КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комиссарова Т. С
Т.С. Комиссарова УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ Картография с основами топографии Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по географическим и естественно-научным специальностям Москва «Просвещение»
УДК 528 ББК 26.17 К63 Рецензенты: кафедра инженерной мелиорации и охраны окружающей среды Санкт-Петербургского Технического университета; A. М. Берлянт — доктор географических наук, профессор, зав. кафедрой картографии и геоинформатики МГУ; B. Н. Кирюшкин — кандидат географических наук, доцент кафедры географии и геологии РГПУ им. А. И. Герцена К63 Картография с основами топографии: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений, обучающихся по геогр. и есте-ственно-научн. спец./Т. С. Комиссарова.— М.: Просвещение, 2001.-181 с: ил., карт.- ISBN 5-09-009848-4. В учебнике рассматриваются вопросы традиционной и современной картографии с основами топографии. Большое внимание уделено значению картографических знаний, картографическому методу исследования, использованию карт как в исследовательской, так и в преподавательской работе, показаны методологическая роль картографии, ее практическое значение для формирования картографического мышления. Помимо студентов, учебник может быть полезен учителям географии при подготовке к урокам, на которых изучаются соответствующие темы школьной программы. --,. УДК 528 \ ' ББК 26.17 "sl ' © Издательство «Просвещение», 2001 j © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2001 - Все права защищены ISBN 5-09-009848-4 Предисловие Вы открыли учебник, который называется «Картография с ос-, новами топографии». Судя по названию, это учебник о картах, о том, как с ними работать, как ими пользоваться. А нужны ли нам карты сегодня? Картографическую информацию мы получаем ежедневно, начиная с карты погоды на экране телевизора. Карта — графический специальный язык географии, и феномен картографии в том, что эта древняя наука вечно молода. Молодость ее можно объяснить тем, что каждое поколение людей, нуждаясь в картах и географо-картографических знаниях, постоянно их совершенствует. Тому способствует развитие техники и технологий. Именно с помощью карты «останавливают» люди мгновение и современники узнают о событиях далекого прошлого, о границах суши и моря, о положении русел рек, береговой линии озер, границах государств, о названиях различных объектов, так как карта сохраняет язык ее создателей. Язык же карты вырабатывается человечеством в процессе развития культуры. Некоторые из картографических произведений являются шедеврами и как произведения искусства. Имена Микеланджело, Дюрера связаны с созданием и оформлением карт. Известно, что многие картографы — тончайшие графики, художники. В наше время перехода от центрально-планируемой экономики к рыночной соответственно происходит децентрализация государственного управления и развитие самоуправления, существенным образом меняется информационная база управления социальным и экономическим развитием на всех уровнях. В информационном обеспечении этого управления пространственно распределенная графическая информация, особенно в виде тематических карт среднего и крупного масштаба, начинает занимать ведущее место. Указанные особенности картографии помогают оценить ее необходимость для полноценного системного географического и естественно-научного образования, для умения принять грамотное управленческое решение. Цель курса «Картография с основами топографии» заключается в том, чтобы в процессе усвоения предмета сформировать представление о специфическом графическом языке наук о Земле, об образах территории и явлениях, смоделированных и изучаемых в виде геоизображений, об открытиях, которые можно сделать по карте, обрабатывая информацию количественного и качественного характера. Карта своеобразный документ общения, появившийся, вероятно, раньше письменности. Знание истории картографии представляет собой аспект гуманизации знаний о Земле, ибо в основе понимания природы пространственных представлений лежат мотивы культуры и науки. Знание языка карты, умение работать с геоизображениями как с графическими моделями, передающими территориальные закономерности отображаемых на карте явлений, достигаются при условии картографической грамотности. Прикладное значение подобных знаний очевидно, так как карты — носители пространственно организованной информации и средство обучения. ТЕМА 1. КАРТОГРАФИЯ: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель темы. Получить представление о триаде картография — геодезия — топография. Раскрыть сущность каждой науки: предмет исследования, связь с другими науками, практическое значение. Иметь представление о географическом пространстве и территории и их графическом образном изображении. Представлять научную и практическую значимость картографических знаний. План изучения 1. Картография, сущность и предмет науки. 2. Геодезия. Топография. 3. Связь геодезии, топографии, картографии между собой, с географическими и другими науками. 4. Представление о географическом пространстве и картография. Феномен графического образа. 5. Значение картографических знаний в науке и практике. Демонстрационные и наглядные пособия: карта мира, карта государства, план города, топографическая учебная карта, глобус, космический снимок Земли, репродукция старинной карты. Картография — древняя и всегда молодая наука, имеющая собственный предмет исследования: отображение и исследование пространственного положения и взаимосвязей явлений природы и общества посредством их картографического изображения, путем создания и использования карт в научной и практической деятельности. На картах изображаются наши знания о самых разнообразных явлениях, имеющих территориальное распространение. Наши современные познания о Земле сложились постепенно. Развитие картографии шло вместе с общим развитием человечества, а современный период неразрывно связан с историей прошлых веков. Карты — продукт человеческой культуры, они отражают уровень представлений об окружающем мире, развития науки и техники, хранят язык своей эпохи. Ныне человечество увидело Землю из космоса и представляет ее теперь не как бескрайнюю и необъятную арену жизни, а как небольшую голубую планету, которую надо знать и беречь, «хорошо содержать», чтобы продолжать жить в гармонии с природой. Общепринятое определение картографии, переходящее из одного учебника в другой, следующее: «Картография — наука о географических картах, включающая в свои задачи всестороннее изучение географических карт, а также разработку методов и процессов их создания и использования»1. Как любая сложная система знаний картография состоит из нескольких разделов: картоведение, которое изучает все виды карт, способы их использования, методологические и теоретические основы работы с ними; математическая картография, которая занимается теорией проекций, математическими элементами карт; составление и редактирование карт, которые разрабатывают методы составления оригиналов карт, занимаются вопросами научно-технического руководства этапами подготовки составительских оригиналов; оформление карт, которое изучает изобразительные средства, используемые при создании карт в законченном виде, подготовке их к изданию; издание карт, которое разрабатывает полиграфические способы для передачи содержания карт, процессы воспроизведения и печатания тиражей карт. Знакомство со структурой картографии объясняет, почему в государственном стандарте терминов под картографией понимается «область науки, техники, производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений». Такое определение согласуется с традиционным пониманием картографии как науки о картах, о методах их создания и использования. Однако оно определяет картографию на уровне исполни-тельско-технических действий, направленных на создание карты. Вряд ли можно полностью согласиться с таким определением картографии как науки, поскольку оно явно неполное: действительно, получается, что картография изучает самое себя, т. е. карту, которую она и создает. Опираясь на философскую категорию пространства — времени, А. Ф. Асланикашвили2 разработал логико-методологическую систему картографии и уточнил представление о предмете этой науки. Разумеется, существуют различные представления о сущности и задачах картографии. В них отражается ход научно-технического прогресса, внутреннее совершенствование науки и проблемы, возникающие вновь в этой области. Картография — наука об отображении и исследовании явлений природы и общества посредством картографического изображения «как пространственных образно-знаковых моделей». Такое определение науки дает К. А. Салищев. 1 БСЭ.— 2-е-изд.— Т. П.— С. 278. 2АсланикашвилиА. Ф. Метакартография: основные проблемы.— Тбилиси, 1974. Сходное с этим определение дает Н. К. Мукитанов: картография — наука об отражении и исследовании пространственных взаимосвязей географических систем посредством их картографического моделирования. Современная картография — это познавательная наука, исследующая посредством карт пространственное размещение явлений природы и общества, их связи и динамику. Обобщая сказанное, дадим окончательное определение:
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |