Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При работе в лаборатории химии




  1. Перед началом работы в химической лаборатории все студенты про­ходят инструктаж по технике безопасности и делают соответствую­щую роспись в журнале.
  2. Работа в химической лаборатории проводится в халатах. Студенты, присутствующие на практических занятиях без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.
  3. При работе в лаборатории необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.
  4. Работать одному в лаборатории категорически запрещается.
  5. Во время работы в лаборатории необходимо соблюдать чистоту, тишину, порядок и правила охраны труда.
  6. Каждый студент, работающий в лаборатории должен знать, где находятся в лаборатории средства противопожарной защиты и аптечка, содержащая все необходимое для оказания первой помощи.
  7. Категорически запрещается принимать в лаборатории пищу.
  8. Опыты необходимо проводить только в чистой химической посуде. После окончания эксперимента химическую посуду сразу же следует мыть.
  9. Категорически запрещается пробовать реактивы на вкус, смешивать их по своему усмотрению. Запрещается избыток взятых реактивов сливать обратно в склянку.
  10. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  11. Все реактивы должны иметь соответствующую маркировку.
  12. Сосуды с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой – снизу поддерживать за дно.
  13. Работу с концентрированными кислотами, щелочами, органически­ми растворителями следует проводить в вытяжном шкафу.
  14. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе с ядовиты­ми и сильнодействующими веществами, строго соблюдая по ходу работы все указания преподавателя.

 

  1. Категорически запрещается затягивать ртом в пипетки органические вещества и их растворы.
  2. Во время нагревания жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на соседей. Нельзя также заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения при выбросе горячей массы.
  3. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все эти отходы нужно сливать в специальные бутыли.
  4. Присутствие посторонних лиц в кабинете во время эксперимента допускается только с разрешения преподавателя.
  5. Прежде чем приступить к работе, необходимо внимательно изучить методику ее проведения. При выполнении ра­боты нужно строго придерживаться указанной методики. Следует соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с реактивами, растворами, методами нагревания, заполнения сосудов и т.д.
  6. Студентам запрещается проводить самостоятельно опыты, не предусмотренные данной работой.
  7. Студентам запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения.
  8. Подготовленный к работе прибор студенты должны показать преподавателю.
  9. Необходимо соблюдать строжайшую экономию при расходовании реактивов, электроэнергии, газа, дистиллированной воды, бережно относиться к химической посуде, лабораторному оборудованию, к учебно-методическим материалам.
  10. При возникновении в кабинете во время занятия опасных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.
  11. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить преподавателю.
  12. После окончания работы необходимо привести рабочее место в надлежащий порядок и сдать дежурному.

 

 

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ В КАЧЕСТВЕННОМ АНАЛИЗЕ

  1. Нагревание проводят на водяной бане, помещая в нее пробирки с раствором или с раствором, содержащим осадок.
  2. Упаривание растворов проводят для их концентрирования; упари­вание проводят в тиглях или фарфоровых чашках, нагревая их на ас­бестовой сетке. Сухой остаток переносят в пробирку после охлажде­ния.
  3. Осаждение проводят в центрифужных микропробирках, добавляя осадитель по каплям при постоянном перемешивании содержимого пробирки. Исходный объем раствора не должен превышать 2 мл.
  4. Центрифугирование применяется для отделения раствора от осадка. Проводят в центрифужных пробирках. Правила работы с центрифугой:

а) помещают в гнезда электрической центрифуги не менее 2-х про­бирок (исследуемый раствор и противовес);

б) центрифугу плотно закрывают крышкой;

в) включают в сеть, регулируя число оборотов;

г) через 1-2 мин центрифугу выключают, не открывая крышки;

д) после полной остановки открывают крышку центрифуги и выни­мают пробирки.

Проверяют полноту осаждения, для чего к центрифугату (прозрач­ному раствору над осадком) добавляют 1—2 капли осадителя. Если рас­твор остается прозрачным, то осаждение полное. В противном случае операцию осаждения повторяют. Прозрачный раствор над осадком сливают в чистую пробирку или отсасывают пипеткой.

  1. Промывание осадка. Кристаллические осадки промывают дистилли­рованной водой, аморфные — раствором сильного электролита (на­пример, NH4NO3). Осадок заливают промывной жидкостью (1—2 мл), перемешивают стеклянной палочкой и центрифугируют.
  2. Растворение осадка проводят, добавляя к нему по каплям кислоту, щелочь, раствор аммиака и т.д.
  3. Экстрагирование проводят в полумикропробирках, добавляя к со­держимому пробирки 5—20 капель органического растворителя; смесь тщательно перемешивают. После отстаивания слои разделяют.
  4. Выполнение реакций. Все реакции выполняют в химически чистой посуде.
  5. Пробирочные реакции выполняют в полумикропробирках (далее на­зывают «пробирки»). В пробирку помещают 3—5 капель анализируе­мого раствора, создают условия, рекомендованные в данной методике, осторожно, не касаясь стенок пробирки, добавляют 2—3 капли реаген­та, перемешивают стеклянной палочкой и через 1—2 мин наблюдают аналитический эффект.
  6. Микрокристаллоскопические реакции проводят на чистых, обезжи­ренных предметных стеклах (обезжиривание проводят смесью спирта и эфира). На предметное стекло стеклянной палочкой помещают кап­лю исследуемого раствора; рядом помещают каплю реагента. Затем стеклянной палочкой соединяют оба реагента. Если необходимо, рас­твор слегка упаривают. Если реактив твердый, то крупинку соли поме­щают на край исследуемого раствора. Через 1—2 мин рассматривают образовавшиеся кристаллы под микроскопом.
  7. Капельные реакции проводят на фильтровальной бумаге. Анализиру­емое

 

вещество капилляром наносится на бумагу. Затем в центр пятна другим капилляром наносят реактив. Диаметр пятна не должен превы­шать 0,5см. Каждую последующую каплю реактива добавляют только после впитывания предыдущей.

  1. Осадочно-хроматографические реакции выполняют аналогично ка­пельным реакциям на фильтровальной бумаге, только с обязательной операцией «проявления» хроматограммы чистым растворителем (дис­тиллированной водой).
  2. Холостой опыт выполняют, используя все те же реагенты в тех же условиях, что и в основном опыте, но в отсутствие определяемого иона.
  3. Контрольный опыт выполняют, используя те же реагенты в тех же условиях, которые применяются для определяемого иона.
  4. Холостой и контрольный опыт проводят только в сомнительных случаях, параллельно основному опыту, и сравнивают полученные ре­зультаты.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА

 

 

ХИМИЧЕСКАЯ ПОСУДА
пробирки промывалки   капельница Шустера с клювиком
1 2 1-цилиндрическая 2 - коническая
измерительный цилиндр   стаканчик для взвешивания термометр   воронка
химический стакан с носиком пипетки коническая колба (Эрленмейера)
1 2 3 4 1-3 - прямые 4 – пипетка Мора    

 

колбы
плоскодонная круглодонная мерная с одной меткой мерная с двумя метками
ОБОРУДОВАНИЕ
лабораторный штатив (Бунзена) спиртовка фарфоровая чашка с пестиком
    предметное стекло Часовое стекло

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.