КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление и развитие библиотековедения
Вопросы.
Литература. История библиотековедения подразделяется на два этапа: 1. Предыстория библиотековедения. 2. Становление и развитие библиотековедения как науки и В свою очередь они подразделяются на периоды: 1.1.Библиотековедческая мысль древности. 1.2.Библиотековедческая мысль средневековья. 2. Этап библиотековедения. 2.1.Период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.). 2.2.Период бифуркации — разделения библиотековедения на социалистическое и буржуазное (XX в.). 2.3.Период дебифуркации — прогнозируемый4 период развития библиотековедения как единой науки на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXI в.) Предыстория библиотековедения (возникновение и развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э.—XVIII в.) Под библиотековедческой мыслью понимаются самые первоначальные, самые элементарные идеи и представления о библиотеках и библиотечном деле, которые еще не приобрели уровня собственно научного знания, не образовали дисцплинарную систему, представляя собой лишь эмпирическое восприятие библиотечного дела сознанием человека. Это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках и библиотечном деле. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения заключена в том, что первая послужила отравной точкой возникновения, становления и развитая последнего как научной и учебной дисциплины. Хронологически библиотековедческая мысль более чем на два тысячелетия опережает библиотековедение, является его предысторией. 1.Этап библиотековедческой мысли. Для возникновения библиотековедческой мысли должен был существовать целый комплекс объективных причин и условий. Непосредственно она связана с возникновением первых библиотек примерно в середине II тысячелетия до н.э. По мере увеличения числа древнейших библиотек происходило постепенное накопление данных об их деятельности, а затем возникла объективная потребность в осмыслении имеющихся сведений, их анализе, обобщении, выявлении наилучших способов организации работы библиотек и т.д. Эти функции вначале и взяла на себя библиотековедческая мысль. Уже в библиотековедческой мысли древности прослеживаются самые первоначальные, самые элементарные представления о том, что ныне называется библиотекой, организацией, хранением, описанием, каталогизацией библиотечных фондов. Средневековье наложило неизгладимый отпечаток на библиотековедческую мысль. Почти монопольное положение церкви в области библиотечного дела обусловило его религиозную направленность. Библиотеки рассматривались в качестве очагов распространения клерикальной культуры, и этот подход предопределял содержание иформы их работы. Основное вниманиеуделялось сохранению и сбережению книжных богатств, их учету, расстановке, описанию, каталогизации, а не использованию. Широкое распространение получили запреты на чтение "еретической" литературы, составление списков запрещенных, "отреченных", "ложнонаписанных" и других книг, характеризовавшихся инакомыслием. В это время библиотековедческая мысль находила отражение в различных церковных инструкциях, наставлениях, памятках книгохранителям. После изобретения книгопечатания появились первые печатные труды и руководства по библиотечному делу: "Совет, как устроить библиотеку" (1627) Г. Ноде (1600—1653) и др. Характерной чертой средневековой библиотековедческой мысли было понимание библиотеки как собрания книг, доступного лишь узкому кругу. Эту особенность О.С. Чубарьян образно обозначил как "книгохранилищный уклон". В период Великой французской революции (1789—1794) наметился весьма заметный сдвиг в развитии библиотековедческой мысли. Так, радикально изменилось само представление о библиотеке. Она начинает рассматриваться как "школа для граждан", призванная играть важную роль в организации школьного, внешкольного образования и непрерывного самообразования. В первоначальном виде зарождаются идеи общественной библиотеки, специальной библиотеки, сети библиотек, широко доступной народу, и т.п. Революция явилась апофеозом развития всей предшествующей библиотековедческой мысли, особенно в плане ее демократизации. Начало развития библиотековедческой мысли в России относится к XI—XIII вв. Этап российской библиотековедческой мысли — предыстория российского библиотековедения (XI в.—XIII в.). 1.Этап российского библиотековедения. 2.1.Период российского буржуазного библиотековедения (XIX в.). 2.2.Период российского социалистического библиотековедения (XX в.). 2.3.Прогнозируемый период соединения российского библиотековедения с мировым библиотековедением на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXI в.). По причинам, связанным с монголо-татарским игом и другими историческими факторами, состояние библиотечного дела страны столетиями было обречено отставать от многих европейских государств. Это сказывалось и на уровне, и на содержании библиотековедческой мысли. По многим направлениям она длительное время была вынуждена следовать зарубежным образцам. Вместе с тем Россия, как показывают исследования, внесла определенный вклад в развитие мировой библиотековедческой мысли. Так, еще на заре российской государственности книгоохранительная функция библиотек не рассматривалась как их основная, преобладающая функция, что было некоторым шагом вперед по сравнению с зарубежьем. Довольно рано сложилось и более широкое понимание общественной роли библиотеки, которое не сводилось только к служению Богу, к организации церковных служб, а предполагало и другие функции, в том числе делового характера. Активно библиотековедческая мысль в России развивается в XYIII в. К концу XYIII—началу XIX в. в мире уже сложились основные предпосылки для возникновения библиотековедения как науки: накопилась достаточно богатая империческая база, оформились некоторые важные идеи, которые могли быть положены в основу новой науки. Возникновение и становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины (XIX в.) Возникновение капиталистического промышленного производства, которое объективно требовало практически всеобщей грамотности населения, определенная заинтересованность капиталистического государства во всеобщем обязательном бесплатном образовании, создание печатных машин, внедрение эффективных технологий массового производства бумаги — эти и другие факторы привели к тому, что библиотеки стали превращаться если и не в массовое, то в довольно распространенное явление. Капитализм оказался наиболее мощным стимулом развития библиотечного дела и библиотековедения по сравнению со всеми предшествующими формациями. Развитие библиотечного дела не могло идти успешно без опоры на достаточно выверенные научные основы, рациональные нормы. В изменившихся условиях их могла дать только наука. Под влиянием практических потребностей накопившиеся ранее эмпирические знания и представления о библиотеках ускоренно трансформировались в определенную научную систему, которая вскоре получила название "библиотековедение". Именно с этого времени открывается второй, т.е. собственно научный, этап в развитии библиотековедения, который длится по настоящее время. Он в свою очередь подразделяется на: 1) буржуазный период; 2) период бифуркации библиотековедения; 3) период дебифуркации библиотековедения (см. рис. 1). Первый период охватывает XIX — начало XX в. и по своему идейно-теоретическому содержанию определяется как буржуазный, поскольку в основе библиотековедения того времени лежали нормы и ценности капиталистического общества. В этом отношении оно в масштабах мира представляло собой "единый поток". Отечественное библиотековедение, хотя и имело некоторые специфические черты, в основном и главном полностью развивалось в русле этого потока. Первым, кто наиболее ясно осознал кульминацию потребности введения понятия "библиотековедение", был мюнхенский библиотекарь М. Шреттингер (1772—1851). Именно он впервые в истории упомянул слово "библиотековедение" в названии своего двухтомного труда "Опыт исчерпывающего учебника по библиотековедению, или руководство по совершенному ведению дел библиотекаря" (сохранен стиль оригинала — В. С), издававшегося с 1808 по 1829 г. В 1834 г. работа была переиздана под названием "Руководство по библиотековедению". Теоретические позиции Шреттингера были ограничены историческими условиями. По Шреттингеру, библиотековедение еще не отчленилось от библиотечного дела, под которым он понимал практические знания. Особенность его взглядов — повышенное внимание к практическим вопросам организации и устройства библиотеки, в чем он усматривал сущность библиотечной работы, а также библиотековедения. Эта позиция оставила глубокий отпечаток на всем зарубежном библиотековедении XIX и отчасти XX в., что впоследствии дало основание рассматривать его в качестве узкотехнической, практической, прикладной науки, лишенной социального содержания. Капитальный труд М. Шреттингера положил начало целой серии изданий по вопросам библиотековедения, которые по своему идейно-теоретическому содержанию разделяли взгляды Шреттингера. В конце XIX в. появились первые признаки отделения библиотековедения как науки от практики. Наиболее существенный вклад внес в это немецкий библиотековед А. Грезель (1849—1917). В связи с этим он писал: "Подобно тому, как всякая наука вычленяется из общего человеческого знания и в соответствии с принципом упорядочения в целостность образует дисциплинарное знание, точно так же и библиотековедение... есть упорядоченная совокупность всех непосредственно относящихся к библиотеке знаний". Таким образом, библиотековедение начинает выступать не в качестве "практического знания", а как совокупность научных знаний, т.е. как научная дисциплина. Появившаяся в конце XIX в. интерпретация библиотековедения как самостоятельной научной дисциплины одновременно поставила в повестку дня вопрос о предмете этой науки. Одна из первых попыток его решения принадлежит А. Грезелю. "Теоретические вопросы, — писал он, — имеющие отношение к библиотеке, 'история библиотечного дела вообще и отдельных книжных фондов образует предмет самостоятельной науки — библиотековедения". Примерно в то же время формируется и первоначальное представление о структуре библиотековедения как научной дисциплины. Если ранее оно понималось как нечто неразделимое, синкретическое, то теперь в нем выделяются два равноценных раздела: учение о библиотеке и учение о библиотечных фондах. Библиотековедение впервые приобретает форму структурированного целого, хотя и несовершенного с современной точки зрения. Одновременно в библиотековедении выявились и бесперспективные тенденции. Так, например, зародилось историко-книговедческое направление во главе с К. Дзяцко (1842—1903), акцентировавшее внимание на изучение рукописей и старопечатных изданий, что совершенно неоправданно расширяло как предмет, так и структуру библиотековедения. Точно так же непродуктивными оказались попытки включить в состав библиотековедения такие науки, как книговедение, литературоведение, библиографию и др. Процесс становления библиотековедения сопровождался увеличением числа трудов по библиотечному делу, библиотековедению, организацией первых библиотековедческих журналов ("Серапеум", Германия, 1840, "Библиотечный журнал", США, 1976), профессиональных библиотечных ассоциаций (Американская библиотечная ассоциация, США, 1876, Библиотечная ассоциация, Великобритания, 1877), образованием научных центров в области библиотековедения, важнейший из которых находился в Германии. В России термин "библиотековедение" получил распространение с середины XIX в. и прочно утвердился в начале XX в. Отечественное библиотековедение, как и зарубежное, представляло собой совокупность научных знаний, в социально-политическом плане имевшую либерально-буржуазную и буржуазно-демократическую направленность. Видную роль в развитии библиотековедения сыграли В. И. Соболыциков (1813—1872), Н. А. Рубакин (1862—1946), А. А. Покровский (1875—1954), К. И. Рубинский (1860—1930), Л.Б. Хавкина (1871—1949) и др. Они характеризовали библиотечное дело как важную отрасль народного образования, подчеркивали большую культурную роль библиотек, их важное место в самообразовательном чтении населения. Развиваясь в русле мирового библиотековедения, отечественная библиотечная наука в то же время имела самобытные черты. Так, библиотековеды настойчиво выступали за расширение круга читателей, общедоступность библиотек. Большое внимание уделялось изучению читателей, раскрытию книжных фондов, облегчению их использования. Во многом оригинальный характер носили взгляды отечественных библиотековедов на комплектование библиотечных фондов, их каталогизацию, организацию библиотечных фондов, другие проблемы библиотечного дела. Развиваясь как научная дисциплина, библиотековедение в XIX в. в связи с появлением первых библиотечных школ и курсов преподается и как учебная дисциплина. При этом оба процесса шли почти параллельно. Уже в самом первом определении библиотековедения Шреттингером был зафиксирован его учебный аспект. Как учебная дисциплина библиотековедение также характеризовалось прикладной, практической направленностью. Таким образом, в XIX—начале XX вв. библиотековедение сформировалось как научная и учебная дисциплины. В то же время библиотековедение представляло собой в основном формально-техническую дисциплину, характеризующуюся высоким удельным весом проблематики практической направленности. Отличительная особенность мирового библиотековедения указанного периода заключается в том, что оно развивалось как единая в мировом масштабе наука. Двадцатое столетие в развитии библиотековедения –самое сложное и противоречивое. Принципиальное его отличие от предыдущего периода заключается в том, что произошла бифуркация — разделение на буржуазное и социалистическое. Оба направления представляли собой тесно взаимосвязанные в профессиональном и непримиримые в социально-политическом и идеологическом отношении течения мировой библиотечной науки. Библиотековедение зарубежных стран в течение XX в. прошло довольно сложный и противоречивый путь. Продолжалась борьба между сторонниками "теоретического" и "практического" библиотековедения. Недооценка научного начала в библиотековедении сохранялась примерно до 60-х гг. (Ф, Милькау, 1859—1934, 1 Лей, 1877—1968). Приверженцы "теоретического" библиотековедения вели ак-i мнный поиск сущности библиотековедения, его научной основы. Однако этот поиск нередко сопровождался ошибками самого различного толка. Так, предпринимались попытки свести сущность библиотековедения к библиографии (Р. Фик), истории литературы или истории научных учреждений и организаций (В. Герзе), к экономике ниижного дела (А. Харнак, 1851—1930) и т.п. Буржуазное библиотековедение медленно, но верно приближаюсь к более полному и развернутому пониманию содержанию и ой науки. Были сделаны первые попытки раскрыть социальный, психологический, исторический аспекты библиотековедения (1933) (П. Батлер, 1886—1953), сформулировать законы библиотечного дела (1931) (Ш.Р. Ранганатан, 1892—1972). Продолжаюсь исследование сущности и теоретических оснований библиотековедения, его структуры как научной и учебной дисциплины (Й. Форстиус, Г. Лейдингер, А. Предеек). Значительные сдвиги в развитии зарубежного библиотековедения произошли во второй половине XX в. Примерно с 60—70-х гг. оно спало приобретать черты подлинно общественной науки. Большую роль в утверждении социального взгляда на библиотечное дело и библиотеку сыграл Д.Х. Шира (1903—1982), книга которого "Социологические основы библиотечного дела" вышла в 1967 г. (русский перевод— 1973). За ней последовала целая серия изданий, характеризующихся ярко выраженной социальной и политической направленностью, причем некоторые из них отличались беспрецедентно беспощадной критикой как существующего общественного строя, так и сложившейся системы библиотечного обслуживания населения. Особую роль в этом отношении сыграли "Библиотечный билль о правах" Американской библиотечной ассоциации (1948), "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (1949). "Хартия книги" ИФЛА (1972) и др. Основное содержание этих документов было направлено на В зарубежном библиотековедении окончательно утвердилась концепция библиотеки и библиотечного дела не только как важного социального учреждения и института, но и как инструмента демократии и интеллектуальной свободы. Это означало, что оно окончательно превратилось в общественную, гуманитарную науку. Исчезли все основания рассматривать ее как формально-техническую дисциплину. Одновременно в зарубежном библиотековедении разрабатываются общетеоретические вопросы, проблемы методологии библиотековедения, его научной методики, статуса, состава и др. Тогда же произошла смена парадигмы библиотековедения, обусловленная невиданным ранее нарастанием значения информации в жизни общества. Этот процесс, получивший название информатизации, требовал переноса акцента с документа на собственно информацию. Зарубежное библиотековедение относительно быстро преодолело возникший серьезный кризис и вышло на качественно новый уровень развития, который получил образное название "библиотековедение в новом ключе" (Д.Х. Шира). "Новым ключом" для него стала информационная интерпретация библиотеки и библиотечного дела. В связи со сменой парадигмы принципиальным отличием современного библиотековедения зарубежья стала ассимиляция многих идей фундаментальной информатики. Не случайно уже в 60—70-е гг. оно именуется "библиотечно-информационная наука". Ныне зарубежное библиотековедение является сравнительно В России после октября 1917 г. утвердилось новое направление J международного библиотековедения — социалистическое. Его методологическую основу составили диалектический материализм, требования классовости, коммунистической партийности, подчинения библиотечной теории и практики задачам социалистического строительства, непримиримости ко всем проявлениям " буржуазнойидеологии и др. Разработкой библиотечной теории в дореволюционной России занимались отдельные специалисты. Только в 1908 году по инициативе библиотекарей было создано «Товарищество библиотековедения», которое объединило библиотекарей России. В 1910 году начал выходить первый отечественный библиотечный журнал «Библиотекарь». В 1911 году Товарищество организовало 1 всероссийский съезд по библиотечному делу в Петербурге, где рассматривались вопросы теории и практики БД. В дореволюционный период библиотековедение формировалось в соответствии с двумя основными направлениями библиотековедческой мысли: пролетарским и буржуазно-демократическим. Их представители по-разному определяли социальную и культурную роль библиотек в обществе. Наиболее прогрессивные мысли в области БД высказывали представители буржуазно-демократического направления. Они рассматривали БД как важную отрасль внешкольного образования, высоко оценивали культурную роль библиотек и их место в самообразовательном чтении, выступали за общедоступность библиотек для всего населения, рассматривали вопросы размещения библиотечных сетей, организации центральных уездных и городских библиотек и др. Представителями этого направления являются Н.А. Рубакин, Л.Б. Хавкина, Богданов, Дерунов, Покровский, Рубинский, Стасов и др. Их труды содействовали развитию библиотековедения как самостоятельной области знания. Рубакин Николай Александрович (1862-1946). Окончил С-Петербургский университет. Занимался проблемами изучения читателей и чтения, самообразования, комплектования библиотечных фондов создания теории ядра фонда, рекомендательной библиографии. В рамках рекомендательной библиографии создал универсальный рекомендательный указатель «Среди книг» в 3 томах, рекомендовал книги для народных библиотек, составлял индивидуальные планы самообразовательного чтения для читателей, создал ряд научно-популярных работ по самым различных отраслям знания. Занимался изучением читательских интересов и психологии чтения. На основе полученных данных разработал теорию «библиопсихологии» («Психология читателя и книги» 1929 г.), основными положениями которой являются положения о том, что каждый читатель имеет своего писателя, и можно на этом основании при изучении психологического типа читателя и соотнесении с психологическим типом писателя составлять программу чтения и предлагать читателю именно его книги. Хавкина Любовь Борисовна (1871-1949). Русский, советский библиотековед, доктор педагогических наук. В 1890-1912 гг. – библиотекарь, научный сотрудник, член правления Харьковской общественной библиотеки. Организовала научный отдел при этой библиотеке, открыла библиотечные курсы при Народном университете им. Шенявского, создавала универсальные пособия по библиотековедения – «Библиотеки, их организация и техника» 1904 г., «Руководство для небольших библиотек» 1911г. В 1910-1928 гг. – директор научно-исследовательского кабинета библиотековедения в Москве. Составила авторские таблицы для раскрытия книжных фондов и организации АК. Богданов. Председатель «Товарищества библиотековедения», редактор журнала «Библиотекарь», автор работ по организации книжного фонда. Дерунов. Известен созданием примерного библиотечного каталога в помощь комплектованию общественных библиотек.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 8914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |