Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материальная культура. 2 страница




При описании головных уборов используется следующая термино­логия: верх;- часть головного убора, облегающая голову - тулья, по нижнему краю которой располагаются поля или отворот. В том случае, если поля или отворот наглухо пришиты к тулье, они назы­ваются околыш.

Основные элементы обуви обозначаются следующими терминами: поршень - овальный кусок кожи, материи или коры на вздержке, охватывающий ступню и нижнюю часть стопы. Подошва - нижняя часть обуви, носок - треугольник покрывающий пальцы и часть подъема. Головка - часть обуви покрывающая стопу и подъем. Голенище -часть обуви располагающаяся над головкой.[182] Эта же терминология используется при сборе сведений об одежде методом опроса. Он проводится с использованием вопросника. Вопросник составляет­ся на основе унифицированной программы. Опросный материал соби­рается не суммарно, а по различным категориям одежды.

Материал. Исходный материал, его название, количество и ка­чество. Сырье, способы получения, технологические приемы подго­товки и обработки вплоть до получения готового материала. Орудия обработки, красители и крашение. Прочие способы нанесения рисун­ка. Нитки и способы их изготовления. Время необходимое для изго­товления материала, лица, принимающие участие. Назначение полу­чаемого материала.

Техника изготовления одежды. Техника кроя и орудия труда. Названия частей кроя. Швы, их название и назначение, техника из­готовления швов. Орудия применяемые для шитья одежды. Последо­вательность сшивания частей одежды, время необходимое для ее изготовления.

Украшение одежды. Материал используемый для украшения одеж­ды, его происхождение.[183] Цвета и их назначение. Топография укра­шений. Вышивка, нитки, техника вышивания, мозаика, бисер, аппликация, украшение материалом другого цвета /воротник, манжеты, ластовицы и т.п./. Отделка мехом. Металлические и костяные укра­шения. Семантика украшений.

Бытование одежды. Способы и последовательность одевания и ношения. Необходимое количество в зависимости от назначения, вклю­чая приданное, калым, продажу и т. п. Сроки службы и дальней­шее использование. Починка одежды. Способы хранения. Специаль­ные виды одежды: погребальная, свадебная, сакральная и т. п.

По данной схеме материал можно собирать не только о соб­ственно одежде, но и о головных уборах, обуви, дополнительных элементах одежды - ноговицах, наплечниках, нарукавниках, нагруд­никах и т. п.

Для изучения бытования, состава, формы и конструкции одежды используются различные приемы фиксации. Так, фотофиксация в ос­новном дает представление о составе одежды и способах ее ношения. Цветное фотографирование позволяет фиксировать цвет как костюма в целом, так и, с использованием микросъемки, отдельных его де­талей, элементов орнамента. Фотографирование одежды как комплекса, так и отдельных его элементов производится начеловеке в трех проекциях: вид спереди, сзади и сбоку. Для фотографирова­ния одежды следует использовать только местное население. Спе­циальные виды одежды лучше фиксировать а соответствующем сопро­вождении. Например, дорожную, когда человек находится на тран­спортном средстве, производственную в период работы и т. д. Это положение не исключает возможности "демонстративной" фиксации, например, ритуальной одежды. В настоящее время фотографирова­ние, заменившее этнографическое рисование, используется и для фиксирования внешнего вида и формы одежды. В этом случае одеж­да располагается на плоскости или вешается на "плечиках". Съем­ка производится в двух проекциях, вид спереди и сзади. Вполе кадра помещается масштабная линейка.

Графическая фиксация одежды позволяет определить ее форму и конструкцию. Для фиксации формы используется контурный чертеж. Для каждого элемента одежды он вычерчивается в двух проекциях - вид спереди и сзади. Контурные чертежи изготавливаются на масштабно-координатной бумаге в масштабе I: 10 для одежды и I: 5 для обуви, головных уборов и дополнительных элементов.

Для изготовления контурных чертежей необходимо произвести обмеры по следующей схеме. I/. Общая длина одежды. 2/. Ширина в плечах. 3/. Ширина внизу. 4/. Ширина полок вверху и внизу. 5/. Размеры ворота. 6/. Ширина проймы. 7/. Ширина рукава внизу. 8/. длина рукава. 9/. Размеры дополнительных элемен­тов /кокетка, карманы, манжеты, расположение петель, швов и т. п./. После обмеров составляется чертеж. Швы на нем обозначают­ся пунктирной линией, если швы идут по краям одежды, они обоз­начаются с внутренней стороны контурной линии. Такие швы изо­бражаются только на одной проекции одежды спереди или сзади. Опушка изобретается штриховкой. Орнамент, мозаика, аппликация на контурных чертежах точно не воспроизводится. Сплош­ной штриховкой можно отметить поля орнамента, либо использовать специальные знаки дляфиксации элементов отделки и украшений. Саморнамент, в зависимости от размеров, вычеркивается в масштабе на том же листе рядом с контурным чертежом. В зави­симости от задач исследования орнамент можно калькировать. Каждый контурный чертеж снабжается паспортом, который составляет­ся по схеме рассмотренной выше. Я данном случав внего вводят­ся дополнительные сведения о материале и цвете отделки одежды в целом и отдельных ее элементов. В случае необходимости, исполь­зуя цветовую символику, можно составить цветовую схему одежды.

Схема кроя дает представление о конструкции одежды. Верти­кальный крой чертится тогда, когда основу стана составляет ку­сок материи перекинутой через плечи, а перед и спинка имеют одинаковую ширину. Горизонтальный — когда одежда состоит из двух частей соединенных по горизонтали. Схемы кроя составляются перенесением на чертеж частей одежды обозначен­ных швами на контурном чертеже, поэтому дополнительных обмеров одежды проводить не требуется, а масштабы контурного чертежа и схемы кроя совпадают.

Коллекционирование одежды производится на основе общих прин­ципов этнографического коллекционирования.

Утварь. Трактовка понятия "утварь" в этнографии неодно­значна. К ней могут быть отнесены все предметы домашнего обихода, используемые и хранимые в жилище. Круг таких предметов очень широк, от посуды до мебели и орудий труда.[184] Чаще под утварью по­нимают совокупность предметов какого-либо обихода, приспособлений и орудий труда, предназначенных для приготовления, употребления, хранения и транспортировки пищи.[185] Прочие предметы и приспо­собления, хранимые в жилище, лучше рассматривать в связи с ин­терьером, например, рукомойник, или с другими компонентами куль­туры, например, ткацкий стан с одеждой, а плотницкий инструмент с техникой строительства. Итак, к утвари могут быть отнесены предметы и приспособления применяемые в домашнем хозяйстве.

Факторы определяющие состав и бытование утвари можно разде­лить на несколько групп. Прежде всего это хозяйственная направленность и связанный с ней образ жизни. Так, у кочевников сос­тав утвари и материал из которого она изготавливается, приспособлены к образу жизни и функциям которые она выполняет. Длитель­ный функциональный отбор привел к преобладанию в кочевой культу­ре легкой и эластичной утвари. Хозяйственная направленность определяет сырье, из которого изготавливается утварь. Наряду с этим, немаловажное значение в бытовании утвари имеет наличие ис­точников сырья, из которого она изготавливается - глины, камня, коры и т.п.

При изучении утвари следует иметь в виду, что она является универсальной продукцией ремесленного производства, что способ­ствовало ее унификации. Поэтому одной из первоначальных задач полевого изучения утвари, является выяснение источников ее пос­тупления в исследуемой культуре.

Методы сбора материалов об утвари универсальны. Наблюдение позволяет выяснить состав и бытование, соотношение между различ­ными ее категориями. Основные сведения можно получить при помощи опроса. Как и в отношении других элементов материальной культу­ры, при изучении утвари для разработки вопросников и последую­щего получения информации, рациональнее использовать классификационный подход.

Утварь обычно делят на группы по функции, которую она выпол­няет как предмет домашнего обихода. Это утварь для собирания, приготовления, употребления и хранения пищи. По источнику полу­чения утварь бывает домашнего производства и покупая или полу­ченная иными способами. При полевом сборе материалов об утвари опросные схемы Чаще составляют исходя из технологии обработки ма­териала, из которого она изготавливается. Такая исследовательская программа включает три блока: материал, техника изготовления и использование утвари. В качестве примера рассмотрим схему опроса по деревянной утвари, Материал - породы дерева, способы и сроки заготовки. Инструменты и приспособления для изготовления утвари. Техника изготовления и украшение. Использование деревян­ной утвари в зависимости от назначения.

Сходное содержание имеют опросные схемы по утвари изготов­ленной из камня, кожи и коры, керамической, металлической, из­готовленной способом плетения. Некоторые программы могут быть шире, например по керамической или металлической, что связано со сложностью технологических процессов подготовки сырья и из­готовления самой утвари, но основные блоки, будут в этом случае сходными.

Фиксация утвари состоит из описания, в которое включаются паспортные данные и собственно описание внешнего вида и матери­але. Из традиционных способов графической фиксации использует­ся масштабное рисование по обмерам. В настоящее время более широко применяется масштабное фотографирование. Утварь обычно ор­наментируется. Длякопирования рельефного орнамента можно ис­пользовать методики прямого и обратного эстампажа. Цветной рисованный орнамент или роспись лучше калькировать с помощью цвет­ных карандашей или красок. При сборе коллекции утвари следует руководствоваться общими положениями этнографического коллекционирования.

Пища. Как элемент традиционно-бытовой культуры пища вы­полняет самые разнообразные функции. Она не просто удовлетворя­ет жизненные потребности человека в энергии, она существует как особый культурный компонент в социальной /пищевые предпочтения или избегания, этноэтикетное значение трапезы/, духовной /риту­альная/, материальной /хозяйство, техника и технология приготов­ления пищи/ сферах жизни этноса. Любопытно, что современные этносоциологические программы содержат вопросы имеющие целью выявление установок на традиции питания. Это ставит пищу в один ряд с та­кими стабильными этноопределяющими признаками как язык и этничес­кое самосознание.[186] В различных характеристиках пищи отражается не только этническая специфика, но и культурно-исторические связи народов. Все это позволяет рассматривать пищу как важный и ин­формативно ценный компонент традиционно-бытовой культуры,

В настоящее время выполнен ряд исследований, которые позволяют совершенствовать методику полевого изучения пищи. Каки в предыдущих случаях, ведущим здесь является классификационный под­ход, способствующий выделению универсальных составляющих пищи, что значительно упрощает задачу унификации полевых исследователь­ских программ.

При сборе полевого материала о пище следует исходить из двух
основных ее характеристик. Во-первых, это модель питания, которая зависит от хозяйственно-культурной ориентации и соответственно от соотношения продуктов используемых для приготовления пищи.
Пища любого народа комплексна, но по модели питания можно определить соотношение основных и дополнительных продуктов в пищевом
рационе. Так, у собирателей и земледельцев ведущей будет растительная пища, у скотоводов молочная, а у охотников мясная.
Вторая общая характеристика бытования пищи это система питания. В отличии от модели питания она более этнически специфич­на, поскольку включает такие параметры, как набор продуктов, ти­пы блюд, способы их обработки и приготовления, пищевые ограниче­ния и предпочтения, этикетные отношения в питании и т. д. Очевид­но, что система питания находится под влиянием не только хозяй­ственно-культурной ориентации. Она отражает исторические взаимодействия этноса, его социальную историю вплоть до современных урбанизационных процессов.[187] В исследовательском плане существуют более дробные классификации, но их целенаправленное применение при сборе полевого материала, может провоцировать заданность исследователя. Поэтому при разработке полевых программ можно огра­ничиться двумя опорными пунктами: моделью питания и системой пита­ния.

Другим важным моментом а изучении пищи является анализ тех­нологических приемов обработки пищевых продуктов и приготовления блюд. Через изучение технологий возможно раскрытие историко-куль­турных особенностей сложения пищи изучаемой этнической общности, проследить ее возможные взаимодействия с другими народами. Они составляют тот фактический материал, который позволяет говорить о модели и системе питания. Поэтому схема описания технологий является наиболее рациональной при составлении основы полевой программы.

Так могут быть выделены общие для любых пищевых продуктов этапы обработки: сырье /исходный продукт/, полуфабрикат /продукт, прошедший обработку, но не готовый к употреблению в пищу/, снедь /продукт готовый к употреблению и допускающий длительное хранение/ и блюдо /продукт готовый к употреблению, во не допускающий длительного хранения/. Например, применительно кмясу, основные этапы обработки состоят из: мясо - сырье, сушеное мясо - полу­фабрикат, колбасы - снедь, вареное - блюдо, продукты питания на разных этапах обработки могут быть исходными для приготовления различных блюд, которые, как правило, являются сложносоставными. 0бязательность этих этапов в последовательности по всей тех­нологической цепочке, их дискретность или комбинирование, явля­ются надежным показателем этнических особенностей в пище. Наря­ду с этим, при сборе полевого материала следует учитывать, что технологии переработки продуктов питания в зависимости от ис­ходного сырья отличаются от общей схемы.

Зерновые продукты могут употребляться в пищу в сыром виде, после термической обработки /жарение/, механической /крупа, му­ка/, термической безводной обработки муки /обжаривание/, термической водной обработки крупы /каши/, термической водной обработки муки способом варения /лапша/ или жарения /лепешки/. Наряду с термической и механической технологиями переработкой зерновых, используются ферментация зерна и муки при помощи микроорганизмов. Продукты, переработанные таким способом, используются для приготовления напитков и кислого хлеба.

Аналогичные технологические приемы используются при перера­ботке дикорастущих растений, фруктов и овощей. В отличии от зер­новых, механическая обработка здесь является предварительным этапом и не влияет на появление продукта в новом качестве, то есть не является собственно технологическим приемом обработки пищи. Так, зерно - сырье, амука или крупа - полуфабрикат, в то вре­мя, как и неочищенный корнеплод - это сырье. В отличии от зерновых, для продуктов собирательства и садово-огородных культур, широко используются различные способы консервации.

Молочные продукты подвергаются аналогичным технологическим приемам обработки, но ведущим является ферментация, хотя исход­ный этап может и отличаться. Так, для монгольской системы пита­ния перед переработкой обязательно кипячение, а тюрки Южной Си­бири молоко не кипятили. В целом, можно выделить несколько тех­нологических способов обработки молока, часть из которых дают готовый к употреблению продукт, другие - промежуточный /полуфаб­рикат, снедь/ для приготовления готовых блюд. Итак, исходный технологический этап, это применение цельного молока или терми­ческая его обработка. Кисломолочная спонтанная /"простокваша"/ и культурная /"кефир"/ ферментации представляют практически уни­версальную стадию переработки молока. Чаще всего именно в ее ито­ге получается полуфабрикат для приготовления творога и сыров. Механическая сепарация как цельного, так и ферментированного мо­лока дает сливки, сливочное и сметанное масло, творог. Плесневая и сычужная ферментации, термическая отгонка ферментирован­ного молока используются для получения сыров.

Специфика технологической переработки мясных и рыбных про­дуктов в какой-то мере соответствует собирательству и отчасти переработке овощей и фруктов. Механическая обработка здесь явля­ется исходным способом получения сырья. При переработке сырья преобладающей является термическая обработка способом жарения /печения/ мяса диких животных и рыбы и варение мяса домашних жи­вотных. Вторым технологическим приемом обработки мясных и рыб­ных продуктов является консервация. Здесь можно выделить несколь­ко приемов: вяление, копчение, соление, цветение, регионально — охлаждение. Можно отметить, что преобладающие способы обработки мясных и рыбных продуктов относятся к завершающим стадиям: чаще блюдо, реже — снедь. Следует иметь в виду, чтоэта закономерность определяется моделью питания, которая; как отмечалось выше, име­ет хозяйственно-культурную обусловленность. Так, у оседлых рыбо­ловов переработка рыбы в юколу /снедь/ является ведущим техноло­гическим приемом.[188]

Для полевого сбора материалов о пище в настояние время используются три основные разновидности вопросников. Первая, рас­сматривает пищу как производную от хозяйственной деятельности в виде получения сырья используемого человеком для приготовления еды. В данном случае вопросник ориентирован не на анализ пищи как самостоятельного культурного компонента, а на фиксацию модели питания.[189] Вторая, предполагает сбор материала о составе и соотношении блюд.[190] Третья разновидность вопросников ориентирова­на на сбор материала о продуктах, из которых изготавливается пища, учитывает фиксацию технологических приемов.[191] Она является более совершенной, поскольку отвечает потребностям изучения модели и системы питания, позволяет вычленить архаические составляющие последней, исследовать современную пищу и отражение в ней хозяйственно-культурной истории этнической общности, проследить этно­культурные взаимодействия с другими народами.

Предлагаемая схема сбора материала о пище опирается на пос­леднюю разновидность вопросников и учитывает три основные харак­теристики - модель питания, систему питания и организацию трапез.

Продукты растительного происхождения. Источники получения /собирательство, земледелие, включая огородничество и садоводство/. Состав продуктов. Зерно. Технологические приемы переработ­ки. Блюда из крупы и муки. Хлеб. Применение зерна, крупы и муки как добавок к другим блюдам. Фрукты и овощи. Технологические при­емы переработки. Блюда из oвощей и фруктов, добавка к другим блю­дам. Способы консервации и дальнейшее использование. Блюда дикорастущих растений.

Молочные продукты. Виды молока. Технология переработки моло­ка и молочных продуктов. Цельное, сквашенное, сливки, масло, тво­рог, сыр. Использование сыворотки, консервация. Употребление мо­лока и продуктов его переработки с другими пищевыми продуктами. Молочные блюда.

Мясные и рыбные продукты. Источники получения /домашние жи­вотные и птица, дикие животные и птица, рыба/, Сыроедение. Тех­нологии переработки мяса рыбы. Мясные и рыбные блюда. Исполь­зование мяса и рыбы в сочетании с другими пищевыми продуктами, консервация. Заготовка и употребление жира. Употребление субпродуктов.

Напитки. Сырье. Технология переработки. Использование как самостоятельного продукта, в сочетании с другими пищевыми про­дуктами.

Режимы питания и трапезы. Соотношение состава пищи по преоб­ладающему продукту и блюдам в течение года по сезонам и суток. Трапезы домашние, производственные, общественные, повседневные, праздничные, ритуальные. Приготовление продуктов для различных трапез, специфика блюд, технологий переработки продуктов и при­готовления блюд. Длякаждой разновидности трапезы: регламентация лиц готовящих трапезу, место, время, состав участников. Место, время, состав участников трапезы. Размещение и поведение в целом и в приеме пищи во время трапезы. Пищевые предпочтения и запреты в различных трапезах.

При сборе материала о пище необходимо фиксировать утварь и орудия труда, применяемые для ее обработки и приготовления, посу­ду и ее использование в различных трапезах. Большинство блюд являются сложными, поэтому следует записывать их рецептуру. При по­левом изучении пищи применяются следующие методические приемы: наблюдение и описание технологий переработки продуктов и приготовления блюд, организаций и хода трапез. Опросная программа поз­воляет собрать конкретную информацию и уточнить содержание и смысл описаний. В качестве специальных приемов следует использовать фотографирование технологических процессов, внешнего вида про­дуктов на различных стадиях переработки, готовых блюд. Фотофиксация удобна для документирования описания трапез.

Общественный строй и быт. Этот компонент традиционно-бытовой культуры в настоящее время чаше обозначается понятиями социальные отношения и соционормативная культура. Первое рас­сматривается в сравнительно ограниченном аспекте как отношения меж­ду основными структурами общества, при непременном изучении са­мих социальных структур. Второе предполагает изучение поведен­ческих норм, но существующих не абстрактно, а реализуемых опре­деленными социальными структурами и институтами.[192] Даже из терми­нологического толкования становится очевидным, что социальные отношения и соционормативная культура проявляются в жизни этни­ческой общности как-бы опосредовано через институционные нормы обычного права, морали, этики, обычая, ритуала. Поэтому в полевых условиях изучаются конкретные отношения людей в производственной сфере, в семье, обычаи, регулирующие взаимоотношения людей как членов социальных объединений, моральные нормы.

Из методов полевод этнографии приоритетными здесь будут наб­людение и опрос. Разнообразную информацию можно извлечь из до­кументальных источников о правах собственности, принципах насле­дования, организации социальных объединений, направлениях брач­ных связей. Исследовательское поле социальных отношений и соционормативной культуры очень широко. Многие направления обособи­лись до состояния субдисциплин, поэтому единую методическую схему сбора материала составить практически невозможно. Общие уста­новки полевого изучения общественного строя и быта соответству­ют сформулированным для других компонентов традиционно-бытовой культуры. Во-первых, общественная жизнь существует не изолирован­но, а в тесной взаимосвязи с прочими культурными компонентам. Опосредованный характер ее проявления заставляет более после­довательно фиксировать взаимодействие общественной жизни и эко­номики, ее отражение в материальной культуре, традиционном миро­воззрении. Во-вторых, социальные отношения и соционормативная культура в поле изучаются исторически, Здесь применимы и специ­альные методики, например, такие как описание социальной органи­зации родства. Более универсальной следует полагать установку на то, что при изучении доклассовых обществ объектом исследова­ния социальных отношений является вся культура, а в классовых, преимущественно традиционно-бытовая.

Выше, в программах сбора информации об отдельных элементах материальной культуры, был отражен социальный аспект. Общая программа полевого исследования социальных отношений и соционормативной культуры может быть представлена в следующем виде.

Традиционная экономика и общественные отношения. Собственность на угодья и права землепользования. Собственность на про­чие средства производства, знаки собственности. Принципы организации производственных объединений. Формы разделения труда. Права собственности и распределение произведенной продукции.

Социальные институты. Название. Происхождение. Внутренняя
структура. Органы управления. Власть и ее персонификация, функции различных социальных институтов в экономической жизни, общественных отношениях, идеологии. Регулирование отношений собственности в сфере производства и потребления. Общественные группы - половые, возрастные и институты социализации.[193] Семейные, профессиональные и этнические группы.

Институты социальной интеграции. Реализация норм обычного права. Юридические обряды и знаки, Семейное и брачное право. Наследственное право. Право вещевое, земельное, водное, обяза­тельственное /заключение и выполнение обязательств, обеспечение договоров, виды договоров - купля-продажа, мена, наем и т. п./ Уголовное право. Преступление и наказание. Отдельные виды прес­тупных действий. Судопроизводство. Моральные установки и общест­венное мнение. Этноэтикет как их внешнее проявление. Регулирова­ние поведения. Личностные отношения между полами, возрастными и социальными группами. Этикетные обычаи соседства, взаимопомощи, гостеприимства, обязательственные перед родственниками, напри­мер, кровная месть, левират, сорорат и т. п. Общественные соб­рания и празднества. Их назначения, причины организации, прове­дение - время, место, участники, "сценарий'', последствия. Мировоззренческие основы социального единстве. Идеология, культ, обрядовая практика. Наличие общего кладбища. Взаимодействие светской и сакральной власти.

Изучение общественных отношений практически всегда подводит исследователя к необходимости определения элементарных социаль­ных структур. Кним относится прежде всего семья. Как общественная единица, семья строится на двух основных линиях связей - кровное родство и родство по браку или свойство. Как справедливо отмечается, родство не сводится только к биологическому началу. Объединяют людей не просто родственные, а социально значи­мые отношения. Поэтому родство явление прежде всего социальное.[194] Исторически семья ведала различными общественными функциями и в целом соответствовала господствующим на данном историческом отрезке времени социально-экономическим отношениям. Наряду с этим, для семьи свойственен набор универсальных функций. Кним относится реализация системы жизнеобеспечения /экономико-хозяйственный аспект/ и разделения труда, генеалогическая функция /воспроизводство человека/, регулирование социального статуса /возрастной и половой аспект/. Все эти функции реализуемые семь­ей социально значимы для общества в целом. Они тесным обра­зом взаимосвязаны, хотя исторически могла преобладать одна из них.[195]

Всоответствии с функциями семьи, полевая исследовательская программа может строиться по трем направлениям.

Прежде всего, следует обратиться к фактическому материалу, то есть официальному учету домохозяйств, который ведется в до­мовых и похозяйственных книгах. В них отражена поло-возрастная структура семьи, профессиональная занятость ее членов, в зависимости от полноты учета, недвижимость и некоторые средства производства, например, промысловый инвентарь. Методом опроса можно собрать дополнительный материал по этим же сюжетам, а также о бюджете, движении и принадлежности собственности по праву вла­дения, браку и наследованию.

Генеалогический и социальный аспект семьи или характер взаимоотношения ее членов, рекомендуется изучать методами опроса и наблюдения. Наблюдение позволяет зафиксировать скорее этикетные отношения между представителями различных полов и поколений, некоторые социально значимые поведенческие обычаи, например, обычай избегания. Здесь наблюдение скорее отправная точка для последующего объяснения увиденного методом опроса. Более универсально опрос применяется для сбора материалов о социальном организме родства. Его изучение связно с рядом специфический понятий, основными из которых являются: ”система родства” - система отношений социального родства как биологического, так и по браку. "Термин родства" или "система терминов родства" - личностное, а вернее эгоцентрическое выражение отношений социального родства. Именно система родства через терминологию родства образуют структуру социального организма родства. В этой структуре система родства отражает внутреннее содержание, ее сущность, а система терминов родства, внешнее выражение.[196]

Историографическая оценка источниковой значимости материа­лов о системах родства довольно сложна. О времени Л.Г. Моргана полагалось, что системы родства, отраженные в терминологии род­ства, более архаичны, чем реальные социальные отношения общества, которое они обслуживают. Системы родства в своем развитии как бы опаздывают и отражают не синхронные, апрошлые отношения народа. Это позволяло использовать материалы собранные о систе­мах и терминах родства прежде всего для реконструкции архаических форм социальной организации. В настоящее время можно наб­людать изменение методической оценки источниковой значимости сис­тем терминов родства. Ее кажущаяся консервативность объясня­ется формализацией и схематизацией в рамках традиции, делается ссылка на инертность терминологических обозначений, которая связана с языковыми возможностями. Сами же системы терминов родства отражают реальные социальные отношения черезтермины, возникшие раньше, то есть новые характеристики социальных систем формиру­ются врамках сложившихся терминологических норм. Старые термины отмирают, когда их становится невозможно использовать для обоз­начения вновь возникших отношений. Поэтому системы терминов род­ства не столько пережиточны, сколько многослойны, гетерогенны.[197]

Полевая работа, связанная с изучением социального организма родства, предполагает, прежде всего, сбор терминологии родства бытующей в конкретном обществе. Он проводится двумя основными приемами, наблюдением и опросом. Дело в том, что выражение системы терминов родства происходит в двух формах. Например, родитель женского пола может быть обозначен терминами "мать" и "мама". Первый термин, это термин обозначения /референтивная форма/ социальных отношений родства, а второй, обращения /вокативная фор­ма/. Соответственно нормам бытования этих двух форм, термины обозначения можно собирать прибегая, прежде всего к опросу, а термины обращения, наблюдая их функционирование а общении между родственниками, хотя это не исключает применение опроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.