КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение ведущей ноги
I. Проба «Ударь ногой по мячу», в которой оп- ределяется ведущая «моторная нога». У 80—96 % детей 5—8 лет в этом задании ведущей является правая нога (Корнев А. Н., 1995). И. Проба «Попрыгай на одной нoгe», в которой определяется ведущая «опорная» нога. У 52—60 % здоровых де- тей 5—8 лет ведущей в этом задании является правая, а у 40—48% —левая нога (Корнев А. Н., 1991, 1995). Одной из важных задач нейропсихологического исследо- вания у детей является не только выявление отдельных ней- ропсихологических синдромов, но и составление целостной картины функционального состояния высших психических функций ребенка в виде так называемого «нейропсихологи- ческого профиля». Одной из трудностей в его составлении является несовпадение размерности и способов оценки раз- ных заданий и различия в дисперсии индивидуальных по- казателей по отношению к средневозрастному показателю. В связи с этим представляется удобным перевод первичных данных в шкальные оценки. Для этого необходимо знать срсдневозрастные показатели1 и среднеквадратичное отклоне- ние по каждому заданию, которые приведены в табл. 8. Итогом нейропсихологического исследования детей по ре- зультатам качественного и количественного анализа является заюшчение о предполагаемой дефицитарности фупкциональ- ных систем мозга (табл. 9). 1 Совместное исследование с А.И.Молчановым. Вышеописанная нейропсихологическая методика позволяет не только оценить состояние отдельных мозговых мехапитмов, но и получить интегральную картину в виде нейропси‚хологи- ческого профиля. На рис. №№ 15 а, б, в приложения приве- дены нейропсихологические профили 3 детей. Случаи 1 пред- ставляет собой синдром правосторонней пальцевой дисираксии у ребенка 6,5 лет, показавшего низкие результаты в таких те- стах, как «Дом, дерево, человек», «Пересчет иальцев», пробы на пальцевой гнозис и праксис, «Воспроизведение ритмов». До- полнительные задания, направленные на уточнение ведущего фактора в нарушений воспроизведения ритмов, свидетельство- вали о преимущественно моторных затруднениях (на слух ре- бенок различал ритмические серии значительно лучше). Пред- положительная локализация поражения (перенесенного в пери- натальном периоде) — премоторно-постцентральные отделы ле- вого полушария. Случаи 2 представляет собой комплекс син- дромов переднего дисграмматизма, морфологического дисг- рамматизма, пальцевой диспраксии и дислексии у ребенка 7 лет 9 мес. с моторной алалией. Случаи 3 - иллюстрирует кар- тину, нередко встречающуюся при дислексии, с незрелостью изобразительных и графомоторных навыков, дефицитом сук- цессивной кратковременной слухоречевой памяти и крайне низкими результатами в тесте чтения у ребенка 8 лет. Использование нейропсихологических методов исследова- ния у детей, по нашему опыту, дает много дополнительной информации к результатам патопсихологического исследова- ния когнитивных функций ребенка, значительно углубляет функциональный диагноз расстройства, помогает понять его механизмы. Особенно полезным это оказывается у детей со специфическими задержками психического развития: дислек- сией, дисграфией, дискалькулией, первичным недоразвитием речи. Нейропсихологический подход позволяет дифференциро- вать внешне сходные, но различающиеся по механизмам виды первичного недоразвития речи. В качестве примера можно привести дифференциацию детской дизартрии (или дизартрии развития) от артикуляционпой диспраксии, моторной алалии от параалалии или псевдоалалии. Владение информацией о зрелости, незрелости или нару- шениях функциональных систем мозга позволяет оптимально спланировать психологическую коррекционную работу и вы- брать наиболее адекватный для данного ребенка способ обуче- ния письму, чтению, счету и другим навыкам. По нашему глу- бокому убеждению, в основе методов специальной педагогики должны лежать нейропсихологические принципы организации мозговой деятельности в норме и их отличия при том или ином типе аномалии психологического развития. Нейропсихо- логическое исследование, проведенное в дошколыюм возрасте позволяет с одной стороны прогнозировать возможные труд- ности, которые могут возникнуть у ребенка при обучении, а с другой - дает возможность предупредить их. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Книга, как это уже подчеркивалось, является практическим руководством по нейропсихологической диагностике и весь ее материал подчинен именно этой цели, включая первую главу- краткий очерк истории и теории, которая ориентирует заин- тересованного читателя в сложных проблемах клинической нейропсихологии. Следует сказать, что для пользования мето- дами нейропсихологической диагностики, как и вообще для применения идей и методов медицинской психологии нужна специальная профессиональная подготовка. Тут недостаточно только врачебного, психологического или дефектологического образования. Необходима специализация, отработка практиче- ских навыков и всего того, что формирует специалиста. Нам представляется, что на этом пути одним из первых этапов яв- ляется освоение специальных методов диагностики, которые, в частности, приводятся в данной книге. Для тех, кто ориентирован в методах нейропсихологической диагностики, материалы книги - набор нейропсихологических методик, необходимый иллюстративный материал, принципы оценивания результатов и диагностические шкалы, описания нейропсихологических синдромов несомненно будут полезны- ми для научно-практической деятельности. Инструкций по применению методик нейропсихологиче- ской диагностики изложены в разделе 2.1. Здесь мы считаем необходимым дать краткие рекомендации по работе со сти- мульным материалом - рисунками приложения. Для создания набора нейропсихологических методик сле- дует сделать фото (предпочтительнее) или ксерокопии всех рисунков, увеличив их размеры приблизительно в 1,5 раза. Далее, отобрать те из них, которые не требуется разрезать на отдельные составляющие. Это наглядные материалы для экспериментатора, например «позы пальцев», «взаимное рас- положение рук», «рука и лицо», «ритмы» и т. д., что станет ясно после детального знакомства с методиками. Остальные рисунки необходимо разрезать иа отдельные карточки, на- клеить последние на картон или обтянуть прозрачным пла- стиком. Это стимульный материал для испытуемых, напри- мер, изображения предметов, действий, лиц, предметов и букв на фоне шума, геометрических фигур и т. п. Из ри- сунков отобрать те, которые по методическим указаниям требуют наличия «частей и целого», т. е. и целой матрицы, 10• 275 например рис. 1 и отдельных частей этого рисунка (или матрицы с незнакомыми лицами, невербализуемыми гео- метрическими фигурами и т. д.). В основном это субтесты на кратковременную зрительную память. Изготовленные таким образом наглядные и стимульные материалы оформляют в виде набора — специальной пластико- вой папки, где в каждой (отдельной) ячейке рисунок для де- монстрации испытуемому или образцы для экспериментатора (которые также могут предъявляться испытуемым для выпол- нения задания по «картинке», а не по образцу, демонстрируе- мому психологом). Необходимо следить за тем, чтобы предъ- являемый стимульный материал не «зашумливался» другими рисунками, лежащими рядом или находящимися в ячейке папки. Опыт освоения набора нейропсихологических методик не- сложен и экспериментатор быстро усваивает все правила рабо- ты с набором. О стандартной процедуре исследования говорится в общей инструкций (глава II). Инструкция к работе с методиками «кор- ректурная таблица» (рис. 31) и тест Бентона (рис. 32 и 33) при- водятся ниже.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |