КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эбразование родителей и уровень интеллектуального развития детей
Ивллема человек, дифференцированных по уровню образования на пять групп (Л. Н. Борисова, 1974). Как и следовало ожидать, разрыв в уровне интеллекта между группами увеличивался по мере повышения уровня образования. При этом особенно заметные изменения происходят в развитии вербального (словесного) интеллекта, наиболее чувствительного к обучению (рис. 4.9). IQ связан не только с образованием, но и зависит от условий, в которых происходит его получение. Сравнение результатов обследования учащихся, которые обучались в школах, отличавшихся по уровню преподавания и развития материально-технической базы, показало значительное влияние этих факторов на интеллектуальные достижения. В свою очередь уровень образования отца и матери, как отмечают многие исследователи, — один из наиболее прогностичных показателей для развития интеллекта ребенка. Так, в уже упоминавшемся исследовании Н. С. Кантонистовой '1980), изучавшей близнецов и одиночно рожденных детей, было показано (примерно такие же результаты получены в многочисленных зарубежных работах), что соэффициент интеллекта детей уменьшается в соответствии со снижением обра-ювательного уровня родителей (табл. 4.10). Па блица 4.10
[римечание. IQV — коэффициент интеллекта вербального, IQp — коэффициент интел-екта практического, IQF — общий коэффициент интеллекта. Отметим, что уровень образования родителей положительно коррелирует с сказателями по шкалам, предназначенным для измерения родительской заботы детях. Высокообразованные родители наиболее благотворно влияют на семей-ую среду. При этом отцы стремились к развитию у своих сыновей независимо-ги и индивидуального своеобразия, а матери поощряли эти качества в дочерях. [о данным Брэдли с коллегами (Bradley et al., 1989), именно благоприятная се-ейная среда в первые три года жизни обладает большим прогностическим зна-гнием, нежели другие составляющие социоэкономического статуса. Даже пока-1тель дохода семьи уступает по своей значимости для когнитивного развития 1ким особенностям семейной среды, как отзывчивость родителей и возможность эльзоваться разнообразными игрушками.
Образование опосредует связь между интеллектом и другой весьма значимой >ставляющей социоэкономического статуса — профессией, ибо вполне понятно, го определенные виды деятельности, как раз именно те, которые имеют высокий •циальный престиж, доступны только в случае обладания соответствующим обра- 4.9. Интеллект и социокультурная среда зованием. Одним из наиболее представительных исследований, раскрывающих связь между профессией человека и уровнем его интеллекта (хотя, очевидно, и не совсем верно отражающим современную ситуацию), можно назвать проведенное Т. Харрел-лом и М. Харреллом (Harrell, Harrell, 1945) обследование 18782 рекрутов, призванных на военную службу в воздушные силы армии США. Приведем лишь некоторые данные из списка, насчитывающего 74 профессии (см. табл. 4.11). Показатель интеллекта определялся с помощью «Армейского общего классификационного теста». Таблица 4.11
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |