Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по регистрации результатов исследования 1 страница




Нейропсихологическая диагностика складывается из ряда
этапов: сбора медико-психологического анамнеза, анализа ма-
териалов истории болезни, наблюдения за больным и естест-
венной) эксперимента, собственно экспериментально-психоло-
гического исследования с использованием не только целенап-
равленных нейропсихологических проб и заданий, но, если
требуют задачи исследования, патопсихологических и тестовых
методик. Наши рекомендации по регистрации результатов ка-
саются только собственно нейропсихологического эксперимен-
та, что частично уже было отмечено в главе II. Наиболее удоб-
ной формой фиксации данных исследования представляется,
так называемая, архивно-кодировочная карта, которая одновре-
менно может служить и «банком данных» (в том числе и для
персональной ЭВМ), и документом для текущей работы по
нейро-психологической диагностике, и исходным документом
для организации статистической обработки по программам
многомерной статистики, например Statgraphics Plus.

Многолетний опыт применения тестовых методик, стандар-
тизированных нейропсихологических методик в научно-прак-
тических целях позволяет нам утверждать, что без необходи-
мой организации исходного материала невозможна его коррек-


тная статистическая обработка, а следовательно, получение на-
дежных сведений о клинико-психологических соотношениях
или о корреляционных (факторных) связях внутри массива ре-
зультатов психологического исследования.

Любая архивно-кодировочная карта или формализованный
протокол нейропсихологического исследования разрабатывает-
ся индивидуально в зависимости от цели и задач работы, опы-
та наблюдателя (врача, психолога, дефектолога) и технических
возможностей. Но нам представляется, что могут быть реко-
мендованы и принципиальные требования.

Карта должна содержать общую часть, куда заносятся необ-
ходимые сведения о больном, клинический, параклинический и
психологический разделы. Карта должна быть достаточно ком-
пактной, но информативной, предусматривать возможности ис-
следования в динамике лечения и восстановительного обучения
(а возможно и катамнестического наблюдения).

Образец карты приводится в приложении.

Еще раз отметим, что предлагаемая нами форма протокола
удобна прежде всего для целей архивирования, статистической
обработки методами многомерной статистики с помощью пер-
сональных ЭВМ, а также для индивидуальной диагностической
работы психолога (врача) в дополнение к протоколам, магни-
тофонным записям образцов речи испытуемых и др. исходных
материалов исследования, на основе анализа которых прини-
мается топико-диагностическое решение.



ИНСТРУКЦИЯ
к методике «Корректурная таблица»

Предлагаемый вариант «корректуры» является модифика-
цией известной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лабо-
ратории психологии Института им. В. М. Бехтерева (см. гл. П).
По сравнению с оригиналом в ней сокращен «алфавит» сим-
волов (цифр): всего 800 цифр —по 400 в верхней и нижней,
правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на
4 равных квадранта. Сами цифры для удобства испытуемого
увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению
с оригиналом не изменен).

Инструкция испытуемому: перед Вами таблица с набором
цифр. По команде «начали» вычеркивайте цифры 6 и 9 в каж-
дой строке, начиная с первой верхней1. Работайте быстро, ста-
раясь не пропускать названных цифр. На линии, разделяющие
ряды цифр внимание не обращайте».

По команде «начали» включается секундомер (время отме-
чается в сек).

Итогами эксперимента являются:

1. Время выполнения 1-й горизонтальной половины табли-
цы (t1);

2. Общее время выполнения задания (Т);

3. Время выполнения 2-й половины таблицы (t2 = T-t1);

4. Определение «индекса утомляемости» (ИУ) по формуле:


таблицы, М2 —в левой. Преобладание ошибок в левой поло-
вине зрительного пространства, качество ошибок и их «посто-
янство» (воспроизводимость) анализируется в контексте ней-
ропсихологической диагностики в целом и может служить до-
полнительным топико-диагностическим признаком (см. гл. III).

Предлагаемый вариант «корректурной таблицы» может
быть использован в динамике исследования больных — взрос-
лых, детей и пожилых людей, для оценки эффективности те-
рапии в неврологической, нейрохирургической и психиатриче-
ской клиниках. А также в дефектологии и практике работы
школьных психологов для решения задач психогигиены и пси-
хопрофилактики.

Во всех случаях полученные результаты следует рассматри-
вать в совокупности многомерной психологической диагностики.

1 Разработана и апробирована Л. И Вассерманом и М. В. Катышевой
на разных контингентах больных с органической патологией мозга.



КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по применению теста Бентона

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу Вам
несколько карточек с простыми геометрическими рисунками.
Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под
другим, как они располагаются на картах. Красота рисунка ни-
какой роли не играет, надо только показать правильно форму,
величину относительно друг друга (если фигур на карте не-
сколько) и местоположение. Рисовать только после того, как я
уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не
отрывая^сь и не отвлекаясь (7—10 секунд), даже если Вам по-
кажется, что Вы уже все запомнили. Вам понятно?» (при не-
соблюдении — отметить импульсивность испытуемого).

Экспериментатору: «Держим карточки1 перед испы-
туемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каж-
дую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать
5—7», особенно если испытуемый достаточно сохранный).
Иметь на столе второй запасной карандаш на случаи, если
испытуемый сломает первый (отметить мьпнечное напряже-
ние).

Оценка выполнения: Правильное воспроизведение одной
карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов — если имеется хотя
бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оцен-
ка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. От-
дельно подсчитаются ошибки. Эго могут быть:

1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращение: «Оп»
с указанием:

Оп БП — Опущение Большой Правой

Оп БЛ — Опущение Большой Левой

Оп МП — Опущение Малой-периферической Правой

Оп МЛ — Опущение Малой-периферической Левой

2. Деформация фигуры — «Деф» (Деф БП, Деф БЛ, Деф
МП, Деф МЛ).

3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с преды-
дущей карты). Обозначается — «Пере» (пере БП, Пере БЛ,
Пере МП, Пере МЛ).

4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 90° или 180°) —«Рот»,
например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т. д.

1 При подготовке теста Бентона к работе номера карточек (1—10) уби-
раются и ставятся на обороте Размер карточки с фигурами 21x15 см
(по оригиналу теста)


5. Локализация (расположение фигуры)1 — «Лок»: Лок БП,
Лок БЛ и т. д.

Особо учитывается преимущественная локализация ошибок
в определенной части карты (левой или правой). Для учета
этих ошибок полезно применять две серии Бентон-теста (осо-
бенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во вре-
мени (5—10 минут) — это обеспечит большую надежность ре-
зультатов.

6. Величина—«Вел»: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ.

Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по
тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения
об уровне Ю (он определяется с помощью специальных тестов
интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и
др.), но для выявления патологического снижения памяти на
геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответству-
ет уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими
тестами), которое может быть и при относительно сохранном
интеллекте испытуемого.

Поправки на возраст.

от 45 до 54 лет к оценке по Бентону прибавляется 1 балл
от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла
от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла
(от 75 лет и выше—можно прибавить 4 — 5 баллов)

1 Автор модификации инструкций — И Н Гильяшева предлагает ошиб-
ки локализации в виде неотчетливого (неполного) смещения по вертикали
правой или малой периферической фигуры снизу-вверх (сверху-вниз) до
середины или немного выше (ниже) середины большой фигуры, но не
достигающее уровня противоположного края большой фигуры, а также
смещения от середины уровня большой фигуры вверх (вниз) — считать
за половину ошибки, а при подсчете, в случае нечетного количества
«половинок», округлять сумму в пользу испытуемого



Для удобства сравнивания количества ошибок «правой» и
«левой» локализации (особенно часто это ошибки локализации
малой периферической фигуры) произведены незначительные
изменения в рисунках Бентона таким образом, чтобы количе-
ство периферических малых фигур справа и слева в каждой
серии теста было одинаковым (4 справа и 4 слева).

Шкалы «поправок на возраст» продолжены, что позволяет
обследовать испытуемых более старшего, чем предусмотрено у
Бентона, возраста.



Поправки на возраст.

от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки
(выше 65 лет —можно отнять 4 — 5 ошибок)

Из практики:

Больные с органическим поражением мозга обычно полу-
чают не более 4—5 баллов (редко).

Больные неврозами получают в среднем 6—8 баллов.

Больные шизофренией (с дефектом) 6—7 баллов.

Норма получает в среднем 8—9 баллов, но может быть и
7, и даже меньше — при «Низком» или «Пограничном» интел-
лекте (см. таблицу).

Краткая инструкция к проведению обследования и оценке
результатов теста Бентона составлена на основе собственцого
опыта работы с методикой И. Н. Гильяшевой (1981).

Сопоставление оценок теста Бентона с оценками интел-
лекта в единицах IQ, на основе которого можно судить об
«органическом» снижении (в случае несоответствия этих
оценок), в руководстве Бентона приводится по методике
Стенфорд-Бине. У нас для оценки интеллекта обычно ис-
пользуется методика Векслера (WAIS для взрослых и WISC
для детей), поэтому, наряду с оценками интеллекта по
Стенфорд-Бине (Stanford-Binet), в таблицах приведены соот-
ветствующие им количественные оценки интеллекта (Ю) и
«квалификации» (словесные определения) уровней интеллекта
по Векслеру.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об органи-
зации функций мозга//Методологические аспекты науки о мозге.—
М., 1983.—С. 81—91.

2. Адрианов О. С. Проблема структурной организации правого
и левого полушарий мозга//Нейропсихологический анализ межпо-
лушарной асимметрии мозга.— М.—1986.— С. 9—14.

3. Адрианов О. С. Структурпо-функционалыше основы интегра-
тивной деятельности мозга//Физиология поведения. Нейрофизиологи-
ческие закономерности.— Л.—1988.

4. Аматуни В. Н. О модификации корректурной пробы//Пси-
хологичоский эксперимент в неврологической и психиатрической
клинике.—Л.—1969.—С. 157—167.

5. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л.: ЛГУ,
1968.

6. Ананьев Б. Г., Степанова Е. И. (ред.). Развитие психо-
физиологических функций взрослых людей.—.М., 1972, с. 15—44.

7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды.—.М.,
1980.

8. Анохин П. К. Проблемы локализации с точки зрения
системных представлений о нервных функциях//Неврология и пси-
хиатрия.—1940.—Т. IX, № 6.—С. 31—44.

9. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории
функциональных систем.— М., 1971.

10. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической
афазий.—М., 1975.

11. Бабенкова С. В. Клинические синдромы поражения правого
полупгария мозга при остром инсульте.— М., 1971.

12. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного
и недоминантного полушария.— Л., 1976.

13. Балунов О. А. «Банк» данных постинсультных больных:
факторы, влияющие на эффективность реабилитационного процес-
са»//Журн. невропатол. и психиат. им. Корсакова.—1994.— Т. 94,
№ 3.— С. 65—67.

14. Батуев А. С., Таиров О. П. Мозг и организация дви-
жений.—Л., 1978.

15. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления.— М., 1964.

16. Бейн Э. С‚, Овчарова П. А. Клиника и лечение афазий.—
София, 1970.

17. Бейн Э. С., Бурлакова М. К., Визель Т. Г. Восстановление
речи у больных с афазией.— М., 1982.

18. Белый Б. И. Особенности переработки информации в
правом и левом полушариях мозга человека//Журн. невропатол.
и психиат.—1982.—Т. 82, № 7.—С. 131—138.

19. Бернштейн А. Н. Клинические приемы психологического
исследования душевнобольных.— М., 1911.

20. Бернштейн Н. А. О построении движений.— М., 1947.


21. Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии
активности.— М., 1966.

22. Беспалько И. Г. О динамической асимметрии внимания//Пси-
хологический эксперимент в неврологической и психиатрической кли-
нике.—1969.—С. 167—185.

23. Бехтерев В. М. Психика и жизнь.—СПб, 1904.

24. Бехтерев В. М. Основы учения о функциях мозга.— СПб,
1907.—Т. 7.

25. Бехтерев В. М., Владычко С. Д. Об эксперименталыго-обь-
ективном исследований душевнобольных.— СПб, 1911.

26. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека.— Л., 1988.

27. Бианки В. Л. Эволюция парной функции мозговых пол-
ушарий.— Л., 1975.

28. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных.— Л., 1985.

29. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга.—Л., 1989.

30. Биниауришвили Р. Г., Вейн А. М., Гафуров Б. Г., Рахим-
джанов А. Р. Эпилепсия и функциональные состояния мозга.—
Ташкент, 1985.

31. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология.— Тапжент, 1976.

32. Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагно-
стика.— Киев, 1986.

33. Блинков С. М. Общее анатомическое введение в нейроп-
сихологию/ /Естественнонаучные основы психологии.— М.—1978.— С.
24—55.

34. Болдырев А. И. Эпялептические синдромы.— М., 1976.

35. Болдырев А. И. Эпилепсия у взрослых.— М., 1984.

36. Бочаров А. В. Клинико-психопатологические и нейропсихо-
логические нарушения у больных шизофренией с различными ва-
риантами дефекта: Автореф. дис.... канд. мед. наук.— СПб, 1996.

37. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асим-
метрии человека.— М., 1988.

38. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А.
Разработка стандартизованной нейропсихологической методики для
топической диагностики локальных поражений мозга//Вопросы ди-
агностики психического развития.— Таллинн.—1974.— С. 36—38.

39. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А., Тон-
коногий И. М. Диагностическая нейропсихологическая методика: Ме-
тодические рекомендации.— Л., 1977.

40. Вассерман Л. И., Меерсон Я. А., Томанов Л. В., Торубаров
В. А., Израилит И. С., Чичикалюк Ю. А., Ровный А. Н. Значение
аппаратурных методов исследования для экспериментальной нейроп-
сихологии//Нейропсихологические исследования в неврологии, нейро-
хирургии и психиатрии.— Л.—1981.— С. 27—34.

41. Вассерман Л. И. Психологические методы исследования при
локально-органических поражениях головного мозга//М. М. Кабанов
и др. Методы психологической диагностики и коррекции в кли-
нике.—Л.—1983.—С. 156—193.

42. Вассерман Л. И., Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н.,
Иовлев Б. В. Психодиагностика в медицине и проблемы ее раз-



вития//Психодиагностика при нервно-психических и психосомати-
ческих заболеваниях.— Л.—1985.— С. 5—11.

43. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А.,
Трауготт Н. Н. Стандартизованный набор диагностических ней-
ропсихологических методик: Методические рекомендации.— Л., 1987.

44. Вассерман Л. И. Структура и механизмы нарушений пси-
хических функций и личности при фокальной эпилепсии: Автореф.
дис.... докт. мед. наук.— Л., 1989.

45. Вассерман Л. И., Хазанова Н. С., Ткаченко С. В. Ней-
ропсихологические методы исследования в клинике хирургического
лечения эпилепсии: Методические рекомендации.— Л., 1989.

46. Вассерман Л. И., Гильяшева И. Н. Психологическая ди-
агностика нарушений интеллектуальной деятельности при эпилепсии:
Методические рекомендации.— Л., 1989.

47. Вассерман Л. И. Нейропсихологические исследования больных
эпилепсией: обзор результатов многомерной диагностики нарушений
высших психических функций//Нейропсихология сегодня.— М.—
1995.—С. 113—122.

48. Вассерман Л. И., Дюк В. А. и др. Психологическая
диагностика и новые информационные технологии.— СПб, 1997.

49. Вовин Р, Я., Меерсон Я. А. К вопросу о механизмах
деперсонализационных расстройств при шизофрении//Проблемы ме-
дицинской психологии.— Л.—1976.— С. 147—150.

50. Воронина Т. А. Фармакология современных противосудорожных
средств//С. А. Громов, В. С. Лобзин. Лечение и реабилитация
больных эпилепсией.— СПб, 1993.

51. Выготский Л. С. Мышление и речь.— М., 1934.

52. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.—
М., 1956.

53. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.—
М., 1960.

54. Гильяшева И. Н. Применение некоторых тестовых методик
в диагностике органических поражений мозга//Нейропсихологические
исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии.— Л.—
1981.—С. 74—78.

55. Глезер В. Д. Механизмы опознания зрительных образов.—
М.—Л., 1966.

56. Голант Р. Я. О расстройствах памяти.— Л.— М., 1935.

57. Голант Р. Я. О психотических картинах у больных с явлениями
пальцевой агнозии и расстройствами чувствительности (предварит. со-
общ.)//Невропатол. и психиат.—1937.—Т. VI, № 2.—С. 29—36.

58. Гольберг Э., Коста Л. Д. Нейроанатомическая асимметрия
полушарий мозга и способы переработки информации//Нейропсихо-
логия сегодня.— М.—1995.— С. 8—14.

59. Грановская Р. М., Березная И. Я. Запоминание и узнавание
фигур.— Л., 1974.

60. Громов С. А. Реабилитация больных эпилепсией.— Л., 1987.

61. Гуревич М. О., Озерецкий Н. И. Психомоторика, ч. I
и II, 1930.


62. Гуревич М. О. К теории локализации психических
расстройств//Невропатол. и психиат.—1940.— Т. IX, № 6.— С.
25—30.

63. Гуревич М. О. Верхняя теменная область/ /Руководство
по неврологии, т. I, 1957, кн. II, с. 38—45.

64. Давиденков С. Н. Клинические лекции по нервным бо-
лезням.— Л., 1956.

65. Деглин В. Л. Функциональная асимметрия мозга человека:
Автореф. дис.... докт. мед. наук.— Л., 1984.

66. Деглин В. Л. Лекции о функциональной асимметрии
мозга человека.— Амстердам — Киев, 1996.

67. Демьянов Ю. Г. Клинические особенности младших школь-
ников со стойкими нарушениями успеваемости//Клиническое и
психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной не-
достаточностыо.— М.—1976.

68. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асим-
метрия и психопатология очаговых поражений мозга.— М., 1977.

69. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши.— М., 1994.

70. Дорофеева С. А. Особенности нарушения слухового ана-
лизатора при различных формах сенсорной афазий сосудистого
происхождения//Клинические и экспериментальные исследования
в психоневрологии.—Л.—1967.—Т. XII.—С. 137—143.

71. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н., Бескадаров А. В.,
Вассерман Л. И., Галунов В. И., Меерсон Я. А., Перевощикова Г. Ф.
Клинико-экспериментальное исследование слуховой агнозии (случаи
с анатомо-гистологической верификацией)//Журн. невропатол. и
психиат., 1980.—Т. 80, № 12.—С. 1790—1798.

72. Дорофеева С. А. Синдромы смегаанных афазий и принципы
восстановления речи//Новое в реабилитации больных с сосудистыми
заболеваниями.— Л.—1983.— С. 28—30.

73. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение письменной
речи при локальных поражениях головного мозга//Модели речевого
процесса в норме и патологии.— Красноярск.—1989.— С. 49.

74. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. К вопросу о механизмах
нарушения письма при афферентной моторной афазий//Оптими-
зация реабилитационного процесса при церебральном инсульте.—
Л.—1990.— С. 26—30.

75. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. О нарушениях иде-
ографической и фонематической письменной речи у больных с
афазией//Распад и недоразвитие языковой системы: исследования
и коррекция.—СПб,—1991.—С. 7—16.

76. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение чтения
при локальных поражениях головного мозга//1-й общенациональ-
ный конгресс по чтению.— М.—1992.— С. 21—22.

77. Дорофеева С. А., Трауготт Н. Н. Нарушение письма у
больных с афазией//Методы изучения и преодоления речевых
расстройств.— СПб.—1994.— С. 119—130.

78. Ерышев О. Ф., Меерсон Я. А., Тархан А. У. Ней-
ропсихологические исследования больных алкоголизмом и их



прогностическое значение//Динамика ремиссий при алкоголизме
и противорецидивное лечение.— СПб.—1996.— С. 56—77.

79. Зальцман А. Г. О роли правого и левого полушарий
головного мозга в процессах лицевого гнозиса//Физиология че-
ловека.—1982.— 1.—С. 80—92.

80. Зальцман А. Г. Изучение ФАП мозга методом латеральных
тахистоскопических предъявлений//Новые методы нейропсихологи-
ческого исследования.— М.—1989.— С. 63—81.

81. Зальцман А. Г. Переработка неосознаваемой зрителыюй
информации в правом и левом полушариях головного мозга//Сен-
сорные системы.—Л.—1989.—Т. 3, вып. 1.—С. 43—47.

82. Зальцман А. Г. Особенности переработки зрительной ин-
формации в правом и левом полушариях головного мозга че-
ловека//Физиология человека.—1990.—Т. 16, № 2.—С. 135—148.

83. Зальцман А. Г., Меерсон Я. А. О роли левого и правого
полушарий мозга в процессах восприятия зрительной информа-
ции//Физиология человека.—1990.—Т. 16, № 5.—С. 29—34.

84. Зейгарник Б. В. Патопсихология.— М.: МГУ, 1986.

85. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей.— Л., 1982.

86. Камбарова Д. К. Нейрофизиологические механизмы паро-
ксизмальных и устойчивых патологических состояний: Автореф. дис.
... докт. мед. наук.— Л., 1984.

87. Карлов В. А. Эпилепсия.—М., 1990.

88. Коган В. М. Восстановление речи при афазий.— М., 1962.

89. Кок Е. П. К проблеме проводниковой афазии//Жури.
невропатол. и психиат.—1965.—Т. 65, № 12.—С. 1777—1779.

90. Кок Е. П. Зрителъньте агнозии.— Л., 1967.

91. Корнев А. Н., Молчанов А. И. Нейропсихологические
аспекты полового диморфизма у детей со спастическими геми-
парезами//Психосоматические и соматопсихические расстройства у
детей.—Л.—1990.—С. 75—81.

92. Корнев А. Н. Психопатология и патопсихология первичного
недоразвития речи у детей//Психосоматические и соматопсихиче-
ские расстройства у детей.—Л.—1990.— С. 96—102.

93. Корнев А. Н. Нейропсихологические методы исследова-
ния//Психодиагностические методы в педиатрии и детской психо-
неврологии.— СПб.—1991.— С. 48—73.

94. Корнев А. Н. Дизлексия и дизграфия у детей.— СПб,

1995.

95. Коровин А. М. Судорожные состояния у детей.— Л.: Ме-
дицина, 1984.

96. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Подкорковые струк-
туры мозга и психические процессы.— М., 1985.

97. Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая ней-
ропсихология.— М.: МГУ, 1988.

98. Корст Л. О. Опухоли теменных долей мозга.— М., 1964.

99. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных
функций при очаговых поражениях мозга в детском возра-
сте//Проблемы медицинской психологии.— М.—1980.— С. 79—88.


\

\ 100. Кроль М. Б. Учебник нервных болезней. Т. 2. Спец.
\ часть, 1934.

101. Кроль М. Б. Невропатологические синдромы.— Харьков, 1933.

102. Кроль М. Б., 1914. (Цит. по М. Б. Кроль, 1933).

103. Лассан Л. П. Динамика памяти и внимания у больных
эпилепсией после одномоментных стереотаксических операций: Ав-
тореф. дис.... канд. психол. наук.— Л., 1989.

104. Лебединский М. С. Афазий, агнозии, апраксий.— Харьков,
1941.

105. Лебединский М. С. Об особенностях нарушений психики
при поражениях правого полушария//Проблемы современной психи-
атрии.— М.—1948.

106. Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская К. С.,
Фишман М. Н., Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и
нейрофизиологический анализ аномалии психического развития детей
с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»//А. Р. Лурия и
современная психология.— М.—1982.— С. 62.

107. Левин Г. 3., Меерсон Я. А. О переориентировке в правом
и левом//Физиологические механизмы нарушений речи.— М.—1967.—
С. 94—105.

108. Леонтьев А. Н. Развитие памяти.— М., 1931.

109. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.— М., 1972.
ПО. Лобные доли и регуляция психических процессов/Под ред.
А. Р. Лурия и Е. Д. Хомской.—М., 1966.

111. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии.— М., 1984.

112. Лурия А. Р. Травматическая афазия.— М., 1947.

113. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной
травмы.— М., 1948.

114. Лурия А. Р. О двух видах персевераций при поражений
лобных долей мозга//Лобные доли и регуляция психических про-
цессов.—М.—1966.—С. 387—397.

115. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ
решения задач.— М., 1966.

116. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.— М., 1974, т. I;
1976, т. И.

117. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики.— М.:
МГУ, 1975.

118. Лурия А. Р. Функциональная организация мозга//Естест-
веннонаучные основы психологии.— М.—1978.— С. 109—140.

119. А. Р. Лурия и современная нейропсихология/Под ред. Е.
Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник.— М., 1982.

120. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга.— М., 1962, 1-е изд.

121. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их
нарушения при локальных поражениях мозга.— М., 1969, 2-е изд.

122. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии.—М., 1973.

123. Марковская И. Ф. Нейропсихологическая диагностика на-
рушений высших психических функций у детей с аномалией



психического развития//Практикум по патопсихологии.— М.—1987.—
С. 136—156.

124. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (кли-
нико-нейропсихологическая диагностика).— М., 1993.

125. Материалы спецпрактикума по нейро- и патопсихологии/Под
ред. Е. Д. Хомской и Н. К. Корсаковой — М., 1980.

126. Меерсон Я. А., Зальцман А. Г. Методики определения
латерализации мозгового поражения при зрительно-гностических рас-
стройствах//Новые методы нейропсихологического исследования.— М.—
1989.—С. 113—129.

127. Меерсон Я. А. Зрительные агнозии.— Л.: Наука, 1986.

128. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция младших школьников.— М., 1994.

129. Мнухин С. С., Клейман Е. В. К психопатологии субкорти-
кальных поражений у детей//Сборник работ, посвященный Р. Я. Го-
лант.— Л.—1940.— С. 309—323.

130. Мнухин С. С. О структуре, механизмах и локализации
некоторых сенсорных нарушений у детей (сообщение 1)//Научная
деятельность психоневрологического института им. В. М. Бехтерева
за 1947 год —Л.—1948.—С. 96—98.

131. Московичюте Л. И., Кадин А. Л. К вопросу о латера-
лизации психических функций на уровне подкорковых образова-
ний//Журн. невропатол. и психиат.—1975.— Т. 75, № 11.— С.
1665—1670.

132. Московичюте Л. И., Симерницкая Э. Г., Смирнов Н. А.,
Филатов Ю. М. О роли мозолистого тела в организации высших
психических функций//А. Р. Лурия и современная психология.—
М., 1982.

133. Московичюте Л. И. О функциональной роли левого и
правого гиппокампа в мнестических процессах//Нейропсихология се-
годня.— М.—1995.— С. 49—53.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.