Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последующий этап расследования. Характер дальнейших следственных действий зависит от си-




Характер дальнейших следственных действий зависит от си-

туации, складывающейся после проведения первоначального

этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказа-

тельств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе

следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различ-

ные экспертизы, а при необходимости проводит следственные

эксперименты и предъявления для опознания.

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

По завершнении первоначального этапа следователь обычно

конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны та-

кие версии:

1) вина водителя в нарушении правил дорожного движения:

нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный об-

гон, превышение допустимой скорости и т.д.;

2) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сиг-

нализации;

3) техническая неисправность автомобиля (например, отказ

тормозов, рулевого управления, других агрегатов);

4) грубая неосторожность потерпевшего;

5) случайное стечение обстоятельств;

6) инсценировка ДТП для сокрытия другого преступления.

Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП,

иногда возникает необходимость в проведении следственного

эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально

приближенных к реальным, по возможности на месте происшест-

вия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятель-

ства, связанные с экстренным торможением, маневрированием,

чтобы определить техническую возможность предотвращения на-

езда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента

является проверка: угла обзора видимости с места водителя про-

езжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреж-

дающих о приближении к опасному участку дороги; скорости дви-

жения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения

под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профес-

сиональных навыков вождения и др.

При необходимости на данном этапе могут быть проведены

предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные

ставки, иные следственные действия. Составив мотивированное

постановление о привлечении водителя в качестве обвиняемого,

следователь производит его допрос. Затем может возникнуть

необходимость повторных или дополнительных экспертиз для

решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его защитни-

ком.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории

дел обычно проводится трех видов:

1) выясняется возможность совершения определенных дейст-

вий;

2) устанавливается возможность восприятия какого-либо яв-

ления;

§ 4. Последующий этап расследования 705

3) определяется механизм ДТП. В первом случае посредст-

вом экспериментов определяют скорость движения автомобиля,

состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безо-

пасность движения, наличие или отсутствие у водителя профес-

сиональных навыков. Во втором случае следственный экспери-

мент позволяет выяснить возможность увидеть появившееся

препятствие (человека, автомашину и т.д.) в конкретной дорож-

ной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя транс-

портного средства и т.д. В третьем случае следственный экспе-

римент предполагает воспроизведение обстановки расследуемо-

го ДТП и выяснение по следам на автомобиле, дорожном покры-

тии и других объектах механизма столкновения, опрокидывания

или наезда.

Условия проведения следственного эксперимента должны

быть максимально приближены к действительным обстоятельст-

вам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие экспе-

рименты, которые могут привести к травмам его участников, при-

чинению материального ущерба (повреждение автомобиля,

шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.).

На последующем этапе расследования допрашивают всех

свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: меди-

цинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и во-

дителя коллег по работе, сотрудников милиции и др. В ходе до-

просов выясняются подробности и обстоятельства расследуемо-

го происшествия, личности его участников.

Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их род-

ственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпев-

ший (подозреваемый) какими-либо психическими или физически-

ми недостатками, каким было его состояние здоровья перед про-

исшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлял-

ся, как был одет, что имел при себе и т.д.

Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпев-

ший умер при его транспортировке или в лечебном учреждении.

Они могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП.

У сослуживцев водителя-профессионала обычно выясняют его де-

ловые и личные качества, уровень профессиональной подготовки,

отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля,

порядок выпуска машин на линию и др. Работники милиции, первы-

ми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первона-

чальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют

обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произо-

шедшего.

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

При необходимости на данном этапе могут быть проведены

предъявление для опознания водителя и его автомобиля; очные

ставки, иные следственные действия. После того, как следова-

тель мотивированным постановлением привлекает водителя в

качестве обвиняемого, производится его допрос. Затем может

понадобиться проведение повторных или дополнительных экс-

пертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его

защитником.

На последующем этапе расследования, как правило, прово-

дятся автотехническая, трасологическая, судебно-химическая

экспертизы.

Автотехническая экспертиза назначается, чтобы опреде-

лить техническое состояние машины, исправность ее отдельных

агрегатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, опреде-

лить техническую возможность предотвращения происшествия,

дать техническую оценку действий водителя во время аварии, ус-

тановить причинную связь между техническими неисправностями

машины и происшествием, решить другие вопросы.

Своебразие автотехнической экспертизы состоит в том, что в

ней в качестве исходных данных выступают не только матери-

альные объекты, но и фактические обстоятельства, зафиксиро-

ванные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля,

на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах

допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небреж-

ность и неточность, допущенные следователем, могут негативно

повлиять на выводы эксперта. Кроме автотехнической по делам

данной категории назначаются различные виды криминалистиче-

ской экспертизы. Возможны и комплексные исследования объек-

тов ДТП.

На разрешение эксперта обычно выносят следующие вопро-

сы:

1) какие повреждения имеются на автомашине;

2) когда они образовались — до или после происшествия;

3) с какой скоростью ехал автомобиль перед аварией;

4) мог ли водитель при данной скорости движения, наличном

состоянии проезжей части и при заданном расстоянии до препят-

ствия остановить автомобиль путем торможения;

5) какое значение в данных условиях имела для развития ДТП

неисправность тормозов или рулевого управления и др.

Вместе с постановлением о назначении экспертизы эксперту-

автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места

§ 4. Последующий этап расследования 707

ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, про-

токол следственного эксперимента (если он проводился), другие

материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период

расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии до-

рожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжи-

тельности работы фаз светофоров и т.д.

При производстве экспертизы нередко используются автома-

тизированные системы «Автоэкс-2» и «Автоэкс-3». Системы

включают компьютер, оснащенный программой для выполнения

исследований и печатания заключений, а также графопострои-

тель, вычерчивающий подробную схему развития ДТП. Они по-

зволяют получать результаты автотехнической экспертизы очень

быстро и независимо от числа вопросов, а также количества ва-

риантов численных значений исходных данных.

Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и

изделий назначается в тех случаях, когда необходимо опреде-

лить, не однородны ли частицы лакокрасочного покрытия, сма-

зочных материалов, жидких и сыпучих грузов, изъятые с места

происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного

средства.

Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы

идентифицировать транспортное средство по следам протектора

шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; опре-

делить последовательность возникновения следов, направле-

ность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное

расположение автомобилей в момент столкновения; определить

направление их движения; идентифицировать человека по сле-

дам рук, оставленным на рычагах управления и других поверхно-

стях транспортного средства; отождествить целое по частям (по

осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного

покрытия).

В сложных случаях возникает необходимость в проведении

комплексной автотехнической, криминалистической и судебно-

медицинской экспертизы, разрешающей такие вопросы: являют-

ся ли повреждения, обнаруженные на трупе, транспортной трав-

мой и какими частями автомобиля они могли быть причинены;

какой была поза потерпевшего в момент наезда транспортного

средства; с какой скоростью ехал автомобиль в момент причине-

ния потерпевшему повреждений; каков механизм образования

травм, обнаруженных на трупе; не нанесены ли они конкретными

частями автомобиля; каков тип (вид, марка) автомобиля, совер-

шившего наезд, и др.

Глава 37. Методика расследования преступлений против безопасности

движения и эксплуатации транспорта

Литература:

Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных

преступлений. М., 1988.

Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю. Использование спе-

циальных познаний при расследовании дорожно-транспортных

происшествий. Караганда, 1987.

Следственный осмотр при расследовании транспортных про-

исшествий. Саратов, 1993.

Онучин А.П. Проблемы расследования дорожно-транспортных

происшествий с учетом ситуационных факторов. Свердловск,

1987.

ГЛАВА 38. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.