Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ежи мелибруда. Я – ты – МЫ. Психологические возможности улучшения общения 6 страница




Лисица шла куда-то по своим делам, и вдруг ее догнала запыхавшаяся гиена. – Ты не видела моего сыночка? Он пропал! – воскликнула гиена. – А какой он из себя? – поинтересовалась лисица. – Он такой красивый, сильный, стройный, с лоснящейся шерстью и большими блестящими глазами. Лисица задумалась. – Нет, такого я не видела, – сказала она. – Недавно пробегал тут один детеныш гиены, но он был маленький, шелудивый, хромой, с маленькими гноящимися глазками. – Так это и есть мой сыночек! – радостно воскликнула гиена. – Но ты же только что говорила, что твой сын такой красивый, стройный и сильный! — удивилась лисица. – Для матери сын всегда прекрасен, – ответила гиена.

Эта сказка стала для меня своеобразным откровением. Я поняла, насколько субъективной является человеческая оценка. Действительно, были люди, для которых я была хорошей и красивой, были и такие, кто считал меня неприятной и непривлекательной. Важным оказалось не то, какая я, поскольку объективной истины в этом вопросе не существовало, а то, как я к себе отношусь и как относятся ко мне люди, с которыми я общаюсь. То, что я, следуя установкам, закладываемым в меня матерью, стала бы страдать, считая себя уродливой и недостойной любви, не принесло бы мне ничего, кроме вреда. Почти такой же вред мне могло принести обратное заблуждение – что я весьма красива, умна и достойна самого лучшего. Я поняла, что к себе, а по возможности и к другим нужно относиться так, как гиена-мать относилась к своему сыну: она знала, что он маленький, хромой и шелудивый, но это для нее не играло никакой роли и в ее глазах он был прекрасен. Фактически гиена выбрала срединный путь – она просто следовала своим теплым чувствам, не впадая в крайности отрицания или заблуждения. Как часто люди на полном серьезе задают себе вопросы: «Достоин ли я любви?», «Достоин ли я счастья?», мучаясь потом в поисках ответа. Подобные вопросы сами по себе абсурдны, и задают их лишь люди, в модели мира которых сказывается сильное влияние программ негативного отношения к самому себе. Научиться любить самого себя не так просто, как это может показаться с первого взгляда. Для этого существует много разных психотехник. Самое первое, с чего вы должны начать, – это с медитации осознания приведенной выше африканской сказки. Представьте себя матерью-гиеной и постарайтесь вызвать в себе ее чувства, постепенно увеличивая их глубину и интенсивность. Затем представьте себя ее сыном и прочувствуйте его благодарное и счастливое восприятие теплых чувств матери. Потом представьте себе, что гиена-мать – это ваша собственная мать и что именно ее любовь и ее отношение к вам сформировало ваше самовосприятие, с одной стороны, здраво учитывающее все ваши преимущества и недостатки, но, с другой стороны, не имеющее негативных и самоотрицающих составляющих. Вы такой, какой вы есть, и именно таким вы достойны любви. Затем сделайте своими составными частями и гиену-мать и гиену-сына. Гиена-сын – это то, что вы есть, а гиена-мать – это та критическая часть вас, которая оценивает вас. От этого вы можете перейти к медитации осознания чистой, необусловленной любви, запоминая это удивительное волшебное чувство. Естественно, что все упражнения должны предваряться «внутренней улыбкой», созданием стабильного положительного эмоционального фона и легкими потоками приятных оргазмических ощущений. Подобную медитацию любви к себе хорошо проводить перед сном, расслабляясь и засыпая в теплом уютном и безопасном облаке непреходящей и чистой любви. Итак.

УЧИТЕСЬ ЛЮБИТЬ САМОГО СЕБЯ. С ДЕТСТВА В ВАШУ МОДЕЛЬ МИРА ЛЮДИ ЗАКЛАДЫВАЛИ ПРОГРАММЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К САМОМУ СЕБЕ, ОСУЖДАЯ КАКИЕ-ТО ВАШИ КАЧЕСТВА, УБЕЖДЕНИЯ ИЛИ ПОСТУПКИ. ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ПОДАВЛЯЯ ЗАЛОЖЕННОЕ В ВАШУ МОДЕЛЬ МИРА ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОМУ СЕБЕ, ВЫ ЗАТРАЧИВАЕТЕ МНОГО ЭНЕРГИИ И ВСе ЖЕ НЕ МОЖЕТЕ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРеННЫМ, ТАК КАК НЕГАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТОЯННО ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ВИДЕ НЕОСОЗНАННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕНИЯ, ТОСКИ ИЛИ БЕСПОКОЙСТВА. ВАШЕ ВНУТРЕННЕЕ САМООЩУЩЕНИЕ НА ИНТУИТИВНОМ УРОВНЕ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, И ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ ИСКРЕННЕ ЛЮБИТЬ СЕБЯ, ВАМ ТРУДНО БУДЕТ ВНУШИТЬ ЛЮБОВЬ К СЕБЕ ОКРУЖАЮЩИМ. ПЕРВЫМ ШАГОМ К МИРУ С САМИМ СОБОЙ И ЛЮБВИ К САМОМУ СЕБЕ БУДЕТ ОСОЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО ВЫ НЕ ПЛОХОЙ И НЕ ХОРОШИЙ, ВЫ ТАКОЙ, КАКОЙ ВЫ ЕСТЬ, И, ЕСЛИ ВАМ ЧТО-ТО В СЕБЕ НЕ НРАВИТСЯ, ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ НАКАЗЫВАТЬ САМОГО СЕБЯ НЕДОВОЛЬСТВОМ, СТЫДОМ, ПРЕЗРЕНИЕМ ИЛИ ОТТОРЖЕНИЕМ, СМИРИТЕСЬ С ТЕМ, ЧТО ВЫ ТАКОЙ, И НАЧНИТЕ ПОСТЕПЕННО И БЕЗ НАПРЯЖЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ НЕПРИЯТНЫЕ ВАМ КАЧЕСТВА. ПОВЕРЬТЕ, ЧТО ИЗМЕНИТЬ СВОИ ПРИВЫЧКИ, И СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ГОРАЗДО ПРОЩЕ, ЧЕМ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ И СИЛЫ НА БЕСПЕРСПЕКТИВНУЮ БОРЬБУ С СОБОЙ ИЛИ С НЕПРИЯТИЕМ САМОГО СЕБЯ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ»

В утробе матери и в раннем младенчестве ребенок переживает уникальный опыт единения с матерью, дающей ему пищу и ласку, покой и чувство защищенности. Это уникальное ни с чем не сравнимое переживание любви, единения, абсолютного покоя и безопасности, воспоминание о котором сохраняется в подсознании, а во взрослом возрасте иногда напоминает о себе, проявляясь совершенно особыми ощущениями. В этих случаях нас охватывает щемящее чувство не то воспоминания, не то ностальгии о неком «потерянном рае», о совершенной всеохватывающей любви, покое и блаженстве, которые должны где-то существовать и в которые мы хотели бы погрузиться, навсегда позабыв о заботах и печалях. В большинстве случаев мы не понимаем, откуда исходит это призрачное и светлое ностальгическое чувство, не отдаем себе отчета в том, что оно – отголосок воспоминаний младенческого, а то и внутриутробного периода, когда наше «я» еще не было сформировано, а не осознающий своей индивидуальности ребенок являлся составной частью Вселенной, представленной его матерью. Взрослея, ребенок утрачивает свой рай. Он начинает отделять себя от матери и остального мира, осознавать свое «я» и свои собственные потребности, которые уже не удовлетворяются в полной мере, так как это было в утробе матери или в раннем младенчестве. Происходит своеобразное «изгнание из рая» в чужой, непонятный, непредсказуемый мир, к которому ребенок по мере своих сил и возможностей более или менее удачно приспосабливается. На чувстве-воспоминании о «потерянном рае» основывается наша потребность в безусловной любви, дающей всеохватывающее чувство безопасности. На нем же частично основываются религиозная вера, потребность в некой мистической «свободе», достижении нирваны или «слиянии с Абсолютом». Оказавшись перемещенными из рая в ад, из блаженства материнского чрева во внешний мир, мы утратили ощущение стабильности, защищенности и покоя. Вполне понятно, что нам хочется отыскать в непредсказуемо изменчивой действительности нечто неизменное и надежное, определенную «точку опоры» – что-то, во что можно было бы беззаветно верить, на что можно было бы полагаться. Кто-то ищет человека, который бы понял и принял его целиком и полностью, любил бы его «таким, какой он есть», кто-то пытается отыскать опору в религии, философии, науке или искусстве. Иллюзия «обретения потерянного рая» нередко возникает в период влюбленности. Связь между чувством влюбленности и воспоминаниями о младенческой связи с матерью ясно просматривается в процитированном ниже отрывке из романа Артуро Переса-Реверте «Дело чести».

– По-моему, я в тебя влюбилась, – сказала она, не отрывая взгляда от моря. – Да ладно тебе, – пробормотал я – нужно же было сказать что-нибудь. Но у меня пересохло во рту, и мне хотелось заплакать, прижаться лицом к ее теплой шее и забыть обо всем, даже о собственной тени. Я подумал, какой была моя жизнь вот до этой самой минуты.... «Распроклятая жизнь и распроклятое одиночество», – подумал я. И снова почувствовал то, от чего у меня внутри будто все размякло, как в детстве, когда мать целует тебя, и тебе так хорошо и уютно, и не подозреваешь, что это всего лишь передышка перед тем, как станет холодно и страшно. – Иди-ка сюда. Я просунул правую руку, все еще перевязанную ее платком, под затылок девочке и привлек ее к себе. Она казалась такой маленькой, такой хрупкой, и от нее по-прежнему пахло, как от крохотного ребенка, только что проснувшегося в своей кроватке. Я уже говорил: мужик я неученый и плохо разбираюсь в чувствах, но тут понял, что вот этот запах — или воспоминание о нем, которое вдруг вернулось ко мне, — и есть моя родина и моя память. Единственное место на свете, куда я хочу вернуться и где хочу остаться навсегда.

Теперь посмотрим, как индийская религия определяют нирвану. Нирвана – это высшее состояние сознания, состояние невыразимого покоя, вне пространства и времени, вне непостоянства эмпирического бытия, вне паутины желаний, вне бесконечного круга перерождений; отсутствие иллюзий, избавление от всех страстей, от всего преходящего, состояние подлинной свободы и погруженности в космическое сознание.

Не правда ли, описание вполне подходит к состоянию, которое испытывает ребенок в чреве матери? Подсознательная потребность в оберегающем и защищающем родителе также становится источником веры в бога. Каким является этот таящийся в подсознании родитель? Согласно воспоминаниям о «потерянном рае», он всемогущ, несказанно к нам добр и милостив, он принимает нас такими, какие мы есть, он дарует нам защиту, ощущение стабильности, покоя и блаженства. Вам ничего не напоминает это описание? Неудивительно, что чувство религиозного экстаза и безграничной любви к Богу, растворения в нем и исходящей от него благодати является полным аналогом младенческого чувства единения с матерью. То, что в детстве мы, сами того не понимая, на подсознательном уровне расценили как «изгнание из рая», породило в нас чувство тревоги и беззащитности, заставляющее нас мучительно искать способ «возвращения в рай» – через любовь, религию, философию или мистические переживания. В процессе поиска «синей птицы» – «потерянного рая» – мы периодически разочаровываемся и отчаиваемся. Мир оказывается «не таким, как должен быть», «любовь обманывает», а привычные представления рушатся под напором изменяющейся действительности. Эти разочарования не удивительны – ведь мы не понимаем до конца, что мы в действительности ищем и что мы в итоге хотим получить. Невозможно найти то, что не существует. Невозможно получить то, чего нет. Невозможно вернуться в чрево матери и обрести абсолютную удовлетворенность и защищенность, без желаний, страданий, страха смерти, болезненных воспоминаний прошлого и тревоги о будущем. Занимаясь поиском того, чего нет, пытаясь смягчить свою тревогу действиями, не приводящими в итоге к желаемому результату, человек перестает замечать то, что является для него действительно важным, то, что может дать ему реальные радость и счастье. Он забывает о том, что мы – это наше восприятие. Ад и рай в действительности не существуют. Это лишь способы ощущать себя и окружающий мир. Для того, кто научится жить в гармонии с миром, принимать мир таким, какой он есть, и адекватно в нем действовать, окружающий мир станет тем самым домом, тем самым «потерянным раем», к возвращению в который человек подсознательно стремится. Когда я была еще ребенком, мой отец, мастер спорта по альпинизму, каждое лето увозил меня в горы на Кавказ. Альпинисты научили меня воспринимать горы как живое существо, могучее и прекрасное. Я узнала, что горы благосклонны к тем, кто соблюдает определенные правила, и наказывают тех, кто эти правила нарушают. Я училась правильно ходить, правильно лазить по скалам и, главное, правильно себя чувствовать – ощущать с горами неразрывную связь. Горы стали для меня живым существом, с которым я общалась на каком-то особом внутреннем уровне. Иногда это общение настолько захватывало меня, что у меня возникало чувство «воспоминания о потерянном рае», хотя, конечно, в то время я этого не понимала. Бывали моменты, когда я ощущала присутствие гор кожей, всем телом, буквально всем своим существом. Я чувствовала, что горы поддержат меня и помогут мне, если я буду вести себя так, как это необходимо, и не ошибусь, рассчитывая свои силы. Каждое лето в горах гибли альпинисты. Ощущение того, что горы не шутят, что в самом неожиданном месте тебя может подстерегать опасность, обостряли ощущения, но, возможно, из-за детского возраста я никогда не чувствовала страха, лишь вела себя более осторожно, тщательно соблюдая технику безопасности. Потом я стала ездить в геологические экспедиции и узнала людей, которые относились к тайге так же, как альпинисты относятся к горам. Тайга тоже стала для меня живым существом, я научилась соблюдать ее правила и общаться с ней. Чувство «ощущения мира как собственного дома» в чем-то сродни описанным выше переживаниям «единения с горами или с тайгой». Человек, знающий правила игры и изучивший территорию, на которой эта игра проходит, чувствует себя значительно более уверенным, хотя и знает, что выигрывать всегда невозможно. Он понимает, что бывают обстоятельства и случайности, которые он не может контролировать, но это не беспокоит его. Хороший игрок делает то, что от него зависит, и делает это наилучшим образом. Он не тревожится о будущем и не сожалеет о прошлом, а лишь совершенствует свое мастерство игры, наслаждаясь многообразием мира, который является для него источником всех вещей, его матерью и отцом, его убежищем и его богом. «Потерянный рай» в действительности находится вокруг нас. Все, что нам нужно сделать, это разглядеть в мире и в себе самих то, чего в погоне за призрачными иллюзиями мы раньше попросту не замечали.
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ

В этом разделе мы дадим вам один из ключей к «обретению потерянного рая». Этот ключ называется «переключение на восприятие». Самые мудрые вещи, самые главные истины, как правило, оказываются настолько простыми, что мы попросту не уделяем им внимания (вспомните Шерлока Холмса: «Лучший способ спрятать вещь, которую ищут, – это положить ее на самое видное место, где никому не придет в голову ее искать»). Одна из таких истин, по опыту знакомая каждому ребенку и, к сожалению, слишком часто забываемая взрослыми, заключается в том, что подлинная радость жизни приходит к нам через живое и непосредственное восприятие окружающего мира, не искаженное прогнозами и оценками практичного ума. Ум создает схемы и предположения, просчитывает возможности, изобретает подходящие объяснения и ищет во всем некую пользу. Деятельность ума может приносить удовлетворение, но настоящей радости она не дает. Настоящую радость приносит естественное живое восприятие, ощущение непосредственного эмоционального контакта с внешним миром или с другими людьми, восприятие, не омраченное страхами, расчетами или прогнозами. Интеллект отмечает в первую очередь то, что с его точки зрения представляет определенную практическую ценность, отметая все, что он считает «лишним» или «ненужным». Находясь под влиянием интеллекта, мы, выходя на улицу, не смотрим на окружающую природу, не наслаждаемся видом деревьев, неба и солнца. С точки зрения интеллекта этот пейзаж мы видели уже сотни раз, и ничего нового он нам сказать не может, а раз так, то нечего напрасно тратить время. Интеллект планирует, куда надо пойти и что сделать, где что купить, как спланировать рабочий день и т.д. Работа интеллекта важна и необходима для нас. До тех пор пока интеллект держится в надлежащих рамках, помогая нам эффективно справляться с насущными задачами, проблем не возникает. Они появляются лишь тогда, когда интеллект начинает работать «когда надо и когда не надо», погрязая в трясине бесконечных прогнозов, подавляя эмоциональную сферу и лишая человека естественной радости восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Собака, выходя на прогулку, неизменно испытывает неподдельную радость. Она бегает, нюхает, исследует двор, полностью погружаясь в процесс восприятия, обнаруживая нечто новое, чего не было вчера или позавчера. Ей не известны скука и депрессивные размышления типа: «Суета сует – все суета», «Что пользы человеку от того, что трудится он под солнцем?», «Какая тоска – каждый день видеть одно и то же» и т.д. Младенец находится в состоянии чистого восприятия. Если о нем заботятся надлежащим образом, он не испытывает страха перед миром, от которого он себя пока еще не отделяет. Когда потребности младенца в пище и ласке полностью удовлетворяются, он переживает нирваноподобное состояние спокойного блаженства и безмятежности, воспоминания о котором сохраняются в подсознании, и к которому, став взрослым, он подсознательно стремится вернуться. Восприятие находится вне прошлого или будущего. Полностью погружаясь в восприятие, вы как бы выпадаете из потока времени, перестаете оценивать то, что вас окружает, прекращаете прокручивать в голове обрывочные или навязчивые мысли, воспоминания о каких-то неприятностях или планы на будущее. Секрет мудрости и счастья предельно прост. Он заключается в том, чтобы использовать преимущества интеллекта для решения насущных задач, по мере возможности (когда это позволяют обстоятельства) переключаясь на являющееся источником естественного удовольствия полноценное восприятие окружающего мира, своего тела и себя самого. Своевременное переключение на восприятие поможет вам избежать расставляемой интеллектом ловушки фантастических прогнозов, страхов, навязчивых воспоминаний или размышлений. Предложенные в этой книге медитации и упражнения «вкуса жизни» – это в первую очередь медитации восприятия. Благодаря этим упражнениям вы не только обострите свое восприятие, но и научитесь придавать ему выраженную положительную окраску. Когда вы выходите на улицу, воспринимайте мир как можно более полно – с его звуками, запахами, красками. Старайтесь каждый раз отыскать что-то новое, какую-то не замеченную прежде деталь. Обратите внимание на то, как отражаются в луже облака, как сверкает солнечный луч на оконном стекле, как громко и скандально чирикают воробьи, дерущиеся за кусочек хлеба, ощутите дуновение ветра на коже лица, вкус воздуха или капель дождя. Во время еды как можно более полно наслаждайтесь видом, вкусом и запахом пищи. Если вы обедаете в приятной компании или за красиво накрытым столом, старайтесь одновременно наслаждаться общением, видом блюд, цветом и текстурой скатерти, пейзажем за окном и т.д. Поначалу вам может быть нелегко одновременно уделять внимание ощущениям, исходящие от разных источников и органов чувств, но со временем ваша способность к восприятию деталей внешнего мира будет увеличиваться, а вместе с ней будет расти ваша способность испытывать ощущение удовольствия от восприятия окружающего мира. Период острой влюбленности характеризуется в первую очередь резким обострением восприятия. Влюбленный не думает о том, что у любимой красивые глаза, он погружается в омут этих глаз, ощущает их красоту всем своим существом. То же самое относится к запаху, голосу, движениям любимого человека. Без полноценного переключения на восприятие невозможна качественная сексуальная близость, для которой характерно получение максимального наслаждения от всех органов чувств – обоняния, зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений. Чем полнее вы сможете переключаться на положительное восприятие окружающего мира, своего тела и своего «я», тем меньше вы будете попадаться в лишающие вас радости жизни «ловушки интеллекта» – навязчивые размышления, сожаления о прошлом или прогнозирование будущего. Вернуться в «потерянный рай» не так сложно, как это может показаться. Для этого достаточно восстановить заложенную в нас природой естественную способность полноценного восприятия окружающего мира, научиться наслаждаться тем, что делаешь, и тем, что имеешь, простыми вещами, постоянно окружающими нас, но которым наш интеллект, занятый всевозможными прогнозами, фантазиями и проектами, как правило, не уделяет внимания. Переключаясь на восприятие, даже скучный процесс чистки зубов можно превратить в удовольствие. Ощутите вкус зубной пасты, то, как щетинки зубной щетки массируют ваши десны, делая их более здоровыми и крепкими. Ощутите удовольствие от того, как становятся чистыми и гладкими ваши зубы, как свежеет ваше дыхание, как холодит десны вода при ополаскивании рта. Воспринимайте процесс чистки зубов как акт заботы о своем теле, укрепляющий ваше здоровье и ощущение общего благополучия. Научитесь наслаждаться своим телом, протекающими в нем естественными процессами, своими движениями, гимнастикой, которую вы выполняете, книгами, которые вы читаете, музыкой, которую вы слушаете, лицами и голосами друзей и любимых, уютом своего дома и множеством других мелочей, которые, в отличие от наших фантазий о будущем, являются главными составляющими нашей реальной жизни. Жизни, которая протекает здесь и сейчас, а не в прошлом и не в будущем. Научившись переключаться на восприятие, вы обретете свойственную мудрецам способность радоваться самому процессу жизни и на собственном опыте убедитесь, что умение наслаждаться процессом существования значительно важнее воплощения в жизнь неких фантастических идеалов или достижения целей, которые на определенном этапе вашего жизненного пути казались вам чрезвычайно важными. Идеалы, цели и представления меняются под воздействием тех или иных обстоятельств. Между тем естественная способность радоваться жизни, свойственная счастливым людям и мудрецам, – одна и та же вне зависимости от эпохи, вероисповедания или культуры.
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вот наконец вы прочитали эту книгу. Какие-то из приведенных в ней рекомендаций вы сможете сразу испробовать на практике, что-то заставит вас задуматься, а что-то может показаться слишком сложным и невыполнимым. Изложенные здесь отдельные упражнения и идеи построения гармоничной личности – лишь отдельные кусочки мозаики, составляющей единую картину учения о формировании всесторонне развитого, счастливого и полноценного человека, созданного в глубокой древности последователями тайного даосского клана, учения, постоянно дополняющегося и совершенствующегося и в конце концов дошедшего до наших дней. Но даже эти небольшие отдельные элементы знания, «снежинки, падающие с неба», как называют их последователи Шоу-Дао, помогут вам уже сейчас в значительной степени изменить свою жизнь к лучшему, насытив ее регулярными и интенсивными переживаниями положительных эмоций, которых нам так часто не хватает в этой сложной и переменчивой жизни. В период, когда писалась эта книга, мои издатели попытались провести опрос населения на тему о том, купили бы они книгу серии «Технология счастья», в которой даются психотехники, помогающие человеку получать полноценное удовольствие от своего существования, чувствовать себя счастливым и уравновешенным. К моему удивлению, оказалось, что большинство опрошенных восприняли само название серии «Технология счастья» чуть ли не как издевательство. Они с возмущением говорили о том, что в стране сейчас полный развал, зарплаты не выплачивают, нет никакой уверенности в завтрашнем дне, а тут какой-то автор решил поучать их, как быть счастливыми. Эта книга – просто насмешка над страдающим от хронического безденежья народом. На эту, кому-то могущую показаться логичной точку зрения мне бы хотелось возразить, что подобная книга нужна в первую очередь именно людям, в силу неблагоприятных обстоятельств или склада характера чувствующим себя несчастными, а не тем, кто купается в роскоши и чьи желания исполняются словно по мановению волшебной палочки. Лекарства нужны больным, а не здоровым, и психотехники, помогающие чувствовать себя радостными и удовлетворенными, несмотря на то, что жизнь время от времени наносит вам удары, тем более необходимы народу нашей страны, в настоящее время переживающей очередной экономический и политический кризисы. Если сравнить условия нашей жизни с условиями существования в странах Африки или Юго-Восточной Азии, народ которых страдает от голода, засухи, войн, то наша жизнь покажется для них столь же прекрасной, желанной и недостижимой, как жизнь миллионеров из мыльных опер для жадно припадающих к экрану российских телезрителей. Но, как мы видим, у всех есть свои проблемы – и у героев телесериалов, и у российских граждан, и у истощенных голодом жителей Сомали, все имущество которых нередко ограничивается набедренной повязкой. Естественно, что во многом способность быть счастливым зависит от условий жизни, но в гораздо большей степени оно зависит от того, как именно мы относимся к условиям своей жизни – сдаемся и плачем, утопая в жалости к себе, или боремся и побеждаем; считаем, что все предопределено и удел человека на земле – страдания, которые когда-нибудь компенсируются на небесах, или воспринимаем жизнь как прекрасный подарок, которым одарила нас судьба. В Испании меня поразило огромное количество людей, в той или иной форме пребывающих в депрессии – если не клинической, то «бытовой». Я даже шутила по поводу того, что депрессия – национальный испанский спорт. Испанцы, которые по сравнению с русским народом жили в стабильной стране с неплохим уровнем жизни и социальным обеспечением, с великолепным мягким и здоровым климатом, с богатейшей природой – горами, пляжами, теплым и ласковым морем, с огромной индустрией развлечений, регулярно жаловались на то, как тяжела и беспросветна их жизнь. Тут были и вечные жалобы на нехватку денег, и на коварство и вероломство представителей противоположного пола, и на невыносимо долгую и холодную испанскую зиму (дело было в Барселоне, где температура самого холодного месяца обычно колеблется от десяти до пятнадцати градусов тепла и почти все время светит солнце), и на отсутствие уверенности в будущем и т. д. и т. п. Один мой знакомый впадал в депрессию, как только солнце скрывалось за тучами, говоря: «Какой ужасный печальный день. В такую погоду совершенно ничего не хочется делать». Другой мой знакомый непрерывно страдал от скуки и одиночества, но состояние универсальной тоски по поводу несовершенства мира он предпочитал общению с друзьями и развлечениям. Помимо квартиры в Барселоне, он владел большим загородным домом в десяти минутах от пляжа, но при этом он около пятнадцати лет не бывал на пляже и не купался в море. Зато он периодически выдавал перлы жизненной мудрости типа «можно верить только в смерть и в налоги» и предавался размышлениям по поводу несовершенства мира и человеческих существ. По-правде говоря, возвращаясь из Испании в Россию, я чувствовала себя как человек, вырвавшийся из «клуба страдальцев» на удалой праздник с песнями и плясками. В первый момент мне казалось, что веселое настроение моих русских друзей похоже на пир во время чумы, поскольку никто из них не впадал в депрессию оттого, что солнце зашло за тучку, а на очередной экономический кризис народ откликался бодрой и единодушной закупкой продовольствия в таких количествах, что экономным испанцам его хватило бы на несколько лет. Отношение человека к жизни – это специфическая форма мировоззрения, которую вам внушили в течение вашей жизни. Если вас приучили печалиться, когда солнце заходит за тучку, вы будете делать это в течение всей жизни, не задумываясь о том, правильно ли это, – просто будет автоматически срабатывать программа, записанная в вашей модели мира. Но если вы когда-нибудь поймете, что и в пасмурном дне есть своя прелесть, что этот день тоже в чем-то может быть прекрасным, удивительным и неповторимым, если вы сделаете его таковым, вы станете чуть-чуть счастливее. Так, шаг за шагом меняя свои негативные и пессимистические программы на позитивные и оптимистические, вырабатывая стабильное позитивное отношение к жизни, вы сможете наслаждаться жизнью даже в ситуациях, некогда казавшихся вам «невыносимыми» или «трагическими».

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Оглавление

Введение. 1

 

Часть 1. АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ. 7

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ КОНТАКТОВ. 7

УЗЛОВЫЕ МОМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ. 9

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.. 28

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ.. 36

 

Часть 2. ЦЕННОСТИ И УМЕНИЯ. 43

ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ.. 43

НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ. 48

 

Часть 3. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ. 54

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. 54

ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ. 59

ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. 64

 

Часть 4. ПОЗНАНИЕ И СБЛИЖЕНИЕ. 72

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ.. 72

ПОВЕДЕНИЕ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА.. 85

ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ... 88

 

Часть 5. ЛАБОРАТОРИЯ ПОИСКОВ. 97

Введение. 97

СЦЕНАРИИ ВСТРЕЧ. 98

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.