КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материальная культура. 3 страница
Методика описания систем терминов родства отражающих социальное отношение родства информанта с людьми о которых он говорит может быть выражена формулой: Т = Э~А, где Т - термин родства, Э - говорящий /Эгo/, А - лицо о котором говорят /Альтер/, ~ - социальное отношение родства. Для сбора терминов Л.Г.Мopгaном была предложена анкетная схема опроса, в которой изучаемая система родства сопоставлялась с эталоном, системой терминов родства исследователя. В 30-х годах нашего века этот же метод был применен И.Н Винниковым, который в свою программу в качестве приложения включил анкету Л.Г.Моргана.[198] Ошибочность этой методики заключается втом, что реально бытующие термины подводятся под терминологию родства известную исследователю. Это не позволяет объективно зафиксировать бытующие у народа социальные отношения родства. Позднее У.Риверс разработал генеалогическийметод, нашедший применение и в советской этнографии.[199] Суть этого метода заключается в сборе терминов родства на основании генеалогического древа конкретного информанта, который объясняет исследователю социальные отношения родства между ним и родственниками при помощи терминов родства. М.В.Крюковым предложена еще одна методика сбора терминов путем опроса и наблюдения за бытующей терминологией и ее последующего толкования при помощи информанта.[200] Для того чтобы объективно описать системы терминов родства предлагаются различные формальные методики.[201] Характерно, что эти методики, которые по сути являются аналитическими и касаются в основном исследовательской процедуры, иногда рекомендуются и для обора терминов родства в полевых условиях.[202] Существование большого количества методик сбора информации о социальном организме родства, отражает определенную неудовлетворенность в поиске объективной модели по которой можно работать. Наиболее обоснованными, на наш взгляд, следует признать возможности генеалогического метода, который позволяет осуществлять сбор материала на основе биосоциальной матрицы родственных связей или генеалогического древа. В ней отражены все основные характеристики социальной организации родства: брак, рождение, межпоколенные связи и т. п.[203] Сбор материала при использовании генеалогического метода состоит изнескольких этапов. I/. Для каждого информанта составляется генеалогическая схема. 2 /. 0на заполняется данными из похозяйственных книг, иных документов официального учета населения, как современных, так и архивных. Схема может быть дополнена информантами-экспертами.[204] 3/. Затем по схеме производится опрос для Эгомужского и женского пола отдельно. Опрос лучше вести по поколениям: вначале восходящему к группам отца, матери, затем к нулевому и нисходящему. Терминология может собираться одновременно по родству и свойству, либо отдельно во встречном направлении: "Как Вы называете?, Как Вас называют?" В схеме обязательно указание повторных браков, усыновлений, удочерений. 4/. Записи терминов ведутся не отдельных листах. Против каждого термина указывается вопрос который задавался. Листы с записями прилагаются к генеалогическим схемам, по которым велся опрос. Кодирование терминов необязательно. Круг семейных функций не ограничивается исключительно социальной организацией родства. В полевых условиях собирается материал о социально-экономических взаимодействиях родственных и не родственных семей, их иерархии. Отдельно и чаще в связи с духовной культурой изучаются обряды составляющие основу жизненного цикла человека. Это обряды связанные с рождением, традиционная педагогика, переходные обряды /инициационные, свадебные/, погребальная и поминальная обрядность. В поле учитывается возможность проявления общественных отношений в особенностях организации поселений, членении пространств жилища на мужскую и женскую стороны, наличие специальных построек типа "мужские дома", "дом молодежи", социальные знаки в костюме, украшениях, прическах и т. п. Неоднократно отмечаемый опосредованный характер проявления общественной жизни, обязывает этнографа быть наблюдательным в разнообразных способах ее проявления. Духовная культура. Данныйкомпонент можно определить как комплекс рациональных и иррациональных знаний этноса. А с точки зрения функционального анализа культурных составляющих традиционно-бытовой культуры в целом, как систему средств производства знаний.[205] Полевое изучение духовной культуры усложнено многоплановостью духовной жизни людей. Это традиционное мировоззрение, народные знания, фольклор, изобразительное и танцевальное искусство, народные игры. Каждый из этих элементов может иметь различную степень "закрытости" для исследователя как представителя иной этнической общности. Дляизучения некоторых, требуются специальные профессиональные знания не связанные о этнографией, например, при сборе материалов о традиционной музыкальной культуре, другие требуют владения специальными фиксационными методиками, например, при сборе фольклора или танце вального искусства. Но самой большой сложностью является, пожалуй необъятность предмета духовной культуры как средства производства знаний, духовного освоения окружающего мира, удовлетворения эстетических потребностей человека. Сбор материалов о духовной культуре требует более длительного времени, поскольку ее проявление не всегда внешне выразительно, многие элементы носят циклический или ситуационный характер, например, календарные обряда, "сезонные" посиделки, погребальная обрядность. Из методических приемов метода непосредственного наблюдения предпочтение следует отдать наблюдению, результаты которого можно использовать при работе с информантами, что не исключает специальной предварительной подготовки вопросников. Наблюдение, в данном случае, помогает установить степень сохранения и функционирования духовной культуры, прогнозировать возможную глубину изучения материала, уточнить предварительно подготовленный вопросник и т. п. Проблемы дефиниций и типологии иррациональных знаний, как и определение места этнографии в их изучении существуют издавна.[206] Но в настоящее время становится очевидной возможность выделения особой предметное зоны в изучении религии с использованием, прежде всего, этнографического подхода. Это сфера традиционного мировоззрения народа. На основании небольшого числа разработок об этнографическом подходе его изучения, выделяется ряд методических аспектов, которые можно использовать дляразработки полевой программы сбора материала о традиционном мировоззрении. Основу оценки традиционного мировоззрения составляет его определение как духовного освоения мира во взаимодействии двух частей: природы и человека. В соответствии с этим, оно имеет два аспекта - направленный вовне / представления о мире/ и направленный вовнутрь /представления о человеке/. Главным в мировоззрении является системность, что не позволяет, с точки зрения методики изучения, делить его на составляющие "культы", "представления" и т. п. Поэтому предметом традиционного мировоззрения является не мир в целом, а мир как целое, а субъектом, социальный организм, то есть этническая общность. Очевидно, что на различных этапах исторического развития человечества мировоззренческие системы отличались качественно. Дляэтнографического подхода принципиальным является понятие ″традиционного" как синонимичного понятия "этнического". Как культурный феномен мировоззрение надэтнично, поскольку составляет ядро общественного сознания в таких его характеристиках как опосредованность, системность, обобщенность. Поэтому в мировоззрении любого народа можно выделить общекультурные закономерности, более того, чем глубже мы опускаемся в историю народе, тем больше в его мировоззрении однородных, общечеловеческих явлений. Этническая специфика традиционного мировоззрения выступает во внешней форме, способах его проявления. Немаловажным с точки зрения методики изучения является то, что в традиционном мировоззрении очень нечетко разграничение на рациональные и иррациональные составлявшие. Это связано с мифопоэтическим началом его существования, когда мифологическое не противостоит научному осмыслению мира. Иррациональное в мировоззрении доклассовой эпохи является одним из средств дополняющих рациональное в производстве знаний. Наряду с этим положением, нельзя забывать, что большинство проявлений традиционного мировоззрения тогда имело ритуальное оформление. Это позволяет очертить круг источников его изучения. К ним относится фольклор практически во всех его жанрах, язык народа, как одно из средств освоения и усвоения мира, обрядовая практика, вещественные источники, от предметов культа до жилищ средств передвижения и орудий труда, таким источником может быть повседневный быт, поведенческие акты, этикетные отношения.[207] Из этого следует, что с представлениями лежащими в основе миропонимания в поле исследователь сталкивается практически ежеминутно. Дляправильного их восприятия требуется тщательная предварительная подготовка и повышенная наблюдательность. В качестве примера можно привести один весьма показательный случай вроде-бы бытового поведения. "Работавший временно в поселке приезжий русский мужчина, стоя позади старика /нганасана - В.К./, одетого в потертую оленью парку с торчащими остатками меха, из самых добрых чувств решил придать парке более опрятный вид и потихоньку стал выщипывать мех, бросая кусочки на пол. Когда старик заметил это, обернувшись, он покраснел от возмущения, потом лицо его побледнело, он начал страшно ругаться и набросился бы на обидчика с кулаками, но обстановка /собрание в сельсовете/ не позволяла этого сделать. Он подобрал с пола курочки меха и, зажав их в кулаке, решительно вышел. Приезжий, конечно, был совершенно обескуражен такой реакцией и вслух решил, что старик явно не в своем уме".[208] На первый взгляд перед нами бытовая сцена: старик обиделся, что надсмеялись над его "неопрятным" видом. Но дело совершенно в ином. По предоставлениям нганасан жизнь человека присуща не только ему самому, она в каждой части его тела, более того, она в каждой вещи, которая ему принадлежит, а том числе и в одежде. Еще в прошлом веке порча одним человеком одежды другого, у нганасан считалась покушением на жизнь и каралась смертью.[209] Поэтому перед нами не бытовая ссора, а, в понимании старика, на основе традиционных представлений о человеке, покушение на его здоровье, жизнь. И таких примеров растворенности мировоззрения и возникновения на его основе самых различных мотивировок в поле исследователь может встретить бесконечное множество, что, конечно же, требует профессиональной наблюдательности. Программа полевого сбора материала о традиционном мировоззрении может состоять из двух блоков. Представления об окружающем мире, Мир, его извечность или сотворение. Существе принимавшие участие в его создании. Единство или множественность миров. Верхний мир и его соотношение с понятием "небо". Небожители. Сверхъестественные свойства небесных светил. Связь неба с землей. Представления об атмосферных явлениях. Страны света, их олицетворение и связь с небесными светилами и атмосферными явлениями. Средний мир. Земля, ее происхождение, олицетворение, существа обитающие на ней. Представления о ландшафте и природных циклах. Подземный мир, его строение, связь с землей. Жители подземного мира. Представления о духах, их материальность, добрые и злые духи. Духи-охранители и их разновидности /личные, домашние, родовые, территориальные и т. п./, функции, место обитания, атрибутация, принадлежность, Духи-хозяева, разновидности /леса, воды, гор, животных, птиц, рыб, предметов и т. п./, функции, места обитания, атрибутация, принадлежность. Иерархия духов. Одухотворение и почитание неживой природы: камни, горы, реки, леса, пустыни, болота, рощи, деревья, перевалы, переправы и т.п. Одухотворение и почитание объектов живой природы: животные, птицы, рыбы, пресмыкающиеся. Почитание домашних животных. Представление о человеке и жизненном цикле. Живое и неживое. Свойства и признаки, на основании которых определяется живое. Душа,[210] жизнь, "жизненность". Материальность и предназначение этих свойств. Множественность душ, названия, функции, местообитание и поведение /состояние/. Представления о рождении человека. Рождение близнецов, уродов. Жизнь человека. Возрастные периоды. ″Счастливый, удачливый человек". Болезнь, ее причины, способы избегания. Смерть. Ее причины, влияние не жизненность. Похоронный обряд. Отношение к покойному в целом и в зависимости от причины смерти. Смерть взрослого, ребенка, мужчины, женщины. Обряды предшествующие погребению /размещение, общение, кормление покойного, подготовка к погребению и проводы, гроб, транспортировка на место погребения/. Кладбище, могила. Погребение. Сопроводительный инвентарь, состав, назначение. Намогильное сооружение. Номинальная трапеза. Траур, посмертное существование человека. Реинкарнация души. В контексте двух основных направленностей традиционного мировоззрения отдельно рассматриваются вопросы о лицах наделенных сакральными функциями. На ранних этапах развития традиционного мировоззрения эти функции мог выполнять практически любой человек. Эта возможность обеспечивалась тем, что человек является элементарным носителем мировоззрения поэтому он владеет закрепленной и передаваемой традицией способностью вступать в контакт с существами сверхъестественного мира. В последствии возникло представление о необходимости специального посредника, которому общество доверило часть или все сакральные функции связей с сверхъестественным миром. Это различные колдуны, знахари, гадатели, прорицатели, шаманы и т. п. Термин. Обретение сакральных свойств, обучение. Иерархия по статусу. Категории по назначению. Способы взаимодействия со сверхъестественным миром, функции, атрибутике, проводимые обряды. Роль в обществе в целом. По этой, весьма общей программе, в которой обозначены только структурные блоки, можно собирать информацию о лицах наделенных сакральной функцией. Выше отмечалось, что традиционное мировоззрение во многом имеет ритуальное оформление, то есть проявляется, прежде всего, в обрядах.[211] В отличие от мировоззренческих аспектов они имеют внешнюю атрибутацию, поэтому в поле часто изучаются как самостоятельный, законченный элемент традиционного мировоззрения. На самом же деле, они вплетены в его контекст и всегда имеют мировоззренческую основу не только в мотивировке, но и внешнем проявлении. Обряды, по категории субъекта делятся на коллективные и индивидуальные. По объекту почитания предлагается их делить по функции или назначению.[212] Не смотря на это, описывать и изучать любой обряд следует, прежде всего, в его функционировании и связях смировоззренческой моделью в целом. Наглядным тому примером является погребальный обряд, который невозможно описать без учета мировоззренческих основ представлений о человеке, душе, сверхъестественных существах, в том числе злых духах, представлений о мире и конкретно о ''нижнем мире". По функциям или назначению обряды принято делить на "религиозные." Чаще всего это "обряды почитания" сфер, светил, животных, различных духов и мест их обитания и т. д. Такие обряды, как правило, сопровождаются жертвоприношениями. "Производственные обряды" связаны с хозяйственной деятельностью народа. Они делятся не аграрные, скотоводческие, промысловые и ремесленные, а объектами почитания в них являются духи-хозяева или покровители отдельных видов хозяйственной деятельности. В связи с циклическим характером производственной деятельности, выделяется категория "календарных обрядов'', которые знаменуют встречу или проводы природных сезонов года. Еще одна разновидность "производственных обрядов" - "чрезвычайные", они проводятся по ситуации, например, обряд вызывания дождя или обряд против мора скота» В отдельную группу принято выделять обряды, связанные с социальной жизнью общества. Тотемические, фратриальные, родовые, инициационные, семейные /родильные, свадебные, юбилейные» погребальный/, каждый из обрядов имеет свою структуру, в соответствии с ней и строится полевой вопросник. Одним из аспектов традиционного мировоззрения является комплекс рациональных или "народных" знаний. Материал о них чаще собирается по отдельной программе, но, как отмечалось выше, делание на рациональное и иррациональное в традиционном мировоззрении весьма условно. Например, принцип ориентировки жилища по странам света может связываться с востоком как положительным началом в концепции мира /иррациональное/, так и с солнечной стороной о целью лучшей освещенности жилища /рациональное/. При оборе материала по теме Народные знания" можно ориентироваться на следующую схему. Традиционный календарь. Год, циклы годов. Периоды года, месяцы, температурные сезоны. Приметы погоды по сезонам. Исчисление суток по положению светил, состоянию природы, бытовым признакам. Функции календаря - производственный, ритуальный, событийный. Традиционная география и этнография. Знание местности, топонимия. Знание соседних народов, этнонимия. Топографические знаки. Знание стран света и приемы ориентировки в пространстве. Традиционная метрология. Меры длины их соотношение и способы определения, меры площади, объема. Практические применение: измерение глубины, высоты, скорости, длины пути и т. д. Арифметический счет. Знание объектов природы. Животный мир. Домашние и дикие животные и птицы. Названия. Знание строения, поведения, качеств необходимых для хозяйственного использования. Названия в зависимости от признаков. Названия рыб и их костей. Знание животного мира в целом. Растительный мир. Знание деревьев, трав, ягод, грибов и т. д. Использование их свойств. Традиционная медицина. Анатомия и физиология человека. Болезни и их профилактика, признаки. Приемы лечения, лечебные и лекарственные средства. Лекарственные травы, "живые препараты" /пчелы, пиявки и т. п./, вещества неорганического происхождения, хирургическое вмешательство, инструменты. Психотерапия. Акушерство и гинекология, уход за новорожденными. Физиотерапевтические приемы. Народная гигиена. Ветеринария. Письменность. Исторические знания.[213] Одной из разновидностей источников применяемых в этнографическом исследовании является фольклор. Считается, что его изучение, а следовательно и собирание, дело фольклористов.[214] Современное изучение роли фольклора в истории культуры, его информационных возможностей, позволяет несколько изменить отношение полевой этнографии к методике собирания устного народного творчества. Оно состоит в признании, что фольклор "явление неоднородное и его состав, структура и функции исторически менялись".[215] Так, К.В.Чистов выделяет три стадии развития фольклора по линии его структурного обособления от духовной: культуры в целом. На первой, "архаической" стадии фольклор соответствует общему синкретическому состоянию духовной культуры, более того, фольклором можно считать все ее формы - обряды, мифы, исторические предания, науку и т.д. Здесь он играет интегрирующую роль разбитных компонентов духовной культуры, в нефольклорных формах она вообще не бытует. Вторая стадия знаменуется возникновением дуализма существования бытовых /традиционных/ и "вне бытовых" /условно профессиональных/ способов проявления фольклора. Он перестает быть единственной формой духовной культуры, но как этнический определитель, наряду с утратой или передачей ряда традиционных функций профессиональным литературе и искусству, все же преобладает. Современная стадия существования фольклора связана с формированием этнических общностей высшего таксономического ранга - нациями. Условно определяя ее как стадию урбанизации или "пост-дуальную", К.В. Чистов отмечает резкое сужение функций фольклора. Ведущее значение в духовной культуре современных народов по линии национального занимают профессиональные литература и искусство /ср.: французская живопись или английская литература/. Собственно фольклорные формы, как и многие другие элементы традиционно-бытовой культуры, переходят в сферу прошлого этнической общности, как бы стабилизируются, стадиально соответствуя ей.[216] Эта схема важна для понимания информационного значения фольклорных данных при полевом изучении этносов, стоящих на различных уровнях социально-экономического развития, так, собирая материал о традиционной культуре бесписьменных народов, мы должны ориентироваться на всеобщее значение фольклора в духовной культуре. У народов имеющих письменную традицию, а тем более профессиональное искусство, фольклор следует изучать как одну из составлявших традиционно-бытовой культуры. Это не значит, что в последнем случае фольклор не несет никакой этнографической информации, просто ее значение становится менее универсальным. Наряду с необходимостью учета информационных возможностей фольклора на различных этапах развития этнической общности, большое значения для выбора правильной методики его полевого изучения имеет то обстоятельство, что он представляет не просто элемент традиционно-бытовой культуры, но и произведение словесного искусства, с обязательной в данном случае его филологической характеристикой. Она имеет ведущее значение во внешней атрибутике в виде различных жанров. Вероятно, именно это обстоятельство довольно длительное время позволяло этнографам рассматривать фольклор не сам по себе, не как неотъемлемую часть культуры этноса, a только как информационный источник для изучения других ее компонентов - одежда, жилища, пищи и т. д. Поэтому филологические и этнографические аспекты фольклора рассматривались как независимые, что, с точки зрения полевой этнографии, позволяло собирать фольклор путем записи основного содержания.[217] Филологическая, ли теоретико-эстетическая, сторона фольклора, выражающаяся в специфике его жанров, способствует более объективному восприятию этнографом отношения народа, через понимание и художественную обработку, к фактам исторической действительности. Как и при собирании сведений о других компонентах традиционно-бытовой культуры, такой подход реализует необходимость критики фольклорного источника, определение достоверности данных извлекаемых из фольклорного текста. Дело в том, что их изображение может меняться в зависимости от эмоционального состояния, эстетической задачи, функционального назначения. В целом, фольклор, как элемент этнографического описания, информационен тогда, когда в поле мы имеем четкое представление о его историческом типе, уровне этнического своеобразия, структуре жанра, отражения в нем этнических связей и т. п.[218] Все это заставляет рассматривать фольклор как весьма специфический источник, что требует при его собирании руководствоваться профессионально выполненными фольклорными методиками. Их круг весьма широк, но в качестве универсальной можно рекомендовать разработку Ю.Г.Круглова[219] и несколько этнографизированную комплексную фольклорную программу.[220] Близким по методике следует считать собирание материалов о народном изобразительном искусстве. Исследователи всегда отмечали его двойственную природу. С одной стороны, связь с сферой материального производства, что фиксируется в атрибутике, с другой, связь с духовной культурой. Как этнографический источник, данные об изобразительном искусстве используются в решении вопросов этногенеза и этнической истории, установления исторических этнокультурных связей, являются одним из путей определения этнически специфических черт в культуре изучаемого народа.[221] Именно этими обстоятельствами можно определить методику обора полевого материала о изобразительном искусстве. Как объект материальной культуры оно изучается в основном при помощи фиксационных методик. Это технология изготовления - сырье, инструменты, процесс изготовления. Здесь используется фотографирование, предпочтительно цветное. Дляфиксации орнаментов и росписей применяется копирование в натуральную величину. Копирование рельефных изображений производится на кальку способами "протирки" грифельным стержнем, гладкий орнамент копируется красками, При фиксировании изображений занимающих больше плоскости возможно масштабное копирование на "миллиметровку". Для собирания предметов изобразительного искусства используется этнографическое коллекционирование. Из общих методических положений следует иметь в виду, что материал об изобразительном искусстве всегда собирается массовый. Выборочный прием здесь мало эффективен, поскольку сюжетные мотивы могут варьировать не только на предметах одной сферы обихода, например, на прялках, но и повторяться в украшении одежды, жилища и т. п. Другим направлением полевого изучения изобразительного искусства является его функционирование в культуре этнической общности. Это достигается методами наблюдения и опроса о назначении произведений изобразительного искусства, их употреблении в повседневной, праздничной или ритуальной ситуациях. Опрос применяется, прежде всего, для установления семантики и сбора терминологии. Особо следует обратить внимание на то, чему дается название мотиву или фону, поскольку в практике встречаются оба случая. Иногда мастера в сложном узоре видят более простой, но излюбленный и по нему дают название всему узору[222] Для сбора материала о традиционном изобразительном искусстве можно использовать очень емкий и универсальный вопросник составленный В.Б.Богомоловым.[223] Как отмечалось выше, некоторые сферы духовной культуры можно изучать только с использованием специальных методик. В какой-то мере это относится к фольклору, но еще более специализированные методики существуют при сборе полевого материала о традиционном музыкальном искусстве,[224] народной хореографии. В отношении последней, можно отметить вариативность методик, что затрудняет сопоставление собранного материала.[225]
Глава VII Обработка полевых материалов и передача их на хранение. Результаты полевых этнографических исследований, как этнографический источник, который предназначается для использования в исследовательской работе, автор собранного материала обязан подготовить к длительному хранению. Этот этап работы с полевыми материалами является завершающим в практике полевой этнографии. Основная цель данной работы заключается в обеспечении доступности собранной информации через обработку материалов, их систематизацию и составление полевого отчета. Полевые дневники, полевые тетради и тетради для работы с документальными источниками /в отношении последних, если в этом есть необходимость/ должны быть переписаны с сохранением последовательности изложения материалов, для удобства поиска сведений они снабжаются указателями. Выверяются все паспортные данные и ссылки на фиксационные материалы. Не рекомендуется при обработке полевых материалов вносить какие-либо дополнительные записи фактического свойства. Последнее требование не касается возможности исправления описок, расшифровки сокращений, то есть само-го процесса "перебеливания'' полевых записей. Наряду с указателями, для правильного понимания местной терминологии, перебеленные полевые документы следует снабдить голоссариями. Графические материалы дорабатываются в окончательном полевом варианте путем проверки паспортов и ссылок на информацию содержащуюся в других полевых документах, откуда извлекается информация, касающаяся предмета графической фиксации. Она используется для составления описаний, которые выполняются на отдельных листах и прилагаются к чертежу, плану, схеме, копии и т. п. В этом случае информация о данном предмете в полевых записях не уничтожается. После сверки информации полевые чертежи, схемы, копии должны быть переведены в тушь, а рисунки, в случае возможности, законсервированы специальными средствами. Подготовленные к длительному хранению полевые материалы систематизируются по темам: поселение, жилище, одежда, средства передвижения и т. д. Тематические подборки графические материалов собираются в папки. В папку следует вложить опись, содержащую перечень графических материалов и описаний, которые прилагаются к ним. В рассмотрении вопросов подготовки полевых материалов к архивному хранению часто акцентируется внимание на необходимость их шифровки полевыми шифрами экспедиции. Вероятно, это имеет принципиальное значение в полевых условиях, но при передаче в архив, исходя из принципа неделимости архивного фонда, полевым материалам присваивается соответствующий архивный шифр. На его основании организуется архивная единица хранения которую образуют полевые материалы экспедиции и все последующие ссылки осуществляются именно на этот шифр. Обработка этнографических коллекций перед передачей на хранение в музей заключается в паспортизации каждого предмета и составлении описаний. Описания составляются на основании полевых записей. В паспорт рекомендуется внести ссылки на чертежи и рисунки, а также прочие фиксационные материалы, касающиеся регистрируемого предмета. Поскольку они, как и фотоматериалы образуют самостоятельную коллекцию. Обработка фотоматериалов состоит в их проявлении, соотнесении негативов или позитивов с фотодневником, подготовке к составлению фотоописи и изготовлении контрольных отпечатков. Перед обработкой фотоматериалов следует выверить шифры фотопленок, которые указываются на зарядном конце. Шифр должен содержать буквенный индекс фотоаппарата - А, Б, В и т. д. и цифровое обозначения номера пленки - 1, - 2, - 3 и т. д. После проявления фотопленок они группируются по индексам фотоаппаратов и располагаются в порядке их фиксации в фотодневнике. Для маркировки негатива необходимы ножницы, тушь и тонкое перо. Каждая фотопленка режется на пять кадров и по верхнему краю перфорации эмульсионного слоя проводится оцифровка кадров в соответствии с записями в фотодневнике.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |