КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преступлений. Обстоятельства совершения транспортных
Обстоятельства совершения транспортных ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ Обеспечение транспортной безопасности остается для Рос- сийской Федерации весьма актуальной проблемой. К преступлениям против безопасности движения и эксплуата- ции транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорож- ного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечи- вающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти со- ставы объединены общими признаками тяжести преступных по- следствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ). Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уро- вень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факто- ров приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспорт- ные средства, что причиняет существенный ущерб государству. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это на- рушение нормальной работы транспорта при его передвиже- нии по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и адми- нистративные правонарушения на транспорте. В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипеди- ста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транс- портного средства. По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при силь- ном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, пе- ревозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или на- езда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрест- ков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ос- леплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, до- рожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки кон- кретной дорожной обстановки и др.; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транс- портного средства, движущегося в попутном или встречном на- правлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережи- давший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещен- ной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лица- ми, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслужи- вания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вслед- ствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения. § 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений 691 Практика показывает, что в подавляющем большинстве слу- чаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипеди- стами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелег- ко. Объясняется это тем, что зачастую они — результат одновре- менного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать воз- можную связь данных причин. Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорож- но-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое ко- личество элементов системы «водитель — автомобиль — дорога — окружающая среда». Механизм — это система временных, ди- намических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и фак- торов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная. Начальная фаза развивается в условиях движения транс- портных средств и пешеходов, сложившихся перед возникнове- нием опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последст- вий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП. Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водите- лей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и разви- вается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участ- вуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом опре- деляется воздействием окружающей среды, особенностями до- роги, техническим состоянием транспортных средств, личност- ными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов. Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пе- шехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покры- тии остаются различные следы. По ним, своевременно обнару- женным и зафиксированным, можно установить механизм и при- чины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие — кратковременность его воспри- ятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен. На характер и качество восприятия обстановки и обстоя- тельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объектив- ного и субъективного свойства: плохие метеорологические усло- вия, недостаточная освещенность, трагическая развязка проис- шедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятель- ства диктуют необходимость выявления всех очевидцев проис- шествия и проведения их детального допроса. Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое со- стояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянно- сти или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления. ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие воз- никновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия. § 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |