Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иньская и янская составляющие процесса мышления




Стили мышления.

Понятно, что самое совершенное мышление, на которое способен человек, возможно только тогда, когда задействован весь диапазон тонких тел (как это происходит у гениев), т.е. процесс мышления происходит на всех тонких планах одновременно. С уровней ощущений и эмоций поступают интенсивность и мощь, с верхних уровней – творческие идеи и нетривиальные решения, а средний уровень – ментальное тело – осуществляет систематизацию и обмен процессов мышления и его продуктов. Другими словами, каждое из тонких тел осуществляет свой собственный «процесс мышления», причем все тела вместе осуществляют этот процесс синхронно. В связи с этим можно говорить о разных стилях синхронно осуществляемого мышления.

Возможны, однако, блокировка процессов в нескольких тонких телах либо нарушение синхронности. Тогда процесс осуществляется более активно в каком-то одном теле либо в нескольких – например, только в тонких планах или только в плотных. Могут, скажем, встречаться «беспочвенные мечтатели» – если акцент переносится в буддхиальный план, или «интеллектуалы» – если наиболее интенсивно включен ментальный план. Часто основные процессы осуществляются в эфирном или астральном телах (инфантильный тип мышления). Наиболее распространены два типа блокировки тонких тел: блокируется либо уровень тела, либо уровень духа. В наиболее грубом варианте это порождает следующие стили мышления:

1. «интуитивное» (как правило, дологическое, эмоци­о­нальное);

2. «ментальное» (логическое).

Третий стиль мышления включает три тонких тела – эфирное, астральное и ментальное. Его можно обозначить как

3. «интуинтивно-ментальное».

Оно представляет собой упрощенную версию упомянутого выше совершенного мышления, в котором участвуют все тонкие тела и которое является результатом нормальной жизнедеятельности системы дух – тело. Для последнего процесса можно ввести термин

4. целостное мышление.

Именно такой стиль мышления либо его упрощенная версия («интуитивно-ментальное» мышление) формируется при осознанном использовании рассмотренной здесь энергетической модели.

«Интуитивный» стиль архаичен. Он основан на эмоциональном и чувственном восприятии мира и представляет собой иньский вариант процесса мышления (т.е. иньскую составляющую в нашей модели целостного мышления).

«Ментальный» стиль – современное логическое мышление – представляет собой янский вариант процесса мышления,или янскую составляющую упрощенной модели целостного мышления. В полной модели янская составляющая включает все процессы верхнего слоя ментального, каузального, буддхиального и атманического планов, т.е. соответствует уровню духа.

В целостном (системном) мышлении присутствует целостная энергия Ци, т.к. оно включает обе составляющих – иньскую и янскую.

Каждая из двух составляющих упрощенной («интуитивно-логической») модели мышления имеет собственный язык описания. Иньской составляющей соответствует язык состояний (в т.ч. эмоциональных состояний). Янской составляющей соответствует язык четкой постановки целей и технологий их достижения. Второй стиль дает ясность пути и шагов, а первый дает силу для того, чтобы этому пути следовать. В расширенной модели язык состояний также соответствует каузальному и атманическому планам.

Процесс мышления в нашей модели удобно рассматривать как единство логики и аксиоматики. Любые рассуждения и логические конструкции всегда выстраиваются в рамках определенных правил по умолчанию (часто неосознаваемых) и на базе определенных (осознаваемых) предположений или ожиданий.

Например, человек, участвующий в деловых переговорах, может строить свою аргументацию на основе неявного предположения, что он не должен доверять своим партнерам. В другой ситуации он будет неявно предполагать, что некоторым из партнеров можно доверять полностью, другим – до определенной степени.

Такие неявные предположения редко можно обосновать рационально. Скорее, они являются продуктом непосредственного восприятия и чувственного опыта и представляют собой своеобразную интуитивно созданную аксиоматику для дальнейших логических конструкций. Формирование аксиоматики является функцией нижних тонких планов – эфирного, астрального и простейших элементов ментального, – которые относятся к категории тело (хотя источники и общий план любой аксиоматики определяются ценностями и миссией человека, – по этой причине аксиоматика уникальна и сугубо индивидуальна). Логические же конструкции, развиваемые или реализуемые в рамках этих неявных предположений, являются продуктом верхних тонких планов, относящихся к уровню духа.

Таким образом, процесс мышления в нашей модели является процессом взаимодействия духа и тела, причем это взаимодействие организовано круговым образом. Ментальные построения и стратегические линии базируются на чувственном восприятии (функция тела), в то время как чувственное восприятие и формирование аксиоматики определяются ментальными идеями и стратегической направленностью (функция духа). Мы получаем здесь круговую структуру движения энергии Ци, свойственную кибернетическим системам: аксиоматика зависит от характера и цели логических построений и в то же время служит опорой для них.

 

* * *

 

Рассмотрим более подробно роли иньской и янской составляющих в этом процессе.

Иньская составляющая более архаична; она основана на эмоциональном и чувственном (интуитивном) восприятии мира. При иньском стиле мышления акцент внимания в большой степени переносится на контекст проблемы. Каждый ее фрагмент осознается как отдельная деталь и имеет определенную эмоциональную окраску. Так формируется интуитивное следование событийным потокам (без ясного осознания происходящего) – как это происходило у большинства людей в древности и происходит у животных. Это дает высокий уровень встроенности в мир, ощущение опоры и стабильности. Однако, если иньская составляющая становится основной в процессе мышления, это ведет к определенным трудностям, связанным с замедлением процесса личностной эволюции, а в самом грубом варианте дает инфантильное мышление.

Янская составляющая мышления дает силу быстро принимать решения и активно воздействовать на мир. В нашей модели она включает озарения, приходящие с уровня атманического или буддхиального планов, активные действия, которые не всегда осознаются, но подчинены высшему замыслу буддхиального плана, а также ментальные описания всех возникающих при этом фрагментов решаемых задач.

Сюда также относятся всевозможные технологии, стратегическое планирование, конкретные программы, касающиеся преодоления всех возникающих трудностей и тупиков в рассматриваемых проектах. Во внешней реальности (в плотном плане) она создает преобразующий потенциал, с которым связаны аспекты воли и творчества.

Подчеркнем, что янский стиль мышления в нашем определении включает не только логическое мышление (деятельность ментального плана), но также активное воздействие на внешнюю реальность и творческие озарения по ее поводу.

Это подразумевает высокий уровень осознания себя и своих действий и полную ответственность за них. Янская составляющая была редкостью в древние времена, когда все новые идеи или озарения приписывались высшей силе (Богу) и, следовательно, не подразумевали личной ответственности.

Процесс выделения янской составляющей в независимый стиль мышления определил несколько эпох в развитии человечества – породив сначала эпоху Просвещения, а затем и последующие, приведшие к научно-технической революции и торжеству (и гипертрофии) ментального разума последних времен. В самом грубом, непроработанном варианте такой стиль мышления сводится к собственно логическому мышлению. Человек склонен тогда строить логические конструкции по поводу всего, что видит вокруг, – причем эти конструкции могут быть оторваны как от событийных потоков и ценностного плана, так и от эмоционально-чувственного восприятия. Не имея чувственного контакта с миром, он вынужден опираться на жесткие убеждения и принципы, которые в этом случае заменяют интуитивную аксиоматику. Такой человек становится весьма компетентным в различных суждениях – и чувствует себя экспертом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.