Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приписывание другим мнимых черт




Похвалы и порицания

Это очень распространенный, хотя тоже опосредованный способ выражения и передачи чувств. Хотя в конкретных похвалах или порицаниях нет указаний на актуальное эмоциональное состояние говорящего, тем не менее можно на основании его слов понять, что он чувствует. Когда мы слышим: "Ты невыносим", или: "Ты – лучше всех", или: "Эта учеба не для тебя" и т.д., мы в общих чертах можем представить себе, как относится автор этих слов к их адресату. Однако слишком часто эти наши представления оказываются чрезмерно общими и недостаточно определенными, чтобы правильно судить о том, что чувствует автор подобных слов.

В похвалах или порицаниях всегда содержатся какие-то наблюдения относительно другого человека, мнения о нем. В то же время они являются формой эмоциональной экспрессии, правда очень опосредованной, тем более что в суждениях о других мы нередко склонны к преувеличению или недомолвкам. Например, испытывая чувство злости в адрес другого человека и не имея возможности или желания выразить его открыто, мы с целью все-таки продемонстрировать свое отношение к нему изобретем какую-то особую логическую конструкцию и в форме хорошо обдуманных и культурных замечаний вынесем приговор нашему оппоненту, тем более суровый, чем более спокойным тоном он будет произнесен.

Конечно, не следует думать, что, раз похвалы и порицания не содержат достаточной информации о взаимных чувствах партнеров, они бесполезны или даже вредны в обыденной жизни. Я предлагаю задуматься о другом: не стали ли хвалебные суждения или упреки единственной или преобладающей формой эмоциональной экспрессии в вашей жизни; увы, такое бывает нередко.

Нередко, испытывая какие-то чувства в присутствии другого человека, мы приписываем ему какие-то особенности, которые могли бы быть причиной наших переживаний. При этом сами наши чувства остаются даже неназванными и до конца не осознанными, поскольку в центре внимания оказываются мнимые черты партнера. Нам грустно и тяжело на душе, однако мы говорим, что этот наш партнер – жестокий и неприятный человек. Нас охватила злость, а мы говорим о враждебности другого, который каким-то образом возбудил в нас это чувство. Испытывая симпатию и доверие к другому человеку, мы можем объяснять их его доброжелательностью и обаянием, но при этом не определять и не обсуждать то, что на самом деле чувствуем. Такое косвенное выражение собственных чувств путем приписывания другому каких-то особенностей не облегчает взаимопонимания между партнерами и порой может стать причиной искаженного представления о собеседнике.

Характерной особенностью перечисленных выше способов эмоциональной экспрессии является то, что, хотя они и служат, прежде всего, цели выражения каких-то чувств, связанных с другим человеком, на самом же деле касаются чего-то внешнего в человеке, которому они адресованы. Они не позволяют раскрыть сущность движений души, ощущений или эмоций. Очень часто главной целью подобных слов является воздействие на человека, так или иначе вызвавшего какие-то чувства. Например, испытывая чувство досады и неудовольствия, можно попытаться изменить поведение человека, вызвавшего у нас эти ощущения, но можно словесно наказать или ранить его. В последнем случае наши слова будут орудием для достижения именно этой цели. Если в обществе другого человека нам хорошо и приятно, мы можем поощрить его к тому, чтобы в будущем он вел себя так же.

Самым распространенным способом влияния на других являются положительные или отрицательные оценки в их адрес. И хотя большинство оценочных суждений на самом деле используются с целью выражения чувств, в них нет ясного указания на переживания говорящего. Слишком часто прибегая к этой форме эмоциональной экспрессии, мы в конце концов перестаем отчетливо понимать, что чувствуем в действительности, поскольку в своих оценках концентрируемся преимущественно на особенностях людей, вызвавших у нас эти чувства. В результате мы не только перестаем хорошо осознавать свои переживания, но и не умеем выразить их тому, кто их у нас вызвал.

Наряду с названными выше формами выражения и передачи чувств мы повседневно пользуемся и другими формами. Они позволяют откровеннее высказываться о наших переживаниях, помогают лучше понять, что чувствуют люди, общаясь друг с другом. Эти непосредственные формы основаны на стремлении говорящего открыто называть и описывать свои чувства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.