Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы и закономерности развития библиотечной теории после 1917 г




В развитии библиотековедения в этот период можно выделить два периода: 1917 – конец 50-х гг., 1960 – начало ХХ1 века.

После 1917 года библиотековедение начало формироваться как общественная наука, основу которой составляла марксистско-ленинская идеология. Библиотековедение было заидеологизировано.

В 20-е г. активно развивалась сеть МБ, что содействовало развитию социальных аспектов БД. Изучаются задачи и основные социальные функции библиотек. Ставится вопрос о необходимости подчинения деятельности библиотек политическим и хозяйственным задачам. Акцент делается на воспитательный характер работы библиотек с читателями, разрабатывается теория руководства чтением.

Период 1917-1924 – период активного развития науки. Было напечатано около 400 книг и брошюр по вопросам БД. С 1919 начал выходить журнал «Библиотечный обзор», в 1924 г. создан НИИ библиотековедения. Также в 1924 г. состоялся 1 библиотечный съезд РСФСР, на котором рассматривались вопросы теории и практики БД.

Главными вопросами, которые поднимались в это время были: вопрос о статусе библиотековедения, о его предмете и объекте, структуре.

К началу 20-х годов не было однозначного ответа на вопрос. Что такое библиотековедение, каковы его состав и границы, какое место оно занимает в общей системе наук. Доминировали две точки зрения. Согласно одной из них, библиотековедение – это самостоятельная наука, охватывающая все вопросы, связанные с книгой. Эту точку зрения поддерживали Ф.Эйхлер, И.Симановский, А.И.Калишевский.

Представителе другой точки зрения считали, что библиотековедение не самостоятельная наука, а входит в состав более общей комплексной науки как вспомогательная. В качестве копмплексной науки называлось: 1) книговедение (Н.Лисовский, М.Щелкунов, А.Ловягин, Я.Гребенщиков, М.Куфаев, Л.Хавкина); 2) библиография (Б.Бондарский, Н.Орлов); 3) психология (Н.Рубакин); 4) педагогика

Различные точки зрения на статус библиотековедения повлекли за собой и разные взгляды на его предмет и объект Книговеды и библиографы его объектом считали книгу, а предметом – библиотечную практику, как одно из средств использования книги. Педагоги в качестве объекта называли читателя, а предмета – изучение воспитательного воздействия книги и библиотеки на читателя. Теоретики (Л.Хавкина, Я. Ривлин), считавшие библиотековедение самостоятельной научной дисыиплиной, объектом называли библиотеку. А предметом библиотечную практику, методы работы.

Разные точки зрения на объект и предмет вызвали и разные взгляды на структуру библиотековедения. Оно продолжалось делиться на теоретическое (классификация библиотек, их история, статистика) и практическое (вопросы библиотечной техники).

В 20-е годы были сделаны первые попытки разработки терминологии советского библиотековедения.

Таким образом, 20-е гг. – это период активного формирования советского библиотековедения и становления его как научной дисциплины. В этот период началась теоретическая разработка главных принципов науки и определение места библиотек в общественной жизни.

В 30-е годы библиотековедение рассматривалось с точки зрения марксистско-ленинской методологии. Было определено, что оно является общественной наукой, даже идеологической. В этот период разрабатывались проблемы комплектования библиотечного фонда, теория ядра фонда.

В 1936 году прошло всесоюзное совещание по теоретически вопросам библиотековедения и библиографии, которое содействовало развитию библиотековедения.

В 30-е годы наблюдалось отставание библиотечной теории от практики. Были приостановлены исследования проблем взаимодействия библиотек, запрещена разработка проблем централизации и создания единой совокупной сети библиотек. Разрабатывались вопросы о предмете и объекте библиотековедения, но они были нечёткими.

В 40-50-е годы продолжалось развитие научно-теоретических основ библиотековедения, уточнялись его цели, задачи, предмет и объект, законы и закономерности библиотечной теории и практики. Изучалось и внедрялось наследие Ленина и Крупской по библиотечному делу, научно-теоретической основой библиотековедения стало марксистско-ленинское учение о культуре, разрабатывались вопросы о существовании двух систем библиотековедения – буржуазного и социалистического. Единой точки зрения на предмет и объект не было (это и советская библиотека и триада» книга-библиотекарь-читатель» и др.

С 60-х годов библиотековедение начало изучать свои общетеоретические проблемы: сущность библиотековедения, предмет, объект, структуру, место в системе наук, проблемы методологии и методики. Центральное место в библиотековедении заняло исследование социальных аспектов библиотечного дела, анализ влияния социально-экономических сдвигов в обществе на характер и пути развития общественного пользования книгами. В качестве объекта библиотековедения большинством специалистов стала выдвигаться триада «книга-библиотекарь-читатель», правда разные учёные выдвигали в качестве главного её элемента то книгу, то читателя, то библиотекаря.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.