КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лицевой гнозис
ПРЕДМЕТНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС XI. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС 91. Зрительное представление. Испытуемого просят представить и описать: очки, арбуз, велосипед, или другие 3 или 6 предметов. 92. Узнавание реальных предметов. Используются реальные предметы, находящиеся под руками или в поле зрения экспе- риментатора и больного, например, как в пробе 17. 93. Узнавание изображений предметов (проверяется при ис- следований называния, проба 19, рис. 1). *94. Узнавание наложенных друг на друга изображений пред- метов (модифицированные рисунки пробы Поппельрейтера). Рис. 14. *95. Узнавание изображений предметов с «недостающими» признаками. Предъявляется 6 изображений набора, например: лампочка, очки, ножницы, якорь, кофейник, ключ. Рис. 15. *96. Узнавание изображений предметов на «зашумленных» рисунках. Предъявляются для узнавания б изображений предметов при уровне шума —0,35 (уровень шума как и в пробе 48 оп- ределяется соотношением черных и белых элементов, так на- зываемых статистик, синтезированных ЭВМ). Если испытуе- мый не узнает 2—3 изображения, то переходят к менее за- шумленным рисункам с уровнем шума —0,25. Рис. 16а и 16б. Если зрительно предметы не опознаются, задание можно облегчить, предложив обвести их контуры карандашом. 97. Идентификация цветов. Испытуемому предлагается называемые экспериментатором цвета: красный, черный, желтый, зеленый, синий, коричневый. Для образцов можно использовать набор цветных каранда- шей или любой другой набор цветов и их оттенков, например из методики Люшера. Дополнительно можно попросить испытуемого называть цвета вслед за экспериментатором или в виде самостоятельной пробы. 98. Классификация цветов по их оттенкам (по тем же об- разцам). Испытуемому предлагается подобрать оттенки к 3-м чис- тым тонам, например, желтому, зеленому или синему. *99. Узнавание знакомых лиц. Предъявляются (в любой последовате‚льности) 6 фотогра- фий выдающихся отечественных писателей, например: Пуш- кина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького. Рис. 17. *100. Идентификация фотографий незнакомых лиц по за- данному образцу. Предъявляются одновременно 3 фотографии незнакомых лиц— эталоны; затем испытуемый, глядя на эти фотографии, должен отыскать идентичные в соответствующем наборе из 20 фотографий. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если испытуемый не справляется с заданием (все три пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-й фотографией. Рис. 18. Если больной успешно справляется с этим заданием, пере- ходят к следующему. *101. Идентификация фотографий незнакомых лиц при кратковременном предъявлении заданных образцов. Испытуемому Предъявляются для запоминания одчовременно 3 фотографии — эталоны. Экспозиция — примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди 20 фотографий соответствующего на- бора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя фотографиями. Если ис- пытуемый не справляется с заданием (2—3 пробы делает с ошибками), то опыт проводится трижды с 2-мя или 1-й фото- графией. Рис. 18. Эта проба и последующие четыре направлены на исследо- вание кратковременной зрительной памяти. 102. Идентификация предметных изображений при кратко- временной их экспозиции1. 1 Методические приемы исследования №№ 101—107 являются сен- сибилизированными пробами на оценку зрительной кратковременной па- мяти. При этом пробы №№ 101—105 используются в наборе также и для уточнения латерализлции очагов поражения. Испытуемому предъявляются для запоминания 9 изобра- жений предметов (как часто, так и относительно редко встреча- ющихся в обыденной жизни). Экспозиция примерно Ю сек. За- тем требуется их найти (а при возможности и назвать) среди 20 фотографий соответствующего набора (рис. 1). Опыт прово- дится 3 раза с разными матрицами из 9 изображений каждая (пример —рис. 19а, 196, 19в). Если испытуемый не справляется с заданием — не запоми- нает более 4 —5 изображений (см. табл. 1), то опыт можно повторить, предъявляя матрицы с 6-ю и 4-мя предметами (изменяя длину «алфавита» предъявляемых стимулов). 103. Идентификация предметных изображений в условиях интерфвренции (сенсибилизированный вариант предыдущей пробы по аналогии с субтестом № 15). Испытуемому предлагается заполнить последовательно 2 серии из 4-х предметных изображений каждая (см. табл. 1) и после уз- навания предметов первой, а затем и второй серии в наборе из 20 фотографий (рис. 1), через 5 сек. вновь отыскать в наборе предметы первой из предъявляемых серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х предметов. Если испытуемый не справля- ется с заданием (в 3-х пробах делает 2—3 ошибки), то опыт про- делывают трижды с 3-мя или 2-мя изображениями предметов. Наиболее отчетливые расстройства идентификации предметных изображений в пробах № 102 и 103 выявляются у больных с поражением левой гемисферы, в частности височной области. 104. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе- ний при кратковременном предъявлении заданных образцов. Испытуемому предъявляются для запоминания 9 графиче- ских «полувербализуемых» изображений (рис. 20а, 206, 20в), экспозиция примерно 10 сек. Затем требуется найти их среди 20 изображений соответствующего набора (рис. 21). Опыт про- водится 3 раза с разными матрицами из 9 элементов. Если испытуемый не запоминает в этом эксперименте бо- лее 2—3 изображений, можно изменить длину «алфавита», предъявляя одновременно 6 или 4 изображения. В качестве «поискового» варианта эксперимента эту пробу проводят по аналогии с субтестом 100. 105. Узнавание «полувербализуемых» графических изображе- ний в условиях интерференции (сенсибилизированный вариант предыдущей пробы по аналогии с субтестом № 16). Испытуемому предъявляется для запоминания последова- тельно 2 серии из 4-х «полувербализуемых» графических изо- бражений каждая и после узнавания изображений первой, а затем и второй серии в наборе из 20 элементов (рис. 21), через 5 сек. вновь обнаружить в том же наборе изображения первой серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 4-х изо- бражений. Если испытуемый не справляется с заданием (в 2— 3 пробах делает 2—3 ошибки), то опыт воспроизводят трижды с 3-мя или 2-мя рисунками. Наиболее отчетливые расстройства идентификации слабовер- бализуемых графических изображений (пробы № 104 и 105) отмечаются у больных с поражением правой гемисферы (у прав- шей), в частности височно-теменных отделов. *106. Узнавание изображений невербализуемых геометриче- ских фигур при кратковременном предъявлении заданных образ- цов1. Испытуемому предъявляется для запоминания одновремен- но 3 изображения — эталоны на 10 сек. Затем требуется их найти среди 20 изображений соответствующего набора. Опыт проводится 3 раза с 3-мя изображениями. Если испытуемый не справляется с заданием (2—3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или 1-м изображением. Рис. 22. *107. Идентификация невербализуемых геометрических фи- гур в условиях интерференции (сенсибилизированный вариант предыдущей пробы). Испытуемому предлагается запомнить последовательно 2 се- рии из 3-х невербализуемых геометрических фигур каждая и по- сле нахождения фигур первой, а затем и второй серии в иаборе из 20 изображений, через 5 сек. вновь отыскать в наборе фигуры первой из предъявлявшихся серии. Опыт проводится 3 раза с сериями из 3-х фигур. Если испытуемый не справляется с за- данием (2—3 пробы делает с ошибками), то опыт проделывают трижды с 2-мя или с 1-й фигурой. Эту пробу проводить неце- лесообразно, если испытуемый не справляется с заданиями №№ 104—106 (фиксируются выраженные нарушения).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |