Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика теневой экономики и экономическое развитие государства 1 страница




Экономическая безопасность Российской Федерации и теневая экономика

 

Одним из направлений реформирования российской экономики является ее интеграция в мировое хозяйство, характеризовавшаяся отменой полной государственной монополии на осуществление внешнеэкономических операций, созданием механизма государственного регулирования на основе бюджетно-налоговой и кредитно-экономической систем. Экономика стала, как мы говорим, открытой, и это стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, расширяет внешнеторговый оборот государства, развивает экспорт и импортозамещающие производства.

С другой стороны, непоследовательная политика либерализации явилась причиной ряда условий, связанных с криминализацией экономических процессов, представляющих реальную угрозу национальной безопасности государства. Так, возросла криминализация общества; резко увеличилась экономическая преступность; сохраняется нестабильность кредитно-экономической и социальной систем; законодательная база, судебная система отстают от реально происходящих в обществе процессов. Все эти факторы наносят непоправимый ущерб российской экономике.

Создать устойчивое функционирование всех секторов экономики и независимость экономического развития в целом, социально-экономическую стабильность общества, сохранить целостность границ при наличии самобытности проживающих народов означает обеспечить экономическую безопасность государства. Поэтому в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (дополнение), утвержденной Указом и. о. Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, главный акцент сделан на обеспечении интересов государства в ее экономической области.

Экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

К наиболее опасным из внутренних угроз относится показатель криминализации экономических процессов, связанный с сохранением "теневого" сектора экономики, условий некриминального и криминального оттока капитала за рубеж. Одной из причин этой тенденции является несовершенство ряда основополагающих законов, например, Бюджетного, Гражданского, Налогового, Таможенного кодексов и др. законодательных актов.

Показателям экономической безопасности соответствуют критические значения, называемые "пороговыми". Опираясь на получаемую с помощью пороговых значений информацию, можно идентифицировать макроэкономическую политику по ее конкретным параметрам и оценивать ее последствия как с точки зрения шансов на успех, так и по критериям экономической безопасности в различных сферах экономики. За пределом "пороговых" значений наступают необратимые процессы разрушения и деградации. "Пороговые значения" признаны необходимым инструментом для своевременного выявления "точки невозврата", выработки адекватных средств и методов по предотвращению угроз.

В научной и специальной литературе за рубежом и в Российской Федерации большое внимание уделяется анализу "теневой экономики": определению этого понятия, ее структурному содержанию, динамике развития, влиянию на уровень экономического развития и стабильности государства. Неустоявшаяся терминология затрудняет исследования не только российским, но и западным ученым, следящим за этой проблемой.

В научном плане феномен безопасности социально-экономических систем и территориально-административных образований, в том числе с государственным суверенитетом, в современной литературе получил достаточно широкое освещение. В настоящее время существует широкая методологическая база для его исследования. Несмотря на множество научных публикаций в анализе проблемы экономической безопасности остается немало нерешенных вопросов теоретического и прикладного характера, одними из которых являются вопросы взаимосвязи и разграничения таких категорий как «безопасность экономической системы России» и «экономическая безопасность России».

Категория «безопасность экономической системы» является сложной, интегративной, и объединяет в себе два понятия: «безопасность» и «экономическая система», которые, как и любые другие категории, в общем случае имеют неоднозначные определения, и при рассмотрении каких-либо конкретных вопросов требуют своего контекстного уточнения.

Контекстное уточнение понятия «безопасность», с одной стороны, зависит от свойств и особенностей той сущности (или объекта), о безопасности которой (которого) идет речь. Сущность (объект), в отношении которой (которого) рассматриваются вопросы безопасности, обычно называют объектом безопасности. Рассуждения о безопасности безотносительно к конкретному объекту безопасности имеют неопределенный характер, и, как правило, представляют общенаучный, абстрактно-теоретический или философско-познавательный интерес.

С другой стороны, контекстное уточнение понятия «безопасность» связано со свойствами и особенностями условий (внешних и внутренних), образующих область или сферу влияния, в которой находится объект безопасности, от которой может зависеть его безопасность, и которую предполагается рассматривать при определении конкретных причин и факторов, оказывающих то или иное воздействие на безопасность объекта безопасности.

Выбор совокупности условий (задание границ сферы влияния), которые должны учитываться при рассмотрении вопросов безопасности какого-либо объекта безопасности, как правило, зависит от целей исследования, определяется общностью свойств исследуемых явлений и обычно осуществляется исполнителями или заказчиками соответствующих работ (исследований). Для того чтобы отразить особенности отдельных составляющих сферы влияния при дифференциальном рассмотрении вопросов безопасности исследуемого объекта безопасности, перед словом «безопасность», как правило, ставят имя прилагательное, которое обобщенно характеризует именно рассматриваемую часть сферы влияния. Такую исследуемую часть сферы влияния в ряде работ, посвященных рассмотрению вопросов безопасности, называют предметной областью или предметом безопасности [2].

В общем случае понятие «безопасность» как категория, противоположная по смыслу категории «опасность», характеризует состояние объекта, то есть статику формы существования объекта, обуславливающую понимание безопасности как «состояния защищенности» в определенный момент времени, и находится в диалектической взаимосвязи (статика – динамика) с категорией стабильности, отражающей форму существования объекта во времени, то есть процесс.

В России понятие «безопасность», применительно к такому масштабному объекту безопасности как территориально-административное образование с государственным суверенитетом – страна Российская Федерация, впервые было нормативно закреплено в ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [3]. В этой же статье закреплено понятие «жизненно важные интересы» как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства», а также определены перечень и содержание основных объектов безопасности:

- личность - ее права и свободы;

- общество - его материальные и духовные ценности;

- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность,

которые являются базовыми составляющими более общего по отношению к ним объекта безопасности - страна.

Дальнейшее развитие и нормативное закрепление понятийного аппарата в сфере безопасности получило в новой редакции закона «О безопасности» - в Федеральном законе от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности", в котором базовым понятием является категория «национальная безопасность», определяемая в ст. 1 указанного закона, как «деятельность по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность)»[4].

Следует отметить, что такое обобщающее понятие как «национальная безопасность», которое по своей сути можно рассматривать как синоним понятия «безопасность страны». Словосочетание «национальная безопасность» (или «безопасность нации») заимствовано из документов США, где слово национальный применяется в смысле, раскрываемом доминирующим в западных государствах принципом: «одна страна - одна нация». В современных исследованиях по проблемам национальной безопасности практически каждый исследователь[5] касается полемики о сущности словосочетания «национальная безопасность», соглашаясь с тем, что общепринятый в США, да и во всем мире термин «Nation Security», достаточно полно отражает объект исследования и, вполне, прижился в отечественной научной традиции, политическом процессе и обиходе.

Взаимоувязанное официальное закрепление основных понятий, определяющих сферу деятельности органов государственной власти в сфере безопасности, осуществлено в статье 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, согласно которой[6]:

" национальная безопасность " - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;

" национальные интересы Российской Федерации" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

" угроза национальной безопасности " - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства;

" стратегические национальные приоритеты " - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;

" система обеспечения национальной безопасности " - силы и средства обеспечения национальной безопасности;

" силы обеспечения национальной безопасности " - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

" средства обеспечения национальной безопасности " - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

В контексте изложенных рассуждений, можно отметить, что категория «экономическая безопасность Российской Федерации» определяет сферу влияния, связанную с экономикой (или экономической системой), которые, в свою очередь, является составной частью более общей сферы влияния, определяемой понятием «национальная» (см.: статья 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности").

При контекстном использовании понятия «экономическая система» следует учитывать, что в теории систем, как наиболее общей теоретической основе системного анализа[7], а равно и в экономической теории принято различать сложное понятие, включающее слово «система», в котором наименование объектной области используются в качестве определения (лингвистическая конструкция типа: «система + наименование объектной области», например, «система финансов») и сложное понятие со словом «система», в котором наименование объектной области используются в качестве прилагательного (лингвистическая конструкция типа: «прилагательное от наименования объектной области + система», например, «экономическая система»).

Здесь следует отметить, что понятие «экономика» уже само по себе является системообразующей категорией и, для того чтобы подчеркнуть ее системный характер, а также в случае, когда речь идет о всей совокупности экономических отношений используется понятие «экономическая система». Поэтому, в контексте излагаемого материала понятия «национальная экономика» и «экономическая система Российской Федерации), при отсутствии дополнительных конкретных уточнений будут использоваться как синонимы.

Как известно, в экономической теории, в общем случае, понятие «экономика» объединяет в себе следующие четыре смысловых содержания:

1. Экономика, как взаимоувязанная совокупность общественных отношений по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных и нематериальных (услуг) благ (классическая экономика) – отражает социальное содержание категории.

2. Экономика, как искусство ведения хозяйства (Ожегов) и управление хозяйством – отражает кибернетическое содержание категории.

3. Экономика, как само хозяйство (для России в целом: национальная экономика, как народное хозяйство) – материальное или естественно научно содержание категории.

4. Экономика, как отрасль знаний или наука – научное содержание категории.

Чтобы более глубоко понять сущность категории «экономическая безопасность Российской Федерации» и определить границы предметной области, задаваемой ею (определить вид безопасности), целесообразно обратиться к сущности понятия, противоположного по смыслу относительно термина «безопасность», а именно к понятию «опасность».

Обычно в философском понимании под «опасностью» подроазумевается «категория, характеризующая внешние формы и внутреннее содержание объекта, несущие вред, убыток, горе»[8]. При этом следует отметить, что с понятием «безопасность» прямо, а при определенных условиях и непосредственно связана категория «обеспечение безопасности». Применительно к экономической безопасности такая непосредственная связь возникает, по крайней мере, при реализации хотя бы одного из следующих двух условий:

- во-первых, в случае, когда те или иные экономические отношения или действия могут наносить вред государству или стране в целом, можно говорить о наличии экономической опасности и, как следствие, в этом случае возникает необходимость принятия мер по нейтрализации этой опасности или, иными словами, возникает задача обеспечения экономической безопасности страны (государства);

- во-вторых, вред стране (государству) может наносить неспособность экономической системы в целом обеспечивать реализацию его (ее) жизненно важных интересов России. В этом случае также можно говорить об экономической опасности для государства или страны в целом и, следовательно, также возникает необходимость принятия мер по нейтрализации данной опасности, т.е. опять возникает задача обеспечения экономической безопасности страны (государства).

Исходя из основного содержания понятия «обеспечение национальной безопасности», сформулированного в пункте 25 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[9], как «поддержание правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации» содержание категории «обеспечение экономической безопасности России» может быть определено как поддержание правовых и институциональных механизмов и ресурсных возможностей России в экономической сфере на уровне, отвечающем национальным интересам страны.

Косвенно о наличии экономической опасности стране (государству) можно говорить и в случае возникновения угроз[10] (опасностей) самой экономической системе, как предметной области экономической безопасности. Но в теории систем и теории безопасности в таком случае принято осуществлять переход от рассмотрения проблемы безопасности исходного объекта безопасности страны или государства к рассмотрению проблемы безопасности самого предмета безопасности – национальной экономики или экономической системы России в целом.

Таким образом, при рассмотрении вопросов нейтрализации угроз экономической системе предмет экономической безопасности государства или страны превращается в объект безопасности следующего нижестоящего уровня.

Иными словами, возникает проблема безопасности экономической системы России в целом, как проблема безопасности нового объекта безопасности, в качестве которого выступает экономическая система России в целом. При этом, в зависимости от характера угроз, определяющих природу предмета безопасности нового объекта безопасности, определяется вид безопасности экономической системы (например, если угрозы экономической системе страны имеют экономическую природу, то можно говорить об экономической безопасности экономической системы России; если угрозы экономической системе страны имеют информационную природу, то можно говорить об информационной безопасности экономической системы России [11]).

Здесь следует отметить, что возникновение косвенных угроз (угроз объектам безопасности более низкого уровня относительно рассматриваемого) не обязательно может приводить к нанесению существенного вреда (недопустимого ущерба[12]) рассматриваемому вышестоящему объекту безопасности или объектам безопасности более высокого уровня.

Наличие объективной взаимосвязи угроз (опасностей) экономической системе России в целом с угрозами государству (стране), исходящих от национальной экономической системы, позволяет говорить об иерархии и диалектической взаимосвязи производных от них категорий – «безопасности экономической системы России» и «экономической безопасности России». Такой дуализм понятия «безопасность», как системообразующей категории, в рамках изложенного предметно-объектного подхода присущ всем системным составляющим, связанным с данным понятием.

Следует также отметить, что при рассмотрении проблемы экономической безопасности России целесообразно её предметную область (предмет безопасности), от которой прямо зависит жизнедеятельность страны как объекта безопасности, оценивать с двух позиций:

- с позиции существования возможности негативного воздействия национальной экономики или ее отдельных элементов на объект безопасности – страну и, как следствие, нанесения вреда (недопустимого ущерба) объекту безопасности - стране со стороны рассматриваемого предмета;

- с позиции существования (наличия) функциональной или ресурсной достаточности экономической системы для обеспечения жизнедеятельности (функционирования) страны.

Критерием отнесения (не отнесения) тех или иных условий, причин и факторов к угрозам (опасностям) для какого-либо объекта безопасности может являться наличие (отсутствие) прямого вреда или возможности прямого нанесения (не нанесения) вреда (ущерба) рассматриваемому объекту безопасности в результате их (условий, причин или факторов) проявления.

Условия, причины или факторы, негативное проявление или недостатки которых могут прямо наносить вред (ущерб) исследуемому объекту безопасности, или от которых прямо зависит безопасность объекта безопасности, образуют предметную область безопасности, которая при определенных обстоятельствах, может сама переходить в объектную область безопасности.

Таким образом, причины перехода национальной экономики в состояние, опасное для страны, формально являются косвенными угрозами безопасности страны.

Приведенные рассуждения отражают объективные предпосылки, обусловленные, прежде всего, системообразующим характером категории «безопасность».

В общем случае, изложенный подход предполагает рассмотрение категории экономическая безопасность как невозможность нанесения недопустимого вреда свойствам объекта безопасности (например, стране), обусловливаемым их экономической основой и инфраструктурой. Положение о невозможности нанесения недопустимого вреда функционированию и свойствам объекта безопасности либо его структурным составляющим служит базовым методологическим основанием для выделения основных подвидов экономической безопасности страны в целом. При этом, человек, общество и государство, безусловно, являются базовыми элементами страны как объекта безопасности самого верхнего уровня, каждый из которых обладает своим экономическим предметом безопасности.

В сформулированном определении понятия «экономическая безопасность» акцентируется внимание на «недопустимом вреде», поскольку просто возникновение угроз, имеющим экономическую природу (или экономических угроз) объектам безопасности не обязательно может приводить к нанесению им сколько-нибудь существенного вреда (недопустимого ущерба – в смысле ущерба, величина которого является недопустимой для устойчивого функционирования объекта безопасности).

Целесообразность введения в дефиницию понятия «экономическая безопасность» указанного ограничения обусловлена тем, что всегда существуют какие-либо негативные условия, в результате проявления которых имеет место определенный вред объекту безопасности (идеальных или «стерильных» условий не бывает), поэтому отождествление понятия «безопасность» с отсутствием опасности может вызывать критические возражения. Так, по мнению отечественного ученого Н.В. Михалкина «практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта отсутствует всякая опасность и, тем более, угроза» [13].

Вместе с тем, следует отметить, что сами по себе «стерильные условия» могут быть вредными, поскольку они, как правило, способствуют деградации адаптационных свойств объекта безопасности к негативным факторам внешней и внутренней среды и, как следствие, к снижению его живучести, а, следовательно, и безопасности. В этом аспекте, наряду с понятием безопасности, целесообразно рассматривать понятие «живучести», как способности противостоять негативным воздействиям внешней среды на протяжении определенного промежутка времени. При этом особо следует отметить, что как понятие «живучесть», так и само понятие «безопасность» теряют смысл вне времени без определения конкретного исторического промежутка или без определения временных интервалов, на которых они рассматриваются[14].

 

 

Группа экономистов во главе с австрийским ученым, профессором Ф. Шнайдером, в начале нулевых годов текущего столетия опубликовала данные своих исследований в 76 странах мира по "теневому сектору". Понимая под этим термином скрытую некриминальную и незаконную криминальную деятельность, профессор Ф. Шнайдер отмечает, что в настоящее время "теневая экономика", являясь составной частью официальной, составляет около 40% от мирового ВВП. При этом в промышленно развитых странах "в тень" уходит в среднем 15% официального объема валового национального продукта, в развивающихся - около 33%. По объемам мировая "теневая экономика" сопоставима с официальной экономикой США. Ученые свидетельствуют, что в промышленно развитых странах "в тени" находится в среднем 20% официального объема валового национального продукта, в развивающихся - около 30%. Лидирующее положение занимает Нигерия, где "в тени" около 80% капитала; далее следуют Таиланд и Египет, примерно 70% ВНП. В Нигерии процветают финансовые мошенники, в Таиланде - проституция и наркотики; египтяне практически не платят налоги от доходов с туристического бизнеса. Следующая группа стран - Филиппины и Мексика.

Наряду с этим представляется важным отметить, что, по данным международных специализированных организаций, "теневая" составляющая мировой экономики динамична, темпы ее развития в некоторых государствах обгоняют официальный рост ВВП. Например, в Германии они выше в 2,5 раза; интенсивно растут в Италии, Испании и скандинавских странах; значительный размах приобрели в Албании (до 90% от официального ВВП) и других балканских странах, где средний уровень специалистами оценивается в 50-60 процентов. На уровне аналогичных значений этот показатель в среднем по государствам на территории бывшего СССР; равный 70% характерен для стран третьего мира (Нигерия, Таиланд, Боливия, Египет); в среднем 25-30% составляет по Италии, Испании, Греции; 20% - в Германии, Франции и Канаде. Наименьший объем "теневой экономики" отмечается в Австрии и Швейцарии - до 10 %. В Италии в теневом секторе занято от 30 до 48% работающего населения; в Германии в период с 1974 по 1998 годы в "теневую" сферу было вовлечено от 8 до 12% трудоспособного населения, а в 1998 году этот показатель возрос до 22%. Что касается России, "несмотря на невысокий в сравнении с США, Австрией, Данией, Швецией и Швейцарией уровень налогообложения", наша экономика значительно превосходит эти страны по размерам теневой составляющей "в силу глубокой несовместимости современной экономики с институциональной средой..., с шизофреническими масштабами и характером лицензирования, прямым государственным рэкетом, вмешательством репрессивных органов в деятельность экономических субъектов, коррумпированностью власти и ее верхушки в первую очередь"[15].

В российской экономике после системного экономического кризиса 1998 года наряду с позитивными тенденциями имеют место и существенные негативные явления, например, снижение реальных доходов населения; нестабильность кредитно-экономической системы государства; криминализация экономики, особенно ее внешнеэкономической составляющей; вывоз капитала за рубеж. Два последних прямо связаны с "теневиками", представляют реальную угрозу экономической и в целом национальной безопасности. Ученые все чаще негативно оценивают реальное состояние нашей экономики, которое, по их мнению, напоминает латиноамериканскую модель, где "речь идет о наличии одного мощного финансового или связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; о формировании узкого слоя сверхбогатой элиты... из лиц, имеющих доступ к указанному источнику... вследствие этих причин и выявляется особая, социальная роль "теневой экономики". Эксперты Госкомстата России, утверждая, что "конкретной цифры назвать невозможно", т.к. сущность теневой экономики заключается прежде всего в ее "невидимости", определяют долю "теневого сектора" в 27% от ВВП. Сообщается, например, что в странах с развитой рыночной экономикой доля нелегального сектора в ВВП обыкновенно оценивается в 5-10%, в настоящее время в России - в 23%, что сопоставимо со странами Латинской Америки, где показатели держатся в рамках 60-65 %; "специалисты МВД называют цифры свыше 45-50% от ВВП"; по данным Генпрокуратуры России, около 60% предприятий контролируется криминальными структурами; а в целом "теневая экономика достигла фантастических масштабов - от 90 до 110 млрд долл." и "теневой капитал в России набрал критическую массу". Центр "Модернизация"24 приводит данные о том, что в Российской Федерации количество лиц, имеющих "неучтенную вторую работу", достигает 21 млн человек, или 27% трудоспособного населения страны. Анализ материалов по указанной тематике свидетельствует, что 100% предпринимателей используют сокрытие капиталов в тень, при этом около трети - "уводят в эту сферу" более 50% прибыли; "минимум 25% доходов население получает в скрытой форме"; в целом "перешло в теневую сферу" от 40 до 50% экономики.

В настоящее время существенных сдвигов или изменеий в данной области не произошло.

По оценкам Минфина России в 2013 году уровень теневого сектора национальной экономики составляет 15-20%: «по словам министра финансов А. Силуанова - «Если теневой сектор у нас где-то 15-20% от экономики, а ВВП у нас где-то 60 трлн руб., то 15% - это 9 трлн», - это он сказал, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35%. Таким образом, бюджет Российской Федерации недобирает около 3 трлн руб. налогов из-за ухода бизнеса в тень. При этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн руб.» [16]В интервью министра экономического развития А. Белоусова в 2013 г., в ответах на вопросы также отмечалось, «что в случае выхода малого бизнеса из тени его доля в ВВП России составит 40-50% против нынешних 19%. Порядка 18 млн человек работают в теневом секторе, считают в министерстве. Если создать условия для выхода из тени малых предприятий, то можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП до указанной величины, что соответствует уровню развитых стран, добавил А. Белоусов»[17].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.