Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили мышления как особенности субличностей




Как было сказано, часто используется только «интуитивный» или только «ментальный» стиль мышления, либо – оба, но по отдельности (в зависимости от контекста). Это зависит от того, какое из тонких тел акцентировано.

Устойчивость такой акцентуации обеспечена системой телесных блоков, и в связи с этой устойчивостью акцентированное тонкое тело можно связывать с отдельной субличностью. Можно говорить о перевесе той или иной субличности – «интуитивной» или «ментальной». В случае, когда каждая субличность акцентируется в своем особом контексте, можно говорить о нарушении связей между субличностями. В этом случае они оказываются конфликтующими (конкурирующими). Тогда поведение человека, с точки зрения внешнего наблюдателя, становится непоследовательным или противоречивым.

В жизни отдельного человека могут быть периоды активности той или другой субличности. Можно сказать, что у каждого человека в детском и подростковом периоде активна первая (интуитивно-спонтанная) субличность, а в юношеском и взрослом периодах – вторая (логическая). Далеко не все люди достигают такого уровня личной эволюции, когда обе субличности начинают действовать синхронно – интегрируются в энергию Ци. (Именно это качество синхронности дает взрослую, а затем и зрелую личность.)

У некоторых людей логическая субличность так и не включается, и они на всю жизнь остаются в подростковом периоде своей эволюции. Эта категория людей часто ссылается на интуицию, желание («я хочу») или выгодные для себя правила и инструкции, и склонна к проявлениям протеста и актов саботажа против многочисленных обязательств, с которыми вынужден мириться современный человек.

У другой категории людей активизация логической субличности сопровождается своеобразным подавлением интуитивно-спонтанной. Обычно это сопровождается наличием сильных телесных блоков, снижением эмоциональной восприимчивости и чувствительности к тонким ощущениям. Представители этой категории могут проявлять большую жесткость как по отношению к окружающим, так и к самим себе. Основное ограничение таких людей связано с многочисленными социальными и ролевыми страхами (страх оценки, страх некомпетентности в той или иной роли и т.д.). Эти страхи закладываются в детском и подростковом возрасте и, как правило, оказываются вытесненными, в результате чего такие люди социально адаптированы, имеют достаточно жесткую картину мира и принимают на себя множество социальных и ролевых обязательств, обусловленных упомянутыми страхами («я должен…»).

Естественно, что мы даем достаточно грубое описание, и каждый отдельный человек может находиться в любой точке шкалы, обозначенной этими двумя типами.

Существует еще одна категория людей, у которой акцентированы обе субличности. Они равны по силе, но находятся в противостоянии. Такие люди часто оказываются в ситуации внутреннего конфликта и, в зависимости от контекста, у них преобладает то иньский, то янский типы мышления. В подобных случаях у человека возникают проблемы и с принятием решений, и с систематизацией материала, и с составлением планов, и с определением ближайших шагов (вспомним популярные тренинги по тайм-менеджменту).


Графически все описанные стили мышления представлены на рисунках 40-43.

 

1 – «интуитивная» субличность,

2 – «ментальная» субличность.

Последний, четвертый из описанных стилей мышления (см. рис. 43) можно рассматривать как естественное мышление, свойственное тренированному и зрелому человеку, у которого дух и тело (в указанном выше смысле) в равной степени здоровы и развиты.

Однако такое мышление становится недоступным при наличии внутренних проблем: либо картина мира оказывается слишком жесткой или искаженной (нарушения в области духа), либо тело недостаточно подготовлено для рассматриваемого процесса. В частности, многие заболевания и неадекватные эмоциональные состояния, а также неподготовленность физического тела (множество неконтролируемых мышечных напряжений) являются непреодолимым препятствием для спонтанного использования этого стиля. (Ниже это будет показано в стенограммах демонстраций.)

В этом случае одна из двух связей – иньская или янская – блокируется, что дает линейную систему с причинно-следственной зависимостью. Тогда причину трудностей принято искать либо в неправильной картине мира, т.е. в области духа, либо в неадекватном восприятии, т.е. в области тела (физическое тело, ощущения, эмоции, спонтанный выбор значимых деталей). В данном подходе, однако, не рассматриваются причинно-следственные связи, и любая из вышеупомянутых трудностей будет рассматриваться как системное нарушение. Это означает, что при искажениях в картине мира всегда необходимо искать телесный аналог этих нарушений, и наоборот, а затем работать с обеими частями.

Практики, которые мы перечислим в конце данной главы, могут использовать носители всех стилей мышления.

При иньском («интуитивном») стиле мышления в процессе практик должны развиваться концентрация и волевые качества.

При янском («логическом») стиле мышления должна быть восстановлена чувствительность; это требует восстановления навыков расслабления тела и деконцентрации – способности расфокусировать внимание в объеме тела и за его пределами (такая способность лежит в основе восприимчивости).

Другими словами, в первом случае развивается янское начало (концентрация), во втором случае – иньское начало (способность к расфокусировке внимания).

В случае «расколотого» мышления (рис. 42) необходимо восстановить связи между этими двумя частями, т.е. добиться их интеграции и объединения в энергию Ци, что также делается с помощью особых практик.

Итак, предлагаемая здесь энергетическая модель целостного (системного) мышления состоит в гармоничном объединении «интеллектуальной» и «интуитивной» составляющих процесса мышления. Другими словами, всякий процесс мышления должен сводиться к интеграции энергий Инь и Ян – и восстановлению энергии Ци.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.