КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Во второй половине XIX века. Начало реформ и первые пореформенные десятилетия в финансовом отношении были для России весьма сложным периодом
НАЛОГОВО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВ
Начало реформ и первые пореформенные десятилетия в финансовом отношении были для России весьма сложным периодом. Государственные бюджеты до конца 80-х гг. были дефицитными, а денежное обращение расстроенным. В 1854 г. дело дошло до того, что правительство запретило вывоз золота за границу. Попытка восстановить размен кредитных билетов на металлическую монету также не принесла успеха. В 1861 г. при плановом дефиците бюджета в 21,3 млн. рублей фактический дефицит составил 82,6 млн. рублей, т.е. превышение над планом было почти четырехкратным. Следовало срочно упорядочить финансовое положение страны, без чего невозможно было успешное экономическое развитие, да и само проведение реформ просто ставилось под вопрос. В 1862 г. правительство приступило к финансовой реформе, которая была связана с именами двух людей - министра финансов М. X. Рейтерна и государственного контролера В. А. Татаринова. Начало реформы, которая продолжалась до 1866 г. было, однако, неудачный. Получив в 1862 г. иностранный заем в размере 96 млн. рублей, М.Х. Рейтерн объявил, что правительство обменивает кредитные билеты на золото и серебро. Это привело к огромному количеству спекулятивных сделок и быстро снизило размер металлического фонда до 1/12 части всего количества кредитных билетов. Курс кредитного рубля снова упал и правительство было вынуждено отменить свободный размен. Таким образом, первая попытка выправить денежное обращение в стране после начала реформ провалилась. Нужно было срочно хоть как-то упорядочить положение дел в финансовом хозяйстве страны. Эти спешные меры по реформированию управления финансами были предложены и проведены государственным контролером Татариновым. Они были направлены прежде всего на прекращение злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств. Татаринов предложил следующие меры: 1. Провести централизацию финансового хозяйства страны с передачей его министру финансов, который должен был стать главным ответственным распорядителем всех средств. 2. Все действия министра финансов должны были теперь подлежать учету и контролю со стороны государственного контролера. 3. Все сметные предложения о расходах и доходах должны были в виде государственной росписи рассматриваться и утверждаться на Государственном Совете и публиковаться для всеобщего сведения. Исполнение росписи контролировалось государственным контролером. 4. По предложению Татаринова был учрежден Государственный банк, который заменил все дореформенные кредитные учреждения. Ему была также передана функция кредитования торгово-промышленных предприятий. 5. В 1863 г. были отменены винные откупа, но их не заменили казенной монополией, а ввели вольную продажу, которую могли осуществлять те, кто покупал государственный патент и платил ежегодный патентный сбор. Кроме того, само вино было обложено особым акцизом, что дало дополнительный приток денег в казну. Кроме реализации программы Татаринова в 60 - 70-е гг. правительство продолжало проводить линию на увеличение прямых налогов. Так, подушная подать за эти годы выросла с 1 рубля до 1 рубля 75 копеек. В 3 раза выросли местные сборы в пользу земств и т.д. Конечно же все эти меры не смогли кардинально улучшить финансовое положение страны. Они лишь упорядочили расходы и ввели контроль за обращением денежных средств и их поступлением в казну. Однако наряду с режимом экономии, проводимым М.Х. Рейтерном, эти меры позволили хотя бы отчасти стабилизировать финансы страны. Нужна была долгосрочная программа действий по оздоровлению финансовой системы страны. В 1866 году М.Х. Рейтерном была подготовлена программная записка, в которой содержался анализ финансово-экономического положения страны за последние 10 - 12 лет и предлагались меры по оздоровлению финансового положения и экономического развития государства. Программа эта представляла собой целостный комплексный план, рассчитанный на длительное время. Значение ее заключалось, прежде всего, в том, что почти все ее положения стали по сути дела тем фундаментом, на котором базировалась экономическая политика всех последующих министров финансов в пореформенной России, таких как Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю.Витте. Сам М.Х. Рейтерн сумел только приступить к реализации ее отдельных положений. Каковы же были основные элементы этой программы? 1. Добиваться введения "твердых" денег, свободнообменивающихся на серебро и золото, что было необходимо для развития внутреннего и внешнего товарообмена, притока иностранных инвестиций. 2. Добиваться улучшения торгового баланса за счет сокращения импорта и расширения экспорта. 3. Создание возможно большей сети железных дорог, направленных к облегчению доставок к границам главного предмета нашей тогдашней торговли - хлеба. 4. Сокращение казенного железнодорожного строительства и, наоборот, расширение частной инициативы при известной поддержке и контроле со стороны государства. 5. Достижение равновесия в государственном бюджете за счет сокращения непроизводственных расходов в пользу "производственных предприятий". При этом основными статьями доходов государственной казны Рейтерн называл традиционные источники: подушную подать, доход с государственных имуществ, акцизный доход с продажи сахара, вина и т.д., а также таможенные сборы. Здесь Рейтерн придерживался в значительной степени традиционных взглядов, возлагая основную тяжесть налогового бремени на низшие слои населения. 6. Введение изменений в таможенный тариф для пресечения контрабанды при сохранении в целом политики протекционизма. 7. Дальнейшая концентрация финансового хозяйства страны. Контроль со стороны министерства финансов за попытками других министерств превысить сметные расходы. В целом положение дел при М.Х. Рейтерне финансово-налоговой сферы оставалось, хотя и неустойчивым, но более менее стабильным. К 1877 году ему удалось поднять процентное соотношение металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 8,7% в 1864 году до 18,9%, т.е. укрепить кредитный рубль. Однако начавшаяся русско-турецкая война потребовала огромных расходов. Правительство было вынуждено пойти на выпуск необеспеченных кредитных билетов на сумму 398 млн. рублей. В результате курс кредитного рубля на 1 января 1878 года упал до 69,1 золотых копеек и продолжал падать в следующем году. В значительной степени это проистекало из того, что Рейтерн не сумел кардинально перестроить соотношения доходных статей бюджета. В целом правительство продолжало ориентироваться на традиционные поступления на протяжении всего периода с 1861 - 1880 гг. Из чего же складывались основные доходы (без учета оборотных и чрезвычайных доходов) Российской империи, и какова же была динамика роста различных статей бюджета?
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |