КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основной закон зацепления - нормаль в точке касания высшей кинематической пары качения и скольжения делит линию центров на части, обратно пропорциональные угловым скоростямПередаточное отношение - это отношение угловых скоростей зубчатых колес. Передаточное отношение многоступенчатого зубчатого механизма есть произведение взятых со своими знаками передаточных отношений отдельных его ступеней. Зубчатые колеса, от которых не зависит величина передаточного отношения, называют паразитными колесами. Эвольвента – развертка круга. Эвольвента получается качением без скольжения нормали n-n по развертываемой окружности. Окружность, по которой перекатывается прямая n-n, является эволютой. Т.о., эволюта – геометрическое место центров кривизны эвольвент, описываемых точками прямой n-n. Профили двух круглых колес, которые соприкасаются в точке полюса р и перекатываются без скольжения, называются начальными окружностями. Высота зуба h колеса состоит из головки зуба ha и ножки зуба hf. Окружность, которая делит зуб на головку и ножку, называется делительной R. Модульm – основная характеристика размеров зубчатых и червячных колес. Модули эвольвентных зубчатых колес стандартизованы ГОСТ 9563-60. Модуль показывает, сколько раз число π укладывается в шаг Р. Модуль для колес, входящих в зацепление всегда одинаков. Расстояние по делительной окружности между одноименными точками двух соседних зубьев называется шагом зацепления Р. Радиус, ограничивающий головку зуба, называется радиусом окружности выступов Ra. Развертываемая окружность, с которой начинается построение эвольвенты, называется основнойRb. Угол зацепления α – угол между линией зацепления АВ и прямой, перпендикулярной межосевой линии. Для стандартного (нулевого) зацепления α = 20о. Радиус, ограничивающий впадину колеса, называется радиусом окружности впадин Rf. Геометрическое место точек касания на неподвижной плоскости называется линией зацепления АВ. Часть линии зацепления находящаяся внутри ее, называется активной линией зацепления (отрезок ав). Рабочий профиль зуба – часть профиля зуба, который непосредственно участвует в зацеплении. Дуга зацепления – часть начальной окружности за время зацепления одной пары зубьев. Длина дуги зацепления выражается через отношение длины активной лини зацепления ав к углу зацепления α: Коэффициент перекрытия – отношение длины дуги к шагу ξ. Коэффициент относительного скольжения зубьев λ – отношение скорости скольжения точек контакта зубьев к тангенциальным составляющим скоростей точек контакта сопряженных профилей. Явлением подрезания в теории зацепления называется пересечение окружностью вершин колеса при нарезании линии зацепления не далее АВ. Зубчатые колеса с геометрическими элементами, отличающимися от стандартных (с углом зацепления α ≠ 20о, высотой головки зуба ha ≠ m, с модулем, отличным от стандартного значения), называются корригированными, т.е. исправленными в каком либо отношении. Корригирование зубчатых колес необходимо, чтобы избежать подрезания зубьев. Величина абсолютного смещения а – расстояние между делительной и модульной прямыми рейки. χ – коэффициент смещения (относительный сдвиг рейки) – отношение абсолютного смещения рейки к модулю: Нулевыеколеса – стандартные колеса, когда абсолютное смещение равно нулю, толщина зуба равна ширине впадины и равна половине шага, высота головки зуба равна модулю, угол зацепления равен 20о (а=0, S=e =1/2P, ha= m, α =20o). Положительныеколеса – смещение рейки направлено в сторону от оси нарезаемого колеса. Толщина зуба при этом получается больше, чем ширина впадины (S > e) и, следовательно, больше половины шага (S>1/2P). Отрицательныеколеса – смещение рейки направлено к оси нарезаемого колеса (рисунок 4.33, в). При этом толщина зуба получается меньше, чем ширина впадины (S < e) и, следовательно, меньше половины шага (S < 1/2P). Стандартная (нулевая) зубчатая передача – оба колеса нарезаны без смещения (χ1 = χ2 = 0), S = e = 1/2P, действительный угол зацепления равен стандартному углу (αW =α =20o). Равносмещенная зубчатая передача – составлена из положительного (шестерня) и отрицательного зубчатого колеса с коэффициентами смещения, равными по абсолютной величине (χ1= - χ2). При такой передаче, толщина зуба шестерни S1 становится больше, чем ширина впадины е1, а у 2-го колеса наоборот. Также выполняются условия: S1 = e2, S2 = e1, S1 + S2 = P, αW = α =20o. Неравносмещенная передача – может быть составлена: а) из двух положительных колес с разными коэффициентами смещения (χ1 ≠ χ2); б) из положительного и отрицательного колес с разными по модулю коэффициентами смещения (χ1 ≠ -χ2); в) из двух отрицательных колес с разными коэффициентами смещения (-χ1 ≠ -χ2). На практике чаще применяется передача с положительными колесами. При такой передаче действительный угол зацепления больше стандартного αW > α, толщина зубьев шестерни и колеса больше, чем ширина впадины (S1,2 > e1,2) и сумма их получается больше шага (S1+S2>P). Так как данная передача не вписывается в заданные межосевое расстояние и шаг, то оси зубчатых колес необходимо раздвигать, применяя коэффициент уравнительного смещения Δу. За оптимальный угол зацепления принимается угол aW = 27о. Явление интерференции - наложение профиля колеса с внешним венцом на профиль колеса с внутренним венцом. Циклоидальное зацепление – такой вид зацепления, при котором профили зубьев очерчены по участкам циклоид: эпициклоид и гипоциклоид. Эпициклоида получается при перекатывании производящей окружности с радиусом rI по внешней стороне направляющей (неподвижной) окружности с радиусом r1 без скольжения. Гипоциклоида получается при перекатывании производящей окружности по внутренней стороне неподвижной окружности. Планетарные редукторы и мультипликаторы – зубчатые механизмы с подвижной осью вращения, которые имеют опорное колесо и обладают одной степенью подвижности W = 1. Дифференциальные механизмы – со степенью подвижности W = 2 или более и которые не имеют опорного колеса. Колеса с подвижными осями вращения называются планетарными или сателлитами (z2). Звено, на котором располагаются оси сателлитов называется водилом (на кинематических схемах водило обозначается буквой Н). Зубчатое колесо с неподвижной осью вращения называется солнечным или центральным (z1). Неподвижное колесо называется опорным (z3).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |