КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фиксация проверки показаний на месте 3 страница
Психологи отмечают, что на формирование показаний влияют опыт человека, его знания, представления о конкретном предмете и другие факторы. Большинство людей в основном правильно воспринимают действительность, хотя нередки случаи одностороннего восприятия и искаженного представления о воспринятом. Формирование показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения фактов на допросе. Основой восприятия служат первичные психические процессы — ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и др.). Каждое восприятие включает комплекс ощущений и представляет собой отражение в коре головного мозга не отдельных свойств, а всего предмета, явления в целом. Активное воздействие на полноту, точность и ясность восприятий оказывает внимание, его направленность, определяемая в ряде случаев профессиональными интересами человека. Восприятие может быть произвольным (с заранее поставленной целью) и непроизвольным. Произвольное восприятие отличается большей полнотой и точностью. К числу субъективных факторов, отрицательно влияющих на процессы восприятия, относятся дефекты органов чувств, расстройства нервной системы и другие болезненные состояния, а также усталость и сильное душевное волнение. На полноту и точность восприятий может оказать серьезное влияние и ряд объективных условий, которые также необходимо учитывать при допросе (неблагоприятные условия видимости, кратковременность наблюдения, удаленность предмета восприятия, применение преступником маскирующих средств и др.). Значительные трудности возникают при оценке результатов восприятий пространства, времени и движения. Несмотря на то, что применительно к ним общее методологическое положение теории познания об адекватности восприятий реальной действительности остается незыблемым, восприятие пространственных форм предметов, их величин и пространственных отношений — расстояний, а также дли- 387 тельности и последовательности явлении, характера и скорости движения может значительно отличаться от реальных параметров. При допросе следует выяснить, как допрашиваемый воспринимал формы, величины и пространственные отношения предметов и каковы критерии его суждений о них. При этом необходимо учитывать влияние воздушной и геометрической перспективы, оптических искажений, слуховых ощущений, цвета объектов (белый, красный и желтый цвета видны на более отдаленном расстоянии), принимать во внимание величину и расположение теней от предметов, наличие ориентиров, время преодоления данного расстояния и некоторые другие факторы. Надо также иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра. Непосредственное восприятие длительности и последовательности явлений также обычно отличается неточностью. Смена разнообразных по содержанию восприятий и мыслей создает впечатление быстро проходящего времени; наоборот, время, заполненное бедными и однообразными психологическими процессами, кажется нам более длительным. Особенно быстро «летит» время при положительной эмоциональной окраске нашего сознания. Медленно «тянется» время при болезни и бессоннице. Психологи отмечают, что в восприятии времени большую роль играют ритмика сердцебиения и дыхания, а также органические ощущения. Восприятие последовательности явлений, как правило, отличается большей точностью, чем восприятие их длительности. Восприятие движения есть одновременное восприятие пространства и времени. Восприятие скорости может быть относительным (когда воспринимается и движущийся предмет, и какой-то неподвижный объект) и безотносительным (восприятие предмета изолировано от других объектов). Безотносительное восприятие отличается меньшей точностью, нежели относительное. Восприятие движения зависит от скорости движущегося предмета и расстояния между ним и воспринимающим субъектом: чем больше это расстояние, тем движение кажется более медленным. Восприятие наблюдаемого события само по себе еще не обеспечивает правильного его воспроизведения. В ре-зультате ощущений и восприятий в коре головного мозга образуются временные нервные связи (ассоциации). В этом состоит процесс запоминания, с этого начинается деятельность памяти. Образующиеся ассоциации подраз- деляются на смысловые, ассоциации по смежности (если восприятие событий происходит одновременно или последовательно одно за другим), ассоциации по сходству (например, созвучные слова, сходные предметы) и ассоциации по контрасту (например, светлый и темный). Запоминание воспринятого может быть непроизвольным, механическим или произвольным, осмысленным. При произвольном запоминании объем и степень закрепления воспринятой информации значительно выше, нежели при непроизвольном запоминании. Если будучи свидетелем какого-то события наблюдавший его субъект специально стремился запомнить, удержать в памяти связанные с ним обстоятельства, он может дать о них на допросе более подробные, развернутые показания. При непроизвольном запоминании глубина сохранения в памяти воспринятых событий зависит от степени внимания, заинтересованности в сохранении воспринятого в памяти, от характера личного отношения к этим событиям или участия в них. Так, лицо, умышленно совершившее преступление, дольше, полнее и точнее, чем другие лица, помнит свои действия и связанные с ним обстоятельства. Свойства памяти у людей не одинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением; у других лучше развита память на зрительные 5 или слуховые образы; у третьих — память на общие: понятия, содержание разговора, письма и т. д.; у четвертых — память на то, что связано с пережитыми эмоциями (страхом, радостью, возмущением, горем и др.). Характер памяти может определяться профессиональными особенностями человека. У художников, как правило, отлично развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у математиков и счетных работников — память на цифры. Необходимо учитывать при допросе индивидуальные особенности памяти, выяснять, какой вид памяти хорошо развит у допрашиваемого, чтобы правильно представить, какие свойства предметов или явлений могли лучше ему запомниться. Должны учитываться и возрастные особенности памяти (механическое запоминание у детей, старческая забывчивость недавних событий, но сохранение в памяти подробностей молодости). На формирование показаний существенное влияние оказывают процессы торможения в коре головного мозга, угасания временных нервных связей, являющихся физиологической основой забывания. Интенсивность забывания зависит от ряда факторов: силы впечатления и прочности запоминания, степени осмысливания и понимания воспринятого, волевых усилии к удержанию воспринятого в памяти, степени устойчивости интереса к воспринятой информации, состояния нервной системы, дефектов памяти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильные впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять то, что запечатлено. При необходимости воспринятая и запечатленная в памяти информация воспроизводится на допросе. Воспроизведение может быть непосредственным и отсроченным, произвольным и непроизвольным. Оно возможно в двух формах: узнавания (воспроизведения при повторном восприятии объекта) и воспоминания (без повторного восприятия объекта). Непосредственное воспроизведение (следующее сразу же за восприятием), как правило, отличается большей полнотой и точностью, нежели отсроченное по времени воспроизведение. Поэтому допрос о происшедшем событии (особенно допрос свидетеля) не следует откладывать. Однако в ряде случаев (главным образом, когда восприятие сопровождается сильными переживаниями человека, например потерпевшего) промежуток в один-два дня от момента восприятия до допроса не мешает, а способствует полноте и точности воспроизведения. Это — так называемое явление реминисценции, в основе которого лежит снятие утомления нервных клеток, наступающее при эмоционально насыщенном восприятии. Оно научно объясняет общеизвестный факт, что заученный материал мы лучше воспроизводим утром следующего дня, чем вечером предыдущего. Непроизвольное (без намерения) воспроизведение происходит на основе главным образом ассоциаций по смежности, а также ассоциаций по сходству и контрасту. Для допроса наиболее важное значение имеет произвольное воспроизведение, происходящее на основе ассоциативных процессов1 и активной мыслительной деятельности. 1 Ассоциативные процессы основаны на принципе замыкания временных нервных связей. Восприятие всегда сопровождается образованием в коре головного мозга нескольких взаимосвязанных очагов возбуждения, причем возбуждение при повторении восприятия (например, при предъявлении предмета или напоминании) из одного очага как бы перетекает в другой очаг по образовавшимся замкнутым путям. Поэтому, когда два воспринятых факта связаны между собой по смежности, сходству или контрасту и когда воспроизведение одного из них затруднено вследствие процесса забывания, при напоминании другого факта человек может вспомнить и забытый. Закономерности ассоциативных процессов используются следователем для оказания помощи допрашиваемому в припоминании забытого. На формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы, в частности: 1) психоэмоциональное состояние допрашиваемого в момент воспроизведения (взволнован или спокоен и т. д.). Благоприятствует воспроизведению уравновешенное психическое состояние допрашиваемого, что в свою очередь зависит от таких объективных факторов, как спокойная, неотвлекающая обстановка допроса, правильное поведение следователя, деловой тон его разговора и др.; 2) действие так называемой защитной доминанты, которая наиболее часто проявляется у обвиняемых и подозреваемых, хотя не исключается также при допросе свидетелей и потерпевших. Иногда допрашиваемый, желая давать правдивые показания, тем не менее старается придать своему поведению более благовидную окраску; 3) темперамент и характер допрашиваемого. Особенности эмоциональной "возбудимости и общей подвижности человека (сангвиника, флегматика, холерика, меланхолика) не только влияют на восприятие и запоминание, но должны учитываться и в момент воспроизведения факторов и явлений при допросе. С меланхоликом следует быть особенно терпеливым и настойчивым. Быстрая смена настроений у сангвиника позволяет избрать наиболее благоприятный момент для выяснения интересующих следователя вопросов. Склонность к быстрым взрывам у людей с холерическим темпераментом обязывает допрашивающего быть внимательным и предупредительным. Немаловажное значение для выбора тех или иных тактических приемов допроса имеют индивидуальные особенности характера (замкнутость, разбросанность, хвастливость, беспринципность, нерешительность, трусливость и др.). Правильность и четкость воспроизведения отложившейся (восстановленной) в памяти информации во многом зависит от способности допрашиваемого правильно излагать свои мысли, отбирать для этого соответствующие содержанию языковые средства. Следователь при необходимости должен уточнить значение употребляемой допрашиваемым лексики, уяснить смысл интонации, мимики, жестикуляции, акцента на отдельных словах и выражениях. Тактические приемы допроса избираются с учетом таких психологических особенностей личности допрашиваемого, как внушаемость и воображение (склонность к фантазированию). Внушение — психическое воздейст- вие одного человека на другого — имеет место в основном в тех случаях, когда допрашиваемый при восприятии упустил какие-то отдельные моменты и восполняет их в сознании сведениями из разговоров (тем более неоднократных) других лиц, интерпретировавших по-своему данное событие. Степень подверженности внушению у людей различна: в наибольшей степени внушению подвержены дети и взрослые со слабой волей. Внушаемость усиливается с ростом доверия, уважения к собеседнику или допрашивающему. Поэтому следователь должен остерегаться применения наводящих вопросов, а также внушающего воздействия на допрашиваемого интонации своего голоса, выражения удовольствия, разочарования или удивления ответом. Склонность к фантазированию особенно резко выражена у детей и психопатических личностей. Физиологическая основа воображения (фантазии) состоит в оживлении образовавшихся временных нервных связей и преобразовании их в новые сочетания. Элементы воображения могут быть внесены в показания в случаях неполного восприятия предметов или явлений, когда допрашиваемый, стремясь всесторонне охарактеризовать наблюдавшееся событие, восполняет пробелы восприятия фантазированием. Учитывая это, следователь должен путем постановки контрольных вопросов выяснять источники осведомленности допрашиваемого о сообщенных им фактах и условиях их восприятия, уточнять, лично ли их наблюдал допрашиваемый или изложил свое умозаключение. Влияние указанных выше факторов на формирование показаний велико, и следователь в ходе допроса должен с максимальным вниманием оценивать получаемую от допрашиваемого информацию, своевременно менять тактические приемы, запланированные в ходе подготовки к допросу. § 4. Тактические особенности отдельных видов допроса Тактические особенности допроса свидетеля и потерпевшего. Процессуальный порядок допроса свидетеля и потерпевшего определяется ст.ст. 155—161 УПК. При подготовке и проведении допроса свидетеля и потерпевшего необходимо руководствоваться изложенными выше общими положениями тактики допроса на предваритель- ном следствии. Кроме того, следует учитывать, что свидетель и потерпевший в отличие от обвиняемого и подозреваемого обязаны не только явиться по вызову, но и дать правдивые показания: сообщить все известное им по делу и ответить на поставленные вопросы (ст.ст. 73, 75 УПК). Процессуальная обязанность свидетеля и потерпевшего дать правдивые показания иногда встречает противодействие с их стороны в силу заинтересованности в исходе дела и нежелания показывать правду. Нередки случаи, когда и добросовестный свидетель не дает показаний о проверяемых обстоятельствах, потому что не помнит их. Бывает и так, что свидетель дает недостоверные показания в результате добросовестного заблуждения. Разобраться в причинах ложности свидетельских показаний, в мотивах умолчания свидетеля об известных ему фактах порой бывает трудно. Поэтому при подготовке к допросу свидетеля, кроме изучения материалов, относящихся к предмету допроса, составления плана допроса и выполнения других общих требований подготовки к допросу, необходимо выяснить отношение свидетеля к обвиняемому и к расследуемым фактам, о которых предполагается его допросить; проверить, не является ли данный свидетель заинтересованным лицом, не привлекался ли он к уголовной ответственности, как характеризуется по службе и в быту. Когда о проверяемом событии знают несколько свидетелей, следует решить, кого из них и в какой очередности вызвать на допрос. Определяя круг свидетелей по тому или иному эпизоду, необходимо обращать внимание на то, в каких условиях каждый из них наблюдал данный эпизод, какие стороны его могли лучше запомниться свидетелю в силу объективных условий восприятия и индивидуальных психологических особенностей свидетелей. В числе первых на допрос вызываются свидетели, которые характеризуются как наиболее добросовестные и хорошо осведомленные в проверяемом событии (очевидцы происшествия; лица, отрицательно относящиеся к преступным действиям виновного; свидетели, полнота восприятия у которых обусловлена профессиональными качествами; свидетели нескольких фактов преступной деятельности обвиняемого и др.). Очередность вызова свидетелей определяется также хронологической последовательностью проверяемых событий: в числе первых допрашиваются свидетели, знающие о более ранних эпизодах. В начале допроса следователь сообщает свидетелю, для выяснения каких обстоятельств он вызван, и предлагает ему последовательно рассказать об этих обстоятельствах. Если свидетель заявляет, что ему по данному вопросу ничего не известно или если его показания противоречивы, нелогичны, не соответствуют другим материалам дела и вызывают сомнение, не следует делать поспешный вывод о недобросовестности свидетеля. Необходимо проверить его показания путем постановки напоминающих, уточняющих и контрольных вопросов и предъявления допрашиваемому показаний других свидетелей и иных материалов, относящихся к проверяемым обстоятельствам, использовать тактические приемы, направленные на восстановление забытых фактов, либо методы изобличения лжесвидетельства. Для оказания помощи допрашиваемому в восстановлении забытого может быть использован тактический прием активизации ассоциативных процессов, а также создание необходимых условий, когда воспоминание дополняется узнаванием тех или иных объектов. Если, например, свидетель забыл тот или иной проверяемый факт, следователь напоминает ему о каком-то сопутствующем обстоятельстве, и это нередко приводит к тому, что допрашиваемый по ассоциации восстанавливает в памяти и забытый факт. Сопутствующее обстоятельство может относиться, а может и не относиться к проверяемому факту: причинная связь здесь не обязательна. Важно, чтобы это обстоятельство и проверяемый факт были смежными (по времени, месту), сходными либо контрастными. Для восстановления забытого события или его отдельных обстоятельств свидетелю могут быть предъявлены участники события, предметы обстановки, фотоснимки, планы, схемы и т. п. Эффект восстановления забытого может быть получен при допросе свидетеля на месте происшествия. Иные тактические приемы применяются для изобличения в лжесвидетельстве. Однако прежде чем прибегнуть к ним, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый свидетель дает ложные показания, и выяснить их мотивы. Мотивами лжесвидетельства могут быть заинтересованность в исходе дела, сговор с обвиняемым, неприязненные отношения с другими участниками события, неправильно понимаемое чувство товарищества, боязнь мести, чувство стыда, стремление скрыть собственное неблаговидное поведение (например, трусость, небрежность, халатность), опасение повредить близким и др. Уяснение 394 мотивов лжесвидетельства поможет их устранению и получению правдивых показаний. Полезным бывает также разъяснение свидетелю его роли в установлении истины по делу, в разоблачении действительных преступников, в ограждении невиновных от незаслуженного наказания; напоминание об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. И если эти приемы не достигают цели, производится изобличение недобросовестного свидетеля путем предъявления ему показаний других лиц, вещественных доказательств, проведения очных ставок. Согласно ст. 161 УПК при допросе потерпевшего применяются процессуальные правила допроса свидетеля. Некоторые тактические особенности допроса потерпевшего обусловлены его процессуальным положением и психическим состоянием в момент восприятия происходивших событий. Потерпевший имеет право предоставлять доказательства, заявлять ходатайства о допросе свидетелей, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и др. Поэтому не исключается возможность влияния на его показания имеющихся в деле доказательств; внушающего воздействия фактов, почерпнутых из материалов дела, в том числе из недостоверных показаний недобросовестных свидетелей. В этой связи важно своевременно допросить потерпевшего, когда возможность отрицательного влияния на его показания минимальна или вообще исключена. При оценке показаний и выборе тактических приемов допроса потерпевшего должно учитываться психическое состояние его в момент восприятия событий. Испуг, волнение, страх, физические страдания могут исказить восприятие и помешать правильному изложению фактов при допросе. В таких случаях рекомендуется отложить вызов потерпевшего на допрос, дать ему возможность «прийти в себя», снять нервное напряжение и только после этого в более спокойном состоянии допросить потерпевшего. Тактические особенности допроса обвиняемого и подозреваемого. Обвиняемый и подозреваемый не обязаны давать показания по делу. Однако следователь не может безразлично относиться к тому, дает или не дает допрашиваемый правдивые показания о совершенном преступлении. Соблюдая процессуальный порядок допроса (ст. ст. 150—152 УПК) и используя рекомендованные криминалистикой тактические приемы, следователь должен убедить допрашиваемого в бесполезности сокрытия истины. Поскольку показания обвиняемого являются не 395 только источником доказательств, но и средством защиты, следователь должен предоставить ему возможность с исчерпывающей полнотой изложить свои объяснения. Задача допроса обвиняемого и подозреваемого состоит не в том, чтобы допрашиваемый «сознался», а в том, чтобы он дал правдивые исчерпывающие показания. Тактические приемы допроса обвиняемого имеют некоторые особенности. К допросу обвиняемого следователь должен готовиться особенно тщательно. Он должен в деталях знать материалы дела, правильно определить момент очередного допроса. Если обстоятельства, по поводу которых намечено допросить обвиняемого, не исследованы, сомнительны и не ясны для следователя, вызов обвиняемого на допрос будет преждевременным и, как правило, безуспешным. Нельзя также рассчитывать на успех, если доказательства, с помощью которых предполагается разоблачать ложные показания обвиняемого, предварительно не проверены, противоречивы и неубедительны. По групповому делу важно решить, кого из обвиняемых допросить в первую очередь. При этом учитывается, какую роль играл тот или иной обвиняемый в совместной преступной деятельности и какое наказание ему грозит за содеянное, насколько убедительны доказательства его вины, в каких взаимоотношениях находился он с другими соучастниками, не проявлялось ли к нему недоверие с их стороны, не высказывал ли он намерений явиться с повинной и прекратить преступную деятельность, каковы его личные качества (трусость, решительность, безволие и т. д.). Более быстрое получение правдивых показаний от одних обвиняемых может стать важным условием успешного допроса их соучастников, дающих заведомо ложные показания. При подготовке к допросу обвиняемого следователь оценивает факты совершенного преступления с точки зрения тяжести содеянного. О менее значительных эпизодах преступной деятельности обвиняемый может быстрее дать правдивые показания, чем о тяжком преступлении, а откровенное объяснение одних фактов нередко побуждает его честно рассказать и о других, более опасных эпизодах. Обвиняемому необходимо разъяснить предусмотренное законом положение (ст. 38 УК) о том, что чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смягчающим ответственность. При допросе недопустимы обман и умышленная дезориентация обвиняемого. Следователь не вправе, напри-396 мер, заявлять ему, что «следствию все известно», что «соучастники сознались» и т. п., если это не соответствует действительности. Следователь не обязан раскрывать обвиняемому в начале допроса, какие доказательства собраны по делу. Эта неосведомленность обвиняемого может быть использована в тактических целях. Для разоблачения ложности показаний обвиняемого могут быть использованы следующие тактические приемы: 1) детализация показаний; 2) повторные допросы об одних и тех же фактах; 3) использование противоречий в показаниях; 4) использование доказательств, а также данных, полученных оперативно-розыскным путем. Обвиняемый, дающий ложные показания, обычно схематично излагает обстоятельства события. Это объясняется не только сложностью заполнения пробелов вымышленными деталями, но и сознанием, что детальные показания легче проверить. Поэтому обвиняемый иногда разоблачает себя тем, что оказывается не в состоянии детализировать свои ложные показания. Если обвиняемый все же заполняет свои показания вымышленными деталями, повторные допросы его об одних и тех же фактах позволяют выявить неизбежные в таких случаях несоответствия одних показаний другим и разоблачить их ложность. Обвиняемый, давая ложные показания, нередко впадает в противоречия. Иногда целесообразно не спешить акцентировать внимание на лживости и противоречивости его объяснений и лишь после занесения ложных показаний в протокол и подписания его обвиняемым следует использовать противоречия для изобличения допрашиваемого во лжи и получения от него правдивых показаний. Наиболее эффективным тактическим приемом изобличения является использование имеющихся доказательств и данных, полученных оперативно-розыскным путем. При допросе для изобличения обвиняемого во лжи и получения от него правдивых показаний можно использовать лишь проверенные, достоверные факты. Предпочтение при этом отдается доказательственным фактам, известным из нескольких источников, которые при необходимости могут быть поочередно предъявлены допрашиваемому. Предъявление не следует начинать с материалов, полученных оперативно-розыскным путем, а также с вещественных доказательств, обнаруженных в отсутствие обвиняемого, и с предметов, назначение которых пока неясно. Не рекомендуется предъявлять обвиняемому сразу все собранные по делу доказательства. Обычно больший эффект дает тактика последовательного использования материалов в порядке возрастания их доказательственного значения. В то же время надо иметь в виду, что предъявление доказательств с большими промежутками во времени и вне логической последовательности не приносит положительных результатов. Иногда бывает целесообразно предъявить вначале самое сильное, решающее доказательство. Данный тактический прием можно рекомендовать, например, когда обвиняемый «колеблется», намерен дать правдивые показания, но еще не решается сделать это, когда используемое доказательство невозможно опровергнуть и когда обвиняемый не ожидает, что следователь может располагать таким сильным доказательством.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |