Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 3. Искусство общения 2 страница




Основным источником нарушений общения является отсутствие взаимного доверия между партнерами. Взаимное недоверие нередко оборачивается значительным ограничением количества и качества передаваемой информации. Недостаточное знание людьми друг друга способствует сохранению или росту подозрительности. Это еще больше ограничивает обмен информацией и еще больше ее искажает.

 

Если мы убеждаемся, что межличностное общение так часто оказывается нарушенным и неэффективным, то, естественно, возникает важный вопрос: что же можно сделать, чтобы исправить подобное положение? Что, например, может сделать говорящий, чтобы увеличить вероятность того, что он будет правильно понят?

 

По мнению многих психологов, первостепенное значение для успешного общения имеют три фактора. Первый – это так называемая надежность говорящего. Второй – понятность его сообщений, третий – учет обратных связей относительно того, насколько правильно он понят.

 

Пожалуй, самым важным фактором является надежность говорящего, определяющая степень доверия слушателя к тому, что ему говорят.

 

Многие социальные психологи анализировали и исследовали феномен надежности собеседника. Они пытались понять, от чего зависит возможность говорящего оказывать влияние на других в нужном ему направлении. Обобщая результаты этих исследований, Станислав Мика пишет в своей книге "Введение в социальную психологию",* что реципиент чувствует надежность говорящего, если считает его человеком, компетентным в той области, о которой он говорит, если думает, что тот может хорошо изложить свои мысли, если он верит в добрые намерения говорящего, в то, что он хочет как-то ему помочь. Исследователи пришли к выводу, что лица, которые оценивались партнерами как надежные, обладали значительными возможностями влиять на своих собеседников.

* Мika S. Wstęp do psychologie społecznej. Warszawa, Państwowe wydawnictwo naukowe, 1975, S. 318.

Однако вопрос о надежности говорящего имеет более широкое значение, поэтому важно проанализировать это явление не только с точки зрения потребности влиять на других людей. Видимо, определенные действия индуктора могут повышать его надежность в глазах реципиента. За счет этого возрастает уровень доверительности в общении. К их числу можно, в частности, отнести:

  • открытую демонстрацию своих намерений,
  • проявление теплого и доброжелательного отношения,
  • демонстрацию своей компетентности в обсуждаемом вопросе,
  • умение убедительно излагать.

 

Доверие к человеку, который что-то говорит нам, тесно связано с нашими представлениями о его намерениях. Понимая, что он руководствуется благими намерениями, не желает нам зла, мы испытываем к нему чувство близости, готовы верить в то, что он говорит. Однако нередко партнеры плохо осознают намерения друг друга, и каждый из них ориентируется главным образом на свои домыслы о стремлениях собеседника. Недостаточное знание партнера, неуверенность в его мотивах часто становятся причиной недоверия к его словам. Знание истинных намерений собеседника повышает вероятность взаимного доверия партнеров, даже если эти намерения не связаны напрямую с желанием добра и пользы другому. Если же индуктор скрывает свои мотивы даже из самых лучших побуждений, процесс общения нарушается, и партнер начинает сомневаться в его надежности.

Человек, скрывающий свои намерения, вынужден внимательно следить не только за тем, что он хочет сказать, но и за тем, чего он не хочет сказать своему собеседнику. Для этого приходится прибегать к различным отвлекающим маневрам, чтобы дезориентировать партнера и не дать ему правильно понять смысл услышанного.

Результатом этого может быть не только нарушение процесса коммуникации, но также выявление двусмысленности поведения индуктора, что дает повод реципиенту подозревать его в неискренности, закрытости или даже во вранье. Поэтому партнеры, заинтересованные во взаимном доверии, должны стараться максимально открыто демонстрировать свои намерения, даже если один из них опасается, что другой не одобрит их полностью.

Степень надежности индуктора значительно возрастает, если, испытывая теплые чувства к реципиенту, он умеет их ясно выражать. Возможно, что этот момент кажется слишком уж очевидным и не нуждающимся в специальном анализе, однако я думаю, что люди порой не умеют или не могут демонстрировать другим свою симпатию и теплое отношение. Кое-где даже существуют неписаные, но жесткие правила и ограничения в проявлении своих положительных чувств по отношению к другим. Некоторым в подобной открытости видится что-то постыдное, неправильное, непотребное. Люди испытывают доброжелательность и теплые чувства друг к другу, когда им хорошо вместе, когда между ними есть взаимопонимание. Если в эти моменты они не проявят своих чувств, их общение лишится чрезвычайно важного содержания, которое могло бы скрепить и углубить взаимоотношения между ними.

 

Степень надежности индуктора зависит также и от того, насколько реципиент уверен в нем как в источнике информации. Этому способствует логичность мышления индуктора, подтверждение его информации из других источников, не связанных с ним, его умение предвидеть разные события и т.д. Надежность индуктора может возрасти и за счет того, что люди, чье мнение ценит реципиент, положительно относятся к сказанному.

 

И наконец, последний фактор, от которого может зависеть надежность передающего информацию, – это его умение убедительно излагать информацию, та заинтересованность и уверенность, с которой он говорит о том, что чувствует или думает. Сила воздействия его слов возрастает, если он верит в важность и ценность того, о чем говорит. Человек, высказывающий свои мысли индифферентно, часто воспринимается как ненадежный, неубедительный собеседник, хотя, конечно, за правило это считать нельзя.

 

Из вышесказанного становится ясно, что надежность индуктора – это не какая-то объективная реальность, а исключительно субъективное представление реципиента, основанное на определенной готовности доверять собеседнику, верить его словам. Особенности поведения индуктора, описанные нами, могут способствовать возникновению у реципиента такого субъективного представления. Это повышает эффективность коммуникации между ними. Она возрастает и в том случае, если индуктору удается быть до конца понятым, если он помогает своему собеседнику усвоить точный смысл своих слов. Что же он должен для этого делать?

Если вы хотите, чтобы вас хорошо поняли, повторите еще раз то, что хотите сказать, или подтвердите то же самое жестом или даже в письменной форме. Использование разных каналов для передачи одной и той же информации снижает возможность недопонимания. Не менее важную роль играет соответствие между вербальными и невербальными способами выражения.

Если выражение лица и сопутствующие жесты согласуются со значением слов, высказывание приобретает бóльшую ясность, понятность и убедительность.

 

Эффективность коммуникации возрастает также, если мы исчерпывающе и конкретно формулируем свои мысли, так, что собеседнику становятся до конца понятны наши идеи и точки зрения.

Наши высказывания становятся понятнее партнеру, если мы берем на себя ответственность за то, что говорим. Это положение требует дополнительных пояснений. Очень часто в наших высказываниях содержатся субъективные представления, наши собственные оценки разных событий и людей. Сплошь и рядом можно услышать подобные суждения в безличной форме, что придает им видимость объективности и некоторую ригористичность, словно другие мнения или суждения на эту же тему недопустимы. Вместо того чтобы говорить: "Мне кажется...", "Я полагаю...", "Думаю, что...", "Мне это не нравится, потому что..." – мы говорим: "Это так, а это не так". Если говорящий уточняет, высказывает ли он собственное мнение или передает разделяемую им точку зрения других, слушатель яснее представляет себе источник информации. Это также способствует лучшему пониманию партнера.

 

К сожалению, в повседневной жизни передача сообщений, оценок и мнений, лично выбранных говорящим из множества других, – дело не слишком частое. Нередко оценки реальности основаны на объективном научном знании.

Поэтому, сообщая кому-то такую информацию, не обязательно ссылаться на ее автора. Однако в научных дискуссиях, даже самого высокого уровня, принято указывать авторство точек зрения – это проявление научного этикета, готовности к поиску истины, к смене своих позиций. Выдающийся польский физик Леопольд Инфельд в необычайно интересной книге "Очерки о прошлом"* много пишет о своих встречах с Альбертом Эйнштейном.

Нетрудно убедиться, насколько эмоционально насыщенными и личностно значимыми были споры двух замечательных ученых, споры, в которых рождалась научная истина. В совместной научно-популярной книге "Эволюция физики" в главе "Загадка движения" можно прочесть: "Физические понятия – суть творения человеческого разума и не однозначно определены внешним миром, как это иногда может показаться. В нашем стремлении понять реальность мы отчасти подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки, даже слышит тиканье, но не имеет средств открыть их корпус. Если он остроумен, он может нарисовать себе некую картину механизма, которая отвечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда не может быть вполне уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения".** Истина – это атрибут суждений о реальности, и если какие-то суждения истинны, они и останутся таковыми, даже если будут излагаться с известной долей субъективности. Другие суждения, пусть преподносимые известным авторитетом, в максимально объективированной и безличной форме, так и не станут истинными, если содержание их ложно. Правда – это не привилегия и не функция источника информации.

* К сожалению, эта работа на русский язык переведена не полностью, однако большая часть ее вошла в статью Инфельда Л. "Мои воспоминания об Эйнштейне", опубликованную в бюллетене "Успехи физических наук", т. 59, вып. 1, 1956, с. 135-184. – Прим. ред.

** Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. М., "Молодая гвардия", 1966, с. 36.

Мне кажется, что лучший способ проверить истинность своего мнения – это сопоставить его с информацией из других источников. Из-за личностной значимости этих суждений подобные проверки лучше осуществлять совместно с другими.

Естественно, темой повседневного общения людей не является установление научных истин. Как правило, люди говорят о своих желаниях, намерениях, оценках. Они дают друг другу советы и обращаются с просьбами, предостерегают и поддерживают друг друга, делятся воспоминаниями и планами на будущее. В подобных коммуникациях личностный характер высказываний и принятие на себя ответственности за свои слова еще ценнее и важнее для взаимопонимания, чем в научных дискуссиях.

На предыдущих страницах я писал о различных явлениях и ситуациях, от которых зависит восприятие слушателем надежности говорящего и которые способствуют более правильному пониманию слов говорящего, что повышает эффективность коммуникации. Но на одном весьма важном факторе я так и не остановился, а именно на том, какую роль играет умение говорящего ориентироваться на обратные связи, то есть на то, как восприняты его слова.

 

Человек, умеющий быстро и оперативно реагировать на то, как воспринимаются и понимаются его слова, имеет больше шансов повысить эффективность своего общения с партнером. Однако в разных ситуациях люди по-разному пользуются обратной связью. Порой бывает и так, что они не воспринимают ее или вообще ею не интересуются. В этом случае успешность общения во многом зависит от неконтролируемых причин. Если партнеры не стараются сознательно влиять на процесс коммуникации, то в ход общения вмешиваются случайные факторы, благоприятно или неблагоприятно сказывающиеся на нем. В обыденной жизни мы очень часто наблюдаем это.

 

Одной из основных причин таких проблем может быть не только неумение партнеров ориентироваться на обратную связь, но и попросту их отсутствие. Многие неписаные, но жесткие правила обыденной жизни заставляют нас воздерживаться от использования обратной связи и не показывать партнеру, как мы восприняли его слова и какие последствия они вызвали. Примером таких правил может быть, скажем, отказ от демонстрации чувств, вызванных замечаниями партнера, стремление придать своему лицу в важных ситуациях межличностного общения выражение "непроницаемой маски", соблюдение конвенциональных форм вежливого поведения с надоевшим или неприятным гостем. В этих и многих других аналогичных ситуациях люди сознательно скрывают от партнера то, какую реакцию вызывает его поведение, или то, как они его воспринимают. А если кто-то все же решается говорить об этом, то чаще всего в форме похвалы или порицаний, оценок или поучений, добрых советов или претензий.

Основное содержание подобных высказываний – это отнюдь не обратные связи, которые могли бы помочь говорящему осознать характер своих действий в установлении взаимопонимания с партнером. Вместо этого он слышит похвалу или упреки в свой адрес, что в результате укрепляет в нем убеждение, что не стоит говорить людям то, как их воспринимаешь.

 

В отсутствие информации о том, как нас воспринимают, мы сами формируем у себя некоторые представления об этом. Эти представления, как правило, не сопоставляются с действительностью и отражают то, что когда-то раньше в других ситуациях мы узнали от других. Они могут не иметь ничего общего с тем, как в данный момент воспринимает нас данный человек, как он понимает нас, какие реакции мы у него вызываем. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с людьми, которые под влиянием неприятных воспоминаний о том, как они не были поняты когда-то очень значимым для них человеком, долгие годы полагали, что все люди вокруг их не понимают. Представления этих людей очень редко соответствовали действительности, поскольку они не чувствовали, как их воспринимают и понимают конкретные люди в конкретных ситуациях. Межличностное общение с обратной связью помогает повысить его качество, однако в случаях, когда коммуникация и без этого протекает успешно, люди не придают значения этому фактору.

 

ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ

Особую роль в обыденном общении играют ситуации, когда люди выражают свои чувства друг другу. Эти ситуации возникают гораздо чаще, чем мы привыкли думать, они не ограничиваются признаниями в любви или дракой с партнером. Мне даже кажется, что партнеры по общению практически постоянно говорят друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не осознавая. Можно даже говорить о непрекращающемся обмене информацией, сообщающей об эмоциональном состоянии партнеров. Этот обмен возникает как результат потребности в выражении чувств, присущей каждому человеку, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера.

 

Потребность в выражении чувств или внутреннее побуждение демонстрировать свои эмоции и переживания в каких-то действиях, в какой-то форме активности, столь же естественна и общечеловечна, как потребность в дыхании или пище. Однако удовлетворение этой потребности – дело непростое, очень часто она удовлетворяется лишь частично или случайным образом. Каждое действие человека как-то связано с его внутренними состояниями. Следы этих состояний, проглядывающие сквозь канву действий, могут быть замечены другими. Однако не все, что делает человек, является прямым следствием его переживаний. Часто мы ведем себя даже таким образом, чтобы заблокировать актуально переживаемые чувства. Человек, испытывающий чувство грусти, может громко смеяться, другой, обуреваемый злостью, может говорить о том, что он восхищен, третий, охваченный страхом, будет проявлять враждебность.

 

В соответствии с расхожими представлениями эмоциональная экспрессия сродни искусству и артистической деятельности. Принято считать, что артист – это человек, способный выражать себя, свои чувства и чаяния для того, чтобы другие люди смогли испытать сильные эмоциональные переживания. Например, нередко, наблюдая в кино игру актера, мы вместе с ним переживаем драматизм ситуации из фильма, тем самым частично опосредованно удовлетворяя свою потребность в выражении эмоций. Порой человек чувствует облегчение, выплакавшись в кино и отреагировав таким образом накопившуюся горечь и тоску, которые он чувствовал в ситуациях, когда не хотел или не мог позволить себе плакать. И все же это не дает человеку ощущения настоящего глубокого удовлетворения.

 

С раннего детства окружающие нас люди систематически контролируют проявления нашей эмоциональной экспрессии. Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются под влиянием конвенциональных норм, принятых в семье и социальных группах. На них отражаются представления наших родителей и воспитателей, стиль отношений, преобладавший в компании наших друзей-ровесников. Определенную роль играют различия в особенностях темперамента, например скорость появления и смены внутренних эмоциональных состояний, а также интенсивность, с которой разные люди переживают свои чувства. Порой даже определенные единичные события могут существенно повлиять на то, как человек в дальнейшем будет выражать свои чувства.

 

Таким образом, способ выражения внутреннего состояния человека зависит не только от того, что он чувствует, но и от того, какими средствами экспрессии располагает. Мне кажется, что большинство людей не реализует до конца свои возможности эмоционального самовыражения и за это им приходится расплачиваться чувством недостаточной удовлетворенности собственной жизнью. Этому способствуют некоторые стереотипные представления о значении эмоций в жизни человека, о диапазоне приемлемости эмоциональной экспрессии.

 

Оценочное отношение к собственным эмоциональным переживаниям и к чувствам других людей может иметь определенные негативные последствия. Контроль над внешними проявлениями эмоций может стать причиной ограниченности чувственных переживаний, их недостаточного осознания. Мне кажется, что любые попытки человека манипулировать своими или чужими чувствами, бороться против них превращаются в бессмысленные препятствия в его жизни, в отношениях другими. Такие попытки – пример неадекватных способов облегчить себе жизнь. Представления о том, что чувства могут быть "нездоровыми", "патологическими", "ненормальными" и т.д., ошибочны. Вместо того чтобы выносить такие оценки конкретным поступкам, ситуациям межличностного общения, формам социального поведения, некоторые люди связывают подобные представления с чувствами и эмоциональными состояниями.

Каждый человек имеет право испытывать любые возникающие у него чувства, они становятся реальным фактом его внутренней жизни. Желая как-то избавиться от этих фактов, мы можем только закрыть на них глаза, но это неадекватный и неконструктивный путь. Конструктивный подход заключается в принятии без искажения чувств, которые уже возникли. Для этого необходима соответствующая форма эмоциональной экспрессии. Если человек не хочет в будущем испытывать те или иные чувства, он может попытаться изменить стиль своего поведения или внешнюю ситуацию, свое место в ней таким образом, чтобы его роль в жизни, в отношениях с другими вызывала у него иную эмоциональную реакцию, отличную от той, которая была у него раньше.

 

Самым частым и одним из самых главных источников эмоциональных переживаний человека являются: актуальное состояние его отношений с другими, воспоминания о прошлых связях, мысли об отношениях, которые сложатся в будущем. Возможность выражать эти чувства в присутствии людей, с которыми они так или иначе связаны, может стать важным фактором укрепления взаимоотношений, усиления взаимопонимания и обоюдного доверия. Глубина и искренность в отношениях между людьми, связанными узами дружбы, любви или коллегиальности, в значительной степени зависит от того, насколько эти люди могут выражать свои чувства в присутствии друг друга.

 

Это положение, естественно, относится не только к положительным эмоциональным переживаниям, например к симпатии или любви, но и к любым другим чувствам, таким, как печаль, беспокойство, гнев, жалость, ревность и т.д. Мне не раз приходилось встречать людей, которые считали, что у настоящих друзей или возлюбленных некоторые чувства не должны возникать по отношению друг к другу. Если же они появятся, их необходимо скрыть. Под влиянием таких представлений даже самые близкие люди могли терять контакт, испытывать взаимное недоверие, сомневаться в том, что смогут сообща преодолеть возможные последствия открытого выражения своих чувств. Однако если, несмотря на все опасения, партнерам удавалось, не разорвав отношений, вслух сказать о своих, пусть даже неприятных, эмоциональных переживаниях, связи между ними углублялись и укреплялись.

 

Порой открыто выразить свои негативные чувства близкому человеку и сохранить при этом добрые отношения с ним бывает так же важно, как испытать удовольствие от знаков симпатии и доброжелательности с его стороны. Выражение положительных чувств нередко связано с не меньшими трудностями, чем демонстрация отрицательных. Это может быть связано с конвенциональными нормами ("не годится слишком уж захваливать человека"), со страхом отвержения со стороны партнера ("он будет смеяться надо мной, если я выражу ему свою симпатию"), желанием манипулировать другим человеком ("не покажу ему, как сильно он мне нравится, пусть не думает, что я им интересуюсь").

 

Чувства и эмоциональные переживания можно демонстрировать по-разному, вовсе не каждый способ экспрессии приносит ощущение удовлетворения и может быть принят другим. Некоторые формы выражения чувств могут неблагоприятно сказываться на отношениях с окружающими, оставляя после себя неприятный эмоциональный осадок. Конечно, реакция окружающих на проявление чувств зависит не только от формы экспрессии. Тем не менее можно найти такие способы выражения и передачи эмоциональных переживаний, которые будут способствовать развитию и улучшению взаимоотношений между партнерами.

 

Наличие эмоционального содержания в общении обусловлено не только существованием такой ведущей потребности, как потребность в выражении чувств, но также и тем, что каждый из нас ощущает внутреннюю готовность воспринимать знаки эмоционального отношения со стороны других. Уже в первые дни своей жизни ребенок учится воспринимать эмоциональное состояние своей матери и порой реагирует на такие нюансы в ее настроении, которые недоступны восприятию взрослых. Он овладевает этим мастерством, еще не умея говорить, мыслить и понимать речь. Это значит, что невербальная передача информации о внутренних состояниях людей появляется в жизни человека раньше, чем вербальная коммуникация и мышление. Для ребенка эмоциональное состояние его родителей имеет чрезвычайно важное значение, он научается многое улавливать, прислушиваясь к звуку голоса родителей, присматриваясь к выражению их лица, движениям и жестам. Он вырабатывает в себе постоянную готовность искать значимые сигналы в своем окружении. Мне кажется, что большинство взрослых людей с возрастом утрачивают способность воспринимать знаки эмоциональных переживаний окружающих, однако эта способность не исчезает бесследно и бесповоротно.

 

Готовность воспринимать эмоциональные сигналы в ходе общения может проявляться даже тогда, когда основное содержание коммуникации имеет интеллектуальный характер. Порой эти ожидания приобретают форму предубеждения, когда вольно или невольно выискиваешь в словах и поведении людей проявления только одного чувства, например неприязни или отчужденности. Это неблагоприятно сказывается на отношениях с окружающими, поскольку их истинные эмоциональные переживания остаются непонятными.

 

Каждый из нас, думая о себе или общаясь с другими, постоянно испытывает различные эмоции. Способ выражения и передачи этих эмоций является одним из важнейших факторов оптимизации межличностных отношений. Если в отношениях между людьми возникают какие-то проблемы, то это происходит не потому, что люди испытывают те или иные чувства, а потому, что не умеют адекватно их выразить.

 

Можно назвать три основные причины нарушений эмоциональной экспрессии: 1) тенденция отвергать или игнорировать собственные чувства или чувства других, 2) нежелание обсуждать свои актуальные эмоциональные переживания и взаимные чувства с партнером, 3) недостаточное осознание и недостаточное принятие собственных эмоциональных переживаний.

 

Нередко в обыденной жизни мы сталкиваемся с различными проявлениями первой тенденции – стремлением отвергать либо игнорировать свои или чужие эмоциональные переживания, если они кажутся неприятными или нежелательными. Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявления: "Не волнуйся", "Не грусти", "Не радуйся раньше времени", "Не нервничай", "Не расстраивайся, подумай лучше о чем-нибудь приятном", "Успокойся" и т.д. Все эти и множество других подобных советов сводятся к одному: "Не чувствуй того, что чувствуешь", "Не переживай того, что переживаешь", – и даются они, как правило, из самых лучших побуждений. Чаще всего подобное пожелание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к ограничению или искажению средств эмоциональной экспрессии.

 

В результате может случиться так, что какие-то чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняются в человеке надолго, хотя обстоятельства, спровоцировавшие их, давно изменились. Такие "укоренившиеся" чувства переносятся в другие ситуации. Поэтому совершенно разные ситуации начинают неадекватно восприниматься субъектом как идентичные, а все из-за того, что он ранее не "разрядился" эмоционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший "разрядиться", будет вести себя дома озлобленно, набрасываться на своих близких. Понятно, что это не изменит ситуацию на работе, но зато явно испортит отношения дома. Такой раздраженный человек мог бы, вместо того чтобы срывать зло на своих близких, хотя бы частично разрядить свои чувства, например пересказав домашним возникшую на работе ситуацию, при этом сопроводив свой рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Может быть, в результате этого перед ним открылись бы какие-то новые возможности изменения положения дел на работе.

 

Другой важной причиной трудностей в выражении эмоций является нежелание партнеров обсуждать возникающие у них ощущения и взаимные чувства. Гораздо легче говорить о чувствах, связанных с прошлым и с другими людьми, нежели открыто обсуждать с партнером актуальные отношения. Почему это так?

 

Говоря открыто о своих эмоциональных переживаниях, любой человек почувствует беспокойство по поводу того, что партнер своей реакцией – насмешкой, пренебрежением и т.п. – может больно ранить. Другой причиной дискомфорта может быть страх, что, начав говорить о своих чувствах партнеру, потеряешь контроль над развитием отношений с ним. Еще один источник затруднений кроется в ожидании того, что партнер открыто сообщает о своих чувствах с целью добиться от нас чего-то трудно выполнимого. Нежелание обсуждать актуальные эмоциональные переживания может быть связано также с установкой на необсуждение отношений с партнером, пока все идет хорошо, пока они складываются удачно. Повод для подобного разговора возникает, лишь когда в отношениях что-то портится. Поэтому обычно разговор о чувствах ассоциируется с неприятными ситуациями. Единственным исключением из этого правила, по мнению большинства, является признание в любви.

 

Особенно часто причиной затруднений в эмоциональной экспрессии является недостаточное осознание человеком собственных чувств и эмоциональных состояний и непринятие их в себе. Навык адекватно воспринимать и дифференцировать различные эмоции в богатом спектре своих чувственных переживаний не формируется систематическим образом, поэтому разные люди в разной степени овладевают этим мастерством. Если ты не понимаешь достаточно отчетливо, чтó именно чувствуешь, или если думаешь, что вообще не испытываешь никаких эмоций, естественно, тебе будет трудно адекватно выразить свои внутренние переживания. Если ты не принимаешь в себе своих чувств, то будешь стараться их скрыть.

 

В обыденной жизни широко распространено мнение, что чувства и эмоции препятствуют разрешению проблем между людьми. Во имя того, чтобы поступать логично, рационально, сохранять объективность, люди стараются сдерживать свои чувства. Но рациональное и эффективное поведение невозможно без правильного и всестороннего понимания того, что происходит внутри человека и вокруг него. Поэтому необходима подробная информация о чувствах. Ограничение или сокрытие чувств мешают человеку вести себя конструктивно в отношениях с другими.

 

Кроме того, это может быть причиной возникновения различных предубеждений по отношению к другим, приводить к искажению восприятия и оценивания их, затруднять адекватное поведение по отношению к ним. Множество замечательных проектов и идей было отвергнуто только потому, что кто-то не любил их авторов, но не мог выразить это открыто. Часто бывает и так, что чувствуешь злость по отношению к кому-то, но скрываешь ее и поэтому избегаешь контактов с этим человеком, пока в конце концов не придешь к выводу, что уже никогда не сможешь восстановить с ним хорошие отношения. А ведь очень вероятно, что, если бы чувства были выражены, можно было бы вместе с партнером найти причину злости и восстановить отношения, ликвидировав ее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.