Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышления в ситуации стресса




 

В качестве примера приведем продолжение стенограммы демонстрации, рассмотренной ранее. Речь идет об управляющем, который жалуется на большое количество разнообразных дел и проблем, одолевающих его ежедневно. Он воспринимает эту ситуацию как настоящий стресс.В демонстрации также дается пример использования следующих техник (в бизнес-контексте):

1. Техника создания состояния первого внимания.

2. Техника создания намерения.

3. Техника перераспределения телесной энергии.

4. Техника «раскрытия» тела.

5. Техника трансформации энергии с помощью потоков.

6. Некоторые приемы планирования

7. Фрагменты техники подготовки к переговорам.

 

В демонстрации сохранено множество подробностей, для того, чтобы показать типичные ошибки, которые обычно делаются на начальных этапах овладения стратегией.

 

М.П.: (После перечисления Т. срочных дел). Это все?

Т.: Нет, пятая часть…

– Как бы ты спланировал их сейчас, если бы стал расставлять приоритеты?

– Ну, во-первых, все бы их выписал. Из них отметил бы действительно важные.

– Давай проставим баллы по степени важности.

– Первым – встретиться с депутатом. Вот, Марк, – веришь, нет, вот смотрю, все важные!!!

– Все одинаковые?

– Вообще, выбрать нельзя! (…)

 

Мы опускаем часть диалога, в которой предпринимается несколько попыток расставить приоритеты. В конце концов это не удается, т.к. К. пытается аргументировать приоритеты интеллектуально. Заканчиваются эти попытки следующим заявлением:

– Для меня все на первом месте. Все эти дела надо сделать завтра как сегодня. Они висят все передо мной. И так висят: либо все делать, либо ничего. И выбираю ничего… Что валится, то и делаю. А сам выбрать затрудняюсь.

В процессе этого диалога выясняется, что у К. в данный момент нет доступа к внутренней аксиоматике, ментальный план отделен от интуитивной части мышления.

(Продолжение стенограммы)

– Ты всегда пытаешься делать так?

– Да. Но это не срабатывает, и у меня же еще и все силы забирает…

– Ты держишь все в поле зрения? Сейчас, когда ты говоришь «вот оно висит передо мной», где ощущение? На что это похоже, если дать метафору?

– Камень (указывает в пространство на уровне груди). И я его должен столкнуть.

– А теперь постарайся точно выполнить инструкцию. Сохраняя чувствование этого камня, определи, как расположены образы этих дел, когда все это в целом висит над тобой?

– Они на камне прямо написаны.

– То есть это в поле центрального внимания. Я правильно понимаю?.. Твоя концентрация направлена на все эти дела одновременно. Для начала нужно научиться это все воспринимать из первого внимания.

– Я один раз так и сделал. Их все выписал и по очереди делал. И сделал все…

– Правильно, но это тоже второе внимание – когда ты выстраиваешь список, думаешь по поводу каждого из них, расставляешь цифры, как мы сейчас начали делать. Ты уже начал это делать, сказав, какие самые важные, какие вторичные. Потом среди самых важных ты бы выбирал еще более важные. Расставил номера – и стал бы выполнять. Ты всегда так делаешь, хотя сам понимаешь, что это безнадежно. Твоя энергия иссякает, а камень остается перед тобой и продолжает давить. Ты знаешь, что иньский и янский аспекты личной силы – это расфокусированное внимание и концентрация. Но ты не используешь иньскую часть, ты постоянно концентрируешься. Естественно, что быстро накапливается усталость, и ты не способен все это выдерживать. Концентрироваться уместно тогда, когда бьешь в одну точку. Например, чтобы пробить этот камень. Расположи сейчас камень перед собой. Расслабь тело и распредели внимание между ощущением в груди и этим камнем.

– Разделить внимание?

– Да, раздели. Раздели внимание между ощущением в груди и камнем одновременно. Это можно сделать, если расслабить тело и расширить себя так, чтобы включить камень. Тогда ты будешь одновременно чувствовать это переживание в груди – и камень, как одно целое. Получается?

– Да, какая-то тяжесть в груди.

– А теперь продолжай. Сохраняй состояние. Здесь важна стабильность. И концентрируйся на этом... Продолжай расслаблять тело... Раскрой все тело, раскрой все уровни... Концентрируйся на камне и тяжести в груди...

– Начинает сваливаться, проваливаться.

– Продолжай концентрироваться…

– Что-то мешает…Сильное ощущение в нижней части туловища.

– Нижняя часть тела закрывается. Какая там эмоция?

– Страх. Я не в состоянии... дел много, и я не смогу.

– Предположим. Это переживается как страх несостоятельности. (К группе.) К. должен расфокусировать внимание во всем теле, но не может этого сделать, потому что нижняя часть тела спазмируется. И тогда становится понятно, что именно выталкивает его из состояния первого внимания. Страх на первом телесном уровне (в области первой чакры) – это страх выживания. Можно, конечно, назвать это просто страхом несостоятельности, но страх настолько силен, что там есть внутреннее убеждение – «вообще-то, мне во всем этом не выжить».

– Да, я так мог бы сказать.

– Поэтому нет смысла делать дальнейшие шаги, пока там есть этот страх. Страх за выживание – один из самых сильных страхов, какие бывают. Может показаться странным, что этот страх возникает по, казалось бы, не очень серьезному поводу. У К. достаточно стабильный бизнес, объективно нет никаких оснований для беспокойства. Тем не менее, страх за выживание включается каждый раз, когда количество дел превышает некоторую критическую цифру. А возможно, когда среди этих дел попадается какой-то особый фрагмент. Это уникальная особенность К., стереотип, которому он обучился в течение жизни – возможно, в раннем детстве. Это предстоит выследить. Несколько необычна структура страха: когда К. думает о предстоящих делах, у него возникает ощущение тяжести в груди, но это вторичное ощущение. При попытке снизить переживание тяжести начинает включаться все тело, вплоть до первого уровня. Так происходит каждый раз, когда К. пытается планировать свои дела. Для того, чтобы не переживать этой тяжести и страха за выживание, он делает попытку решать проблему планирования ментально, используя концентрацию. Такая (неосознаваемая) стратегия защищает его от сильных переживаний, поэтому он бессознательно держится за нее. В его метафоре все планируемые дела находятся в одном месте – «написаны на камне», так что его попытка концентрироваться на делах, по существу, становится концентрацией на ощущении тяжести, что вновь включает телесный спазм, и это вытягивает из него силы. В итоге, он только теряет энергию, а проблема не может быть решена. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо трансформировать энергию, которая проявляется как ощущение тяжести камня и спазм в нижней части тела. Если у К. не хватит концентрации, придется выслеживать этот стереотип в личной истории и затем применить практику перепросмотра.

– (Участнику). Сохраняй это состояние. Концентрируйся на камне. Продолжай с ним взаимодействовать, пока не почувствуешь реакцию тела на первом уровне.

– Зажимается.

– А теперь, сохраняя контакт с камнем, который вынуждает тебя вот так зажиматься, концентрируйся на нем, расслабляя мышцы. Переживай страх и усиливай его в себе, одновременно расслабляя тело и держа этот камень в поле зрения.

– Не получается.

– Ты делаешь это слишком созерцательно, не хватает намерения. Я даю словесную инструкцию, но смотри, там есть кое-что за словами… импульс к действию, и его ты не можешь воспринять. Ты не создаешь внутреннего импульса [21]. Попробую объяснить, как это делается. Представь себе где-то в пространстве блестящий шар… Представь себе, что он достаточно массивный и вращается… А теперь попробуй его остановить своей концентрацией. Интересно, как ты станешь это делать?

– Представляю.

– Представил. Но не остановил его. Попробуй на самом деле его остановить. Концентрируйся, чтобы он остановился, но не меняй визуализации.

– Не получается.

– Сейчас я дам тебе инструкцию, которая может помочь. Продолжай смотреть на вращающийся шар и расширь себя таким образом, чтобы твое ощущение отсюда (прикосновение к груди) коснулось его... чтобы твое тело знало, что ты его останавливаешь... Это и значит «создать намерение». Посмотри, что происходит в момент прикосновения?

– Он тормозится!

– Верно. Если ты будешь это делать с большой силой, он мгновенно остановится, у него просто не останется шансов.

– Сейчас практически остановился.

– Ты должен воспринимать этот шар так, как будто он является продолжением твоего тела. Тогда ты можешь управлять им. Это имеет отношение к намерению – почувствовать мир как продолжение себя. Можно сколько угодно концентрироваться созерцательно, но это не сработает: необходимо не просто концентрироваться, а удерживать объект своим намерением. С другой стороны, если ты не создаешь намерения, то концентрация быстро слабеет. Она не подкреплена телесной силой [22] … Вернемся к камню. Снова представь этот камень с множеством дел, и снова ощути, как спазмируется первый уровень.

– Да, спазмируется… (Говоря это, К. смотрит на ведущего).

– То, что ты делаешь во внутреннем пространстве, проявляется в каждом твоем жесте, в каждом движении. Ты сказал, что там есть спазм, и сразу поднял глаза на меня. Это тоже отсутствие намерения. Если бы ты своим намерением присутствовал там, где спазм, то не смог бы так быстро переключиться. Ты обращался бы ко мне из первого внимания, сохраняя концентрацию на ощущениях… А теперь действительно ощути присутствие этого камня. И как он завладевает твоим телом... Это реальная сила. Что может противопоставить этой силе твоя концентрация? Если концентрация становится продолжением твоего тела, то это тоже будет реальная сила… Создай намерение, направь концентрацию на камень, одновременно воспринимая его как собственное телесное ощущение.

– Он становится не массивным, а большим, но пустым.

– Хорошо. Продолжай это. Опять выскакиваешь из тела… Некоторое время там находился – и снова выскакиваешь. Для того, чтобы было легче, прикоснись [23] рукой в том месте, где у тебя есть ощущение – холод, идущий от камня… не ладонью, а пальцами… чтобы было локальное ощущение в этом месте. И слегка надави, чтобы смоделировать давление камня и поддерживать ощущение. Тогда твое внимание привлекается к этому ощущению давления. Одновременно с этим концентрируйся также и на камне... И на этом ощущении, которое ты создаешь рукой... Вот сейчас получше… Продолжай усиливать страх, переживая свою несостоятельность… И смотри на камень, концентрируясь на всем этом… Позволь этому полностью захватывать твою внутреннюю территорию... Получается? Хорошо. Продолжай, чтобы довести этот процесс до конца…

– Легкость появляется. Он как бы исчез, страх пропал.

– Отлично. Итак, у тебя есть список дел, а тяжести больше нет, верно?.. Расслабь тело... Трансформируй все остатки этой энергии, она еще есть во всем теле... Сейчас будет раскрываться грудная область, и нижняя часть туловища тоже… Старайся раскрыть все тело… расширяй себя и концентрируйся у поверхности тела, чтобы все энергетические потоки завершились... Сейчас начнется процесс интеграции…

– Список расплывается…

– Не держись за него, всегда можно восстановить список. Продолжай, пока я говорю. (К группе.) Пока К. продолжает, я хочу подчеркнуть, что такая работа должна сопровождаться практиками перепросмотра и стирания личной истории до тех пор, пока не сформируется новый стереотип мышления. Это тонкое ощущение – ощущение несостоятельности – есть у любого человека, прошедшего социальную адаптацию. Оно присутствует в разных участках тела. Его необходимо выследить во всей личной истории и трансформировать энергию каждого эпизода. В данном случае это проявляется как навык дистанцирования от дел. Необходимо трансформировать всю историю формирования этого навыка. Дистанцирование от дел, попытки решать реальные задачи ментально и как бы «не принимать их близко к сердцу» – это способ защиты от переживания несостоятельности… (К участнику.) Процесс завершился?

– Да.

– Мы начали с того, что все дела воспринимались во втором внимании. Но они должны быть в первом внимании, и сначала нужно сформировать соответствующее состояние... Расслабь тело. Расфокусируй внимание так, чтобы ощущать одновременно копчик, крестец, ноги, третий уровень – почки, солнечное сплетение... Расслабляй все эти зоны... Область лопаток, легких… затылок и шею, плечи. И одновременно осознавай все области, присутствуя во всем этом... И заметь, что там еще есть луч внимания, который спонтанно перемещается. Периферийным вниманием ты чувствуешь все тело, а луч внимания направляй на список дел, оставаясь расслабленным и расширяя себя так, чтобы список оказался внутри и чтобы все дела оказались продолжением тебя, частью твоего тела. Ты можешь смотреть на них или не смотреть, не имеет никакого значения. Я сейчас напомню тебе о них. Когда ты думаешь о встрече с юристом, там есть картинка. Где она откликается в теле? Если твое внимание расфокусировано, то ты сразу это найдешь.

– Ну вот здесь оно откликается (указывает на заднюю поверхность шеи).

– Заметь точно место, где оно откликается. Это очень локализованное ощущение. А теперь посмотри, что с другим юристом? (К. указывает на область селезенки). Встреча с депутатом?

– Это где-то ближе к спине.

– Удерживай ощущения во всех этих зонах… Решить вопрос с недвижимостью? (К. указывает на область солнечного сплетения.) Итак, есть четыре телесных зоны. Если все тело в зоне периферийного внимания, то ты будешь осознавать и чувствовать одновременно все детали. Возьмем только эти дела, а остальные пока не будем рассматривать. Оставаясь в контакте с этими четырьмя зонами в теле, прикинь, как ты станешь выполнять эти дела. Это нужно сделать очень быстро…

– Вместо обдумывания – я просто с утра со всеми созвонюсь. Сделаю это и все.

– Неправильно. Это неплохая идея, и она пришла к тебе только что. Но ее недостаточно. Вместо того, чтобы осознавать телесные отклики встреч и работать с этими откликами дальше, ты теперь думаешь, когда ты с ними будешь созваниваться. Совершенно не та последовательность. Если ты сначала будешь знать, чего ты хочешь от этих встреч, то звонок туда будет вторичным делом, которое ты сделаешь между прочим – по сотовому наберешь, когда едешь в машине, или еще как-нибудь.

– Я вот так понимаю… Я сейчас энергию трачу на обдумывание. А надо просто делать маленький первый шажок.

– Нет. Это тоже ментальная идея. Не так. Снова расслабь тело, расфокусируй внимание, оставайся в этом состоянии. Я сейчас пытаюсь создать процесс системного мышления – другого типа мышления, чем тот, что ты обычно используешь. (К. делает жест рукой.) Что за тревога возникла?

– Я не знаю, как проводить одну из встреч. Встречу с партнером по поводу недвижимости.

– А, так ты думаешь об этом как о проблеме – решить вопрос о недвижимости. Здесь чувствуется большое напряжение. Представь себе встречу с партнером... Расслабь тело и концентрируйся там до тех пор, пока трансформируется эта энергия.

 

Далее делается несколько попыток интеграции возникающего спазма. Все попытки не удались, и было принято решение о проведении сессии выслеживания этого страха и перепросмотра личной истории.

Основной итог уже получен в приведенной выше части демонстрации. Он состоит в следующих результатах:

 

  1. Сменилась постановка задачи (эффект целостного мышления, который комментировался в конце предыдущей главы – см. комментарий к шагу 1). Вместо задачи планирования возникает другая задача, касающаяся переговоров с партнером.
  2. Выяснилось, что перспектива переговоров вызывает сильное спазмирование тела. Это напряжение вытягивает из К. энергию, блокируя все возможности подготовиться к встрече и эффективно провести ее.
  3. Обнаружено, что этот спазм невозможно ликвидировать с помощью приемов, основанных на концентрации внимания. Другими словами, у К. не хватает концентрации для решения проблем с партнером.
  4. Принято решение о следующем шаге: выполнить перепросмотр, чтобы собрать энергию, рассеянную в личной истории.

 

Теперь мы приведем заключительную часть демонстрации, где осуществляются некоторые проверочные шаги и делаются итоговые комментарии.

М.П.(к группе) Мы пришли к следующему пониманию. Просматривая список дел, К. встретился с ощущением тревоги, тело сразу закрылось, и это разрушило весь процесс. Слишком много страха. Теперь ясно, что происходило при попытке планировать. Думая о разных делах, К. на мгновение касался предстоящей встречи с партнером, и тело сразу закрывалось. Так устроена его защитная реакция – тело закрывается, и он начинает обдумывать свои дела ментально, без участия тела в этом процессе, и у К. не остается никаких критериев – даже для установления приоритетов. (Отсутствие чувствования – достаточно распространенная, хотя и неосознаваемая проблема. В такой ситуации принято опираться на правила и технологии планирования. Но в данном случае даже это не срабатывает.) В первой части работы, касающейся тяжести в груди, удалось добиться успеха, но это было только преддверие настоящей проблемы. К. удается трансформировать тяжесть только до тех пор, пока он напрямую не думает о встрече с партнером, пока она воспринимается лишь как часть множества дел. Присутствие других дел маскирует эту проблему – но даже в этом случае тело выключается! Если же К. начинает думать непосредственно о предстоящей встрече напрямую, во всем теле развивается неконтролируемый спазм, с которым на данном уровне силы он справиться не может. Для этого не хватает энергии. Посмотрим, может ли К. справиться с остальными делами... (К участнику.) Представь себе, что тебе необходимо выполнить только три дела: встречи с юристами и разговор с депутатом… Расслабь тело, расфокусируй внимание… Иди во внутреннее пространство, ты помнишь, в каких зонах тела откликаются эти дела. Одно в области шеи, другое – в области селезенки, третье – ближе к спине. Когда я тебя буду спрашивать по поводу каждого из этих дел, посылай луч внимания туда, где ощущается это дело. Теперь я тебя спрошу о встрече с депутатом... Ты уже там?.. А теперь о встречах с юристами?

– …Они стали элементарными! Раз, два, три – и они сделаны.

– А теперь скажи, когда и в какой последовательности ты их будешь делать?

– Практически в любой. Я не задумываюсь даже. Когда то дело отошло, остались эти три. Да элементарно! Взял, и все сделал.

– Теперь нет нужды планировать, не правда ли? Так всегда происходит, если мы думаем о делах из первого внимания, а все напряжения интегрированы. В случае необходимости мы можем расположить дела в определенной последовательности в виде плана, но он не обязателен для нас, т.к. мы больше полагаемся на собственные ощущения.

Смотри, что происходит. Пока ты только ментально планируешь, все идет как бы легко и просто, но совершенно не продвигает решение проблемы, потому что ты не вкладываешь в каждый пункт плана реальной силы. А как и откуда идет сила? Помнишь ощущения, с которыми мы работали [24] в предыдущей сессии перепросмотра? В области шеи – как будто что-то давило, сгибало шею. Это ощущение возникало при мысли о встрече с депутатом. И если теперь, после интеграции, ты думаешь о депутате отсюда, то сразу осознаешь («предвидишь») все возможности, связанные с ним, и у тебя сразу возникнет знание, что с этим делать: начинать эту историю или отложить, когда именно начинать... А юриста ты ощущал левой частью живота, т.е. это было ощущение удара, направленного в селезенку. И если теперь ты думаешь об этом юристе отсюда, то сразу чувствуешь, что за реальная сила в этом деле, и что тебе придется туда вкладывать. И так далее.

Когда ты умеешь включать тело буквально в каждую мысль, то и каждая мысль оказывается представленной где-то в теле. Вот тогда в твоих решениях и планах появляется сила.

Это не будет просто список разных пунктов, там возникнет иерархия. И появится предвидение. И обнаружится необходимый запас времени. И появится идея о ресурсах, которые можно привлечь. Все это одновременно будет присутствовать у тебя в виде некой свертки. То есть ты не будешь видеть буквально разные детали, у тебя будет просто набор ощущений по поводу проблемы. Но ты всегда будешь знать, где брать эту информацию: она сложена в разных участках тела, и если это потребуется, ты можешь взять ее оттуда и озвучить – к примеру, в виде вдохновенной проповеди для подчиненных.

(К группе) Итак, человек думает телом, и в этом суть целостного мышления. В теле есть решение и знание, а мы обычно блуждаем вокруг, не пользуясь этим знанием и не пользуясь телом. Если К. будет думать о проблеме из расфокусированного внимания (если он создаст такой навык), то он одновременно будет чувствовать одного юриста здесь, другого юриста здесь, депутата здесь и партнера здесь (указывает на соответствующие зоны тела). У него появится чувствование связи этих вещей, потому что все связи – в теле. И появится чувствование движения энергии между этими зонами, т.е. он научится чувствовать, как одно дело связано с другим. Именно чувствовать, а не ментально простраивать это. И там будет очень много разных подсказок, и если где-то возникнет сложность или тупик, то можно просто концентрироваться в этом месте, интегрировать раскол и вновь создать здесь энергию Ци, которая по определению содержит в себе новые решения и знания (возникающие в процессе вербализации новых ощущений [25]). Тогда К. научится думать объемно, т.е. сразу обо всем, а не линейно – по очереди об одном, другом, третьем. При линейном продумывании мы ни к чему не можем прийти, а можем только сидеть и бесконечно совершенствовать пункты плана. Для того, чтобы реально почувствовать весь проект, необходимо знать сразу все детали. Вот когда мы знаем сразу все детали, тогда мы видим целое, которое они образуют – живое и текучее, как картинки в калейдоскопе. Там будет все. Там будет мгновенное знание.

 

(На этом демонстрация прерывается. Сессия трансформации запланирована на вечер, а продолжение демонстрации на следующий день.)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.