КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повторение фраз
Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную об- следующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фра- зой той же длины и сложности. Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона. Еще в 1925 г. оно в расширенном виде адап- тировано для русской популяции и стандартизации А. П. Не- чаевым. Задание может использовался для оценки синтакси- ческого компонента языковой компетенции детей и диаг- ностики лексико-грамматического недоразвития. По данным литературы, предельная длина фразы, которую ребенок спосо- бен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи. Можно полагать, что выполнение этого за- дания зависит от функциональных возможностей премоторных отделов мозга. Дети с тотальным избирательным недоразви- тием речи обычно демонстрируют весьма низкие результаты в этом задании. При этом нередко способность строить раз- вериутые высказывания и уровень речевой активности тоже низки. Для повторения предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах): Длина фразы в слогах: 1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять. 6 2. Часы висят на стене. Чашка стоит на стол е. 7 3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной по- ют птицы. 8 4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. 9 5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная со- бачка замерзает. 10 6. Летом солнышко греет очень сильно. Кни- га и карандаш лежат на столе. 11 7. Курочка повела своих деток гулять. Уточка быстро плавает по озеру. 12 8. Поросята любят валяться в грязной куче. Сердитый мороз нарумянил детям щеки. 13 9. Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети пошли в лес за грибами и ягодами. 14 10. Грузовая машина быстро едет по дороге. Страшная буря разрушила избугаку рыбака. 15 11. Лиса залезла в курятник и утащила пе- туха. Первый чистенький снежок падает на мер- злую землю. 16 12. Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш. Ранней весной прилетела птич- ка и стала вить гнездышко. 17 13. Ваня любит сказку про серого волка и хитрую лису. Бабушка и Миша уходили после обеда погулять в лес. 18 14. Летом после дождя дети очень любят бе- гать по сырой земле. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни. 19 15. Мама подарила Кате книгу с очень кра- сивыми рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату. 20 16. Мальчики ходили гулять в лес и поймали там маленького зайчика. Маша выучила стихи, положила книгу в сумку и пошла гулять. 21 17. Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. 22 А. П. Нечаев приводит следующие возрастные нормы для этой пробы теста, которые, на наш взгляд, для современных детей представляются заниженными (табл. 7). Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат). По нашим наблюдениям, наиболее низкие оценки в этом задании получают дети с моторной алалией. 21. Обследование грамматической стороны речи (исполь- зование морфологических элементов и служебных слов для по- строения грамматически правильных фраз). Приводимая ниже методика, включает модифицированные задания, описанные в книге Бейн Э. С., Бурлаковой М. К., Ви- зель Т. Г. (1982). Опыт использования приведенных ниже заданий позволяет предполагать, что первая часть каждого из разделов (оценка правильности грамматической конструкций) характеризует преимущественно состояние метаязыковых функций, а вторая — собственно языковых операций. Перед исследованием дается инструкция: «Выслушай пред- ложение, которое я тебе прочитаю и ответь: правильно оно построено или нет?, так говорят или допутцена ошибка?». Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкций). За каждый неверный ответ испытуемый получает 1 штрафной балл. Таким образом, суммарный результат будет соответство- вать количеству ошибочных ответов. Хотя в разных разделах содержится неодинаковое количество заданий и абсолютное ко- личество полученных штрафных баллов неравноценно, после перевода сырых оценок в шкальные данное различие нивели- руется.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |