отоневрологи- ческие методы исследования в неврологии и нейрохирургии малоэффективны, когда речь идет о топической диагностике поражений центральных отделов слуховой системы в височных долях мозга. Поиск новых психоакустических методов иссле- дования для диагностики центральных слуховых расстройств (а следовательно и для диагностики поражения височных структур левого или правого полушария) привел к разработке таких диагностических приемов, как выделение полезного сиг- нала из шума (фильтрация сообщений в слуховой системе), обнаружение коротких звуковых сигналов, различение интен- сивности и частоты коротких звуковых сигналов. Фундамен- тальные клинико-психоакустические исследования показали, что новые методики позволяют при монауральной подаче сти- мулов не только выявлять слуховые расстройства центрального происхождения (височные поражения), но и локализовать их относительно левой или правой гемисферы. Новые психоаку- стические методики оказались весьма надежными в топиче- ской диагностике кортикальных височных структур и в случа- ях тонкой, неврологически скрытой патологии, например, при височной эпилепсии, слуховых галлюцинаторных синдромах, начальных проявлениях деменции у пожилых людей, в детской психоневрологической практике. Они независимы от речевого и этно-культурального статуса и интеллекта больных, дают возможность неоднократного воспроизведения эффектов и пол- ноценной статистической обработки результатов исследования в соотношений с другими данными. Однако для корректной реализации психоакустических то- пикодиагностических методик требуются специальные условия и аппаратура, что несомненно суживает их практическое ис- пользование. Тем не менее мы приводим краткие описания методических приемов для более четкого представления о тех диагностических (психоакустических) феноменах, которые мо- гут быть легко воспроизведены в настоящее время. Одной из первых клинико-диагностически апробированных психоакустических методик является исследование особенно- стей фильтрации сообщений в слуховой системе (Тонконогий И. М., 1973). Исследование порогов обнаружения тональных сигналов на фоне шума может быть легко реализовано на со- временных стационарных клинических аудитометрах, где име- ются для этого технические возможности в виде специальных коммутационных устройств, позволяющих подавать на одно и то же ухо фоновый широкополосный шум и тональный сиг- нал. Измерения проводятся монаурально, попеременно на обо- их ушах общепринятым методом нарастания интенсивности сигнала (способ минимальных изменений) на 5 фиксирован- ных частотах речевого диапазона: 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц на фоне постоянного ипсилатерального широкополос- ного шума интенсивностью 50 дБ над порогом его обнаруже- ния (при экспресс диагностике возможно проводить экспери- мент и на одной частоте, например, 1000 Гц). Длительность сигналов 1—2 с., интервал между ними в пределах 5—10 с и, как правило, должны варьироваться для устранения фиксиро- ванной реакции на время его появления. Измерения прово- дятся не менее 3-х раз с последующей статистической об- работкой результатов для определения среднего значения по- рогов на правом и левом ухе. У больных с поражением корковых отделов слуховой системы (височных долей мозга) обнаруживается асимметрия в порогах за счет их увеличения на ухе, противоположном пораженному полушарию. Эти ре- зультаты получены при экспериментальном психоакустиче- ском исследований клинически хорошо верифицированных больных с сосудистой патологией мозга. Более сенсибилизированным вариантом является определе- ние дифференциальных порогов по интенсивности на фоне ма- 1 Результаты этих исследований составили обширную главу докторской диссертации одного из авторов книги (Вассерман Л. И., 1989). скирующего шума1, которое осуществлялось на частоте 1000 Гц монаурально, принятым в физиологии слуха методом границ. Длительность звуковых сигналов 1240 с, интервал между ними — 540 мс (обе эти величины обусловлены технологически и не являются принципиальными). Интенсивность широкополосно- го (белого) шума —50 дБ над порогом обнаружения тона. За величину дифференциального порога принималась минималь- ная разница в интенсивности, при которой испытуемый давал 75% правильных ответов. Топико-диагностический феномен тот же, что и в предыдущих исследованиях. Следующая серия психоакустических экспериментов связа- на с использованием в пороговых и надпороговых исследова- ниях звуковых сигналов различной длительности, впервые проведенные также в Институте им. В. М. Бехтерева (Вассер- ман Л. И., 1969, 1989; Бару А. В., Вассерман Л. И. и др., 1976). Исследование порогов обнаружения звуковых сигналов раз- личной длителъности (см. схемы 1 и 2) проводилось при мона- уральной подаче чистого тона 1000 Гц или белого шума дли- тельностью 1000, 100, 10 и 1 мс. Сигналы формировались путем подачи их от звукового генератора на специальный электронный ключ, с выхода которого через аттенюаторы, отградуированные в дБ—на электродинамические телефоны (современные техни- ческие возможности позволяют существенно усовершенствовать технические возможности комплектующих приборов и приставок для аудиометров, но принципиально схема остается неизмен- ной). Измерение порогов проводилось методом границ не менее 3-х раз. Процедура вычисления пороговых величин традиционна для такого рода исследований (рис. 1, 2). Измерение дифференциальных порогов по интенсивности сигналов различной длителыюсти проводилось монаурально, попеременно на правом и левом ухе на частоте 1000 Гц и длительностью — 1000, 100, 10 и 1 мс. Использовался надпо- роговый уровень —40 дБ над порогом обнаружения тона дли- тельностью 1000 мс. Интенсивность коротких звуков прирав- нивалась к этому уровню на оснований известной в физиоло- гии слуха кривой, равной громкости. Пороги измерялись методом границ с интервалом между эталонным и тестирую- щим сигналами —540 мс. Вычисление порогов проводилось по критерию 75% правильных ответов при многократных изме- рениях. 1 Большую топико-диагностическую эффективность этого приема ис- следования, в частности при фокальнои эпилепсии, показала наша co- трудница А. С Тархан (1973). И, наконец, третьим оригинальным приемом исследования слу- хового восприятия является измерение дифференциальных порогов по частоте на сигналы различной длительности. Использовались те же длительности сигналов и интервал между парами. Предъявля- лись тестирующий и эталонный (частотой 1000 Гц) сигналы при надпороговом уровне последнего - 40 дБ. Процедура исследования и измерения дифференциальных порогов (см. схемы 1, 2) по ин- тенсивности и частоте описаны в приводимой выше литературе. Результатом исследования порогов обнаружения и различе- ния интенсивности и частоты звуковых сигналов различной длительности у больных с очаговыми поражениями височных долей мозга (сосудистого генеза и при фокальной эпилепсии) является асимметрия порогов только на короткие сигналы - 10 и 1 мс за счет их выраженного повышения на ухе, проти- воположном пораженному полушарию. Различие в порогах, в известной мере, зависит и от массивности поражения мозга. В то же время у больных с поражением лобно-центральной, теменной и затылочной области, с подкорковыми очагами асимметрии в порогах обнаружения и различения только ко- ротких сигналов не наблюдается. Именно в силу этих обсто- ятельств описанные психоакустичсские тесты пригодны для индивидуальной диагностики больных в стационарных и ам- булаторных условиях, а также для проведения экспертных из- мерений, связанных с оценкой функциональной асимметрии полушарий, в частности височных долей мозга. Следует доба- вить, что все описанные методики применимы и у детей, на- чиная с 4-5-летнего возраста, при использовании методиче- ских приемов поведенческого (обучающего) эксперимента, а также у лиц с дефектами речи и низким интеллектом. Специальный класс задач был решен в экспериментальной нейропсихологии с помощью электронно-оптических тахисто- скопов1 (которые в последние годы с высокой эффективностью могут заменить и заменяют персональные ЭВМ с соответст- вующими приставками, и такие работы уже известны). Ис- следование операций, связанных с узнаванием сообщений в зрительных каналах связи, использование при этом маскиру- ющего шума, короткой и сверхкороткой (до 100 мкс) экспо- зиции стимулов, подачи сигналов одновременно по несколь- ким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы меж- ду стимулами и «стирающим» изображением, вариантов с подачей стимулов (вербализуемых или невербализуемых) в правое и левое поле зрения (соответственно в левую или пра- вую гемисферу), синхронной регистрацией времени двигатель- ных реакций испытуемых или регистрацией вызванных потен- циалов в различных «заинтересованных» областях мозга позво- лили резко расширить возможности экспсриментального изучения зрительной перцепций. Упомянутые выше приемы исследования дают возможность, в частности, диагностиронать слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-заты- лочных, височных областей доминантной и субдоминантной 1 Обзор этих работ и результаты ряда собственных исследований при- водятся в книге Я. А. Меерсона (1986) по речи гемисферы. Особенно четкую топико-диагностическую направленность имеют специально разработанные тахистоско- пические методики исследования зрительной оперативной па- мяти, механизмов функционального взаимодействия и асим- метрии полушарий мозга в норме, при различных функцио- нальных и патологических состояниях. В качестве примеров конкретного использования тахисто- скопических (топикодиагностических) методик приводим ре- зультаты ряда исследований, выполненных по 5 программам: 1. Опознание зрительных стимулов в условиях дефицита вре- мени. 2. Опознание в условиях неполного набора признаков изо- бражений. 3. Опознание в условиях разобщения деталей изображений — «разорванное изображение» и в условиях пространственно ис- каженного расположения их деталей. 4. Опознание изображений в условиях помех — «зрительного шума». 5. Идентификация индивидуализированных изображений.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |