КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Графомоторные методики
1. Тематический рисунок «Дом-дерево-человек» Данное за- дание является адекватный для детей 5 лет и старше. Интер- претация производится как с позиций степени зрелости гра- фического символизма в рисунке (насыщенность существен- ными деталями, композиционная сложность), так и в плане оценки сформированности графомоторных навыков и формо- образующих движений, способности передать пространствен- ные признаки предметов и их пропорции. Грубые нарушения пространственных взаимоотношений элементов изображения, распад целостной структуры изображения у ребенка 6 лет и старше с сохранным интеллектом обычно свидетельствует о выраженных оптико-пространственных нарушениях, нередко сочетающихся с расстройствами праксиса‚ Данная картина ча- ще свойственна прогрессирующим или острым церебральным повреждениям. По данным О. А. Красовской (1980), при ост- рой церебралыюй недостаточности такая симптоматика у детей чаще наблюдается при очаговом поражений (опухоль, абсцесс, кровоизлияние) правой гемисферы. Для левополушарных по- ражений более характерны бедные деталями схематичные ри- сунки. Ниже приводятся балльные критерии оценки зрелости рисунка «Дом-дерево-человек». Каждый элемснт предметного изображения оценивается по наличию или отсутствию значи- мых признаков, а затем полученные оценки суммируются. При наличии тех или иных погрешностей определенное число баллов вычитается из полученной суммы. а) Оценка изображения человека. Возможность узнать в изображений фигуру человека — 0,5 балла. Наличие головы, ног, рук, туловища, глаз, носа, рта, одежды оцениваются по 1 баллу за каждую деталь (парный орган оценивается в 1 балл). Наличие пальцев, ушей, волос — по 2 балла. Наличие бровей, ресниц или шеи — по 3 балла. Если конечности имеют тол- щину (изображены двумя липиями), начисляется 2 балла. Изображение человека в профиль оценивается в 2 дополни- тельных балла. Правильное «прикрепление» рук и ног — по 1 баллу. б) Оценка изображения дома. Наличие хотя бы отдаленного сходства с домом —0,5 балла. Наличие окон, дверей и крыши — по 1 баллу. Изображение с элементами перспсктивы — 0,5 балла (рис. 8). в) Оценка изображения дерева. Наличие крупных магист- ральных ветвей— 1 балл. Наличие мелких ветвей, листьев —по 2 балла. Изображение рисунка коры — 1 балл. Конусовидный ствол — 1 балл. Ствол в виде прямоугольника — 0,5 балла. Раз- ветвленный ствол — 2 балла. Схематичное изображение дерева («образ-клише») — 5 баллов. При нарушений параллельности линии в каком-либо изо- бражений вычитается по 0,5 балла за каждое нарушение. Кроме содержательной характеристики, в рисунках оцени- вается и техническое исполнение. И. Шванцара (1978) описы- вает 5 признаков «органичности» в рисунках детей: наклон фи- гуры более, чем на 15° от вертикальной оси, наличие двойных линии, прерывистых линии, дрожащие («трясущиеся») линии, неприсоединенные линии. Наличие в рисунке 2-х и более при- знаков «органичности» является патогномоничным для рези- дуально-органических церсбральных поражений у детей. По нашим наблюдениям, низкие результаты в данном за- дании наблюдаются у большинства детей с дислексией и детей с первичным недоразвитием устной речи. При этом наиболее часто встречаются такие недостатки, как бедность деталями, чрезмерный схематизм рисунков, «фризовое» отдельных изо- бражений на листе бумаги (т. е. без признаков перспективных отношений) нарушение пропорций, микрорисунки. Большин- ство перечисленных недостатков можно интерпретировать как проявления левополушарной недостаточности. 2. Срисовывание фигур. Задание обладает довольно высо- кой диагностическом способностью в отношений нарушений пространственного праксиса, недостаточной сформированности формообразующих движений, неполноценности зрительно-мо- торной координации. Е. Taylor (1959) предложила набор фигур для копирования, отобранный ею из существующих психомет- рических методик, наиболее адекватный, по ее мнению, для решения вышеуказанных задач (рис. 34 приложения). Без гру- бых погрешностей большинство детей воспроизводят по образ- цу фигуру 1 с 3-летнего возраста, фигуру 2 — с 5 лет, фигуру 3 — с 5,5 лет, фигуру 4 — с 6 лет и фигуру 5 — с 7 лет. Следова- тельно, в соответствии с вышеуказанными критериями данный набор фигур адекватен для нейропсихологической диагностики у детей 4 лет и старше. В этом случае возрастные нормативы выполнении вышеперечисленных фигур будут соответствовать вышеназванным с поправкой иа 1 год у детей с сохранным интелектом, на 2 года — у детей с задержкой психического раз- вития, на 3 года — у детей с умственнои отсталостыо в степени дебильности.
3. Для детей старше 8 лет целесообразно использовать на- бор 10 фигур из графического теста Эллис (рис. 9). Фигуры воспроизводятся ребенком по памяти. В зависимости от сте- пени погрешностей при воспроизведении фигур каждая оце- нивается в 1, 0,5 или 0 баллов. (рис. 10). Затем оценки сум- мируются. Причинами снижения результатов в данном зада- нии могут быть как диспраксия, конструктивная апраксия, так и зрительная агнозия. Для дифференциации расстройств зри- тельного гнозиса от диспраксий следует результаты выполне- ния данного задания сопоставить с результатами, полученны- ми в палочковом тесте Гольдштейн-Ширера, менее чувстви- тельном к нарушениям пальцевого праксиса. Графический тест Эллис является диагностически довольно чувствительным к резидуально-органическим энцефалопатиям у детей.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |