Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полная совокупность всех геосистем на одной и той же тер­ритории образует географическое пространство




1 Сухоруков В. Д. Географическое пространство и человеческое//География в школе.— 1995. — № 6.

Оно заключает в себе бесчисленное количество геосистем, каж­дая из которых неисчерпаема по своим характеристикам. Это поз­воляет создать множество моделей одного и того же пространства — множество разных карт для одной и той же территории.

Картография изучает пространственную определенность геогра­фических объектов, поэтому представление о пространстве необхо­димо для определения предмета науки картографии. Уместно на­помнить, что картография — это наука об отражении и исследовании пространственных взаимосвязей географических сис­тем посредством их картографического моделирования. Отображая конкретное пространство исследуемой действительности и его из­менения во времени, она выявляет и «картографически высказы­вает» пространственные структуры и закономерности, но не объ­ясняет их, ибо это дело соответствующих специальных наук1.

Конструктивный характер представлений о геопространстве заключается в возможности перехода от методологических понятий к построению геоизображений для некоей территории.

Существующее множество географических карт отражает множество геосистем, разнообразие видов и размерностей геопро­странства.

Понятия: картография, геодезия, топография, географическое пространство, графический образ, предмет познания картографии, картографический метод иссле­дований.

Персоналии: Евклид, Декарт, А. Ф. Асланикашвили, В. В. Витковский, Н. Н. Баранский, К. А. Салищев.

Можете ли вы объяснить::

1. Что является предметом изучения картографии?

2. Какая связь существует между геодезией, топографией, картографией и дру­гими науками?

3. Почему геодезистов в старину называли землемерами?

4. Какой смысл вкладывается в понятие «географическое пространство» и по­чему оно важно для понимания графического моделирования?

5. Какая разница в понятиях «территория» и «геопространство»?

1 См.: Асланикашвили А. Ф. Метакартография: основные проблемы.—

ТбИЛИСИ, 1974.


ТЕМА 2. ФИГУРА

И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ

Цель темы. Получить представление о фигуре Земли. Понять принцип определения фигуры Земли и измерения ее Эратосфеном. Знать взаимосвязи между физической (топографической), уровен-ной и референц-эллипсоида поверхностями. Знать свойства глобу­са как модели Земли.

План изуч е ния

1. Формирование представлений о фигуре Земли.

2. Геоид — фигура Земли. Уровенная поверхность.

3. Градусные измерения Эратосфена.

4. Размеры Земли.

" 5. Глобус — модель Земли.

Демонстрационные и наглядные пособия: глобус, космический снимок Земли, изолинейная карта поверхности геоида, отвес.

2.1. Геоид и земные поверхности

В XIX в. стала известна подлинная фигура Земли, имеющая вид не шара или эллипсоида, а ближе всего подходящая к трехосному кардиоиду, но не являющаяся какой-либо правильной геометриче­ской фигурой.

Эту фигуру назвали геоидом, что в переводе означает «тело, имеющее форму Земли».

Сегодня известно, что площадь земной поверхности 510 млн км. Из них Мировой океан занимает 71%, а суша 29% поверхности. Чтобы получить представление о форме Земли, изучают некую те­оретическую уровенную поверхность Мирового океана, не прини­мая во внимание существующие на Земле «острова» суши, т. е. рассматривают планету как бы издалека, например с космической орбиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.