Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повторение цифровых рядов




Сукцессивные функции

а) В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд
цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для
воспроизведения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в
возрасте 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из 4 цифр (в
одной из 2-х попыток с рядами одинаковой длины, но разного
числового состава), дети 6,5—7 лет —ряд из 5 цифр, дети 10
лет и старше — ряд из 6 цифр.

б) В обратном порядке. Ребенку дается инструкция, что ряд
цифр повторять нужно в обратном порядке, начинал с конца,
и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет
дети уже способны воспроизводить ряды из 3 цифр, в 9 лет —
4-х и в 12 лет—из 6 цифр.

При ранних правополушарных или двусторонних органиче-
ских поражениях головного мозга у детей в большей степени
страдает воспроизведение цифр в обратном порядке, а при ле-
вополушарных — в прямом (Taylor Е., 1959).

Таким образом, при правополушарной недостаточности обыч-
но увеличивается разрыв между результатами прямого и обрат-
ного воспроизведений, который в норме не превышает 2 единиц.

Следует отметить, что на результаты выполнения этой и
ряда последующих проб существенное влияние может сказать
расстройство активного внимания, определяемого, в свою оче-
редь, функциональным состоянием глубоких структур мозга.

15. Воспроизведение звуковых ритмов. Ребенок должен вслед
за экспериментатором воспроизвести серию ударов по столу,
разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно
удлиняются и усложняются по структуре. Образцы ритмов:


По нашим наблюдениям, для детей 6 лет и старше вос-
произведение всех указанных ритмических последователыю-
стей не представляет затруднений. Дети с дислексией
выполняют это задание (как и предыдущее) с большим ко-
личеством ошибок. Подобные затруднения будучи выявлен-
ными у детей старше 6 лет, не страдающих слабоумием,
следует расценивать как один из признаков предрасполо-
женности к дислексии (Корнев А. Н., 1995). У взрослых
данный тест диагностирует поражение премоторных и ви-
сочных структур правого полушария. По нашим данным,
полученным на детях со спастическими гемипарезами (Кор-
нев А. Н., Молчанов А. И., 1990), его выполнение примерно
одинаково страдает как при право-, так и при левополушар-
ном поражений.

Следует различать 2 вида затруднений при его выполне-
нии. В одних случаях страдает процесс воспроизведения
ритмов при сохранной способности к их слуховому разли-
чению («премоторный» тип нарушения). В других — наруше-
но слуховое различение звуковых ритмов и этим обуслов-
лена неспособность к их воспроизведению («височный» тип
дефекта, сенсорная амузия). Для определения ведущей при-
чины нарушений следует предложить ребенку сравнить 2 се-
рии ударов, предъявленных последовательно. При «премотор-
ном» типе нарушения слуховое сравнение ритмов продемон-
стрирует более высокие результаты, чем их воспроизведение.
При «височном» типе нарушений существенных различий не
обнаружится.

16. Копирование последовательности 8 цветных квадрати-
ков по образцу в прямом и обратном порядке.

Перед ребенком выкладывается ряд из 8 квадратиков раз-
ного цвета. После этого, используя второй аналогичный набор
8 цветных квадратиков, ему предлагается скопировать ряд с
той же последовательностыо цветов, что и в образце. Затем
предлагается следующая задача: выложить ряд из квадратиков
второго набора в порядке, обратном тому, который представлен
в образце. Инверсия последовательности квадратов становится
доступной здоровым детям, начинал с 7-летнего возраста и
страдает у них в случае острой церебральной недостаточности
при правополушарных поражениях. Кроме того, причиной за-
труднений может быть «инактивность», обусловлснная лобной
недостаточностью.

17. Определение порядка расположения 3- цветных ша-
риков, помещенных на глазах у ребенка в непрозрачную тру-
бочку, после ее поворота на 180° и на 360°. Задание доступно



здоровым детям старше 7 лет и, так же как и предыдущее,
чувствительно преимущественно к правополутарным очагам
поражения (Ченцов Н. Ю. с соавт. 1980).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.