Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет библиотековедения. Закономерности и задачи развития современного библиотековедения




Закономерности и задачи развития современного библиотековедения

Закономерности:

1) дифференциация библиотековедения – библиотековедения стало разделяться на несколько составных частей: общее, учение о библиотечных фондах, учение о каталогах, история библиотечного дела.

Этот процесс содействовал тому, что каждая дисциплина начала формировать собственные теоретические и методологические положения.

2) интеграция библиотековедения – библиотековедение взаимодействует почти с 40 научными дисциплинами. Происходит активное взаимопроникновение наук, на стыке которых возникают новые научные дисциплины (социология чтения, библиотечная психология);

3) ускорение темпов развития науки;

4) координация научно-исследовательской работы в области библиотековедения;

5) усиление связей науки с производством и внедрение научных достижений в практику (например, централизация сначала разрабатывалась теоретически, а потом была внедрена в практику).

Задачи библиотековедения: изучение и обобщение библиотечной практики, создание нового опыта, экспериментальная проверка теоретических идей, внедрение их в практику, разработка новых направлений развития библиотечного дела.

 

 

Библиотековедение - наука о библиотечном деле, изучающая принципы организации общественного пользования произведениями печати и другими видами документов, закономерности и проблемы функционирования и развития библиотек и библиотечных систем.

Важным теоретическим вопросом библиотечной теории является вопрос о её объекте и предмете.

Объект библиотековедения — это то, что противостоит субъекту (библиотековеду) в его познавательной деятельности, то, на что направлено изучение.

Предмет – это аспект объекта, изучаемого данной наукой.

Проблема объекта и предмета библиотековедения является дискуссионной. В 70-80-е гг. высказывались разные точки зрения на предмет библиотековедения: выявление и исследование закономерностей, принципов формирования и развития библиотечных систем, взаимодействие библиотек и т.д. Они определяют не предмет, а задачи библиотековедения.

В большинстве случаев объектом библиотековедения признавалось библиотечное дело. Существуют 6 концепций библиотечного дела, исходя из которых выделяют и объект библиотековедения:

1. Эпистемологическая («знаниевая»): сущность библиотечного дела - в оперировании знаниями.

2. Функционально-технологическая: библиотечное дело - совокупность процедур комплектования фондов, их организации и обслуживания читателей.

3. Социально-функциональная: библиотечное дело выступает как область информации, культурно-просветительной и образовательной деятельности.

4. Институциональная: библиотечное дело—совокупность библиотек, имеющихся на некоторой территории.

5. Информационная: библиотечное дело - одна из областей информационной деятельности.

6. Документалистская: библиотечное дело – подсистема документных коммуникаций.

Все вышеперечисленные концепции отчасти верны, но они являются неполными и односторонними. Полное представление об объекте библиотековедения дает системно-деятельностный подход, согласно которому библиотечное дело представляет собой одну из областей человеческой деятельности, а библиотека – систему, состоящую из нескольких элементов. Базируясь на этой точке зрения, Н.Карташов и В.Скворцов предложили в качестве объекта библиотековедения рассматривать триаду или систему, состоящую из трёх элементов: 1) информация в виде публикаций; 2) читатель; 3) библиотекарь. Предметом библиотековедения ими было названо обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явление, индивидуальное по формам реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций.

Н. Столяров существенно доработал данную концепцию и предложил в качестве объекта библиотековедения считать библиотеку как систему, состоящую из четырёх элементов. Данная концепция на сегодняшний день является наиболее разработанной, доказательной и признаётся большинством отечественных библиотековедов.

Таким образом, Объект библиотековедения это библиотека как система, состоящая из четырёх элементов: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы.

Предмет библиотековедения – это отношения и взаимосвязи элементов системного объекта библиотека, как между собой, так и с внешним окружением.

Различные точки зрения на объект, предмет библиотековедения и его статус вызывают к жизни и различные концепции структуры, или внутренней организации библиотековедения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.