Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормативные требования к оценке состояния психологической 1 страница




работы (изложены в Руководстве по психологической работе в ВС РФ)

Оценка состояния психологической работы предполагает определение степени соответ­ствия ее результатов намеченным целям, а также процессуального соответствия данной деятельности нормативным требованиям.

При изучении организации и состояния психологической работы оцениваются:

• знание должностными лицами функциональных обязанностей, связанных с их учас­тием в мероприятиях психологической работы, и их практическое выполнение;

• способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психоло­гические знания;

• профессиональная компетентность психолога (психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления; знание требова­ний, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в ВС РФ; знание и соблюдение этических норм деятельности; самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности; владение навыками эффек­тивной профессиональной коммуникации; умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени);

• наличие, качество текущего и перспективного планирования работы (отражение в планах требований руководящих документов; учет специфических задач и особых периодов в жизни и деятельности части, соединения, объединения; учет националь­но-психологических особенностей населения, социально-экономической и обще­ственно-политической обстановки в районе дислокации; отражение участия психо­лога в общих мероприятиях воспитательной работы);

• наличие формализованных рабочих документов, качество их оформления и ведения (журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости, журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью) и материалов психодиагностических исследований;

• наличие периодической отчетности о состоянии психологической работы за период обучения и год, о морально-психологическом состоянии личного состава, об итогах изучения пополнения;

• учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управлен­ческих решений и практической работе с военнослужащими;

• удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской ча­сти, обеспечивающими их нормальное психологическое самочувствие, отсутствие нервно-психических срывов, исключающими чрезмерное психофизическое напря­жение;

• удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

• объективность и точность психологической информации, своевременность, конкрет­ность и действенность рекомендаций и предложений психолога должностным лицам;

• систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обес­печения задач служебной и учебно-боевой деятельности;

• качество изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужа­щих, социально-психологических процессов в воинских коллективах;


Приложение 17



• состояние работы с военнослужащими, имеющими признаки нервно-психической неустойчивости, затрудненной адаптации к условиям воинской службы, девиаитно-го поведения;

• организация обучения кадров психологической работы, их методическое обеспече­ние;

• состояние материально-технической базы психологической работы (наличие отдель­ного рабочего кабинета для психолога, комнаты психологического консультирования, комнаты психологической помощи, вычислительной техники, аудио-, видеотехники, материалов для психодиагностического обследования, психологической литературы, канцелярских принадлежностей, средств для психологической подготовки военно­служащих).

Состояние психологической работы оценивается «удовлетворительно», если:

• должностные лица знают и выполняют функциональные обязанности и требования руководящих документов, определяющих их участие в психологической работе;

• текущее и перспективное планирование работы соответствует предъявляемым тре­бованиям;

• практическая работа проводится методически грамотно, документально оформлена и дает положительные результаты;

• проводится периодический анализ и отчет о проделанной работе, обобщается и рас­пространяется передовой опыт, разрабатываются психологически обоснованные предложения и рекомендации руководящему составу;

• материально-техническая база позволяет осуществлять практическую работу, име­ется в необходимом количестве и в готовности к применению.

Отсутствие вычислительной, аудио-, видеотехники, комнаты психологической разгруз­ки не является основанием для снижения оценки.

Состояние психологической работы оценивается «неудовлетворительно» при несо­ответствии одному из требований на «удовлетворительно».


Приложение 18

Рекомендации по проведению беседы с потенциальным

суицидентом (по Э. Гроллману)

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суици­дальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и опреде­лите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубий­ства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидепта как личность. Допустите возможность, что человек действи­тельно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не смо­жет решиться па самоубийство. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Их следует выражать не только слова­ми, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирова­ние, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других пережива­ний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого че­ловека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с кем-то. Помни­те, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства это­го человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Несмотря па то, что основные пред­вестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распоз­наны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отве­чают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей, тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие заме­чания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Же­лая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несча­стья и позор ты навлечешь па свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается имен­но та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляй­те агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения чем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным чело­веком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что
ты не замышляешь самоубийства?», то в них подразумевается ответ, который вам бы
хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», то вам, скорее всего, не
удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.


Приложение 18



Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты дума­ешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небез­различны его переживания и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение и ему дается возможность понять свои чувства и достичь ка­тарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С ка­ких пор вы считаете свою жизнь столь безнадежной?», «Как вы думаете, почему у вас появились эти чувства?», «Есть ли у вас конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой?», «Если вы раньше размышляли о самоубийстве, что вас останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, вы говорите...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поде­литься с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который ис­пытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Причина, но которой суицидент посвя­щает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности, то депрессивный человек может посчитать ваше суждение типа: «Вы на самом деле так не думаете» — как проявление отвержения и недоверия. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ниче­го, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя» — и другим аналогичным кли­ше, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь миними­зируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Необходимо помочь определить источник психического дискомфорта. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с вами случи­лось за последнее время?», «Когда вы почувствовали себя хуже?», «Что произошло в вашей жизни с тех пор, как возникли эти перемены?», «К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, что­бы он идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет. Имеет смысл также сказать: «Вы все-таки взволнованы. Может, если вы поделитесь своими проблемами со мной, я постараюсь понять вас».

Если кризисная ситуация и эмоции выражены, то далее следует выяснение, как че­ловек разрешал сходные ситуации в прошлом. Это называется «оценкой средств, имеющихся для решения проблемы». Она включает выслушивание описания пре­дыдущего опыта в аналогичной ситуации. Для инициирования можно задать воп­рос: «Не было ли у вас раньше сходных переживаний?» Существует уникальная воз­можность совместно раскрыть способы, которыми человек справлялся с кризисом в прошлом. Они могут быть полезны для разрешения и настоящего конфликта. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для чело­века. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о
самоубийстве. Надежда возникает не из оторванных от реальности фантазий, а из



Приложение 18


существующей способности желать и достигать. Когда люди полностью теряют на­дежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предло­жении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Основания для реалистичной надежды должны быть представлены че­стно, убедительно и мягко. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности чело­века, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность воз­можного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суи­цида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие как алкоголизм, упот­ребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведе­ния, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессив­ный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставай­тесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не раз­решится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить в пункт скорой помощи или обратиться в поликлинику. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт — попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем, для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы по­ведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффектив­ным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения,

своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба час­то состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Иногда единственной аль­тернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, стано­вится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным, госпитализация же может принести облегчение как больному, так и семье.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала,

то специалисты или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее мо­жет не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической актив­ности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди броса­ются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И действительно, половина суицидентов со­вершает самоубийство не позже чем через три месяца после начала психологическо­го кризиса.


Приложение 19

Модели психологической помощи в рамках основных

теоретических направлений

Гуманистическое направление в психотерапии — одно из трех основных направлений со­временной психотерапии, к которым также причисляют динамическое направление и по­веденческое. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, А. Маслоу и др. Это направление наименее однородно. К нему относят личностмо-центрировапную психоте­рапию, экзистенциальную психотерапию, логотерапию, гештальт-тсрапию, дазайнанализ, психоимажинативную терапию, эмпирическую психотерапию, биоэнергетический анализ, структурную интеграфию, аутогенную тренировку (высшей ступени), трансцендентальную медитацию, дзэн-психотерапию, психоделическую психотерапию и ряд других методов.

Общей чертой концепций, относящихся к гуманистическим, является подчеркивание гуманистической сущности человека, проявляющейся в его потребностях и стремлениях к развитию, самоактуализации и самореализации, близким и теплым отношениям с людь­ми, творческому отношению к жизни. В этих концепциях исходным пунктом для конст­руктивного индивидуального развития является бытие в настоящем, а нарушения тракту­ются как результат торможения или блокирования внешними факторами потенциальных возможностей человека. Лечение понимается как преодоление этих барьеров путем осво­бождения личности от давлений и пут, расширение диапазона сознания для совершения выборов, опирающихся на подлинные ценности и нормы, а также для обретения внутрен­ней свободы.

Гуманистическая психотерапия основывается на следующих предположениях.

1. Лечение есть встреча равных людей, а не лекарство, прописываемое специалистом. Оно помогает клиенту восстановить свой естественный рост, чувствовать и вести себя в соответствии с тем, какой он есть на самом деле, а не с тем, каким он должен быть, по мнению других.

2. Улучшение у клиентов наступает само по себе, если терапевт создает правильные условия. Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению клиента­ми своих чувств. Особенно тех, которые они подавляют и которые блокируют их рост.

3. Как и при психодинамическом подходе, терапия способствует инсайту, однако, в фе­номенологической терапии инсайт — это осознание текущих чувств и восприятий, а не бессознательных конфликтов. Наилучший способ создания этих правильных условий — установление отношений, при которых пациент чувствует безусловное принятие и под­держку. Терапевтические изменения достигаются не вследствие применения специфиче­ских техник, а вследствие переживания пациентом этих отношений.

4. Пациенты полностью ответственны за выбор своего образа мыслей и поведения.

Наилучшим способом терапии считается знаменитая «триада Роджерса»: безусловное позитивное отношение, эмпатия, конгруэнтность. Карл Роджерс, практикуя психодина­мическую терапию, убедился в том, что неформальный подход более эффективен, и начал использовать так называемую «недирсктивную терапию». Ом позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без направления, оценки или интерпретации со своей сто­роны. Этот подход сейчас называется «клиент-центрированной терапией». В его основе лежат три важных принципа.

«Безусловное позитивное отношение» предполагает искреннюю заботу о клиенте, при­нятие его как человека, доверие к его способности изменяться. Это означает готовность слушать клиента, не прерывая его, принимая то, о чем говорится, без суждения и оценки, невзирая на то, каким бы «плохим», «странным» или «героическим» это ни казалось. Те-



Приложение 19


рапевту не нужно одобрять все, что говорит клиент, но он должен принять это как реаль­ную часть оцениваемого человека. Терапевт должен также доверять клиентам в самостоя­тельном решении их собственных проблем, следовательно, он не даст советов.

Эмпатия предполагает внутренний взгляд па клиента, стремление понять, как выгля­дит мир с его точки зрения.

Конгруэнтность — это согласованность между тем, что терапевт чувствует, и тем, как он ведет себя по отношению к клиенту. Это значит, что безусловное позитивное отноше­ние терапевта позволяет клиенту увидеть, возможно впервые, что открытость и честность могут быть основой человеческих отношений.

Искусная реализация этих положений приводит к росту уверенности клиента в себе. Он начинает лучше осознавать свои подлинные чувства, принимать себя, держаться более комфортно и естественно с другими людьми, в большей степени полагаться на собствен­ную оценку, чем на мнения других, и становится более продуктивным и спокойным.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальт-тера-пия (Фредерик Перлз), отличающаяся разнообразием воздействующих на клиента при­емов и техник. Гештальт-терапия — это сложный синтез из психоанализа, экзистенциаль­ной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзэн-буддизма (минимум интеллектуализации и фикси­рование на осознавании настоящего).

Основное значение слова «гештальт» можно передать как «паттерн» или «конфигура­ция» — специфическая организация частей, которая составляет определенное целое. Ос­новной принцип подхода гештальт-психологии состоит в том, что анализ частей не может обеспечить понимание целого, поскольку целое определяется взаимодействием и взаимоза­висимостью частей. По представлениям Ф. Перлса сознание человека не может восприни­мать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Ф. Перлсу, занимают центральное место в сознании, об­разуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на зад­ний план, образуя фон.

Основными понятиями гештальт-теории являются: отношение фигуры и фона, осозна­ние потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.

Фигура и фон. В процессе саморегуляции здоровый человек сам выбирает, какая ин­формация для него в данный момент наиболее важна. Это фигура. Остальная информа­ция временно отодвигается на задний план — это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

В понимании Перлса фигура выступает в качестве доминирующей потребности, ритми­ческая смена фигур и фона лежит в основе саморегуляции организма. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание. Как только желание выполняется, гештальт завершается, отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. В случаях, когда потреб­ность удовлетворить нельзя, гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и не может уступить место другому гештальту. Такая неотреагированная по­требность, по мнению Перлса, становится причиной многих незавершенных проблем.

Осознание и сосредоточение на потребности является важным принципом в гештальт-терапии, получившем название здесь и теперь. Невротик не способен жить в настоящем, поскольку песет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошло­го. Задача состоит в том, чтобы не исследовать прошлое в поисках воспоминаний о трав­ме, а предложить клиенту сфокусироваться па осознании того, что переживается им в на­стоящем; фрагменты незаконченных ситуаций из прошлого неизбежно всплывут как часть этого опыта в настоящем; тогда клиенту предлагается вновь проиграть их, вновь пережить их, чтобы закончить и ассимилировать их в настоящем.


Приложение 19



Противоположности. Речь идет о тех внутренних сторонах явлений, которые одновре­менно и предполагают, и исключают друг друга. Каждый из нас может одновременно лю­бить и ненавидеть своих близких, испытывать чувство радости и огорчения при завершении дела. Полностью осознавая противоположности своего «Я», своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем осознавать самих себя. Противоположные стороны нашего «Я» в гештальт-терапии получили название нападающего и защищающегося. Одна из за­дач гештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочь пациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его в фоновое окружение.

В гешталь-терапии существуют пять механизмов нарушения процесса восприятия жиз­ненных событий и процесса саморегуляции.

Интроекция — тенденция присваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. Индивидуум на­столько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою соб­ственную личность.

Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то, что происходит внутри «Я», па других, на окружающую среду (она противоположна инт-роекции). При проекции граница между собственным «Я» и средой смещается в сторону среды. Если иптроецирующий субъект делает полем битвы свое «Я», то проецирующий — окружающий мир.

Ретрофлексия означает «обращение назад па себя». При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается в сторону личности. Все усилия такого человека направле­ны не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения (например, в речи это фразы типа «Я должен заставить себя сделать это»).

Дефлексия — уклонение от реального контакта, избегание непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями.

Слияние (или коифлуенция) выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Выражается в том, что люди с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от мыслей, чувств и желаний других людей, они полностью идентифицируют себя с группой.

В процессе терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит пять уровней:

• первый — уровень фальшивых отношений, ролей и игр (пациент живет ожиданиями других людей в отношении него);

• второй уровень — фобический (пациент осознает свое фальшивое поведение и ма­нипуляции);

• третий уровень — тупик (человек не знает что делать, куда двигаться);

• четвертый — имплозия (состояние внутреннего смятения, отвращения к самому себе);

• пятый — эксплозия (взрыв), представляющее собой глубокое и интенсивное пере­живание.

Существует ряд основных правил, которых следует придерживаться при работе в геш­тальт-группах. Эти правила обычно перечисляются в начале работы, и большая их часть может быть перенесена на индивидуальную работу. Эти правила следующие.

Принцип «здесь-и-теперь». Этот принцип подразумевает поощрение общения в насто­ящем времени, например с помощью вопроса «Что с вами происходит сейчас?»

Я и ты. Использование личного местоимения «Я», а не безличной формы, и обращение непосредственно к другому.

Использование «языка ответственности». Например, перефразирование высказывания «Я не могу это сделать» в выражение «Я не буду это делать».



Приложение 19


Использование континуума осознания. Сосредоточенность на «сейчас», «что» и «как» в отношении поведения, а не па вопросе «почему».

Никаких сплетен. Следует обращаться непосредственно к другому, общение не должно сводиться к обсуждению других людей в их присутствии.

Замена вопросов утверждениями. Членов группы поощряют не к постановке вопросов, посредством которых можно манипулировать окружающей средой с целью избегания от­ветственности, а к утверждениям, способствующим развитию авторства своих решений.

Технические процедуры в гешталь-терапии называются играми. Существует множество гештальт-игр и экспериментов, которые психолог может предлагать всякий раз, когда со­чтет это уместным. Некоторые показательные игры перечислены ниже, причем первые две особенно хорошо подготавливают группу к занятию. Ко многим этим играм и экспе­риментам можно прибегать и при индивидуальной работе с клиентами.

«У меня есть секрет». Каждый клиент думает о чем-либо, что он хранит в тайне и что вызывает у него чувства вины и стыда. При этом человек не делится своим секретом, но воображает, как другие могли бы отреагировать на него.

«Яберу ответственность па себя». Каждый раз, когда клиенты высказываются, их про­сят произносить фразу «...и я беру на себя ответственность за это». Например, «Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на себя ответственность за это».

Диалоговые игры. Представляют диалог между значимыми фрагментами личности: меж­ду агрессивным и пассивным, между «нападающим» и «защищающимся» и т. п. Диалого­вые игры можно использовать при любых существенных расщеплениях личности, таких как «собака сверху» — «собака снизу», хороший парень — негодяй, мужской — женский и т. д. Техника игры представляет попеременное пересаживание пациента с одного стула на другой, стоящий напротив для произнесения диалога.

Движение по кругу. Клиент разрабатывает какую-либо тему или чувство (например, «Я не выношу всех, кто находится в этой комнате»), обращаясь с определенным заявлени­ем к каждому человеку.

Незаконченное дело. Когда клиенты идентифицируют незаконченное дело (например, что-то, что они делали вместе со своими родителями, родными братьями или сестрами, а также с друзьями), их просят завершить его. Чувство обиды наиболее характерно для не­законченного дела.

Проективная игра. Например, индивидуума, который говорит: «Я не могу вам дове­рять», можно попросить сыграть роль ненадежного человека, чтобы идентифицировать и ассимилировать его собственную ненадежность.

Выявление противоположного (реверсия). Эта игра основана на том, что открытое пове­дение часто представляет собой реверсию глубоко лежащих или скрытых импульсов. На­пример, приятную молодую леди просят сыграть роль «злобной суки».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.