КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Географическое пространство
Геодезия(в переводе с греч. «деление земли») — это наука, предметом познания которой является фигура Земли (форма ее поверхности в целом) и ее размеры, изображение земной поверхности на планах и картах. На сегодняшний день геодезисты достоверно определили размеры и фигуру Земли, создали государственную геодезическую сеть (см. 4.2), что позволяет, в свою очередь, иметь адекватно отражающие действительность карты, моделировать географическое пространство. Геодезические измерения производятся специальными высокоточными приборами (теодолитами, светодальномерами, нивелирами) на поверхности Земли, в ее недрах, атмосфере и космосе. Результаты геодезических измерений подвергаются обработке с помощью ЭВМ. Можно сказать, что геодезия изучает уровенную поверхность Земли, т. е. изучает целое. Но это целое состоит из частей — небольших по площади участков физической поверхности, на которой жи1-ве'т и работает человек. Их изучение, изображение на планах и картах в результате специальных работ, которые называются съемками, является предметом топографии («топо» — место, «графо» — пишу). Топографией называется дисциплина, изучающая способы и методы изображения незначительных по площади участков местности на топографических картах (планах).,4, Топографические съемки представляют собой комплекс работ по созданию оригинала топографической карты, плана. Было время, когда топографию некоторые называли низшей геодезией. Это так же нелепо, как называть арифметику низшей алгеброй. К нашему времени сложилось правильное представление о высшей геодезии как о научной дисциплине, призванной разрабатывать методы и способы определения размеров Земли и ее формы. В ее компетенцию входит также изучение горизонтальных и вертикальных движений земной коры. Хорошо сказал о связи геодезии и топографии профессор В. В. Вит-ковский: «Обширность суши принуждает изучать ее по частям, а исследование частей требует знания целого: это целое, т. е. общий вид и размеры Земли, изучается в геодезии». Таким образом, все три науки — геодезия, топография и картография — тесно связаны между собой. Из геодезии известно представление о целом — о фигуре Земли и ее размерах; топография позволяет создавать карты местности небольших по площади территорий (отметим, что эти карты существуют для обширных пространств страны); картография владеет методами графического изображения этого земного пространства во всем его разнообразии и любой размерности. Карты позволяют одновременно увидеть пространство любой величины — от небольшого участка местности до земной поверхности в целом. Они содержат необходимые качественные и количественные характеристики, позволяют получать различные карто-метрические параметры, т. е. картографическую информацию, пригодную для дальнейшего анализа. Только с помощью картографической информации можно установить некоторые природные и социальные закономерности распространения явлений, дать наглядное представление о размещении объектов и явлений, их сочетании, взаимодействии как в прошлом, так и в настоящее время. Карта «хранит» пространство и время в модельном графическом виде. Карта на уроках географии, истории, биологии и др.— средство научного познания, активизации мышления. Изобразить явление на карте — значит понять его структуру и сущность. Часто создание карт становится целью работы большого коллектива специалистов, задачей экспедиционных исследований (например, геологическое, почвенное, геоботаническое, ландшафтное картирование). И наоборот, предварительно изучаются карты, если начинается исследование какого-то региона. Поэтому справедливо утверждение Н. Н. Баранского, что карта — «альфа и омега» географии. Картографические знания необходимы специалисту для: формирования пространственного мышления; умения работать с картографическими моделями с целью получения информации; составления карт и изображения специальной информации в графическом виде в целях исследования закономерностей и особенностей пространственного распространения географических явлений; использования картографического метода в обучении географии и другим наукам, связанным с познанием географического пространства, с закономерностями распространения явлений и процессов. О месте картографии в системе географических наук дает представление рисунок 1. Рис. 1. Место картографии в системе наук (по Н. К- Мукшпанову, 1985) Господство геометрии — языка пространственных форм — столетия было безусловным в географии. Развитие идеи о социальном пространстве предполагает разработку другой системы для описания пространственных соотношений и структур. Способом описания, изображения, накопления информации является самый географичный способ — картографический. Карта «написана» образно-географическим языком, который не знает барьеров. Однако он имеет свои черты в разных странах, отражая их особенности и уровень развития в разные эпохи. Достаточно вспомнить китайские карты на шелке, монастырские средневековые схемы мироздания, навигационные карты эпохи Великих географических открытий (портоланы), богатые историческими сведениями русские «чертежи», современные атласы, электронные карты, различные геоинформационные системы, чтобы убедиться в том, что каждая эпоха оставляет памятники, в том числе и карты. В этом неоценимое значение картографии. Карты используются в научных исследованиях, но умение работать с графически выраженной информацией необходимо не только специалистам, но и весьма широкому кругу лиц как в сфере управления, бизнеса, предпринимательства, так и в случае обеспечения, например, личной экологической безопасности, любой потребности человека. Карта представляет собой источник информации для людей разных профессий — учителей, экологов, экономистов, инженеров, агрономов, военачальников, управленцев, путешественников. При этом центральное место занимает знание языка карты, выработанного человечеством в процессе развития культуры как раз для анализа пространственного распределения информации о природных и общественных процессах. Приобретение умений работать с географической информацией, совершать с ней мысленные действия, решать конкретные задачи, преобразовывать и составлять географическое описание поля своих возможных действий — обязательное качество образованного человека. Разработка методов использования карт как средства научного исследования — главная задача современной картографии. Отметим еще одну важную черту картографии, состоящую в развитии ее познавательных функций как средства исследования объективного мира и приобретения новых знаний. Познавательное свойство карт объяснимо, если понимать их как графические модели, с помощью которых изучается реально существующий мир. В наше время значение картографии усиливается еще тем, что меняется информационная база управления социальным и экономическим развитием общества на всех уровнях — от федерального до местного. Пространственно распределенная географическая информация в виде тематических карт, электронных карт, различных геоинформационных систем начинает и будет занимать ведущее место в информационном обеспечении управления развитием общества. Картография тесно сотрудничает с математикой, вычислительной техникой, автоматикой, с космической съемкой, науками о Земле и обществе, с философской теорией познания. Особое значение имеют связи картографии с информатикой. Много усилий приложили картографы, особенно ученые Московского государственного университета, чтобы исследовать отношения между картографией и теорией передачи информации. 1.2. Представление о географическом пространстве и картография Пространство — время, как известно, всеобщая форма бытия, форма существования материи. Пространственная протяженность присуща всем материальным объектам. Пространство обладает несколькими измерениями. Координаты объекта характеризуют его положение по отношению к соседним сосуществующим объектам. На картах можно отразить все многообразие природных и социальных явлений, имеющих пространственное распространение. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие о географическом пространстве, которое опирается на представления геометрии, физики, а также философии. Изначально, практически, понятие пространства опирается на человеческий опыт. В наиболее элементарной форме это опыт зрения и осязания. Считалось, что география начинается с ощущения расстояния, со сравнения мест, разделенных этим расстоянием. Простое описание места древние греки называли топографией. Сравнение двух местностей может быть произведено двумя путями: в виде «образа» (так называемый художественно-страноведческий подход, который ближе к искусству, чем к науке) и в виде логической схемы, например карты. Со страноведческим подходом мы встречаемся в произведениях Гомера, Страбона; пример логического подхода — карты Эратосфе-на, Птолемея. Можно сказать, что человечеством пройден путь от первоначального чувственного восприятия пространства до его точного изображения средствами картографии. 1.2.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА1 Как известно, геометрию называют языком пространственных форм, и присутствие частички «ге» — свидетельство того, что в древности изучались формы и поверхности Земли. 1 Этот раздел интересен для знакомства с ходом научной мысли в связи с формированием пространственных представлений. Подробнее см.: Харвей Д. Научное объяснение в географии.— М., 1974, Представления о пространстве можно отобразить с помощью различных (но отвечающих своему назначению) формализованных систем геометрии. Первая попытка Евклида подвести основу под эмпирические наблюдения и частные теории, которые накопились в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, завершилась созданием модели аксиоматического подхода — геометрической системы, имеющей чрезвычайно широкое применение. «Начала», написанные Эвклидом около 300 г. до н. э., направляли и активизировали геометрическую мысль более 2000 лет. Геометрия Евклида с достаточной точностью отражает свойства реального физического пространства. Однако в космических масштабах Евклидова геометрия может рассматриваться лишь как первое приближение к описанию реального устройства географического пространства. Евклидово трехмерное пространство представляет приближенный абстрактный образ реального пространства. Само понятие пространства в математике сложилось в результате постепенного, все более широкого обобщения и видоизменения понятий геометрии, которые появлялись в связи с развитием математики, физики, механики. В конце XV столетия большое значение стала занимать разработка проективной геометрии, и лишь в конце XIX в. она стала пониматься как неэвклидова. В период между появлением «Начал» и разработкой неевклидовых геометрий успехом геометрии было изложение ее задач в алгебраическом виде. В Древнем Египте и Вавилоне, видимо, пользовались для решения пространственных задач системой координат, но только в XVII в. Декарт убедительно показал, что каждый геометрический результат может быть приведен к алгебраическому. (Так, любая точка плоскости может быть представлена двумя координатами, указывающими на расстояние от этой точки до двух осей.) На концепции Декарта опираются и разработанные позднее аналитическая и дифференциальная геометрия. В большей части геометрических систем исходная поверхность плоская, а изменяются соотношения между объектами, помещенными на этой поверхности. Отсюда открывается подход к построению систем посредством геодезических линий. В системе Евклида прямая определяется как кратчайший путь между двумя точками. (Все подобные пути называются геодезическими линиями.) В начале XIX в. математик К- Ф. Гаусс изучал свойства таких кратчайших путей на искривленных поверхностях (проекция Гаусса — Крюгера для топографических карт). Г. Ф. Риман обобщил идеи Гаусса о геодезических линиях и убедительно показал, что различные системы геометрии есть частные случаи того, что впоследствии было названо геометрией Римановых пространств. Особенность подхода Рима-на состоит в том, что нужный тип геометрии пространства обусловлен правилами, принятыми (или неявно используемыми) для проведения пространственных измерений. Теория, намеченная Ри-маном, оказалась столь общей, что может быть распространена более чем на три измерения. Исходя из нее, можно рассматривать и л-мерное пространство. Русский математик Н. И. Лобачевский — основоположник неэвклидовой геометрии — понимал пространство как протяженность, присущую всем материальным объектам. По Лобачевскому, прийти к понятию пространства можно, рассматривая мир как бесконечную последовательность граничащих друг с другом материальных тел и отвлекаясь от всех других их свойств. В этом случае свойства пространства — геометрические свойства материальных тел. Далее с развитием науки было осознано, что вопрос о математическом пространстве отличается от вопроса о физическом пространстве. Геометрия Римана не имела очевидного приложения к физике, однако А. Эйнштейн доказал, что структура Вселенной близка к Евклидовой. Анализ различных систем геодезических линий, их связи с различными системами координат и теми разнообразными формами поверхностей, к которым эти формы привязаны, представляет непосредственный путь к созданию новых систем геометрии. В конце XIX в. Ф. Клейн избрал путь построения геометрической системы, исходя из топологических характеристик объектов. Его система по сути неметрическая, что само по себе знаменательно как указание на качественную природу многих математических представлений. Топология опирается на некоторые существенные свойства. Например, существенное отличие сферы от плоскости состоит в том, что сфера замкнута и конечна, тогда как плоскость незамкнута и бесконечна. Отсюда представления о характере изображения сферы на плоскости, т. е. традиционная методическая задача о картографических проекциях — изображение параллелей и меридианов на плоскости. Возможны различные пути ее решения. Птолемей и Меркатор искали конкретное решение, выводя его из геометрии. Современный взгляд на картографические проекции опирается на понятия проективной и аналитической геометрии. Фундаментальным оказался вклад Гаусса. Он не стал просто решать задачу об отображении сферы на плоскости, а рассмотрел более общий вопрос о таком отображении любой произвольной поверхности на другую произвольную поверхность, при котором сохраняются отношения подобия. В развитие этих работ он создал дифференциальную геометрию, которая лежит в основе современных работ по картографическим проекциям. Географический аспект этого вопроса заключается в том, что историю географии частично можно рассматривать как историю развития пространственных представлений, поскольку методологически пространство является основным организующим понятием в географии. В эмпирических работах географы часто прибегают к формализованным пространственным языкам при рассмотрении конкретных географических задач. В географии, картографии, как и во многих других науках, господство геометрии Евклида было безусловным многие столетия; считалось, что этот язык единственно возможный для обсуждения пространственных проблем. Развитие новых идей и представлений о сложном социальном пространстве потребовало поиска другой системы для описания пространственных структур. Такие языки в ряде случаев нашлись, и возникла необходимость уметь переходить от одного пространственного языка к другому. Поэтому обсуждение развития природы пространственных представлений необходимо прежде, чем изучение собственно графикации геопространства. Простой пример применения формализованного языка в географии — применение системы координат. Так, пункты на поверхности Земли называют собственными именами, но можно заменить их названия соответствующими географическими координатами и установить общие соотношения между ними на этом пространственном языке широт и долгот. В общем виде положение объекта или явления в пространстве и во времени можно описать исходя из системы четырех координат (х, у, z, t). Несомненно то, что понятие «геопространство» является многозначным, и его можно рассматривать по-разному, многомерно. Понятие о географическом пространстве, его структуре необходимо для понимания сущности картографического моделирования — адекватного и полного отображения явлений и объектов природного и социально-экономического характера графическими способами. В пределах земной оболочки основная форма пространства — географическое пространство, геопространство (ГП). Землеведческое представление о геопространстве разработано М. М. Ермолаевым в 60-х гг. Он выделил географическое пространство, воздействующее на географическую оболочку извне и изнутри. Пределом геопространства извне считалась граница геофизического поля Земли (до 60 тыс. км от земной поверхности). Внутри Земли геопространство простирается до основания земной коры (менее 100 км —до границы Мохоровичича1). Данное представление лишь интерпретирует общенаучное философское понятие пространства и времени, выполняя преимущественно методологические функции применительно к специфике изучаемого географией материального мира, будь то географическая оболочка, географическая среда, ландшафт, геосистема и т. п. Для географа геопространство всегда есть среда, форма, неразрывно связанные с содержанием. Можно сказать, что географическое пространство в самом общем понимании — это форма существования материальных систем в пределах географической оболочки. См.: Введение в физическую географию.— М., 1973.. Рис. 2. Схема географического пространства как единства геосистем (по У. И. Мересте и С. Я- Ныммику) Все, что имеется в мире, принадлежит к какой-либо геосистеме: формы рельефа — к геоморфологической, озера, моря — к гидрологической, население — к демографической и т. д. Следовательно, геопространство — отношение между геосистемными компонентами в пределах конкретной территории. Различие между территорией и геопространством в том, что территория, как таковая (поверхность Земли, точнее, суши является суммой отдельных территорий), служит общим фоном (ареной) расположения различных природных и общественных геосистем. Территории присуща площадь, конфигурация — место расположения. Принято считать, что геопространство — это сложный, постоянно развивающийся при-родно-социальный комплекс, «взаимосвязь основных общественных процессов и естественных обстоятельств, на которых строится планетная цивилизация»1. В географии широко используется идея множества пространств для описания самых различных явлений — социальных, политических, природных. Можно уточнить, что геопространство — это порядок взаимного размещения объективно существующих геосистем. Этот порядок может быть описан определенными параметрами, координатами, различными характеристиками. Приставка «re» уточняет принадлежность систем к земному пространству, к географической оболочке, определяет возможность изобразить их в пределах какой-либо 'территории (рис. 2).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |