Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бурлачук Л. Ф




Лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

Издательская программа

Piter.com

 

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

 

an®

 

Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону• Екатеринбург• Самара • Новосибирск Киев •Харьков • Минск


ББК 88.492я7

УДК 159.9.072(075) Б91

 

 

Б91 Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,

2006. — 351 с: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-045-3

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статисти- ческим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструи- рования психологических тестов. Значительное место отводится как тео- ретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для сту- дентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

«Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагности- ческие задачи в своей повседневной деятельности.

 

ББК 88.492Я7

УДК 159.9.072(075)

 

ISBN 5-94723-045-3 © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006


Оглавление

 

Предисловие6

 

Глава 1 История психодиагностики. Введение

1.1. Предыстория психодиагностики 8

1.2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое тестирование:12

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных

различий13

 

1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла  
1.2.3. Вклад А. Бине в измерение интеллекта  
1.2.4. Чарльз Спирмен и структура интеллекта  

1.3. Психодиагностика в XX в26

1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.

до конца 1920-хгг26

1.3.3. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг  
1.3.4. Развитие психодиагностики в 1940-е гг  
1.3.5. Развитие психодиагностики в 1950-е гг  

 

1.3.2. Кризис37

 

1.3.6. Развитие психодиагностики в   1960-е   гг63
1.3.7. Развитие психодиагностики в   1970-е   гг69
1.3.8. Развитие психодиагностики в   1980-е   гг73

1.3.9. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77

1.4. Тестирование в образовании 81

1.5. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР 84

Заключение95

 

Глава 2 Психодиагностика как наука

2.1. Понятие психодиагностики99

2.2. Предмет и структура психодиагностики 101

2.3. Психодиагностика и смежные направления

исследований105

2.3.1. Психодиагностика и дифференциальная психология.. 105

2.3.2. Психодиагностика и психометрия 106

2.3.3. Психодиагностика и психологическая оценка 107

2.4. Психодиагностический метод

и диагностические подходы 108

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112

2.5.1. Понятие теста. Виды тестов113

 

2.5.2. Компьютеризированные и компьютерные тесты  
2.5.3. Об «объективных» тестах личности  
2.5.4. Адаптация зарубежных тестов  

2.6. Психологический диагноз 126

2.7. О диагностике черт личности

и «измеренной индивидуальности» 131


Оглавление

 

2.8. Психодиагностический процесс    
2.8.1. Этап данных    
2.8.2. Этап переработки и интерпретации    
2.8.3. Этап принятия решения    
2.9. Этика психодиагностического обследования    

 
Заключение148

 

Глава 3 Психометрические основы психодиагностики: основные этапы конструирования теста

3.1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151

3.2. Разработка заданий153

3.3. Оформление теста156

3.4. Пилотажное исследование157

3.5 Анализ заданий158

3.6. Определение надежности теста 161

3.7. Факторный анализ162

3.8. Валидность теста166

3.9. Стандартизация теста167

Заключение176

 

Глава 4 Измерение интеллекта

 

4.1. Подходы к определению интеллекта    
4.2. Тесты для измерения интеллекта, их виды181

4.3. Структура интеллекта182

4.3.1. Иерархические теории структуры интеллекта 182

4.4. Распределение тестовых оценок интеллекта    
4.5. Интеллекти наследственность    
4.6. Интеллект и биологическая среда    
4.7. Интеллекти половые различия    

 

4.3.2. Модель интеллекта по Терстоуну184

 

4.3.3. Модель интеллекта по Гилфорду  
4.3.4. Модель интеллекта по Айзенку  
4.3.5. Модель интеллекта по Кеттеллу  
4.3.6. Модель интеллекта по Стернбергу  
4.3.7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня  

 

4.8. Интеллекти питание212

 

4.9. Интеллект и социокультурная среда  
4.10. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом  
4.11. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей  
в семье и очередностью их рождения  
4.12. Интеллект: предпосылки и детерминанты  

4.13. Интеллект и личность248

Заключение252

 

Глава 5 Личностные опросники

5.1.Виды опросников, формы вопросов и представления результатов255

5.2. Проблема достоверности личностных опросников.

Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы258


Оглавление

 

5.2.2. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262

5.2.3. Психометрический парадокс 265

5.2.4. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих

ответ267

5.3. Личностные опросники и теории личности 276

Заключение283

 

Глава 6 Проективная техника

6.1. Предыстория проективной диагностики 285

6.2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287

6.2.1. Проекция как психологический феномен 287

6.2.2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды290

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности299

 

6.4. Бессознательное и проективные методики  
6.5. Проективные методики или «объективные тесты»?  
6.6. О разработке проективных методик  

Заключение320

 

Литература  
Алфавитный указатель  
Приложение .35 1

 

Предисловие

 

 

Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы издано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа- лась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ- ствующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в университетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу- чении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, педагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест- ность и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из- ложения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Тем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во- просов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших проблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав- шейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) переводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения предмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси- хологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не средоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его появлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой на- уки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некото- рыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагно- стического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт препо- давания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важней- ших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагности- ке. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рас- сматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю пони- мание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее

 

 

 
Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.

 
См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор- шаха). — Киев: Здоров'я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Я. Исследование надежности опросни- ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5.

 
Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди- агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч- ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.


Предисловие

 

известные зарубежные тесты неоднократно описаны, в том числе и автором этих строк. В итоге было принято решение о том, что описание тестов не включается в учебник, а для более детального их рассмотрения читатель может обратиться к ра- нее опубликованному «Словарю-справочнику по психодиагностике» (СПб., Пи- тер, 2001).

Во-вторых, обычно авторы учебников, и это правильно, стараются избегать дискуссий, полемики. Мне это удалось не в полной мере, ибо процесс окончатель- ного оформления психодиагностики в самостоятельную ветвь психологического знания еще нельзя признать завершенным.

Передавая на суд читателя первый на «постсоветском пространстве» учебник по психодиагностике, я считаю своим долгом выразить глубокую благодарность своим многочисленным студентам, аспирантам и слушателям, благожелательное отношение которых, их вопросы, а иногда возражения и недоумение способство- вали работе над этой книгой. Я также не могу не сказать о своей признательности сотрудникам редакции психологической литературы Издательского дома «Пи- тер» за неизменно дружелюбное и уважительное отношение ко мне и моей работе над этим учебником.

Я буду рад всем замечаниям и пожеланиям читателей, которые могут для это- го воспользоваться электронной почтой или заглянуть на мой Web-сайт:

psydiag@i.kiev.ua; www.lbvs.kiev.ua/psydiag

Л. Бурлачук

Киев, 2002 г.


Глава1 1 Историяпсиходиагностики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.