КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О детей, родители которых занимают высшее, среднее и нижнее
Профессия и уровень интеллекта
Профессиональный статус, достигнутый родителями, будет влиять на уровень интеллектуального развития их детей, причем это влияние стабильно на протяжении длительного времени. Джеймс Флинн (Flynn, 1999) суммирует данные, полученные в разных исследованиях, начиная с 1932 г. (табл. 4.12). Таблица 4.12 места в профессиональной иерархии США1
Предпринимались и попытки создания моделей, раскрывающих связи интеллекта с профессиональным статусом во взаимосвязи с полученным образовани- 1 Таблица воспроизводится с незначительными изменениями. 218 Глава 4. Измерение интеллекта
0,28 (0,28) г Интеллект 0,27 (0,25) Образовани родителей 0,49 (0,48) . Профессия родителей 0,43 (0,49) 0,12(0,09) \0,77 (0,80) Образование 0,53(0,51) Профессиональный статус /0,75 (0,79) Рис. 4.10. Модель связи интеллекта с профессиональным статусом (О. Duncan et al., 1972) ем, образованием родителей и их профессией. Одна из таких моделей представлена на рис. 4.10, она предложена О. Дункан с соавторами (1972). Переменные, расположенные на рисунке слева и связанные линиями со стрелками на концах, рассматриваются как независимые. Отношения между этими переменными не анализируются (принимаются как данные), а величины, расположенные рядом, — коэффициенты корреляций, рассчитанные обычным способом. В скобках приводятся данные, полученные независимо от первых. Каждая из независимых переменных рассматривается в качестве детерминанты. Прямые линии со стрелкой указывают направление влияния, предполагаемое в модели. Величины рядом — коэффициенты, полученные с помощью специальной статистической техники (path analysis), представляют влияние одной переменной на другую1. Подчеркнем, что использованная статистическая техника требует введения предположений о направлении причинного воздействия среди избранных переменных (стрелка указывает путь от причины к следствию), что и было сделано в соответствии с поставленной задачей. Из этой диаграммы путей следует, что IQ положительно и значимо связан с образованием и, как достаточно отчетливая тенденция, просматривается его связь с профессией родителей. Следует признать несущественной прямую связь IQ с профессиональным статусом, который значимо определяется полученным образованием и лишь как наметившаяся тенденция связан с профессией родителей. Учет дохода отражен в другой модели, связывающей с ним IQ, образование и профессию (Дункан, 1967). Из этой модели следует (рис. 4.11), что наиболее отчетливо и непосредственно влияние на доход профессии (0,26), тогда как образование и интеллект «на прямом пути» не имеют существенного воздействия на доход. Вполне понятно, что доход семьи, за счет которого в немалой степени создаются условия, благоприятные для приобщения ребенка к культуре, образованию, будет влиять на показатели психометрического интеллекта: Впрочем, как было уже доказано, причиной снижения коэффициента интеллекта у детей, живущих в бедности, является прежде всего отсутствие у них некоторых навыков, которым легко научить, и опыта поведения в ситуации эксперимента. Диаграмма путей — это способ наглядного графического представления причинных и корреляционных связей (путей) между переменными, позволяющий дать полное математическое описание линейной модели, используемой исследователями. 4.9. Интеллект и социокультурная среда 219 0,76,
Образование 0,11 0,52 "Доход' Рис. 4.1 1. Каузальная модель связей /О, образования, профессии и дохода Уровневые характеристики социоэкономического статуса в целом (высокий, средний и низкий) оказывают влияние на многие, связанные с интеллектом характеристики индивидуальности. Так, показано, что родители с низким социоэконо-мическим статусом склонны к выработке заметно менее эффективных стратегий решения проблем у своих детей, нежели родители, относящиеся к среднему уровню. В низкостатусных семьях родители стремятся не к помощи ребенку в проблемных ситуациях, а решают проблему за него. При этом поощряющий независимость стиль семейного воспитания связан с более высоким показателем IQ ребенка. Особо следует выделить исследования, свидетельствующие о неуклонном возрастании уровня интеллекта в популяции. Изучение репрезентативных выборок американцев в период с 1932 по 1978 г. показало приращение IQ в среднем на 13,8 балла за 46 лет (ср.: в работе Андерсона, изучавшего японцев в 1982 г., зафиксировано приращение IQ на 7 баллов за 23 года, что связывается с социальными изменениями, начавшимися в Японии в 1930-е гг.). Позднее автор этого исследования американский психолог Джеймс Флинн (Flynn, 1998) продемонстрировал возрастание со временем показателей IQ у британцев, голландцев, израильтян, норвежцев и бельгийцев (рис. 4.12). Флинн провел опрос наиболее авторитетных специалистов о причинах этого явления и получил два ответа. 1. Возрастание искушенности в процедуре тестирования. У 2. Повышение уровня образования. Впоследствии возрастание уровня интеллекта пытались связывать не только с этими двумя факторами, но также с улучшением питания, изменением социоэкономического статуса (в сторону его повышения), урбанизацией, а также влиянием телевидения, видеоигр и компьютеров (Flynn, 1999). Флинн считает, что такие объяснения роста IQ противоречат базовой психометрической концепции, хотя порой и исходят от ее ярых приверженцев1. Дей- 1 Сторонники генетической предопределенности интеллекта называют возрастание IQ в больших группах людей «эффектом Флинна» и стремятся объяснить это явление, в частности, тем, что используемые тесты не измеряют «чистого», природного интеллекта, независимого от опыта, образо- ZZU Глава 4. Измерение интеллекта
105-100- 95- 90-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |